В предыдущем номере журнала был рассмотрен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Если в результате проведения такой аттестации установлено, что работник выполняет работу во вредных или тяжелых или опасных для здоровья условиях, то он имеет право на ряд компенсаций и льгот. В частности, законодательством для таких работников предусмотрены сокращенная рабочая неделя, ежегодные дополнительные отпуска, повышенная оплата труда, ранний выход на пенсию по возрасту. Каким образом устанавливаются и предоставляются эти компенсации и льготы работникам при работе в вышеуказанных условиях? Каков порядок установления работникам повышенной оплаты или доплаты за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях?
Работа с вредными условиями труда: компенсации и льготы (часть 2)
Статьей 153 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII (далее — Закон об охране труда) на собственника или уполномоченный им орган (далее — работодатель) возложена обязанность создавать для работников нормальные условия труда, необходимые для выполнения порученной работы.
Поскольку не всегда и не везде возможно создание безопасных и безвредных условий труда, на предприятиях проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).
Аттестация проводится аттестационной комиссией предприятия в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет (п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442; далее — Порядок № 442).
Если в результате проведения аттестации установлено, что работник выполняет работу во вредных или опасных для здоровья условиях, либо его работа относится к категории тяжелой, то он имеет право на ряд компенсаций и льгот.
Согласно статье 7 Закона об охране труда работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, имеют право на:
- сокращение продолжительности рабочего времени;
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- оплату труда в повышенном размере;
- оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения;
- бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;
- льготную пенсию;
- другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, определенном законодательством.
В случае разъездного характера работы работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором.
Работодатель может за собственные денежные средства дополнительно устанавливать в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре) работнику льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством.
В течение действия заключенного с работником трудового договора работодатель должен не позднее чем за 2 месяца письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций, с учетом тех, которые предоставляются ему дополнительно.
Далее подробно остановимся на основных трудовых гарантиях работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Сокращенная продолжительность рабочего времени
В соответствии со статьей 51 КЗоТ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается, в частности, для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — не более 36 часов в неделю согласно Перечню производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2001 г. № 163 (далее — Перечень № 163), и Порядку применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденному приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 23.03.2001 г. № 122 (далее — Порядок № 122).
Пунктом 9 Порядка № 122 определено, что сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается коллективным договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком № 442. Подтверждение этого права работнику возможно только при отнесении его рабочего места к категории с вредными условиями труда по результатам указанной аттестации.
Работникам, профессии и должности которых не предусмотрены в Перечне № 163, но которые в отдельные периоды рабочего времени выполняют работу в производствах, цехах, по профессиям и на должностях, указанных в этом Перечне, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в эти дни той же продолжительности, что и работникам, постоянно занятым на этой работе (п. 2 Порядка № 122).
Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в разделе «Общие профессии», сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается независимо от того, в каких производствах или цехах они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих разделах или подразделах Перечня № 163 (п. 3 Порядка № 122).
Бригадирам, помощникам и подручным рабочим, занятым на работах с вредными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается той же продолжительности, что и рабочим соответствующих профессий, указанных в Перечне № 163 (п. 4 Порядка № 122).
Если производства и цеха указаны в Перечне № 163 без наименований конкретных профессий и должностей, то правом на сокращенную продолжительность рабочей недели пользуются все работники этих производств, цехов независимо от названия профессии, должности, которую они занимают (п. 5 Порядка № 122).
В тех случаях, когда работники в течение рабочего времени были заняты на работах с вредными условиями труда в разных производствах, цехах, по профессиям и на должностях, где установлена сокращенная рабочая неделя различной продолжительности, и отработали на этих работах больше половины максимальной продолжительности сокращенного рабочего времени, их рабочий день не должен превышать 6 часов. Учет времени, отработанного по каждому виду работ, осуществляется работодателем (п. 6 Порядка № 122).
Если в Перечне № 163 указано «постоянно занятый» или «постоянно работающий», сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с указанной в Перечне № 163 продолжительностью устанавливается работнику только в те дни, когда он фактически был занят в этих условиях в течение всего сокращенного рабочего времени, установленного для работников этих производств, цехов, профессий и должностей. В случае отсутствия таких записей сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с указанной в Перечне № 163 продолжительностью устанавливается работнику только в те дни, когда он фактически был занят во вредных условиях труда не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников этих производств, цехов, профессий, должностей (п. 7 Порядка № 122).
Например, в разделе 39 «Общие профессии» Перечня № 163 указана должность (профессия) «котельщик, постоянно занятый ремонтом горячих котлов», продолжительность рабочей недели которого составляет 36 часов. Поскольку в названии указанной должности (профессии) имеется текст «постоянно занятый», работник по этой должности (профессии) будет иметь право на сокращенную продолжительность рабочего дня только в те дни, когда он фактически будет занят в этих условиях (заниматься ремонтом горячих котлов) в течение всего сокращенного рабочего дня.
Рядом с указанной должностью (профессией) в разделе 39 «Общие профессии» Перечня № 163 приведена должность (профессия) «котлочистильщик», продолжительность рабочей недели которого составляет 36 часов. Поскольку в названии указанной должности (профессии) отсутствует текст «постоянно занятый» или «постоянно работающий», работнику по этой должности (профессии) для получения права на сокращенный рабочий день достаточно выполнять в этот день работу по очистке котлов в течение не менее половины продолжительности рабочегодня, установленного для работника этой должности (профессии).
Если в Перечне № 163 указаны разделы и подразделы в виде наименований работ («Малярные работы», «Сварочные работы» и т. п.), рабочие, выполняющие соответствующие работы, имеют право на сокращенную рабочую неделю независимо от того, в каком производстве или цехе выполняются эти работы (п. 8 Порядка № 122).
