.

Вы здесь

1 октября вступил в силу новый Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам за счет ФССУ

  1 октября 2018 года вступило в силу постановление Правления Фонда социального страхования Украины «Об утверждении Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет денежных средств Фонда социального страхования Украины» от 19.07.2018 г. № 12. Этим постановлением утвержден указанный в его названии Порядок (далее — Порядок № 12), а также отменен действовавший до этого Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет денежных средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденный постановлением ФСС по ВУТ от 22.12.2010 г. № 26.

   Порядок № 12 определяет механизм и условия финансирования страхователей для предоставления за счет Фонда социального страхования Украины (далее — Фонд):

    1) материального обеспечения в связи с временной утратой трудоспособности, предусмотренного статьей 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105), застрахованным лицам по следующим видам:

     - пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

     - пособие по беременности и родам;

     - пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве).

    2) выплат пострадавшим на производстве, предусмотренных абзацем четвертым части 3 статьи 42 Закона № 1105, по следующим видам:

     - пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

     - выплата при временном переводе пострадавшего на более легкую, нижеоплачиваемую работу;

     - возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг.

На основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия страхователь начисляет суммы материального обеспечения и оформляет заявление-расчет, которое должно быть передано в рабочий орган Фонда не позднее 5 рабочих дней с даты принятия комиссией такого решения.

  Для получения материального обеспечения в связи с временной утратой трудоспособности страхователи должны подавать Фонду заявление-расчет по новой (единой для всех страховых случаев) форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 12. О том, как заполнять новое заявление-расчет, Фонд уже проинформировал на своем сайте.

   Пунктом 6 Порядка № 12 установлено, что заявление-расчет подается страхователем в бумажном виде лично в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда или его отделение (далее — орган Фонда), либо направляется в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП).

   В случае представления документа в электронном виде с применением ЭЦП распечатанное заявление-расчет вместе с предоставленными застрахованными лицами документами, на основании которых назначались отдельные выплаты и материальное обеспечение, хранится у страхователя (п. 7 Порядка № 12).

   Важным новшеством Порядка № 12 является то, что страхователи после получения финансирования от Фонда и выплаты застрахованным лицам сумм материального обеспечения должны информировать Фонд об осуществленных выплатах с помощью уведомления.

   Так, согласно пункту 10 Порядка № 12 после проведения выплат за счет денежных средств Фонда страхователь направляет уведомление о проведении выплат по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 12 (далее — Уведомление). Формой Уведомления предусмотрено отражение в ней следующей информации: фамилия, имя и отчество получателя выплаты; номер страхового свидетельства (идентификационный номер); данные листка нетрудоспособности; дата выплаты денежных средств застрахованному лицу; сумма за счет денежных средств Фонда.

   Уведомление может быть отправлено в электронном виде с использованием ЭЦП или направлено письмом с уведомлением о вручении, или предоставлено непосредственно в орган Фонда. Уведомление направляется страхователем в течение месяца со дня проведения выплат.

  Фонд на своем сайте сообщил, что уже реализуется возможность подачи заявлений-расчетов, уведомлений о выплате денежных средств застрахованным лицам и отчетов в электронном виде. Ранее реализована возможность подачи отчета Ф4-ФСС з ТВП в электронном виде с применением ЭЦП, а с 1 октября 2018 года доступна также электронная форма для подачи заявлений-расчетов и уведомлений о выплате денежных  средств застрахованным лицам. Для этого страхователи должны обратиться в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда или их отделений для заключения соответствующих договоров.

   Исполнительная дирекция Фонда приказом от 25.09.2018 г. № 442-од утвердила примерный договор со страхователем относительно представления электронных документов в Фонд социального страхования Украины (далее — Примерный договор). Для подачи заявления-расчета и уведомления в электронном виде страхователь должен обратиться в рабочий орган Фонда для заключения договора о представлении электронных документов в Фонд. После заключения такого договора создание страхователем электронных документов (заявления-расчета, уведомления, Отчета ф. Ф4-ФСС з ТВП) осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения. Сейчас Фонд работает над реализацией права страхователей на подачу документов в электронном виде (разрабатывается соответствующее программное обеспечение). Планируется (в том числе указано в пунктах 3.3.3–3.3.5 Примерного договора как обязанность адресата — рабочего органа Фонда), что после подачи страхователем документа в электронном виде рабочий орган Фонда (адресат) обеспечивает отправление страхователю трех электронных квитанций:

    • квитанция № 1 — формируется адресатом или посредником и удостоверяет факт и время получения электронного документа от страхователя;

    • квитанция № 2 — формируется адресатом по результатам проверки электронного документа и удостоверяет факт и время отправления электронного документа адресату;

    • квитанция № 3 — формируется адресатом с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт и время принятия (непринятия) электронного документа и внесения его данныхв базу данных.

  Также об этом Фонд сообщил на своем сайте, отметив, что создание страхователем электронных документов осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения. Способ подачи документов определяется работодателями на добровольных началах, представление электронных документов предоставляет страхователю право не подавать их на бумажных носителях. В то же время сохраняется возможность подачи заявления-расчета непосредственно в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда или его отделение по своему местонахождению или месту жительства.

  Обращаем внимание на то, что поскольку Порядок № 12 вступил в силу 1 октября 2018 года, то руководствоваться нормами Порядка № 12 необходимо именно с этой даты, в том числе подавать заявление-расчет по новой форме, начиная с 1 октября 2018 года, и уведомлять Фонд о выплате денежных средств застрахованным лицам, которые осуществлены, начиная с 1 октября 2018 года (независимо от того, когда подавалось заявление-расчет и получены денежные средства от Фонда).

   В случае отсутствия информации от страхователя о выплатах застрахованным лицам в течение 3 месяцев со дня осуществления финансирования органы Фонда осуществляют проверку использования страхователем денежных средств Фонда (п. 11 Порядка № 12).

   Если сумма полученных страхователем от Фонда страховых денежных средств превышает фактические расходы на проведение выплат за счет денежных средств Фонда, неиспользованные страховые денежные средства в течение 3 рабочих дней возвращаются страхователем на счет органа Фонда, с которого поступило финансирование, и письмом направляются объяснения причин возврата денежных средств (п. 12 Порядка № 12).

    В случае выявления страхователем ошибок при начислении выплат за прошлые периоды (за пределами действующего бюджетного года) излишне начисленные и выплаченные денежные средства возвращаются страхователем в орган Фонда и одновременно направляется обоснованное письменное объяснение о причинах возвращения страховых денежных средств (п. 13 Порядка № 12).

Создание сайта: SSC Group