В предыдущих статьях этого спецвыпуска были рассмотрены особенности выплаты работникам премий и надбавок. Кроме них, законодательством предусмотрена выплата работникам доплат. Также доплаты работникам могут самостоятельно установить предприятия. Какие существуют виды доплат? Каковы их размеры? Каков порядок их начисления и выплаты? Как документально оформляются введение и отмена доплат? Учитываются ли доплаты при расчете средней заработной платы? Каков порядок их налогообложения? Как в учете предприятия отражается выплата доплат работникам? Подлежат ли доплаты индексации?
Доплаты работникам: виды, размеры, порядок выплаты и налогообложения
Выплата доплат работникам на законодательном уровне регламентируется Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда), Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII (далее — Закон о колдоговорах) и другими законами.
Условия введения и размеры доплат устанавливаются хозрасчетными предприятиями, учреждениями, организациями (далее — предприятия) самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевым (межотраслевым) и территориальным соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом. Конкретные размеры доплат на хозрасчетных предприятиях устанавливаются работодателем с учетом вышеизложенных требований (ст. 13, 97 КЗоТ, ст. 15 Закона об оплате труда, ст. 7 Закона о колдоговорах).
При отсутствии коллективного договора на предприятии порядок выплаты и размеры доплат могут быть определены:
– в одном из разделов Положения об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия;
– в Положении о выплате надбавок и доплат, утвержденном отдельным приказом руководителя предприятия;
– в трудовом договоре (контракте) с работником.
Как и коллективный договор, локальный документ предприятия, устанавливающий порядок выплаты доплат работникам, должен быть согласован с профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, а при его отсутствии — с представителями, уполномоченными трудовым коллективом.
В коллективном договоре или локальном документе предприятия, устанавливающем порядок выплаты доплат работникам, определяются виды доплат, условия предоставления, размер, порядок начисления и сроки выплаты доплат.
Кроме того, размеры доплат работникам приведены в приложении 3 к Генеральному соглашению о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г. (далее — Генеральное соглашение), нормы которого являются обязательными для субъектов, представители которых как со стороны собственников, так и со стороны профсоюзов (объединений профсоюзов, другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органом) участвовали в его подписании.
Для предприятий, представители которых со стороны работодателей и стороны профсоюзов (объединений профсоюзов, другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органом) участвовали в подписании отраслевого (межотраслевого) или территориального соглашения, размер доплат устанавливается в соответствии с его положениями.
В качестве практической и методологической помощи в разработке документа, устанавливающего порядок выплаты доплат, предприятия могут использовать:
– Методические рекомендации по организации материального стимулирования труда работников предприятий и организаций, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины (далее — Минтруда) от 29.01.2003 г. № 23 (далее — Методрекомендации № 23);
– Методические рекомендации относительно оплаты труда работников малых предприятий, утвержденные приказом Минтруда от 13.01.2004 г. № 186 (далее — Методрекомендации № 186);
– Рекомендации относительно определения заработной платы работающих в зависимости от личного вклада работника в конечные результаты работы предприятия, утвержденные приказом Минтруда от 31.03.99 г. № 44 (далее — Рекомендации № 44).
В бюджетной сфере порядок выплаты, а также размер доплат работникам установлены рядом постановлений Кабинета Министров Украины и приказами центральных органов исполнительной власти.
Виды и характеристики доплат
Хотя законодательные акты, регулирующие порядок оплаты труда на предприятии, в частности КЗоТ и Закон об оплате труда, не дают определения термину «доплата», исходя из норм подзаконных актов, устанавливающих порядок выплаты и размеры доплат, а также норм Методрекомендаций № 23 и Методрекомендаций № 186 можно сделать вывод, что доплаты — это законодательно гарантированные или нормативно обусловленные (законами Украины, постановлениями правительства, приказами центральных органов исполнительной власти, соглашениями и т. п.) или установленные предприятиями дополнительные выплаты работникам сверх их основной заработной платы, связанные с особенностями и условиями труда, а также профессионально-деловыми качествами работников.
Доплаты в зависимости от критериев подразделяются на несколько видов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристика видов доплат
Виды доплат | Краткая характеристика |
Отношение к фонду оплаты труда (ФОТ) | |
Включаемые в ФОТ | Включаются в состав заработной платы |
Не относящиеся к ФОТ | Не относятся к заработной плате |
Назначение выплаты | |
Поощрительные | Выплачиваются за успешные показатели в работе, как правило, при наличии у предприятия прибыли |
Компенсационные | Выплачиваются в случаях, установленных законодательством |
Периодичность выплаты | |
Систематические | Выплачиваются регулярно (ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно) |
Разовые | Выплачиваются нерегулярно, как правило, при наличии события, при котором предусмотрено начисление доплаты |
Метод начисления | |
Относительные | Доплата устанавливается в процентах от оклада (тарифной ставки) или основной заработной платы. Размер процентов определяется нормативными документами, соглашениями, коллективным или трудовым договором |
Абсолютные | Доплата начисляется в определенной сумме, размер которой устанавливается коллективным или трудовым договором |
Рассмотрим подробно установленные законодательством и прочие применяемые доплаты в зависимости от их видов и критериев разделения.
Доплаты и фонд оплаты труда
В соответствии со статьей 2 Закона об оплате труда доплаты, являющиеся вознаграждением за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи, изобретательность и за особые условия труда, относятся к дополнительной заработной плате.
Конкретный перечень доплат, относящихся к дополнительной заработной платеФОТ, приведен в подпункте 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5).
Размеры «зарплатных» доплат приведены в КЗоТ, приложении 3 к Генеральному соглашению, отраслевых, территориальных соглашениях, а рекомендованные их размеры — в приложении Г Методрекомендаций № 23, таблице 6.1 Методрекомендаций № 186 и таблице 5.1 Рекомендаций № 44 (см. таблицу 2).