Кроме работников, на которых распространяется действие Перечня № 163, сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю устанавливается и для лиц, которые постоянно работают в зоне отчуждения, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров Украины «О доплатах лицам, работающим в зоне отчуждения» от 10.09.2008 г. № 831. Зона отчуждения — это территория, с которой проведена эвакуация населения в 1986 году вследствие Чернобыльской катастрофы (п. 1 ч. второй ст. 2 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27.02.91 г. № 791а-XII). Эта территория включает ту часть радиационно опасных земель, уровень загрязнения которых обусловил необходимость эвакуации населения в 1986 году на основании соответствующих актов органов государственной власти (Решение Конституционного Суда Украины от 25.10.2000 г. № 12-рп/2000 по делу № 1-29/2000).
Также работники, непосредственно занятые на работах с пестицидами и опасными агрохимикатами, имеют право на сокращенный рабочий день (ст. 21 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» от 02.03.95 г. № 86/95-ВР). Поскольку отдельный перечень таких категорий работников до настоящего времени не утвержден, рекомендуем руководствоваться Перечнем № 163.
Обращаем внимание на то, что если работнику уже установлено сокращенное рабочее время (неделя, день), предусмотренное статьей 51 КЗоТ, ему не может быть одновременно установлено неполное рабочее время, которое регламентируется статьей 56 КЗоТ, поскольку это два различных и взаимоисключающих друг друга режима работы. Неполное рабочее время может быть установлено любым категориям работников по соглашению между сторонами трудового договора, а сокращенное рабочее время предоставляется в обязательном порядке независимо от волеизъявления работодателя и работника тем категориям работников, которые определены законодательством.
Что касается заработной платы работников, которым установлена сокращенное рабочее время, то она выплачивается в размере полной тарифной ставки (полного оклада), установленной по должности работника.3 То есть сокращение продолжительности рабочей недели (дня) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не влечет уменьшение их заработной платы (в отличие от работы с неполным рабочим временем, когда заработная плата выплачивается пропорционально отработанному времени).
Предоставление ежегодных дополнительных отпусков
Согласно статье 7 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда продолжительностью до 35 календарных дней предоставляется работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работе в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, приведенному в приложении № 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290 (далее — Список № 1 (для отпусков)). Конкретная продолжительность указанного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях.
В соответствии с пунктами 4, 8–10 Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск (далее — Порядок применения Списка № 1 (для отпусков)), утвержденного приказом Минтруда от 30.01.98 г. № 16 (далее — Приказ № 16), конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда устанавливается коллективным договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и базируется на результатах гигиенической оценки условий труда по показателям и критериям, утвержденным приказом Минздрава и Минтруда «Об утверждении Показателей и критериев условий труда, по которым будут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов» от 31.12.97 г. № 383/55. Указанный дополнительный отпуск предоставляется пропорционально фактически отработанному времени. В расчет времени, которое дает право работнику на такой отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников этих производств, цехов, профессий, должностей. Учет времени, отработанного в указанных условиях, осуществляется работодателем.
Обращаем внимание, что расчет фактически отработанного в течение дня времени (часов) с вредными и тяжелыми условиями труда должен вестись от нормальной или сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной законодательством для определенного вида производств, профессий, должностей. При этом если работнику, занятому на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, установлен неполный рабочий день с продолжительностью ежедневной работы 3 часа и менее, а нормальная продолжительность рабочего дня составляет 8 или 7 часов, то права на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда такой работник не имеет. Если же работнику установлен неполный рабочий день с продолжительностью ежедневной работы 5 или 6 часов при нормальной продолжительности рабочего дня 8 часов, то при отработке всего рабочего дня или не менее 4 часов в день с вредными (тяжелыми) условиями, такой работник будет иметь право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда такой же продолжительности, что и работники соответствующей профессии, которые отрабатывают полную норму рабочего времени. Работники, которые ежедневно работают на 0,5 ставки (или меньшую ставку), в том числе по совместительству, объективно не могут быть заняты половину установленной продолжительности рабочего дня (смены) в условиях, предусмотренных Списком № 1 (для отпусков), поэтому они не имеют права на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.
Согласно статье 8 Закона об отпусках ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда предоставляется отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, продолжительностью до 35 календарных дней по Списку производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, который приведен в приложении № 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290 (далее — Список № 2 (для отпусков)). Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, который дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (далее — Порядок применения Списка № 2 (для отпусков)), утвержденного Приказом № 16, указанный отпуск предоставляется пропорционально фактически отработанному времени. В расчет времени, дающего право работнику на дополнительный отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с особым характером труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников этих производств, работ, профессий и должностей.
Обращаем внимание, что Списками № 1 и № 2 (для отпусков) для производств, работ, профессий и должностей работников, выполняющих работу с вредными и тяжелыми (особыми) условиями труда, установлена максимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, на которую работники имеют право, если они отработали с указанными условиями все установленные графиком рабочие дни рабочего года, за который им предоставляется указанный отпуск. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работника за отработанный рабочий год определяется исходя из баланса рабочего времени, установленного графиком работы на такой рабочий год, и фактически отработанных работником дней, в которых он был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (с особым характером труда) не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для таких работников.
В то же время не стоит забывать, что продолжительность ежегодного дополнительного (как и основного) отпуска зависит еще и от стажа работы, дающего право на такой отпуск. «Отпускной» стаж включает период работы (календарные или рабочие дни), за который работнику предоставляется ежегодный (основной или дополнительный) отпуск. Так, в соответствии с частью второй статьи 82 КЗоТ и частью второй статьи 9 Закона об отпусках в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, засчитываются:
1) время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями или с особым характером труда, если работник занят в этих условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности;
2) время ежегодных основного и дополнительных отпусков за работу с вредными, тяжелыми условиями и за особый характер труда;
3) время работы беременных женщин, переведенных на основании медицинского заключения на более легкую работу, на которой они не подвергаются влиянию неблагоприятных производственных факторов.
