Иногда работников предприятия в рабочее время привлекают к выполнению работы в государственных органах или общественных организациях. Законодательством гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за работниками на время выполнения указанных обязанностей в рабочее время. Какие обязанности можно считать государственными и общественными? В каких случаях работодатель обязан освободить работника от работы для выполнения указанных обязанностей? Какие документы являются основанием для такого освобождения? В каких случаях за работниками сохраняется средний заработок при выполнении государственных или общественных обязанностей?
Выполнение государственных и общественных обязанностей в рабочее время (часть 1)
Главный трудовой документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ) устанавливает гарантии для работников, которые привлекаются к выполнению государственных или общественных обязанностей. Этому вопросу посвящена статья 119 «Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей» КЗоТ.
В соответствии с частью первой статьи 119 КЗоТ на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Частью второй статьи 119 КЗоТ установлено, что работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.
Согласно части третьей статьи 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей (далее вместе — работодатели), у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
В соответствии с частью четвертой статьи 119 КЗоТ гарантии, определенные в части третьей этой статьи, сохраняются за работниками, которые во время прохождения военной службы получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях, а также попали в плен или признаны без вести пропавшими, на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания без вести пропавшими или до дня объявления судом их умершими.
Гарантии, определенные в части третьей статьи 119 КЗоТ, в части сохранения места работы, должности не распространяются на лиц, которые занимали выборные должности в органах местного самоуправления и срок полномочий которых закончился (ч. пятая ст. 119 КЗоТ).
Других норм, которые бы устанавливали гарантии для работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей, ни статья 119, ни другие статьи КЗоТ не содержат.
Кроме того, в настоящее время не существует единого нормативно-правового акта, который содержит исчерпывающий перечень обязанностей, которые являются государственными или общественными, для выполнения которых работник должен (может) быть освобожден работодателем от работы, если выполнение таких обязанностей приходится на рабочее время.
Учитывая вышеизложенное, для реализации нормы части первой статьи 119 КЗоТ в вопросах определения обязанностей, которые являются государственными или общественными, и трудовых гарантий работников на период выполнения таких обязанностей необходимо руководствоваться нормами специальных законов, регулирующих деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, а также регулирующих проведение общегосударственных мероприятий.
На трудовых гарантиях работников при выполнении части государственных и общественных обязанностей, определенных специальным законодательством, остановимся ниже, а о трудовых гарантиях при вызове работников в органы правосудия расскажем в следующем номере.
Но, прежде всего, рассмотрим трудовые гарантии работников, являющихся военнообязанными, поскольку защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционной обязанностью граждан Украины.
Поскольку в части второй статьи 119 КЗоТ указано, что гарантии и льготы, предусмотренные Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ (далее — Закон о воинской обязанности), Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975-ХІІ (далее — Закон № 1975), Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII, предоставляются в соответствии с этими законами, рассмотрим детально такие гарантии.
Трудовые гарантии при выполнении государственных обязанностей,
предусмотренных Законом о воинской обязанности
Согласно части 2 статьи 39 Закона о воинской обязанности граждане Украины, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятые на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения, пользуются гарантиями, предусмотренными частями третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ (см. выше). То есть за указанными гражданами сохраняются место работы, должность и средний заработок у работодателей, у которых они работали на время призыва (принятия) на военную службу.
Обращаем внимание, что в настоящее время в Украине продолжает действовать особый период, поэтому гарантии, предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ и частью 2 статьи 39 Закона о воинской обязанности, продолжают действовать, в том числе распространяются на работников, у которых во время прохождения военной службы закончился срочный трудовой договор, а также на работников, которые по собственной инициативе были приняты на военную службу по контракту в особый период. То есть работник, призванный (принятый) на военную службу в особый период, не может быть уволен на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ, а только освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей на срок до окончания особого периода или до дня фактического увольнения с военной службы.
Согласно части 11 статьи 29 Закона о воинской обязанности за призванными на сборы военнообязанными на весь период сборов и резервистами на все время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве, включая время проезда к месту их проведения и обратно, сохраняются место работы, занимаемая должность и средняя заработная плата на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и форм собственности.
Выплата средней заработной платы военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет денежных средств государственного бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ч. 13 ст. 29 Закона о воинской обязанности).
Во исполнение вышеприведенных норм Кабинетом Министров Украины принято постановление «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам» от 23.11.2006 г. № 1644 (далее — Постановление № 1644). Пунктом 2 этого документа установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным и резервистам, призванным на сборы, осуществляется предприятиями, на которых работают призванные на сборы граждане, с последующим возмещением таких расходов за счет денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете на содержание Министерства обороны и других центральных органов исполнительной власти, которые осуществляют руководство военными формированиями.