Таблица 2
Виды и размеры «зарплатных» доплат работникам
Виды доплат | Размеры доплат |
За совмещение профессий (должностей) | Максимальным размером не ограничивается. Размер доплаты устанавливается в пределах экономии ФОТ по тарифной ставке (окладу) совмещаемой должности (профессии) работника |
За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ | Максимальным размером не ограничивается. Размер доплаты определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников |
За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника | До 100% тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника |
За работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда | – за работу в тяжелых и вредных условиях труда — от 4 до 12% тарифной ставки (оклада) (приложение 3 к Генеральному соглашению, таблица 6.1 Методрекомендаций № 186, таблица 5.1 Рекомендаций № 44); – за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — от 16 до 24% тарифной ставки (оклада) (приложение 3 к Генеральному соглашению, таблица 6.1 Методрекомендаций № 186, таблица 5.1 Рекомендаций № 44). |
За интенсивность труда | – до 12% тарифной ставки (приложение 3 к Генеральному соглашению); – для рабочих — до 12% тарифной ставки (таблица 6.1 Методрекомендаций № 186, приложение Г Методрекомендаций № 23, таблица 5.1 Рекомендаций № 44); – для профессионала (специалиста) — до 30% должностного оклада (таблица 6.1 Методрекомендаций № 186); – для профессионала (специалиста) — до 50% должностного оклада (приложение Г Методрекомендаций № 23). |
За освоение новых норм трудовых затрат (на период освоения) | – повышение сдельных расценок до 20%; – повышение тарифных ставок до 10%. |
За освоение прогрессивной технологии, новой техники и оборудования, новых видов продукции (на период освоения) | – до 20% тарифной ставки рабочего (приложение Г Методрекомендаций № 23, таблица 6.1 Методрекомендаций № 186); – до 50% должностного оклада профессионалам (специалистам) (таблица 6.1 Методрекомендаций № 186) |
За руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы) | Доплата дифференцируется в зависимости от количества рабочих в бригаде (до 10, свыше 10, свыше 25 человек) и составляет: – до 50% тарифной ставки бригадира (приложение Г Методрекомендаций № 23); – от 10 до 40% тарифной ставки (оклада) бригадира (таблица 6.1 Методрекомендаций № 186); – конкретный размер доплаты определяется отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями в зависимости от размера ставки разряда, присвоенного бригадиру. Звеньевым, если численность звена более 5 человек, устанавливается доплата в размере до 50% соответствующей доплаты бригадира (приложение 3 к Генеральному соглашению, таблица 6.1 Методрекомендаций № 186, таблица 5.1 Рекомендаций № 44). |
За работу в вечернее время — с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы) | 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время (приложение 3 к Генеральному соглашению) |
За работу в ночное время | – в размере, установленном Генеральным, отраслевым (территориальным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ); – 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время (приложение 3 к Генеральному соглашению, таблица 6.1 Методрекомендаций № 186); – 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время (таблица 5.1 Рекомендаций № 44) |
За нормативное время передвижения в шахте (руднике) до начала смены от ствола до рабочего места и назад после окончания смены работникам предприятий угольной промышленности | – размер доплаты определяется отраслевым соглашением, а конкретный размер доплаты устанавливается предприятием самостоятельно в коллективном договоре (локальном документе) в зависимости от времени передвижения работников в шахте (руднике) от ствола до места работы и назад. Согласно Отраслевому соглашению между Министерством угольной промышленности Украины, другими государственными органами, собственниками (обьединениями собственников), которые действуют в угольной отрасли, и всеукраинскими профсоюзами угольной промышленности (с изменениями и дополнениями) расчет такой доплаты проводится исходя из 3,234 минимальных часовых тарифных ставок. |
За постоянную работу (выполнение служебных обязанностей) в зоне отчуждения | пропорционально отработанному времени, но не более 150% прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января соответствующего календарного года (постановление Кабинета Министров Украины «О доплатах лицам, которые работают в зоне отчуждения» от 10.09.2008 г. № 831) |
Кроме вышеприведенных доплат, согласно подпункту 2.2.1 Инструкции № 5 к дополнительной заработной плате ФОТ относятся также прочие доплаты, предусмотренные действующим законодательством. к ним, в частности, относятся следующие доплаты:
– за выслугу лет;
– за ненормированный рабочий день;
– за ученые звания (профессор, доцент, старший научный сотрудник);
– за научные степени (доктор наук, кандидат наук);
– за использование в работе дезинфицирующих средств;
– доплата до предыдущего заработка при переводе и перемещении на нижеоплачиваемую работу;
– доплата до минимальной заработной платы.
Размер вышеперечисленных доплат (кроме двух последних) определяется, как правило, в процентах от оклада (тарифной ставки).
Кроме того, статьями 106 и 107 КЗоТ предусмотрены доплаты за работу в сверхурочное время и в выходные (праздничные, нерабочие) дни. Эти доплаты на основании подпункта 2.2.4 Инструкции № 5 также включаются в дополнительную заработную плату ФОТ.
Что касается доплат, которые не относятся к ФОТ, то в разделе 3 «Прочие выплаты, которые не относятся к фонду оплаты труда» Инструкции № 5 ни одной такой доплаты не указано. В то же время к «незарплатным» можно отнести только те доплаты, которые не предусмотрены законодательством, Генеральным, отраслевым, территориальным соглашениями, коллективным договором (другим локальным документом предприятия), трудовыми договорами с работниками, но выплачиваются разово отдельным работникам.
Доплаты поощрительного характера
Доплаты в зависимости от назначения делятся на два вида:
1) доплаты поощрительного (стимулирующего) характера (за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ, выслугу лет и т. п.);
2) доплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда (за тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное и вечернее время, в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в особом режиме, за сверхурочную работу, с ненормированным рабочим днем и т. п.).
