Індикатор надійності

Підказка: Пароль повинен мати щонайменше 12 символів. Щоб зробити його сильнішим, використовуйте великі та маленькі букви, цифри, та спеціальні символи.

Суд отменил постановление Кабмина, которым инспекторам труда разрешено проводить инспекционные посещения работодателей в любое время

Постановлением Шестого Апелляционного административного суда от 14.05.2019 г. по делу № 826/8917/17 отменено постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Постановление № 295).

Напомним, что Постановлением № 295 утвержден, в частности, Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля), который определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения). Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда: Гоструда и ее территориальных органов; исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (далее —исполнительные органы советов).

Коллегия судей пришла к выводу, что проект Постановления № 295 не мог быть рассмотрен и одобрен Правительством при отсутствии согласования Государственной регуляторной службой, отсутствие которого обусловлено принятием Государственнойрегуляторной службой решения об отказе в его согласовании. Учитывая этот факт, коллегия судей считает, что ответчиком (Правительством) существенно нарушены порядок подготовки и принятия Постановления № 295, что безусловно имеет своим следствием признание обжалуемого постановления недействительным. Обжалуемое постановление по своей сути также противоречит требованиям действующего законодательства — Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора(контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», о чем верно было отмечено апеллянтом по делу — Государственной регуляторной службой.

Кроме того, предметом спора были полномочия органов контроля исполнительных органов советов на проведение государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Проанализировав нормы законодательства, суд пришел к выводу, что Гоструда уполномочена на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин — на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде. В то же время пункты 2 и 3 Порядка контроля предусматривают полномочия последних исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Учитывая, что нормы Порядка контроля противоречат нормам Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора(контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», суд отменил Постановление № 295, поэтому все мероприятия контроля, предусмотренные Постановлением № 295 (инспекционные посещения и невыездные инспектирования инспекторами труда), должны быть прекращены со дня отмены указаного Постановления — с 14.05.2019 г. (дата принятия судом своего постановления). Но, как и раньше, Гоструда имеет право проводить плановые ивнеплановые проверки, предусмотренные законодательными актами ,в частности, плановые и внеплановые проверки согласно Закону Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Сейчас Гоструда разрабатывает новый документ вместо Постановления № 295.