.

Вы здесь

Утверждено новое Положение о реестре застрахованных лиц

   12 июня 2018 года вступило в силу постановление Правления Пенсионного фонда Украины «О внесении изменений в Положение о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования» от 27.03.2018 г. № 8-1, которым в новой редакции изложено Положение о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления Пенсионного фонда Украины (далее — ПФУ) от 18.06.2014 г. № 10-1 (далее — Положение № 10-1). Нормы этого Положения приведены в соответствие с действующими нормами Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ (далее — Закон № 2464). Положение № 10-1 определяет порядок организации ведения реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — реестр застрахованных лиц, Реестр) и порядок предоставления информации из Реестра.

   Реестр формирует и ведет ПФУ, который является владельцем данных Реестра. Реестр застрахованных лиц обеспечивает:

    - учет застрахованных лиц в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее — ОГСС) и их идентификацию;

    - накопление, хранение и автоматизированную обработку информации о страховом стаже и заработной плате (доходе, денежном обеспечении, помощи, компенсации), о приобретении застрахованными лицами права на получение страховых выплат по отдельным видам ОГСС;

    - начисление и учет выплат по отдельным видам ОГСС.

   Основными новшествами Положения № 10-1 являются:

   1. Отныне в Реестре для каждого застрахованного лица автоматически создается учетная карточка с присвоением номера (не путать с налоговым номером — регистрационным номером учетной карточки плательщика налогов (далее — РНУКПН), указываемом в таблице 6 Отчета о ЕСВ), которая хранится в ПФУ в течение всей жизни лица, а после его смерти — в течение 75 лет на бумажных и/или электронных носителях. Учетная карточка открывается в случае поступления в составе отчетности от страхователя сведений о застрахованном лице, о суммах начисленного дохода и ЕСВ, поступления сведений от фондов ОГСС и в иных случаях, предусмотренных Законом № 2464 (п.п. 1, 2 р. ІІІ, п. 1 р. VIII Положения № 10-1).

   В учетные карточки Реестра вносятся сведения о физических лицах, подлежащих ОГСС, и другая информация, необходимая для исчисления, назначения и осуществления страховых выплат по отдельным видам ОГСС. Полный перечень информации, содержащейся в учетной карточке, приведен в пункте 2 раздела ІІІ Положения № 10-1.

   В случае создания учетной карточки ПФУ формирует и направляет страхователю на электронный адрес, указанный в отчетности, уведомление об открытии персональной электронной учетной карточки застрахованного лица по форме согласно приложению 1 к Положению № 10-1 или предоставляет такое уведомление застрахованному лицу при личном обращении в органы ПФУ (п. 4 р. ІІІ Положения № 10-1).

   2. Информация из Реестра предоставляется бесплатно ПФУ и его территориальными органами в бумажной и/или электронной форме (п. 2 р. V Положения № 10-1). Она формируется с помощью программных средств ведения этого Реестра на основании сведений, которые содержатся в нем, с присвоением индексного номера документа и фиксацией даты и времени его формирования. Информация из Реестра содержит актуальные на дату и время ее формирования сведения, которые обрабатываются в Реестре, или сведения об отсутствии информации по определенным параметрам поиска.

   Страхователям (работодателям) предоставляется информация из Реестра о застрахованных лицах, состоящих в трудовых отношениях с этими страхователями, за период пребывания лица в трудовых отношениях со страхователем, а также сведения о страховом стаже этих застрахованных лиц, необходимые для назначения социальных выплат (п. 9 р. V Положения № 10-1).

   Информация из Реестра предоставляется в электронной форме после идентификации лица в базе данных веб-портала в соответствии с Положением об организации приема и обслуживания лиц, которые обращаются в органы ПФУ, утвержденным постановлением правления ПФУ от 30.07.2015 г. № 13-1, а также застрахованным лицам через терминалы доступа, в том числе автоматизированные, субъектов, подключенных к информационным сервисам на веб-портале электронных услуг ПФУ в соответствии с договорами, заключенными в порядке, установленном законодательством о получении информации из систем, где осуществляется обработка информации, требования относительно защиты которой установлены Законом № 2464 (внешние пользователи массовых прикладных сервисов; далее — ВПМПС). Передача информации через ВПМПС веб-портала ПФУ, к которым могут относиться банки, «Укрпочта», страхователи, другие предприятия, учреждения и организации (при согласии застрахованных лиц или в случаях и в порядке, установленных законодательством в сфере защиты персональных данных) и т. д., осуществляется при наличии комплексной системы защиты информации информационно-телекоммуникационной системы ПФУ с подтвержденным соответствием согласно требованиям законодательства в сфере защиты информации. Доступ к документу в хранилище электронных документов веб-портала электронных услуг ПФУ осуществляется с помощью проверочных кодов и кода подтверждения (т. е с помощью электронных ключей и электронной подписи), которые предоставляются застрахованному лицу, осуществившему запрос на формирование электронного документа, на указанный им адрес электронной почты и/или СМС-сообщением (п. 7 р. V Положения № 10-1).