Детально трудовые гарантии работников, призванных на сборы, и процедура расчетов между их работодателями и военкоматами (Министерством обороны) определены Инструкцией об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 12.03.2007 г. № 80 (далее — Инструкция № 80).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции № 80 за военнообязанными, призванными на сборы, сохраняется на весь период сборов, включая время проезда к месту их проведения и обратно, место работы, занимаемая должность и средний заработок как на основной работе, так и на работах по совместительству (т. е. у совместителей — по всем местам работы).
Указанные лица не подлежат увольнению с работы по инициативе работодателя со дня получения повестки о призыве и до возвращения, кроме случаев ликвидации предприятия, где они работали.
Согласно пункту 8 Инструкции № 80 лицам, призванным на сборы, выплачивается заработная плата за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на сборы, а также средняя заработная плата за первые полмесяца сборов. За оставшееся время пребывания на сборах выплата заработной платы (т. е. выплата среднего заработка работнику) осуществляется в обычные сроки, установленные на предприятии, где работает военнообязанный.
Пунктом 12 Инструкции № 80 установлено, что предприятия для покрытия расходов на выплату средней заработной платы военнообязанным, призванным на сборы, подают в районный военкомат, в котором состоят на учете военнообязанные, счета, которые акцептуются и передаются в областной военкомат для оплаты. Возмещению подлежат все расходы, связанные с выплатой среднего заработка (в том числе и единый социальный взнос; далее — ЕСВ). К счетам прилагаются ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, в которых указываются в соответствующих графах по каждому работнику: ФИО; средняя зарплата на месяц; период пребывания на сборах; сумма расходов, подлежащая возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ, начисленный на средний заработок). Ведомости подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером.
Таким образом, при получении повестки от военкомата о призыве на сборы работника (как военнообязанного) работодатель должен освободить такого работника от выполнения трудовых обязанностей на весь период сборов, а также начислить и выплатить ему заработную плату за отработанное время по последний день работы и средний заработок за первые полмесяца сборов (т. е. за рабочие дни, приходящиеся на первые 15 календарных дней сборов) и в дальнейшем начислять средний заработок за весь период пребывания на сборах, а для получения компенсации понесенных расходов необходимо предоставить в военкомат счета (с указанием суммы среднего заработка и начисленного на него ЕСВ), которые должны быть возмещены ему Министерством обороны.6
В случае, если военнообязанный (резервист) был призван на сборы из ежегодного или дополнительного отпуска, последний подлежит продлению после окончания сборов или перенесению на другой срок (п. 10 Инструкции № 80).
Если военнообязанный заболел во время сборов (резервист заболел во время выполнения им обязанностей службы в военном резерве) и продолжает болеть после их окончания, за ним сохраняются место работы и занимаемая должность, а со дня окончания сборов (исполнения обязанностей службы в военном резерве), в случае временной нетрудоспособности, вместо заработной платы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законом (ч. 14 ст. 29 Закона о воинской обязанности).
Лица, проходящие сборы с отрывом от производства, используют выходные, праздничные и нерабочие дни согласно распорядку, установленному командованием, проводящим сборы (п. 9 Инструкции № 80).
Расходы на проезд к месту проведения сборов и обратно к месту проживания военнообязанных (резервистов) в размере фактических расходов, но не более установленных норм возмещаются военкоматами (п. 6 Инструкции № 80).
Кроме вышеперечисленных государственных обязанностей и трудовых гарантий, частью 2 статьи 21 Закона о воинской обязанности установлено, что граждане Украины для выполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, призывом или принятием на военную службу, а также лица, направляемые районными (городскими) военкоматами на медицинский осмотр (медицинское обследование в амбулаторных или стационарных условиях), лечение, освобождаются от работы на время, необходимое для выполнения указанных обязанностей и пребывания в лечебном учреждении здравоохранения, с сохранением за ними места работы, занимаемой должности и средней заработной платы.
Что касается документального основания для освобождения работника от трудовых обязанностей, то во всех случаях, когда работник призывается на военную службу или на сборы, таким основанием является повестка военкомата, в которой указываются место и дата, куда и когда должен прибыть призывник для прохождения военной службы или сборов (ч. 8 ст. 15, ч. 9 ст. 29 Закона о воинской обязанности, пп. 6 п. 252 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008 (далее — Положение № 1153), п. 10.2 Инструкции об организации выполнения Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 10.04.2009 г. № 170; далее — Инструкция № 170).