Обращаем внимание, что вышеприведенные законодательные нормы не уточняют, что необходимо понимать под словом «время»: количество календарных или рабочих дней (фактической работы, ежегодных отпусков, работы беременных женщин на более легкой работе), которые включаются в «отпускной» стаж. Хотя от ответа на этот вопрос зависит не только механизм расчета «отпускного» стажа для ежегодного дополнительного отпуска, но и количество календарных дней такого отпуска, на которые работник имеет право.
К сожалению, отечественное информационное поле не располагает методическими материалами относительно расчета «отпускного» стажа, о котором идет речь в частях вторых статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках, для определения продолжительности ежегодных дополнительных отпусков. Кроме того, изучив всю имеющуюся открытую информацию, автор не нашел ни одного конкретного разъяснения по этому вопросу главного «трудового» государственного органа — Министерства социальной политики Украины (в т. ч. его предшественника — Минтруда). По-видимому, это объясняется тем, что существует коллизия в определении указанного «отпускного» стажа между, с одной стороны,нормами Порядков применения Списков № 1 и № 2 (для отпусков), которые обязывают включать в «отпускной» стаж только отработанные рабочие дни с вредными и тяжелыми условиями труда (с особым характером труда), в которых работник был занят в указанных условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, и, с другой стороны,нормами частей вторых статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках, которые обязывают включать в «отпускной» стаж, кроме указанных отработанных рабочих дней, еще и время ежегодных основного и дополнительных отпусков за работу с вредными и тяжелыми условиями (за особый характер труда), которые, как известно, предоставляются в календарных, а не в рабочих днях. То есть нарушается единство подхода в использовании при расчетах дней только одного вида — рабочих или календарных — при исчислении «отпускного» стажа. Поэтому на практике возможны несколько вариантов определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, если в рабочем году работнику предоставлялись ежегодные отпуска.
ПРИМЕР 1
Определение продолжительности ежегодного дополнительного отпуска
за работу с вредными и тяжелыми условиями труда
Работник предприятия, занимающегося добычей руды черных металлов, имеет профессию грузчика, занятого погрузкой в железнодорожные вагоны руды (влажность которой составляет менее 3%). Согласно коллективному договору и пункту 97 раздела I «Добывающая промышленность» Списка № 1 (для отпусков) такой работник имеет право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда продолжительностью 21 календарный день (далее — к. д.) за рабочий год (при условии, что отработаны все рабочие дни года и в каждом отработанном рабочем дне работник выполнял свои непосредственные обязанности не менее половины продолжительности рабочего дня).
В отработанном рабочем году — с 01.12.2018 г. по 30.11.2019 г., включающем по графику работы предприятия 249 рабочих дней (далее — р. д.), работник находился 10 календарных дней (с 14 по 23 января 2019 года) в ежегодном дополнительном отпуске за работу с вредными и тяжелыми условиями труда за предыдущий рабочий год и 24 календарных дня (с 1 по 24 июля 2019 года) — в ежегодном основном отпуске. Всего в рабочем году работник отработал 223 рабочих дня, из которых 183 отработанных дня (далее — отраб. д.) работник был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (занимался погрузкой в железнодорожные вагоны руды) не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для его профессии (должности) (8-часового рабочего дня или сокращенного рабочего дня).
В данной ситуации возможны 3 основных варианта определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, каждый из которых имеет право на жизнь:
І вариант — базируется на нормах Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), согласно которым в «отпускной» стаж включаются только отработанные рабочие дни во вредных условиях, в течение которых работник был занят в указанных условиях не менее половины продолжительности рабочего дня (без учета времени ежегодного основного отпуска и ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями):
21 к. д. : 249 р. д. х 183 отраб. д. = 15,4 ≈ 15 к. д.
ІІ вариант — базируется на нормах частей вторых статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках, согласно которым в «отпускной» стаж, кроме отработанных рабочих дней во вредных условиях (в которых работник был занят не менее половины продолжительности рабочего дня), включаются еще и время — календарные дни —ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями (10 к. д.) и ежегодного основного отпуска(24 к. д.):
21 к. д. : 249 р. д. х (183 отраб. д. + 10 к. д. + 24 к. д.) = 18,3 ≈ 18 к. д.
ІІІ вариант — базируется на нормах частей вторых статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках, но, в отличие от ІІ варианта, продолжительность использованных работником ежегодных отпусков берется не в календарных, а в рабочих днях, которые приходятся по графику работы работника на время ежегодных отпусков (на 34 календарных дня (24 к. д. + 10 к. д.) таких отпусков приходится 26 рабочих дней по графику работы работника):
21 к. д. : 249 р. д. х (183 отраб. д. + 26 р. д.) = 17,6 ≈ 18 к. д.
С точки зрения права наиболее «чистым» является ІІІ вариант определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, поскольку он не противоречит нормам частей вторых статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках, которые имеют высшую юридическую силу по сравнению с нормами Порядка применения Списка № 1 (для отпусков). Но если исходить из сущности компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, которой является ежегодный дополнительный отпуск, то следует применять І вариант определения «отпускного» стажа и продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, поскольку он учитывает именно отработанные работником дни с указанными условиями. Кроме того, І вариант базируется на нормах Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), который является специальным нормативным актом, устанавливающим механизм расчета продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.
________________________________________________________________________
Во избежание споров с работниками рекомендуем предприятиям в коллективном договоре (в разделе «Отпуска») отразить порядок (механизм) определения «отпускного» стажа для расчета продолжительности ежегодного дополнительного отпуска.
Также следует учесть, что если работник переведен на работу, дающую право на ежегодный дополнительный отпуск, а через некоторое время ему предоставляется ежегодный основной отпуск, который согласно частям вторым статьи 82 КЗоТ и статьи 9 Закона об отпусках включается в «отпускной» стаж для определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, то в такой «отпускной» стаж работника рекомендуем включать только ту часть (дни) ежегодного основного отпуска, которая была предоставлена за период работы, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск (за период работы со дня перевода на «вредную» работу).
