.

Вы здесь

Утвержден Порядок проведения госконтроля за соблюдением законодательства о труде

  16 мая 2017 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Постановление № 295).

  Напомним, что согласно статье 259 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физическими лицами – предпринимателями, использующими наемный труд, осуществляет Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении, кроме органов доходов и сборов, имеющих право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.

  С 1 января 2017 года были внесены изменения в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), которыми расширен перечень органов, имеющих право проводить проверки работодателей. Так, статья 17 Закона № 280 была дополнена частью 2, согласно которой органы местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины.

  Также часть 3 статьи 18 Закона № 280 была изложена в новой редакции, которой установлено, что органы местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой относительно проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

  Кроме того, статья 34 Закона № 280 была дополнена частью 3, в соответствии с которой к ведению исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин относятся:

   1) осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством;

   2) наложение штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством.

  Таким образом, органами контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения с 1 января 2017 года является как Гоструда, так и вышеуказанные местные органы.

  В связи с вышеизложенными законодательными новшествами Кабмин и принял Постановление № 295, которым утверждены:

   - Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок госконтроля);

   - Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок госнадзора);

   - изменения в некоторые поставления Кабинета Министров Украины.

  Непосредственно работодателей касается Порядок госконтроля, поскольку этот документ определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения).

  Согласно Порядку госконтроля государственный контроль за соблюдением работодателями (юридическими лицами и физическими лицами, использующими наемный труд) законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспектирований инспекторами труда:

  • Гоструда и ее территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

  Исчерпывающий перечень оснований для проведения инспекционных посещений определен в пункте 5 Порядка госконтроля.

  При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение (п. 9 Порядка госконтроля).

  Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства — 2 рабочих дней (п. 10 Порядка госконтроля).

  Что касается прав инспектора труда, то согласно пункту 11 Порядка госконтроля инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных пунктом 5 этого Порядка, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

  2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, которые содержат информацию/сведения по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения, невыездного инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;

  3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;

  4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

  5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

  6) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;

  7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

  По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде — предписание об их устранении (п. 19 Порядка госконтроля).

  Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информации, акт подписывается с замечаниями. Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее 3 рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через 3 рабочих дня с даты их поступления (п. 21 Порядка госконтроля).

  При наличии нарушений требований трудового законодательства, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездного инспектирования, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам который вносит предписание и/или принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности. В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются (п. 27, 28 Порядка госконтроля).

  Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования (п. 29 Порядка госконтроля).

  Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения путем обращения к руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда. В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано путем обращения к руководителю или заместителю руководителя Гоструда.

  Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования. Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом. По результатам рассмотрения жалоб требования, предписания могут быть отменены полностью или в отдельной части.

  Что касается Порядка госнадзора, то он определяет основные задачи и процедуру осуществления Гоструда и ее территориальными органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, основной целью которого является выявление нарушений и недостатков при осуществлении исполнительными органами местных советов и центральными органами исполнительной власти вышеперечисленных полномочий, определенных частью 3 статьи 34 Закона № 280 и частью второй статьи 259 КЗоТ.

  Постановлением № 295 также отменено постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059.

Создание сайта: SSC Group