Основанием для принятия гражданина на военную службу на контрактной основе является заключенный им с Министерством обороны контракт, один экземпляр которого предоставляется гражданину (п. 2.2 Инструкции № 170). Форма контракта о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины приведена в приложении 1 к Положению № 1153.
О призыве граждан на срочную военную службу и принятии на военную службу по контракту военкомат письменно должен уведомить предприятие, на котором эти граждане работают (абз. третий п. 253 Положения № 1153, п. 2.23 Инструкции № 170). Таким образом, для освобождения от трудовых обязанностей на время прохождения военной службы в особый период работник должен предоставить работодателю повестку (контракт), копия которой(го) должна храниться у работодателя.
На основании повестки военкомата (контракта) работодатель должен издать приказ об освобождении работника от выполнения трудовых обязанностей с даты призыва (принятия) на военную службу (фактически — со дня, указанного в повестке).
Основная часть текста приказа может быть такой:
«Освободить Марченко Сергея Владимировича, агента торгового, от выполнения трудовых обязанностей с 21.10.2019 в связи с призывом на срочную военную службу на особый период с сохранением места работы, должности и среднего заработка».
Что касается даты, которая является началом прохождения военной службы и с которой работнику начисляется средний заработок, то согласно части 1 статьи 24 Закона о воинской обязанности началом прохождения военной службы считается:
— день отправления в воинскую часть с областного сборного пункта — для граждан, призванных на срочную военную службу;
— день зачисления в списки личного состава воинской части — для граждан, принятых на военную службу по контракту, в том числе военнообязанных, проходящих сборы, и резервистов во время мобилизации;
— день отправления в воинскую часть из районного (городского) военкомата — для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.
Окончанием прохождения военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины (ч. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности).
Документом, подтверждающим призыв (принятие) на военную службу и ее прохождение военнослужащим, является военный билет, в котором в соответствующих разделах проставляются служебные отметки о прохождении военной службы. Дата зачисления в списки и дата исключения из списков личного состава воинской части (как даты начала и окончания прохождения военной службы) должны быть указаны в военном билете и удостоверены подписью командира и печатью воинской части (подписью военкома и печатью военкомата).
Документами, подтверждающими призыв (принятие) военнообязанных на военную службу, могут быть также справка, выданная военкоматом или воинской частью, а для резервистов — выписка из приказа или справка о зачислении в списки воинской части, которые выдаются воинской частью.
Что касается трудовых гарантий лиц, которые не являются военнообязанными, но привлекаются для работы с ними, то в соответствии с частью 6 статьи 43 Закона о воинской обязанности за членами комиссий по вопросам приписки к призывным участкам, призывных и врачебных комиссий при районных (городских) военкоматах, врачами и средним медицинским персоналом, техническими работниками и обслуживающим персоналом, которые направляются для работы на призывных участках и сборных пунктах во время постановки допризывников на воинский учет и призыва граждан на военную службу или на сборы для проведения медицинского осмотра и повторного осмотра граждан, а также для отправки призванных на сборные пункты, на все время выполнения этих обязанностей сохраняются занимаемая должность и средний заработок по основному месту работы. Указанным лицам при выполнении этих обязанностей в другой местности за счет денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете на содержание Министерства обороны Украины, возмещаются расходы, связанные с их выездом в другую местность и обратно, наймом жилья, а также расходы на командировку.
Трудовые гарантии при выполнении государственных и общественных обязанностей,
предусмотренных законодательством о выборах
Одним из общегосударственных мероприятий являются выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые предусмотрены статьями 69–71 раздела III Конституции Украины.
Основной Закон предусматривает в статье 103 выборы Президента Украины, в статье 77 — выборы народных депутатов Украины, в статье 141 — выборы в местные советы, которые могут быть как очередными, так и внеочередными. В настоящее время идет избирательная компания по внеочередным выборам народных депутатов.
Анализ норм законодательства о выборах позволяет сделать вывод, что гарантии, установленные частью первой статьи 119 КЗоТ, распространяются на членов избирательной комиссии на время непосредственного выполнения обязанностей, возложенных на них законодательством о выборах (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях, организуемых согласно нормам законов, регулирующих проведение выборов, и решениям (поручениям) комиссии), кроме тех членов избирательной комиссии, которые выполняют свои полномочия на платной основе на основании гражданско-правового договора, заключенного между ними и избирательной комиссией. Председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены избирательной комиссии (при выборах Президента Украины для окружной избирательной комиссии — не более 4 человек, для участковой избирательной комиссии — не более 3 человек; при выборах народных депутатов для окружной и участковой избирательных комиссий — не более 3 человек; при местных выборах для территориальной избирательной комиссии — не более 3 человек, для участковой избирательной комиссии — не более 2 человек), которые выполняют свои полномочия на платной основе и получают оплату за счет госбюджета, освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением общего и специального стажа, но без сохранения среднего заработка (ч. 4 ст. 29, ч. 1, 2 ст. 40 Закона Украины «О выборах Президента Украины» от 05.03.99 г. № 474-XIV (далее — Закон № 474), ч. 6, 11 ст. 36 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 17.11.2011 г. № 4061-VI (далее — Закон № 4061), ч. 3, п. 5 ч. 5, п. 4 ч. 6 ст. 28 Закона Украины «О местных выборах» от 14.07.2015 г. № 595-VIII; далее — Закон № 595).