Если работник был на больничном, в отпуске без сохранения заработной платы, в учебном отпуске, любом другом отпуске, который не относится к ежегодным отпускам, указанным в статьях 6 – 8 Закона об отпусках, исполнял государственные обязанности, проходил военную службу (по призыву, по контракту) во время особого периода, находился в состоянии вынужденного простоя, обучался на курсах повышения квалификации и т. п., отсутствовал на работе без уважительных причин (прогул и т. д.) или определенное количество рабочих дней был занят менее половины продолжительности рабочего дня в предусмотренных Списками № 1 и № 2 (для отпусков) условиях, то эти периоды (дни) не засчитываются в стаж, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск.
Необходимо помнить и о том, что право работника на ежегодные основной и дополнительные отпуска полной продолжительности в первый год работы наступает по истечении 6 месяцев непрерывной работы на предприятии (ст. 10 Закона об отпусках). Во второй и последующие годы работы ежегодные отпуска могут быть предоставлены работнику в любое время соответствующего рабочего года, однако продолжительность ежегодного дополнительного отпуска должна быть рассчитана в зависимости от времени занятости работника в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2 (для отпусков), пропорционально фактически отработанному времени. Поскольку ежегодные дополнительные отпуска предоставляются как компенсация именно за работу с вредными условиями труда и за особый характер труда, то и предоставляться они должны за фактически отработанное время в этих условиях, а не авансом (как предоставляются ежегодные основные отпуска, начиная со второго года работы). При этом для предоставления ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда (Список № 2) проводить аттестация рабочего места не требуется.
Работникам, профессии и должности которых не предусмотрены в Списке № 1 (для отпусков), но которые в отдельные периоды рабочего времени выполняют работу в производствах, цехах, по профессиям и на должностях, указанных в Списке № 1 (для отпусков), дополнительный отпуск предоставляется на тех же основаниях, что и работникам, имеющим право на такой отпуск, т. е. пропорционально фактически отработанному времени в указанных условиях (п. 3 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков)).
Поскольку конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска устанавливается коллективным договором, то в случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность, указанную в Списке № 1 (для отпусков), отпуск может быть продлен на количество дней этой разности за счет собственных денежных средств предприятия (п. 4 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков)).
Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в разделе «Общие профессии по всем отраслям хозяйства», дополнительный отпуск предоставляется независимо от того, в каких производствах или цехах они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих разделах или подразделах Списков № 1 и № 2 (для отпусков) (п. 5 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), п. 2 Порядка применения Списка № 2 (для отпусков)).
Бригадирам, помощникам и подручным рабочим, занятым на работах во вредных и тяжелых условиях труда, с особым характером труда дополнительный отпуск предоставляется такой же продолжительности, что и рабочим соответствующих профессий, указанных в Списках № 1 и № 2 (для отпусков) (п. 6 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), п. 3 Порядка применения Списка № 2 (для отпусков)).
Если производства, цеха указаны в Списках № 1 и № 2 (для отпусков) без перечня конкретных профессий и должностей, то правом на дополнительный отпуск пользуются все работники этих производств, цехов независимо от названия профессии, должности, которую они занимают (п. 7 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), п. 4 Порядка применения Списка № 2 (для отпусков)).
В тех случаях, когда работники работали в разных производствах, цехах, по профессиям и на должностях, за работу в которых предоставляется ежегодный дополнительный отпуск различной продолжительности, подсчет времени работы осуществляется отдельно по каждому виду работ, профессий и должностей. Учет времени, отработанного по каждому виду работ, осуществляется работодателем (п. 8 Порядка применения Списка № 1 (для отпусков), п. 5 Порядка применения Списка № 2 (для отпусков)).
Оплата труда в повышенном размере
Согласно статье 100 КЗоТ на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья устанавливается повышенная оплата труда. Перечень этих работ определяется Кабинетом Министров Украины.
Приведенная норма статьи 100 КЗоТ прямо не устанавливает, каким образом может осуществляться повышение оплаты труда лицам, работающим в указанных условиях. Поэтому можно сделать вывод, что повышение заработной платы может осуществляться как путем повышения тарифных ставок (окладов), так и путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам).
Что касается перечня работ с вредными и опасными условиями труда, условиями повышенного риска для здоровья, о котором говорится в статье 100 КЗоТ, то он до сих пор правительством не утвержден, что формально дает право не повышать оплату труда работников при выполнении указанных работ. Но сейчас действуют отраслевые перечни таких работ. В частности, постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 г. № 576 утвержден Перечень работ с тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда в строительстве, на которых устанавливается повышенная оплата труда.
Учитывая изложенное, предприятия проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и на основании такой аттестации и отраслевых перечней (особо) тяжелых и вредных работ (с учетом работ, указанных в Перечне № 163, Списках № 1 и № 2 (для отпусков), Списках № 1 и № 2 (для льготной пенсии)) разрабатывают и по согласованию с профсоюзным органом предприятия утверждают собственный перечень (особо) тяжелых и вредных, опасных работ, после чего могут вводить и выплачивать работникам доплаты за:
— тяжелую (особо тяжелую) работу;
— работу с вредными условиями6 труда;
— работу с особо вредными6 условиями труда;
— работу с опасными6 условиями труда.
Введение доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда оформляется приказом руководителя предприятия, а составленные перечни рабочих мест с указанными условиями труда могут оформляться в виде приложения к коллективному договору. В приказе должны быть отражены виды вводимых доплат, принцип их начисления (расчета суммы), условия, при которых они могут быть начислены, срок, на который они вводятся, перечень работников (профессий, должностей), которым они могут начисляться, порядок и сроки выплаты доплат (в т. ч. месяц, с которого они начинают выплачиваться), размеры доплат, порядок и условия уменьшения их размеров или отмены (кроме установленных законодательством и соглашениями). При улучшении условий труда доплаты могут уменьшаться или отменяться полностью.