Доплаты поощрительного характера можно условно разделить на три группы в зависимости от того, какой категории работников они выплачиваются (см. таблицу 3).
Таблица 3
Категории работников, которым выплачиваются доплаты поощрительного характера
1 группа — только для рабочих | 2 группа — для профессионалов, специалистов, технических служащих | 3 группа — как для рабочих, так и для специалистов |
За освоение новых норм трудовых затрат | За ученые звания | За совмещение профессий (должностей) |
За расширение зоны обслуживания | За научные степени | За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника |
За интенсивность труда | За увеличение объема работ | |
За освоение новой техники | За освоение новых прогрессивных технологий | |
За выслугу лет |
При выплате доплат поощрительного (стимулирующего) характера следует учитывать, что они начисляются работникам, как правило, только за выполненную дополнительную работу, которая имеет количественные или качественные показатели, для возмещения дополнительных расходов труда или при наличии события (факта), подтверждающего профессионализм работника (ученое звание, научная степень).
Так, доплата за совмещение профессий (должностей) может быть выплачена только при наличии у работника совмещения профессий (должностей), под которым понимается выполнение работником (с его согласия) наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (вакантной должности) на одном и том же предприятии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника начисляется только в случае, если работник (с его согласия) без освобождения от своей основной работы выполняет обязанности работника, временно отсутствующего в связи с болезнью, командировкой, отпуском и т. п., когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). Такие обязанности выполняются на одном и том же предприятии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены). За выполнение обязанностей по вакантной должности такая доплата не предусмотрена.
Доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ выплачивается в случае, если работник наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительный объем работ по одной и той же профессии или должности. Указанный вид дополнительной работы допускается на одном и том же предприятии (при наличии аналогичной вакантной должности) с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
При начислении доплат за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ необходимо учитывать, что выполнение указанных видов дополнительной работы должно быть экономически целесообразно и не вести к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.
Что касается установления доплаты за интенсивность труда, то следует учитывать, что под интенсивностью труда понимаются затраты физической, умственной и прочей энергии, которую расходует работник в процессе выполнения трудовых обязанностей за определенный промежуток времени, или количество труда (выполненной работы) за единицу времени. Величина интенсивности зависит от степени плотности использования рабочего времени, частоты (темпа) повторения трудовых действий, количества выполняемых трудовых функций и обслуживаемых объектов (машин и т. п.). Рост интенсивности труда увеличивает количество продукции, производимой в определенный промежуток времени. Соответственно, интенсивный труд — это напряженная работа с повышенным применением физических или умственных сил, которая обеспечивает наибольшую производительность. При определении в коллективном договоре (другом локальном документе предприятия) профессий (должностей), по которым будет начисляться доплата за интенсивность труда, и размеров указанной доплаты должны учитываться результаты профессиональной деятельности работников, имеющих такие профессии (занимающих такие должности).
Доплаты за освоение прогрессивной технологии, новой техники и оборудования выплачиваются только на период освоения указанных технологии, техники и оборудования. Размер этой доплаты зависит, как правило, от сложности указанного освоения. в целях большей заинтересованности работников в скорейшем освоении прогрессивной технологии, новой техники и оборудования продолжительность выплаты указанной доплаты может быть ограничена (например, несколькими неделями, месяцами).
Доплата за освоение новых норм трудовых затрат также выплачивается только на период освоения указанных норм. Такая доплата устанавливается рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам. Доплата выплачивается, как правило, за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости работ в результате пересмотра норм выработки (времени). Для рабочих-повременщиков доплата выплачивается при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих. Также за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости работ в результате пересмотра норм и трудовых затрат, рабочим, проявившим инициативу в их пересмотре, может выплачиваться доплата из расчета полученной экономии за период до 6 месяцев. При замене норм на основе проведения организационно-технических мероприятий, доплата устанавливается рабочим на время освоения ими новых норм, но обычно не более 6 месяцев.
При введении доплат (надбавок) за выслугу лет в первую очередь учитывается стаж работы работника (по должности или профессии). Перечень периодов, которые включаются в стаж работы, хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (другом локальном документе предприятия). В нем же устанавливаются периодичность выплаты (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие или год) и размер доплаты. Также предприятие должно установить, как определяется стаж работы (какие периоды в него включаются, на основании каких документов он подтверждается), выплачивается ли такая доплата совместителям, порядок ее начисления при выполнении дополнительных видов работ, порядок исчисления суммы и другие условия начисления доплаты.
Доплаты за ученые звания (профессор, доцент, старший научный сотрудник) и научные степени (доктор наук, кандидат наук) устанавливаются, как правило, для работников бюджетной сферы (подробно о доплатах в бюджетной сфере идет речь ниже). В то же время хозрасчетные предприятия также имеют право выплачивать такие доплаты в порядке, установленном коллективным договором (другим локальным документом предприятия).
Хозрасчетные предприятия могут вводить как вышеперечисленные, так и другие доплаты поощрительного (стимулирующего) характера, учитывая специфику своей деятельности и финансовые возможности. Также указанные предприятия самостоятельно определяют возможность и условия выплаты доплат совместителям.
Если предприятие участвовало (со стороны работодателя или со стороны трудового коллектива) в подписании отраслевого соглашения, то таким соглашением регулируются отраслевые нормы, в частности по установлению для предприятий отрасли минимальных размеров доплат с учетом специфики, условий труда отдельных групп и категорий работников отрасли (ст. 8 Закона о колдоговорах).
При наличии финансовых возможностей и с учетом специфики деятельности предприятия коллективным договором может быть установлен более широкий круг доплат, чем определено отраслевым соглашением. Это является реализацией права сторон коллективного договора на установление согласно статье 13 КЗоТ и статье 7 Закона о колдоговорах дополнительных по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантий, социально-бытовых льгот.