Обращаем внимание, что Закон № 474, определяющий трудовые гарантии членов избирательных комиссий по выборам Президента Украины, не содержит норм о необходимости освобождать от выполнения трудовых (должностных) обязанностей по основному месту работы членов избирательных комиссий, выполняющих свои обязанности в такой комиссии без оплаты за счет госбюджета, а также не содержит норм о сохранении за ними среднего заработка за время работы в избирательной комиссии. Поэтому вопрос предоставления таких гарантий указанным работникам относится к компетенции работодателя. Руководствуясь нормой части первой статьи 119 КЗоТ, работодатели в коллективном договоре (другом внутреннем документе) могут установить, что работа членом избирательной комиссии по выборам Президента Украины без оплаты за счет госбюджета является выполнением государственных (общественных) обязанностей, поэтому за время выполнения таких обязанностей в рабочее время за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Это согласуется с нормой статьи 13 КЗоТ, согласно которой коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, и с нормой статьи 97 КЗоТ, согласно которой условия введения и размеры компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре.
Основанием для освобождения работника от работы в связи с выполнением им обязанностей члена избирательной комиссии является его заявление и справка (выписка из решения) избирательной комиссии о назначении его председателем, заместителем председателя, секретарем или членом избирательной комиссии на определенный срок. На основании таких заявления и справки руководитель предприятия издает приказ об освобождении работника от работы на период выполнения им обязанностей члена избирательной комиссии. Также в приказе обязательно указывается о сохранении (несохранении) среднего заработка за период работы членом избирательной комиссии.
Если работник только периодически (на несколько часов в определенные дни) привлекается к выполнению обязанностей члена избирательной комиссии, то он должен предоставить своему работодателю письменное уведомление или решение избирательной комиссии, удостоверенное (подписанное) председателем (заместителем председателя или секретарем) такой комиссии и ее печатью, в котором должны быть указаны дата, время, запланированная продолжительность заседания избирательной комиссии или иного мероприятия по организации проведения выборов (ч. 11 ст. 36 Закона № 4061).
Что касается лиц, которые во время выборов являются кандидатами в Президенты Украины, народные депутаты, депутаты местных советов, то им на период предвыборной агитации не может быть отказано в освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска. Такие лица с момента своей регистрации кандидатом и до окончания избирательного процесса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя, переведены на другую работу или направлены в командировку (ч. 1, 2 ст. 65 Закона № 474, ч. 1, 2 ст. 76 Закона № 4061, ч. 2, 3 ст. 62 Закона № 595). То есть фактически за указанными лицами на период участия в избирательном процессе сохраняется место работы (должность), но не сохраняется средний заработок.
Доверенные лица кандидатов в Президенты Украины, в народные депутаты в одномандатном округе, в депутаты в местные советы имеют право на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня их регистрации на период избирательного процесса без сохранения заработной платы по согласованию с работодателем (ч. 5 ст. 67 Закона № 474, ч. 8 ст. 76 Закона № 4061, ч. 6 ст. 63 Закона № 595). То есть указанных лиц работодатель может, но не обязан освобождать от выполнения трудовых обязанностей.
Основанием для освобождения от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска кандидатов в Президенты Украины, народные депутаты, депутаты местных советов и их доверенных лиц являются поданное ими заявление и соответствующее удостоверение, выданное Центральной избирательной комиссией (далее — ЦИК), а при выборах в местные советы — территориальной избирательной комиссией. На основании таких заявления и удостоверения руководитель предприятия издает приказ об освобождении работника от работы на период избирательного процесса с предоставлением отпуска без сохранения заработной платы.
Аналогично доверенным лицам кандидатов освобождаются от трудовых обязанностей в период избирательного процесса по выборам народных депутатов работники — представители политических партий в ЦИК и уполномоченные лица политических партий в общегосударственном и одномандатном округах (ч. 1, 5, 8 ст. 75 Закона № 4061).