Кроме того, в настоящее время доплаты за условия труда могут рассчитываться и устанавливаться в соответствии с Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 г. № 387/22-78 (далее — Типовое положение № 387).
При введении доплат за работу с (особо) тяжелыми и вредными, опасными условиями труда следует помнить, что право на такие доплаты возникает у работника не по должности, которую он занимает, а по конкретному рабочему месту и за выполнение соответствующих видов работ, которые предусмотрены отраслевыми перечнями и в результате проведенной аттестации признаны (особо) тяжелыми и вредными или опасными условиями труда.
На тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья устанавливается повышенная оплата труда
В целях обоснованного установления размеров доплат за работу с (особо) тяжелыми и вредными, опасными условиями труда используется оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте. Чем выше степень вредности фактора производственной среды (тяжести работ), что определяется по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.04.2014 г. № 248 (далее — Гигиеническая классификация труда № 248, ГКТ № 248), и отражается в Карте условий труда, и чем дольше время действия данного фактора к продолжительности рабочей смены, тем хуже фактическое состояние условий труда на рабочем месте и тем выше должна быть сумма (процент тарифной ставки или оклада) доплаты за работу в таких условиях.
Что касается нормативно установленных размеров доплат, то для предприятий, представители которых как со стороны работодателя, так и со стороны трудового коллектива участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г. (далее — Генеральное соглашение), размеры доплат не могут быть меньше размеров, приведенных в приложении 3 к этому документу, а именно:
— за работу в тяжелых и вредных условиях труда — 4, 8 и 12% тарифной ставки (оклада);
— за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 16, 20 и 24% тарифной ставки (оклада).
Из приведенных процентных ставок применение конкретной из них для определения размера доплаты зависит от фактического состояния условий труда на рабочем месте.
Так, если при работе с тяжелыми и вредными условиями труда фактическое состояние условий труда на рабочем месте, измеряемое в баллах и определяемое как произведение степени вредности фактора или тяжести работ (устанавливается по показателям ГКТ № 248 и указывается в графе V Карты условий труда) на отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены (если время действия этого фактора составляет более 90% рабочей смены, то отношение равно единице), составляет до 2 баллов, то размер доплаты составляет 4% тарифной ставки, если от 2,1 до 4 баллов, то — 8%, если от 4,1 до 6 баллов, то — 12% тарифной ставки.
Если при работе с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда фактическое состояние условий труда на рабочем месте составляет 6,1 – 8 баллов, то размер доплаты составляет 16% тарифной ставки, если 8,1 – 10 баллов, то — 20%, если более 10 баллов, то — 24% тарифной ставки (п. 1.6 Типового положения № 387).
Отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями могут быть установлены размеры (в процентном отношении) вышеуказанных доплат и в большем размере, но не могут быть меньше размеров, приведенных в приложении 3 к Генеральному соглашению.
Для предприятий – подписантов Генерального соглашения, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений обязательными являются размеры доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных условиях труда, установленные этими соглашениями.
Конкретные размеры доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда хозрасчетные предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре (при его отсутствии — другом «зарплатном» локальном документе предприятия, согласованном с профсоюзом предприятия или органом трудового коллектива) с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, Генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст. 97 КЗоТ). Вопросы, касающиеся начисления и порядка выплаты доплат за работу в (особо) тяжелых, (особо) вредных, опасных условиях труда могут оговариваться и в трудовом договоре с каждым работником.
В бюджетной сфере возможность выплаты и размеры доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда устанавливаются приказами центральных органов исполнительной власти.
Так, в соответствие с пунктом 33 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102, руководители заведений и учреждений образования по согласованию с профсоюзными комитетами могут устанавливать доплаты рабочим, специалистам и служащим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в размере до 12% тарифной ставки (должностного оклада) и до 24% тарифной ставки (должностного оклада) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда в порядке и на основании перечня работ, предусмотренных в приложении № 9 к этой Инструкции.
Согласно подпункту 3.4.5 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Минтруда, Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519), рабочим заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается доплата в размере до 12% должностного оклада (тарифной ставки). Перечень работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливаются указанные доплаты, приведен в приложении 6 к Условиям № 308/519.
Кроме того, в подпункте 2.4.5 Условий № 308/519 перечислены случаи, когда в связи с вредными и тяжелыми условиями труда повышаются должностные оклады (тарифные ставки) работников учреждений и структурных подразделений. Так, этим работникам, перечень которых приведен в приложении 3 к Условиям № 308/519, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 60%, 30%, 25% и 15% в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
В соответствие с подпунктом «а» пункта 2 приказа Министерства труда Украины «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77 руководителю государственного органа предоставлено право в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников устанавливать занятым в обслуживании государственных органов рабочим доплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере до 12%, за работу в особо вредных условиях — до 24% тарифной ставки (должностного оклада).
Если доплаты за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда предусмотрены постановлениями правительства, приказами центральных органов исполнительной власти, то нормы этих нормативно-правовых документов являются обязательными только для тех учреждений, заведений и организаций, которые определены такими документами.
Обычно доплаты за работу в (особо) тяжелых и вредных условиях труда устанавливаются пропорционально времени, фактически отработанному работником в указанных условиях (см. пример 2 на стр. 33). При этом доплата может устанавливаться как за каждый час, отработанный работником в указанных условиях (в размере установленного процента к часовой ставке), так и за отработанный рабочий день (в размере установленного процента к дневной ставке), если в такой день работник фактически был занят на работах в (особо) тяжелых и вредных условиях труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для него графиком работы (по аналогии с обязательным условием такой отработки для установления сокращенного рабочего времени и предоставления ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда). Возможна и комбинированная доплата, когда оплачиваются как отработанные дни, так и отработанные часы в (особо) тяжелых и вредных условиях труда (см. пример 3 на стр. 33).
Что касается доплат за работу в опасных условиях труда (4 класс), то поскольку работа в таких условиях в общем случае не допускается, но возможна при ликвидации аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций (п. 4 р. І ГКТ № 248), размер указанной доплаты составляет обычно двойной (иногда тройной) размер часовой ставки за каждый отработанный час в таких условиях (см. пример 4 на стр. 34).