Обращаем внимание, что размеры доплат, установленные Генеральным, отраслевым, территориальным соглашениями, являются минимальными государственными и отраслевыми, территориальными гарантиями (являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших соглашение), поэтому предприятия, представители которых принимали участие в подписании таких соглашений, в коллективных договорах (локальных «зарплатных» документах) имеют право расширять перечень доплат и устанавливать свои размеры этих доплат, но не ниже размера, предусмотренного указанными соглашениями. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством и соглашениями положение работников, являются недействительными (ст. 16 КЗоТ, ст. 5 Закона о колдоговорах).
Поощрительные доплаты в бюджетной сфере
Выплата поощрительных доплат работникам бюджетных учреждений, заведений и организаций (далее — бюджетные учреждения) имеет свои особенности и регулируется постановлениями правительства, в частности постановлением Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основании Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298).
Пунктом 4 Постановления № 1298 право устанавливать работникам бюджетных учреждений конкретные размеры доплат к должностным окладам предоставлено руководителям местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых создана централизованная бухгалтерия, руководителям бюджетных учреждений в пределах фонда заработной платы, утвержденного в смете доходов и расходов.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Постановления № 1298 работникам бюджетных учреждений доплатывыплачиваются в следующих случаях и размерах:
– до 50% должностного оклада (тарифной ставки) по основной работе — за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей) и за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Указанные доплаты не устанавливаютсяруководителям бюджетных учреждений, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений и их заместителям;
– за ученое звание: профессора — в предельном размере 33%, доцента, старшего научного сотрудника, старшего исследователя — в предельном размере 25% должностного оклада (ставки заработной платы). Указанная доплата устанавливается работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющимся ученым званием. При наличии у работника двух или более ученых званий доплата устанавливается по одному (более высокому) званию;
– за научную степень: доктора наук — в предельном размере 25%, кандидата наук, доктора философии — в предельном размере 15% должностного оклада (ставки заработной платы). Эта доплата устанавливается работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся научной степенью. При наличии у работников двух научных степеней доплата устанавливается по одной (более высокой) научной степени.
Соответствие ученого звания и научной степени профилю деятельности работника на занимаемой должности определяется руководителем бюджетного учреждения. Документы, удостоверяющие наличие научной степени и ученого звания, должны соответствовать нормам и требованиям, предусмотренным законодательством.
Выплата доплат работникам органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судов и других государственных органов регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09 03.2006 г. № 268 (далее — Постановление № 268).
Согласно подпункту «г» пп. 1 п. 2 Постановления № 268 руководители государственных органов, на которых распространяется действие этого Постановления, в пределах утвержденного фонда оплаты труда имеют право устанавливать специалистам и служащим (кроме заместителей руководителей указанных государственных органов, руководителей структурных подразделений и их заместителей) доплату:
– за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников таких же категорий персонала (в случае отсутствия вследствие временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске без сохранения заработной платы, в отпуске в связи с беременностью и родами, в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста) — до 50% должностного оклада по основной работе с использованием для этого до 50% должностного оклада отсутствующего работника;
– за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения — в размере разности между фактическим должностным окладом временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения (без учета надбавок и доплаты) и должностным окладом работника, выполняющего обязанности временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения, в случае, если работник, выполняющий обязанности временно отсутствующего руководителя структурного подразделения, не является его заместителем.
За совмещение должностей и расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ условиями оплаты труда для государственных служащих установление доплат не предусмотрено.
Подпунктом 2 пункта 3 Постановления № 268 предусмотрена выплата работникам органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судов и других государственных органов доплаты за научную степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности в размере соответственно 5 и 10% должностного оклада, если их деятельность совпадает по профилю с научной степенью.
Что касается выплаты доплат руководителям бюджетных учреждений и их заместителям, тоона осуществляетсяпо решению органа высшего уровня в пределах имеющихся денежных средств на оплату труда (п. 4 Постановления № 1298).
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Украины «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» от 19.05.99 г. № 859 руководители центральных органов исполнительной власти, руководители местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при заключении контрактов могут устанавливать руководителям предприятий, основанных на государственной собственности, в т. ч. казенных, и объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти, предприятий, основанных на коммунальной собственности, доплаты к должностному окладу за научную степень кандидата или доктора наук в размере соответственно 15% и 20% и за ученое звание старшего научного сотрудника в размере 25% и профессора 33%, если предприятие осуществляет научно-исследовательскую, научно-производственную и научно-техническую деятельность. Указанные доплаты выплачиваются в случае, если деятельность руководителя по профилю совпадает с имеющейся научной степенью, ученым званием.
Пунктом 2 приказа Министерства труда Украины «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77 (далее — Приказ № 77) руководителю государственного органа предоставлено право в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников устанавливать:
– доплаты рабочим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере до 12%, а за работу в особо вредных условиях — до 24% тарифной ставки (должностного оклада);
– доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, в зависимости от количества рабочих в бригаде, объемов и специфики выполняемых работ в размере до 25% ставки разряда, присвоенного бригадиру, и звеньевому до 50% размера доплаты бригадиру;
– доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничений размеров этих доплат, за счет и в пределах экономии фонда оплаты труда, созданного по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобождаемых работников.
Также следует учитывать, что по месту работы по совместительству работникам бюджетных учреждений выплачиваются только те доплаты, выплата которых не запрещена действующим законодательством.
Например, работникам государственных и коммунальных библиотек, работающим по совместительству, не выплачивается доплата за выслугу лет. Эту норму содержит пункт 5 Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.2005 г. № 84. Согласно пункту 1 указанного Порядка ежемесячная доплата за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных) устанавливается в таком размере: при стаже работы свыше 3 лет — 10%; свыше 10 лет — 20%; свыше 20 лет — 30% должностного оклада. Работникам, у которых право на получение или повышение размера доплаты за выслугу лет возникло в течение календарного месяца, доплата устанавливается с начала следующего месяца.