   Информация из Реестра предоставляется органами ПФУ в бумажной форме, в частности:

    1) застрахованному лицу лично при предъявлении паспорта (другого документа, удостоверяющего лицо), документа, подтверждающего регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или право осуществлять любые платежи по серии и/или номеру паспорта, или свидетельства об общеобязательном социальном страховании или пенсионного удостоверения;

    2) представителю застрахованного лица или страхователя — при предъявлении документов, удостоверяющих лицо представителя и его полномочия действовать от имени лица, которое он представляет, а также удостоверенных копий документов, дающих возможность органу ПФУ идентифицировать застрахованное лицо, страхователя.

    3) в случае, если застрахованным лицом является несовершеннолетнее или недееспособное лицо или лицо, гражданская дееспособность которого ограничена, — родителям, опекуну, попечителю и т. д. (п. 8 р. V Положения № 10-1).

   Таким образом, страхователь (работодатель) теперь может самостоятельно получить информацию из Реестра как в бумажном, так и в электронном виде. Это могут быть сведения о застрахованном лице, находящемся с ним в трудовых отношениях, за период пребывания в таких отношениях, а также сведения о страховом стаже застрахованного лица за весь период трудовой деятельности, который учитывается при расчете сумм страховых выплат. Но для того чтобы получить такие сведения из Реестра, работодателю необходимо сначала получить согласие застрахованного лица.

   Информация из Реестра, содержащая сведения о РНУКПН, серии и номере паспорта гражданина Украины, его семейном положении, информацию об инвалидности, материальном состоянии, адресе, дате и месте рождения, месте жительства и пребывания, предоставляется исключительно лицу, которого она касается (уполномоченному им лицу), а также в случаях, предусмотренных законами (п. 10 р. V Положения № 10-1).

   3. Информация из Реестра формируется и предоставляется страхователям и застрахованным лицам по новым формам, приведенным в приложениях к Положению № 10-1, в частности:

    - индивидуальные сведения о застрахованном лице:

    - приложение 3 (форма ОК-2 — содержит информацию за отчетный год в разрезе месяцев о суммах начисленной зарплаты (дохода), в т. ч. учтенной для пенсии, «больничных», сумме уплаченного ЕСВ с зарплаты, отработанных в месяце днях и факте уплаты страховых взносов, а также информацию для подсчета специального стажа для пенсии);

    - приложение 4 (форма ОК-5 — содержит информацию о застрахованном лице за отчетный год в разрезе месяцев в привязке к конкретному страхователю с данными о суммах заработка для начисления пенсии, количестве дней трудовых или гражданско-правовых отношений, прохождения военной службы в месяце, факте уплаты страховых взносов, страховом стаже, информацию для подсчета специального стажа для пенсии, суммах добровольно уплаченных страховых взносов для начисления пенсии. Справка ОК-5 формируется за любой период, начиная с 2000 года, и содержит сведения о суммах заработка для начисления социальных выплат (в том числе доплате до минимальной заработной платы) и страховом стаже. На основании этой справки застрахованное лицо может проанализировать свой страховой стаж и зарплату, которая в будущем будет использована при назначении пенсии);

    - приложение 5 (форма ОК-7 — содержит информацию о застрахованном лице за отчетный год в разрезе месяцев в привязке к конкретному страхователю с данными о суммах фактического заработка/дохода, количестве дней трудовых или гражданско-правовых отношений, прохождения военной службы в месяце, факте уплаты страховых взносов, страховом стаже, а также информацию о специальном стаже, суммах добровольно уплаченных страховых взносов для зачисления периодов в страховой стаж. Справка ОК-7 формируется за период с 2011 года и содержит сведения о фактических суммах заработной платы, с которой уплачивается ЕСВ (в пределах максимальной величины) и страховом стаже);

    - приложение 6 — данные о начисленной заработной плате (доходе, денежном обеспечении (содержит сведения за требуемый год в разрезе месяцев о сумме заработка/дохода, количестве дней страхового стажа в месяце, факте уплаты ЕСВ);

    - приложение 7 — данные о начисленной заработной плате (доходе, денежном обеспечении) в пределах максимальной величины, которая учитывается для расчета всех социальных выплат;

    - приложение 8 — извлечение из Реестра;

    - приложение 9 — данные о трудовом и страховом стаже;

    - приложение 10 — данные об особых условиях труда;

    - справка о размере пенсии пенсионера — приложение 11 (для бумажной формы), приложение 12 (для электронной формы);

    - справка для назначения субсидий — приложение 13 (для бумажной формы), приложение 14 (для электронной формы).

   В случае отсутствия в Реестре информации о застрахованном лице по определенным параметрам формируется и предоставляется справка об отсутствии индивидуальных сведений о лице (приложение 15).

   Таким образом, работодатель теперь сможет получать от ПФУ необходимую информацию касательно своего работника в электронном (бумажном) виде по вышеуказанным формам. Все справки, предусмотренные Положением № 10-1, ПФУ планирует начать предоставлять не позднее сентября 2018 года.

Создание сайта: SSC Group