ПРИМЕР 2
Начисление доплаты за работу с особо вредными условиями труда
Работнику, у которого 30-часовая рабочая неделя, установлен оклад в размере 6000 грн. По результатам аттестации работа по профессии работника отнесена к работам с особо вредными условиями труда, за которую ему согласно коллективному договору осуществляется доплата в размере 24% часовой ставки за каждый отработанный час в указанных условиях. Норма рабочего времени работника в декабре 2019 года — 126 рабочих часов (далее — р. ч.). Из них работник в особо вредных условиях отработал 108 часов (далее — отраб. ч.), остальные — в нормальных условиях.
Часовая ставка работника в декабре 2019 года:
6000 грн. : 126 р. ч. = 47,62 грн.
Доплата работнику за часы работы с вредными условиями труда:
108 отраб. ч. х 47,62 грн. х 24% = 1234,31 грн.
Заработная плата работника за декабрь 2019 года:
6000 + 1234,31 = 7234,31 грн.
ПРИМЕР 3
Начисление доплаты за работу с тяжелыми условиями труда
Работнику, у которого 36-часовая рабочая неделя (7,2 р. ч. х 5 р. д.), установлен оклад в размере 6500 грн. По результатам аттестации работа по профессии работника отнесена к работам с тяжелыми условиями труда, за которую ему согласно коллективному договору осуществляется доплата в размере 8% дневной ставки за каждый отработанный день, в котором он отработал в указанных условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленной для него графиком работы, а если работа с тяжелыми условиями труда у работника составила менее половины продолжительности рабочего дня, то такая доплата выплачивается в размере 8% часовой ставки за каждый отработанный час с тяжелыми условиями труда. Норма рабочего времени работника в декабре 2019 года — 21 рабочий день или 151,2 рабочих часа. Эту норму работник выполнил, при этом в течение 16 отработанных дней он работал с тяжелыми условиями труда более половины продолжительности рабочего дня (за эти дни ему начисляется доплата в размере 8% дневной ставки), а в течение 5 отработанных дней он работал с указанными условиями менее половины продолжительности рабочего дня, при этом общее количество часов, отработанных в такие дни с тяжелыми условиями труда, составило 15 часов (за эти часы ему начисляется доплата в размере 8% часовой ставки).
Дневная ставка работника в декабре 2019 года:
6500 грн. : 21 р. д. = 309,52 грн.
Доплата работнику за отработанные дни с тяжелыми условиями труда, в которых он работал в таких условиях более половины продолжительности рабочего дня:
16 отраб. д. х 309,52 грн. х 8% = 396,19 грн.
Часовая ставка работника в декабре 2019 года:
6500 грн. : 151,2 р. ч. = 42,99 грн.
Доплата работнику за отработанные часы с тяжелыми условиями труда в дни, когда он работал в таких условиях менее половины продолжительности рабочего дня:
15 отраб. ч. х 42,99 грн. х 8% = 51,59 грн.
Заработная плата работника за декабрь 2019 года:
6500 + 396,19 + 51,59 = 6947,78 грн.
ПРИМЕР 4
Начисление доплаты за работу с опасными условиями труда
Работнику (электрогазосварщик), у которого 40-часовая рабочая неделя (5 р. д. х 8 р. ч.), установлен оклад в размере 5800 грн. За работу в опасных условиях коллективным договором предусмотрена доплата в размере двойной часовой ставки. Норма рабочего времени работника в декабре 2019 года — 21 рабочий день или 166 рабочих часов (продолжительность работы в предпраздничные дни 24 и 31 декабря сокращалась на 1 час, поэтому составляла в эти дни 7 рабочих часов). Эту норму работник выполнил, при этом 20 часов отработал в опасных условиях, участвуя в ликвидации последствий аварии.
Часовая ставка работника в декабре:
5800 грн. : 166 р. ч. = 34,94 грн.
Доплата работнику за часы работы в опасных условиях:
20 отраб. ч. х 34,94 грн. х 2 = 1397,60 грн.
Заработная плата работника за декабрь:
5800 + 1397,60 = 7197,60 грн.
_____________________________________________________________________________
Для правильного начисления доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда на предприятии должен быть организован учет выполненной работниками работы в указанных условиях (в часах, днях), в том числе назначено лицо (лица), ответственное за ведение такого учета.
В табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489, для отражения часов (дней) работы с указанными условиями труда специальный код не предусмотрен (как не предусмотрен и специальный код для отражения времени работы на условиях сокращенного рабочего времени). Поэтому либо предприятию необходимо дополнить типовую форму № П-5 новыми кодами (например, РШ — работа с вредными (укр. — шкідливими) условиями, РВУ — работа с тяжелыми (укр. — важкими) условиями, РНУ — работа в опасных (укр. — небезпечних) условиях) и графами для отражения часов (дней) работы в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях, либо учет таких часов (дней) работы вести в специальном журнале.
Начисление доплат за работу в (особо) тяжелых и вредных, опасных условиях труда может осуществляться как при выплате заработной платы за фактически отработанное время в таких условиях в І половине месяца, так и по результатам месяца при выплате заработной платы за ІІ половину месяца.
Об уменьшении размера (не ниже установленных законодательством и соглашениями) указанных доплат работники должны быть уведомлены работодателем не позднее чем за два месяца, поскольку это считается изменением действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения (ст. 103 КЗоТ). При этом работодателю запрещено в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями, коллективными договорами (ст. 97 КЗоТ)
Распорядительным документом для уменьшения размера доплат или их отмены (кроме установленных законодательством и соглашениями) является приказ руководителя предприятия, с которым необходимо ознакомить работников под подпись. Если в приказе о введении доплат указывался срок (период), на который они вводились, то после окончания такого срока выплата доплат (кроме установленных законодательством и соглашениями) прекращается без издания дополнительного приказа.