В вышеуказанных размерах устанавливается доплата за выслугу лет работникам государственных и коммунальных музеев согласно пункту 1 Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных музеев, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.2005 г. № 82. Но согласно пункту 5 этого Порядка лицам, работающим по совместительству, указанная доплата не выплачивается.
В таких же размерах устанавливается доплата за выслугу лет работникам государственных и коммунальных театров согласно пункту 2 Порядка выплаты доплаты за выслугу лет профессиональным творческим работникам театров государственной и коммунальной формы собственности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.07.2006 г. № 980. Пунктом 5 этого Порядка определено, что лицам, работающим по совместительству, доплата за выслугу лет не устанавливается. Также не предусмотрено зачисление работникам в стаж работы для выплаты доплаты за выслугу лет в государственных и коммунальных театрах периода работы по совместительству на должностях, предусмотренных в Перечне должностей профессиональных творческих работников театров и должностей (специальностей) работников других специфических театральных профессий, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 23.02.2006 г. № 208. Поэтому периоды работы работника по совместительству (на неполной ставке) в театре на должностях, предусмотренных в указанном Перечне, не засчитываются в стаж работы, дающий право на установление доплаты за выслугу лет.
Доплаты компенсационного характера
Порядок выплаты некоторых доплат компенсационного характера установлен КЗоТ. Поэтому нормы этого документа относительно размера таких доплат являются обязательными для всех работодателей (независимо от формы собственности). Если выплата доплат компенсационного характера предусмотрена постановлениями правительства, приказами центральных органов исполнительной власти, то их нормы распространяются только на те организации, которые определены такими нормативно-правовыми актами. Для подписантов Генерального соглашения обязательными являются размеры компенсационных доплат, установленные этим соглашением.
Доплата за работу в сверхурочное время
Работа в сверхурочное время оплачивается в повышенном размере.
Согласно статье 106 КЗоТ при почасовой оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере часовой ставки. При сдельной системе оплаты труда за работу в сверхурочное время выплачивается доплата в размере 100% тарифной ставки работника соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы.
В случае суммированного учета рабочего времени в вышеуказанном порядке оплачиваются как сверхурочные все часы, отработанные работником свыше установленной нормы рабочего времени в учетном периоде.
ПРИМЕР 1
Доплата за работу в сверхурочное время при почасовой оплате труда
Работник, которому установлена почасовая оплата труда, по приказу руководителя отработал в один из рабочих дней 3 часа сверхурочно. Часовая ставка работника — 35 грн.
Отработанные сверхурочно 3 часа (далее — отраб. ч.) оплачиваются работнику в двойном размере следующим образом:
3 отраб. ч. х 35 грн. х 2 = 210 грн.
ПРИМЕР 2
Доплата за работу в сверхурочное время при сдельной оплате труда
Работник в декабре 2019 года изготовил 300 деталей (далее в расчетах — дет.) при расценке за изготовление одной детали — 20 грн. Кроме того, в течение декабря, выполняя срочный заказ, работник отработал сверхурочно 8 часов, изготовив 10 деталей. Тарифная ставка работника соответствующей квалификации — 6000 грн. (в месяц). Продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе в декабре 2019 года — 166 рабочих часов (далее — р. ч.).
Часовая тарифная ставка работника-почасовика аналогичной квалификации составляет:
6000 грн. : 166 р. ч. = 36,14 грн.
Размер доплаты за работу в сверхурочное время:
8 отраб. ч. х 36,14 грн. = 289,12 грн.
Размер оплаты за изготовление деталей в сверхурочное время:
10 дет. х 20 грн. = 200 грн.
Суммарная зарплата работника за декабрь:
300 дет. х 20 грн. + 289,12 грн. + 200 грн. = 6489,12 грн.
________________________________________________________________________
Доплата за работу в ночное и вечернее время
В соответствии со статьей 108 КЗоТ работа в ночное время (с 22 до 6 часов — ст. 54 КЗоТ) оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом Генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Согласно приложению 3 к Генеральному соглашению доплата за работу в ночное время составляет 35%, а в вечернее время (с 18 до 22 часов) — 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время (см. таблицу 2).
Работникам бюджетных учреждений за каждый час работы в ночное время выплачивается доплата в размере до 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада), если более высокий размер не определен законодательством, в пределах утвержденного фонда заработной платы (пп. «б» пп. 3 п. 3 Постановления № 1298).
Подпунктом «д» пункта 2 Приказа № 77 руководителю государственного органа предоставлено право в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников устанавливать доплаты рабочим, занятым в обслуживании государственных органов, за работу в ночное время в размере до 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы с 22 до 6 часов утра.
Что касается доплаты за работу в вечернее время, то ее выплата не является государственной гарантией по оплате труда.
В то же время предприятия, находящиеся в сфере действия Генерального соглашения, должны начислять доплату за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов) при многосменном режиме работы в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время согласно приложению 3 к Генеральному соглашению (см. таблицу 2).
Также выплата доплаты за работу в вечернее время может быть установлена отраслевым (территориальным) соглашением. Для предприятий, находящихся в сфере действия такого соглашения, выплата указанной доплаты должна осуществляться на условиях и в размерах, установленных этим соглашением.
Остальные предприятия могут самостоятельно (при наличии финансовых возможностей) предусмотреть выплату доплаты за работу в вечернее время и ее размер в коллективном договоре (другом локальном документе предприятия).12
ПРИМЕР 3
Доплата за работу в ночное и вечернее время
На предприятии, находящемся в сфере действия Генерального соглашения, коллективным договором установлены доплаты за работу в ночное время в размере 35% и в вечернее время — 20% часовой тарифной ставки. Работник, оклад которого составляет 6500 грн., в декабре 2019 года отработал в ночное время 64 часа и в вечернее время — 32 часа. Часовая ставка работника в этом месяце составляет 39,16 грн. (6500 грн. : 166 р. ч.)