Трудовые гарантии при выполнении государственных и общественных обязанностей,
предусмотренных специальным законодательством
Кроме «военного» и «выборного» законодательства, нормы о трудовых гарантиях в виде сохранения места работы (должности) и среднего заработка при выполнении обязанностей, которые можно считать государственными или общественными, содержит и другое специальное законодательство. Анализ норм такого законодательства позволяет сделать вывод, что гарантии, установленные частью первой статьи 119 КЗоТ, распространяются на следующие категории работников:
- депутатов местных советов на время выполнения депутатских полномочий (т. е. на время сессии или заседания постоянной комиссии местного совета, а также в других предусмотренных законом случаях) в рабочее время. При этом начисленный работнику по основному месту работы средний заработок возмещается за счет денежных средств соответствующего местного бюджета (ст. 32 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV, ч. 3 ст. 49 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР);
- членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от своих производственных или служебных обязанностей, на условиях, предусмотренных коллективным договором или соглашением, на время участия в консультациях и переговорах, выполнения других общественных обязанностей в интересах трудового коллектива, а также на время участия в работе выборных профсоюзных органов, но не меньше чем два часа в неделю (ч. шестая ст. 41 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV);
- независимых посредников, членов примирительных комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примирительных органах.Указанным лицам оплата труда в размере не меньше среднемесячной заработной платы и возмещение расходов, связанных с участием в примирительной процедуре, осуществляются за счет сторон коллективного трудового спора (конфликта) по договоренности, а если стороны не достигли согласия — в равных долях (ст. 14 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 03.03.98 г. № 137/98-ВР).
Основанием для освобождения работника от выполнения трудовых (должностных) обязанностей в связи с привлечением к выполнению государственных или общественных обязанностей в рабочее время, а также для начисления ему за это время среднего заработка являются заявление работника (с указанием времени отсутствия на работе) и документы, подтверждающие необходимость выполнения государственных или общественных обязанностей.
В частности, документами, являющимися основанием для освобождения от трудовых обязанностей независимых посредников, членов примирительных комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примирительных органах являются:
- копия решения о назначении членов примирительной комиссии от наемных работников или профсоюза, которую работодателю должен направить орган, уполномоченный представлять интересы наемных работников или профсоюза после подписания соглашения о создании примирительной комиссии — для освобождения от трудовых обязанностей членов примирительной комиссии (п. 2.3, 2.4 Положения о порядке обеспечения гарантий независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей (трудовым арбитрам), утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирения от 05.09.2005 г. № 93; далее — Положение № 93);
- копия письменного поручения на выполнение полномочий независимого посредника или члена трудового арбитража от Национальной службы посредничества и примирения или ее отделения в областях — для освобождения от трудовых обязанностей независимых посредников и членов трудового арбитража в установленное время (п. 3.5, 4.4 Положения № 93).
Во всех остальных случаях, кроме вышеперечисленных, работник, привлекающийся к выполнению государственных или общественных обязанностей, должен представить работодателю любой удостоверенный печатью государственного органа или общественной организации документ (решение, вызов, уведомление, справку и т. п.), подтверждающий такое привлечение и необходимость освобождения его от работы на определенное время.
На основании представленных работником заявления и подтверждающего документа руководитель предприятия должен издать приказ об освобождении работника от выполнения трудовых (должностных) обязанностей в связи с привлечением к выполнению государственных (общественных) обязанностей в рабочее время.
Обращаем внимание, что освобождение работника от работы на время его привлечения к выполнению государственных или общественных обязанностей, когда согласно законодательству за работником сохраняется средний заработок, является обязанностью работодателя.
Во всех вышерассмотренных случаях, когда за работником сохраняется средний заработок, он рассчитывается в соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), т. е. исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы.
Если работодатель в установленных законодательством случаях не начисляет работнику средний заработок за время выполнения государственных или общественных обязанностей, то такое нарушение является несоблюдением минимальных государственных гарантий в оплате труда (определены в статье 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР), за которое на работодателя налагается штраф в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, а на виновных должностных лиц (абз. четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ), а на виновных должностных лиц налагается административный штраф в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 510 до 1700 грн. (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
Так, статьей 41 КоАП определено, в частности, что выплата заработной платы не в полном объеме, а такжедругие нарушения требований законодательства о труде влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 510 до 1700 грн.
Табелирование работников в период выполнения государственных и общественных обязанностей
В табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, которая утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489, часы или дни отсутствия работника на работе в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей отражаются по коду «ІН» или «22» (прочее неотработанное время, предусмотренное законодательством).