Доплата за работу на территориях радиоактивного загрязнения
В соответствии со статьей 39 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII (далее — Закон № 796) гражданам, работающим в зоне отчуждения, осуществляется доплата в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.
С 1 января 2017 года постановлением Кабинета Министров Украины «О доплатах лицам, которые работают в зоне отчуждения» от 10.09.2008 г. № 831 определено, что:
— лицам, которые постоянно работают, а также полицейским, лицам рядового и начальственного состава органов и подразделений службы гражданской защиты Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственного агентства по управлению зоной отчуждения, военнослужащим Национальной гвардии, Службы безопасности, Государственной пограничной службы и Государственной службы специальной связи и защиты информации (далее — спецгосорганы), которые постоянно выполняют служебные обязанности в зоне отчуждения, устанавливается доплата в размере 150% прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года (далее — ПМТЛ);
— лицам, командированным в зону отчуждения (в том числе лицам спецгосорганов), кроме сохранения средней заработной платы (денежного обеспечения) по основному месту работы (службы), за дни пребывания в зоне отчуждения осуществляется доплата в размере 150% ПМТЛ.
Вышеуказанная доплата определяется пропорционально отработанному времени, но не более 150% ПМТЛ.
Доплата за работу с радиоактивными отходами
Согласно статье 28 Закона Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95 г. № 255/95-ВР социальная защита персонала, работающего с радиоактивными отходами, включает исчисление надбавки к заработной плате.
Поскольку во исполнение указанной нормы не принят нормативный документ, устанавливающий порядок начисления и конкретный размер надбавки за работу с радиоактивными отходами, считаем, что вопрос необходимости установления такой надбавки (в том числе определения ее размера) относится к компетенции предприятия, на котором работники работают с радиоактивными отходами.
Доплата за использование в работе дезинфицирующих средств
Если на предприятии имеются работники, которые при исполнении трудовых обязанностей используют дезинфицирующие средства, то для них может быть введена доплата за использование в работе указанных средств.
В настоящее время подпунктом «ґ» пп. 3 п. 3 постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 предусмотрена выплата работникам бюджетных учреждений доплаты за использование в работе дезинфицирующих средств, а также работникам, занятым уборкой туалетов, в размере 10% должностного (месячного) оклада.
Хозрасчетные предприятия самостоятельно принимают решение о целесообразности (необходимости) введения, условиях выплаты и размерах доплаты за использование в работе дезинфицирующих средств, а также определяют категории работников, которым такая доплата может выплачиваться.
Доплаты и минимальная заработная плата
Согласно части второй статьи 3-1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются, в частности, доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья.
К доплатам за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья относятся:
— доплаты за тяжелую работу;
— доплаты за работу с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда, которые выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест;
— доплаты за работу с особыми природными географическими и геологическими условиями;
— доплаты за работу в условиях повышенного риска для здоровья;
— доплаты за работу в зоне отчуждения;
— доплаты за работу с дезинфицирующими средствами и работу по уборке помещений (общих уборных и санузлов).
Таким образом, все вышеперечисленные доплаты не включаются в минимальную заработную плату, а выплачиваются свыше нее.
Пример 5
Определение месячного дохода работника,
которому начислена доплата за работу с дезинфицирующими средствами
Работнице (уборщица), работающей на условиях полной занятости, установлен оклад в размере 3500 грн. Согласно коллективному договору ей выплачивается доплата за работу с дезинфицирующими средствами в размере 10% оклада. В декабре 2019 года она выполнила месячную норму труда — отработала 21 рабочий день (166 рабочих часов).
За декабрь работнице начислены:
— заработная плата в размере оклада — 3500 грн.;
— доплата за работу с дезинфицирующими средствами в размере 10% оклада — в сумме 350 грн. (3500 грн. х 10%);
— индексация в сумме 65,16 грн. (2102 грн. х 3,1%), поскольку «базовым» месяцем является январь 2019 года.
На основании части второй статьи 3-1 Закона Украины «Об оплате труда» доплата за работу с дезинфицирующими средствами (как доплата за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья) не учитывается в составе начисленной работнице заработной платы для ее сравнения с минимальной заработной платой (далее — МЗП).
Общая начисленная работнице заработная плата, подлежащая сравнению с МЗП:
3500 грн. (оклад) + 65,16 грн. (индексация) = 3565,16 грн.
Поскольку указанная сумма оказалась меньше МЗП (3565,16 грн. < 4173 грн.), определим сумму доплаты до МЗП:
4173 – 3565,16 = 607,84 грн.
Общая сумма дохода, подлежащего начислению работнице в декабре:
3500 грн. (оклад) + 65,16 грн. (индексация) + 607,84 грн. (доплата до МЗП) + 350 грн. (доплата за работу с дезинфицирующими средствами) = 4523 грн.11
________________________________________________________________________
Что касается статуса рассматриваемых доплат, то согласно статье 2 Закона об оплате труда и подпункту 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5, в состав дополнительной заработной платы фонда оплаты труда входят надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам) в размерах, предусмотренных действующим законодательством, в частности, за:
- работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда;
- работу на территориях радиоактивного загрязнения;
- другие надбавки и доплаты, предусмотренные действующим законодательством.
К последним, в частности, можно отнести доплаты за работу в опасных условиях, за использование в работе дезинфицирующих средств и прочие.
Следовательно, доплаты за работу в тяжелых (особо тяжелых), вредных (особо вредных) и опасных условиях труда, прочие аналогичные доплаты в составе заработной платы облагаются налогом на доходы физических лиц, военным сбором и единым социальным взносом (далее — ЕСВ), а в бухгалтерском (налоговом) учете включаются в расходы на оплату труда по категориям работников.
Как «зарплатные» выплаты, начисленные за отработанное время, с которых уплачивается ЕСВ, указанные доплаты учитываются при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат («больничные», «декретные»), отпускных и прочих «среднезарплатных» выплат, исчисляемых за последние 2 месяца работы, в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100. Кроме того, такие постоянные доплаты подлежат индексации.