За работу в ночное время в декабре работнику начисляется доплата в таком размере:
64 отраб. н. ч. х 39,16 грн. х 35% = 877,18 грн.
За работу в вечернее время в декабре размер доплаты работнику составляет:
32 отраб. в. ч. х 39,16 грн. х 20% = 250,62 грн.
Суммарный размер доплат работнику за работу в ночное и вечернее время в декабре:
877,18 + 250,62 = 1127,80 грн.
_____________________________________________________________________________
Доплата за работу в выходные и праздничные дни
В соответствии со статьей 72 КЗоТ работа в выходной день компенсируется по соглашению сторон одним из двух способов: предоставлением другого дня отдыха или оплатой в двойном размере. Во втором случае, а также при работе в праздничные и нерабочие дни оплата труда осуществляется согласно статье 107 КЗоТ (см. таблицу 4).
Таблица 4
Размер доплаты за работу в выходные, праздничные и нерабочие дни
Система оплаты труда | Порядок оплаты |
Сдельная | По двойным сдельным расценкам |
Почасовая или дневная ставки | В размере двойной часовой или дневной ставки |
Месячный оклад: – если работа в выходной, праздничный и нерабочий день осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени; – если работа осуществлялась свыше месячной нормы рабочего времени | – в размере одинарной часовой или дневной ставки свыше оклада; – в размере двойной часовой или дневной ставки свыше оклада |
Оплата в вышеуказанном размере осуществляется за часы, фактически отработанные в выходной, праздничный и нерабочий день.
Для работников, которым установлен месячный оклад (месячная тарифная ставка), размер дневной или часовой ставки определяется путем деления величины месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) на количество рабочих дней или часов в соответствующем месяце, установленных правилами внутреннего трудового распорядка для данного подразделения (работника).
Обращаем внимание, если суббота (воскресенье) по графику работы работника является его рабочим днем, то оплата за работу в такой день должна осуществляться как за обычный рабочий день (в одинарном размере), а не как за работу в выходной день. Если к работе в выходные дни привлекаются работники, работающие на предприятиях с беспрерывным циклом работы (посменно), то оплата в двойном размере согласно статье 107 КЗоТ осуществляется только в том случае, если работник привлекался к работе непосредственно в свой выходной день, определенный ему графиком сменности (это может быть понедельник, вторник и т. д.).
Норма о двойной оплате за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни распространяется только на часовые/дневные ставки или сдельные расценки и не распространяется на прочие выплаты работникам (доплаты, надбавки, премии и т. п.).
В то же время такие прочие выплаты, исчисляемые исходя из размера тарифной ставки (должностного оклада), в т. ч. доплаты, начисляются на одинарную тарифную ставку (должностной оклад) работника без учета доплаты за работу в выходной или праздничный день.
Исключение сделано только для работников, работающих в зоне отчуждения, которым оплата за работу в выходной или праздничный день осуществляется в двойном размере с учетом доплат, установленных статьей 39 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII (о таких доплатах рассказано ниже).
ПРИМЕР 4
Доплата за работу в праздничный день
Работник, которому установлен оклад в размере 7000 грн., отработал 6 часов, ликвидируя аварию в праздничный день 25 декабря 2019 года — Рождество Христово. Эта работа проводилась свыше месячной нормы рабочего времени, установленной работнику в декабре 2019 года и составляющей 166 рабочих часов.
В этом случае труд работника в праздничный день оплачивается в размере двойной часовой ставки сверх оклада.
Размер оплаты за 6 часов работы в праздничный день по двойной часовой ставке:
7000 грн. : 166 р. ч. х 6 отраб. ч. х 2 = 506,02 грн.
Заработная плата работника за декабрь 2019 года:
7000 + 506,02 = 7506,02 грн.
_________________________________________________________________________
Доплата за ненормированный рабочий день
Ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу свыше нормальной продолжительности рабочего времени.
Особенности применения указанного режима работы изложены в Рекомендациях относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Министерства труда Украины от 10.10.97 г. № 7.
Список (перечень) профессий и должностей, для которых может применяться ненормированный рабочий день, устанавливается предприятиями в коллективном договоре.
Работникам с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации за особый режим работы и необходимость периодического выполнения служебных задач свыше установленной продолжительности рабочего времени отраслевым (территориальным) соглашением и работодателем может устанавливаться доплата за работу с таким режимом. Эта доплата обычно выплачивается в виде процентной ставки к окладу (месячной тарифной ставке) независимо от количества отработанных сверхнормативно часов (как правило, до 25% оклада или тарифной ставки).
Так, подпунктом 4 пункта 3 Постановления № 1298 предусмотрена доплата за ненормированный рабочий день водителям автотранспортных средств бюджетных учреждений в размере 25% тарифной ставки за отработанное время. При этом такая доплата выплачивается и в случае, когда водителю автотранспортных средств за работу с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда.
Доплата за работу с вредными и опасными условиями труда
Статьей 100 КЗоТ определено, что на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья устанавливается повышенная оплата труда. Перечень этих работ определяется Кабинетом Министров Украины.
Хотя во исполнение приведенной нормы конкретный перечень указанных работ правительством до настоящего времени не утвержден, предприятия могут, а при наличии тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда обязаны провести аттестацию рабочих мест согласно нормам Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442 (далее — Порядок № 442). Пунктом 1 Порядка № 442 определено, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут негативно влиять на состояние здоровья работников, а также на их потомство как в настоящее время, так и в будущем. Основная цель такой аттестации заключается в урегулировании отношений между собственником и работниками в сфере реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.
