Індикатор надійності

Підказка: Пароль повинен мати щонайменше 12 символів. Щоб зробити його сильнішим, використовуйте великі та маленькі букви, цифри, та спеціальні символи.

Отменен Указ Президента, устанавливавший штрафные санкции за нарушение порядка обращения наличности

23 июня 2019 года вступил в силу Указ Президента Украины «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» от 20.06.2019 г. № 418/2019 (далее — Указ № 418), которым отменены 53 Указа Президента Украины, изданных в период с 1994 по 2001 год, а также отменены отдельные нормы в 8 действующих Указах Президента Украины.

В частности, отменен Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 (далее — Указ № 436), которым установлена ответственность субъектов хозяйствования за нарушение кассовой дисциплины.

Так, статьей 1 отмененного Указа № 436 было установлено, что в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами – гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, а также постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Национальным банком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа:

– за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

– за неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы;

– за расходование наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме денежных средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных (неотложных) обстоятельств — социальных выплат гражданам на погребение, помощи при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы), при наличии налоговой задолженности — в размере осуществленных выплат;

– за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных денежных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным денежным средствам — в размере 25% выданных под отчет сумм;

– за проведение наличных расчетов без представления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных денежных средств, — в размере уплаченных денежных средств;

– за использование полученных в учреждении банка наличных денежных средств не по целевому назначению — в размере израсходованной наличности.

Также статьей 1 Указа № 436 было установлено, что за неустановление учреждениями банков лимитов остатка наличности в кассах с них взимается штраф в 50-кратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый случай такого неустановления.

Таким образом, со дня вступления в силу Указа № 418 и отмены Указа № 436, т. е. с 23 июня 2019 года налоговые органы неимеют права налагать вышеуказанные штрафы. Что касается возможности или невозможности наложения вышеуказанных штрафов за нарушения кассовой дисциплины, совершенные до отмены Указа № 436 (т. е. до 23 июня 2019 года), а выявленные после отмены Указа № 436 (т. е. после 23 июня 2019 года), то этот вопрос является неоднозначным (есть аргументы в защиту как одной, так и другой позиции).

Указ № 436 отменен Президентом Украины по просьбе представителей бизнеса с целью уменьшения регуляторного иадминистративного давления на бизнес, улучшения инвестиционного климата и улучшения условий ведения бизнеса в Украине. Кроме того, отмена Указа № 436 вызвана тем, что некоторые его нормы фактически не «работали» (о наложении штрафа за расходование наличности из выручки от реализации на оплату труда при наличии налоговой задолженности и за нецелевое использование снятой в банке со своего счета наличности), а также тем, что согласно пункту 22 части первой статьи 92 Конституции Украины правонарушения и ответственность за них могут быть установлены исключительно законами Украины (а не Указами Президента Украины). Поэтому не исключено, что после избрания новой Верховной Рады Украины будет принят закон, которым будет установлена финансовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение кассовой дисциплины (например, на базе законопроекта от 27.12.2018 г. № 9451).

На данный момент статьей 163-15 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлена административнаяответственность должностных лиц юридического лица и физических лиц – предпринимателей за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными, в виде наложения штрафа от100 до 200 нмдг (от 1700 до 3400 грн.). Также наложение финансовых санкций на субъектов хозяйствования за нарушение порядка проведения расчетов предусмотрено статьей 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от  06.07.95 г. № 265/95-ВР.