Ответственность работодателей за несоблюдение трудовых гарантий работников
Если работодатели не соблюдают трудовые гарантии, установленные законодательством для работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в частности, не устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени, не предоставляют ежегодный дополнительный отпуск, то они могут быть привлечены к финансовой ответственности в виде наложения штрафа в размере минимальной заработной платы как за нарушение прочих требований трудового законодательства (абз. восьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ).
Если работодатель не начисляет работникам выше рассмотренные доплаты (например, за работу в зоне отчуждения, за работу с дезинфицирующими средствами и работу по уборке помещений), выплата которых предусмотрена законодательством, то за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда на них может быть наложен штраф в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ).
Если работодатель не начисляет или начисляет не в полном объеме работникам выше рассмотренные доплаты (например, за тяжелую работу, за работу с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда), выплата которых предусмотрена Генеральным, отраслевым (территориальным) соглашениями (для их подписантов), коллективным договором, то за выплату заработной платы не в полном объеме на работодателя может быть наложен штраф в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абз. третий ч. второй ст. 265 КЗоТ).
Согласно статье 18 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII на лиц, представляющих работодателя, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору, соглашению, налагается штраф до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности. Аналогичную норму о наложении штрафа, но только в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.), содержит и статья 41-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Дела по этим вопросам рассматриваются судом по иску одной из сторон коллективного договора, соглашения или соответствующих комиссий (ст. 20 Закона о колдоговорах).
За нарушение (несоблюдение) трудовых гарантий, установленных законодательством для работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (в частности, за неустановление сокращенной продолжительности рабочего времени, непредоставление ежегодного дополнительного отпуска, невыплату или несвоевременную выплату установленной доплаты), виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 30 до 100 нмдг, т. е. от 510 до 1700 грн. (ч. первая ст. 41 КоАП).
Право на льготную пенсию лиц, работающих с вредными и тяжелыми условиями труда
Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.06.2016 г. № 461 утверждены:
- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее — Список № 1);
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее — Список № 2).
Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 г. № 383 утвержден Порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее — Порядок № 383).
В соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058) пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, которые согласно этому Закону имеют право на пенсию на льготных условиях, осуществляется согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды.
Согласно абзацу второму пункта 2 Заключительных положений Закона № 1058 и пункту 1 Порядка № 383 до введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды пенсии назначаются согласно нормам Закона № 1058 при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII (далее — Закон № 1788).
Порядок № 383 регулирует применение Списков № 1 и № 2 при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии с подпунктами «а», «б» статьи 13 и статьи 100 Закона № 1788. Напомним, что в статье 13 Закона № 1788 определены категории лиц, имеющих право на пенсии по возрасту на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2.
Так, согласно статье 13 Закона № 1788 на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1, и по результатам аттестации рабочих мест:
— мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
— женщины — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины вышеуказанного стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного для выхода на пенсию по возрасту (общеустановленного — 60 лет), за каждый полный год такой работы: мужчинам — на 1 год, женщинам — на 1 год 4 месяца;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест:
— мужчины — после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
— женщины — после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины вышеуказанного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного для выхода на пенсию по возрасту (общеустановленного), на 1 год: мужчинам — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы; женщинам — за каждые 2 года такой работы.
Под полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением своих трудовых обязанностей, что должно подтверждаться соответствующими документами (п. 2 Порядка № 383).
Согласно пункту 3 Порядка № 383 при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки № 1 и № 2, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в указанные Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г. (примеры расчета льотного стажа приведены в приложениях 1, 2 к Порядку № 383).
Пунктом 4 (подпунктами 4.1–4.6) Порядка № 383 определен порядок (периодичность) подтверждения стажа работы в соответствующих условиях труда по результатам аттестации. Так, при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода (каждых последующих 5 лет) должно быть подтверждено по результатам аттестации, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, как указано в пункте 4 Порядка № 442.
Таким образом, основанием для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях являются:
— наличие профессии и производства в Списках № 1 и № 2;
— подтверждение вредных условий труда рабочего непосредственно на рабочем месте результатами аттестации, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет;
— занятость рабочего на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80% рабочего времени, установленного для данного производства.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий не дает права работнику на пенсию по возрасту на льготных условиях.
За каждый полный год стажа работы (учтенного в одинарном размере) на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году (ч. 3 ст. 24 Закона № 1058).
Отчетность об условиях труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда
Приказом Государственной службы статистики Украины от 26.06.2017 г. № 150 утверждена форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (условия труда) (один раз в два года) «Звіт про умови праці, пільги та компенсації за роботу зі шкідливими умовами праці» (далее — Отчет ф. № 1-ПВ (условия труда)), введенная в действие, начиная с отчета за 2017 год. Этот Отчет юридические лица и их обособленные подразделения по перечню, определенному органами государственной статистики, должны подать за 2019 год не позднее 28 февраля 2020 года.
Отчет ф. № 1-ПВ (условия труда) имеет два раздела. В разделе I «Умови праці працівників на 31 грудня 20__ року» указывается на последнюю дату отчетного года учетное количество штатных работников (в отдельной графе — женщин), которые работают на работах с вредными условиями труда, в том числе с детализацией количества работающих в условиях превышения гигиенических нормативов по вредными производственным факторам (в разрезе конкретных показателей вредности).
В разделе ІI «Пільги та компенсації працівникам за роботу зі шкідливими умовами праці та за особливий характер праці на 31 грудня 20__ року» указывается на последнюю дату отчетного года учетное количество штатных работников (в отдельной графе — женщин), имеющих право на льготы и компенсации с детализацией видов льгот и компенсаций (дополнительные отпуска, сокращенная рабочая неделя, доплаты за условия труда, бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов, пенсия по возрасту на льготных условиях и т. д.).