Постановлением Министерства труда Украины от 01.09.92 г. № 41 утверждены Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Методрекомендации № 41), которыми можно руководствоваться при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
По результатам аттестации рабочих мест согласно пункту 6.7 Методрекомендаций № 41 составляются перечни:
– рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;
– рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет денежных средств предприятия;
– рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, на которых необходимо осуществить первоочередные меры по их улучшению.
Материалы аттестации рабочих мест, являющиеся основанием для начисления доплат, хранятся на предприятии в течение 50 лет (п. 9 Порядка № 442, п. 6.9 Методрекомендаций № 41).
После проведения аттестации (проводится не реже одного раза в 5 лет, а ее результаты применяются в течение 5 лет после их утверждения до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения очередной аттестации) предприятия могут ввести и выплачивать доплату за:
– тяжелую работу;
– работу с вредными условиями труда (существует 4 степени) или работу с особо вредными условиями труда;
– работу с опасными условиями труда;
– работу с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья.
Конкретные размеры доплат за тяжелую работу, работу во вредных и опасных условиях труда, а также за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются хозрасчетными предприятиями в коллективном договоре (другом локальном документе предприятия). Для подписантов Генерального соглашения они не могут быть меньше размеров, приведенных в приложении 3 к Генеральному соглашению (см. таблицу 2), а для подписантов отраслевого (территориального) соглашения — не могут быть меньше размеров, указанных в нем.
В бюджетной сфере подпунктом «а» пункта 2 Приказа № 77 руководителю государственного органа предоставлено право в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников устанавливать доплаты занятым в обслуживании государственных органов рабочим, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере до 12%, за работу в особо вредных условиях — до 24% тарифной ставки (должностного оклада).
ПРИМЕР 5
Доплата за работу с вредными условиями труда
Работнику, работающему с 36-часовой рабочей неделей, установлен оклад в размере 6500 грн. По результатам аттестации работа по профессии работника отнесена к работам с вредными условиями труда, поэтому ему согласно коллективному договору предприятия осуществляется доплата в размере 12% оклада пропорционально отработанному времени с такими условиями. Норма рабочего времени работника в декабре 2019 года — 152 часа. Из них работник отработал 90 часов во вредных условиях, остальные — в нормальных условиях.
Часовая ставка работника в декабре:
6500 грн. : 152 р. ч. = 42,76 грн.
Доплата работнику за отработанные часы с вредными условиями труда в декабре:
90 отраб. ч. вр. х 42,76 грн. х 12% = 461,81 грн.
Заработная плата работника за декабрь:
6500 + 461,81 = 6961,81 грн.
________________________________________________________________________
Доплата за использование в работе дезинфицирующих средств
Если на предприятии есть работники, которые при исполнении трудовых обязанностей используют дезинфицирующие средства, то для них может быть введена доплата за использование в работе указанных средств.
В настоящее время законодательством, а именно подпунктом «ґ» пп. 3 п. 3 Постановления № 1298 предусмотрена выплата работникам бюджетных учреждений доплатыза использование в работе дезинфицирующих средств, а также работникам, занятым уборкой туалетов, в размере 10% должностного (месячного) оклада.
Доплата за работу на территориях радиоактивного загрязнения
В соответствии со статьей 39 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII (далее — Закон № 796), гражданам, которые работают в зоне отчуждения, устанавливается доплата в порядке и размерах, определенных Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение указанной нормы Кабинет Министров Украины издал постановление «О доплатах лицам, работающим в зоне отчуждения» от 10.09.2008 г. № 831 (далее — Постановление № 831), которым установил размер доплат лицам, работающим в зоне отчуждения. Согласно Постановлению № 831 лицам, которые постоянно работают, а также полицейским, лицам рядового и начальствующего состава органов и подразделений службы гражданской защиты Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственного агентства по управлению зоной отчуждения, военнослужащим Национальной гвардии, Службы безопасности, Государственной пограничной службы и Государственной службы специальной связи и защиты информации (далее — госорганы), которые постоянно выполняют служебные обязанности в зоне отчуждения, выплачивается доплата в размере 150% прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года. Такая доплата определяется пропорционально отработанному времени, но не более указанного размера.
В таком же размере указанная доплата, кроме сохранения средней заработной платы (денежного обеспечения) по основному месту работы (службы), выплачивается за дни пребывания в зоне отчуждения лицам, командированным в зону отчуждения (в т. ч. вышеперечисленным лицам госорганов).
Доплата при переводе и перемещении работника
Статьей 33 КЗоТ определено, что работодатель имеет право перевести работника на срок до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья, только для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Таким образом, если в результате временного перевода работника на другую работу его заработная плата будет ниже среднего заработка по прежней работе, то работодательобязан начислять доплату работнику до такого среднего заработка.
В соответствии со статьей 114 КЗоТ при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу за работником сохраняется его прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.
В случаях, когда в результате перемещения работника на другую работу уменьшается его заработок по не зависящим от него причинам, осуществляется доплата до предыдущего среднего заработка в течение двух месяцев со дня перемещения.
Средний заработок в указанных случаях рассчитывается согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих временному переводу (перемещению) работника.
Доплата до минимальной заработной платы
В подпункте 2.2.1 Инструкции № 5 указано, что к фонду дополнительной заработной платы ФОТ относится доплата до размера минимальной заработной платы. Последняя выплачивается в случаях, установленных статьей 3-1 Закона об оплате труда.
Так, согласно части первой статьи 3-1 Закона об оплате труда размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы.
Если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы (ч. третья ст. 3-1 Закона об оплате труда).
Например, если работник, которому установлен оклад 4000 грн., выполнил месячную норму труда в декабре 2019 года, и ему в этом месяце начисляется заработная плата в размере оклада — 4000 грн., то размер доплаты до минимальной заработной платы составит 173 грн. (4173 – 4000).
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минимальной заработной платы, осуществляется доплата до уровня минимальной заработной платы (ч. четвертая ст. 3-1 Закона об оплате труда).
Например, если работнику в январе – ноябре 2019 года ежемесячно выплачивались оклад в размере 3800 грн. и доплата за совмещение должностей в размере 500 грн., т. е. общая заработная плата работника за месяц составляла 4300 грн., что больше минимальной заработной платы (4173 грн.), а с декабря 2019 года этому работнику отменены совмещение должностей и доплата за него, в результате чего за декабрь ему начисляется только оклад — 3800 грн., то в декабре работнику необходимо начислить доплату до минимальной заработной платы в размере 373 грн. (4173 – 3800).
В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной норме труда (ч. пятая ст. 3-1 Закона об оплате труда). Следовательно, если работник работает на условиях неполного рабочего времени (на неполную ставку) или не выполняет месячную (часовую) норму труда по любым другим причинам, то доплата начисляется не до размера минимальной заработной платы в месячном размере, а до размера минимальной заработной платы, исчисленной пропорционально выполненной норме труда (отработанному времени).
Например, если работник занимает 0,75 должности (работает на условиях неполного рабочего дня — 6 часов в день при 8-часовом рабочем дне на предприятии), то он выполняет только 0,75 (или ¾) месячной нормы труда, следовательно, для него минимальная заработная плата, исчисленная пропорционально выполненной норме труда (отработанному времени), составляет 0,75 минимальной заработной платы в месячном размере, т. е. в 2019 году составляет 3129,75 грн. (4173 грн. х 0,75), в 2020 году — 3542,25 грн. (4723 грн. х 0,75).19
Частью второй статьи 3-1 Закона об оплате труда определено, что при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются следующие доплаты:
– за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья (в т. ч. за использование в работе дезинфицирующих средств, за работу в зоне отчуждения);
– за работу в ночное время;
– за работу в сверхурочное время;
– за разъездной характер работ.19
Прочие доплаты работникам
В подпункте 2.2.1 Инструкции № 5 указано, что к фонду дополнительной заработной платы ФОТ относятся и прочие доплаты, предусмотренные действующим законодательством.
Кроме вышерассмотренных, предприятия могут вводить и другие доплаты компенсационного характера, порядок выплаты и размеры которых отражаются в коллективном договоре (другом локальном документе).
Документальное оформление доплат
Как уже отмечалось выше, на предприятии в коллективном договоре или другом локальном «зарплатном» документе, утвержденном приказом руководителя предприятия, должен быть определен порядок выплаты доплат работникам. В указанных документах должны быть отражены виды доплат, принцип их начисления, условия, при которых они могут быть начислены, перечень работников, которым начисляются доплаты, порядок и сроки их выплаты (в т. ч. месяц, с которого они начинают выплачиваться), порядок уменьшения их размеров или отмены.
Все вопросы, касающиеся начисления и порядка выплаты доплат, могут оговариваться и в трудовом договоре с каждым работником.
Если по каким-то причинам у предприятия нет денежных средств для выплаты доплат, установленных коллективным (трудовым) договором, то для уменьшения их размеров или отмены (кроме установленных законодательством и соглашениями) необходимо внести соответствующие изменения в коллективный (трудовой) договор (после согласования сторонами). До внесения таких изменений предприятие обязано начислять доплаты в ранее установленном размере.
Если доплаты вводятся приказом руководителя предприятия, то рекомендуем в нем определять срок, на который они вводятся, и условия, при которых они могут быть уменьшены или отменены. В этом случае после окончания срока, на который были установлены доплаты, их выплата прекращается без издания руководителем дополнительного приказа.
Вместе с тем, в связи с изменениями в организации производства и труда могут быть существенно изменены условия труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда, в частности — отмене совмещения профессий (должностей) и соответствующей доплаты, а также других изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца (ст. 32 КЗоТ).
Обязательно назначается должностное лицо, контролирующее соблюдение условий, при которых выплачиваются доплаты, и требований, за несоблюдение или нарушение которых доплаты могут быть отменены или уменьшен их размер.
Распорядительным документом для уменьшения размера доплаты или ее отмены является приказ руководителя предприятия, с которым необходимо ознакомить работника под подпись.
Ответственность за невыплату доплат
Если выплата доплат предусмотрена законодательством, Генеральным, отраслевым, территориальным соглашениями (для их подписантов), коллективным договором, но лица, ответственные за такую выплату, по каким-то причинам ее не осуществляют, то они привлекаются к финансовой и административной ответственности.
Что касается финансовой ответственности работодателей, то она установлена статьей 265 КЗоТ. Так, в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 265 КЗоТ юридические и физические лица – предприниматели, которые используют наемный труд, за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде (в том числе доплат), более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме несут ответственность в виде штрафа в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.
Кроме того, согласно абзацу четвертому части второй статьи 265 КЗоТ за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда работодатели несут ответственность в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Напомним, что минимальные государственные гарантии определены в статье 12 Закона об оплате труда и к ним относятся, в частности, оплата труда (доплаты) за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; гарантии для работников, переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу.
Согласно статье 18 Закона о колдоговорах на лиц, представляющих собственника или уполномоченный им орган, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору, соглашению, налагается штраф до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности. Аналогичную норму о наложении штрафа, но только в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.), содержит и статья 41-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Дела по этим вопросам рассматриваются судом по иску одной из сторон коллективного договора, соглашения или соответствующих комиссий (ст. 20 Закона о колдоговорах).
Если выплата доплат предусмотрена не коллективным договором, а другим локальным документом предприятия или трудовым договором, то, поскольку доплаты являются составляющими заработной платы, их невыплата расценивается как выплата заработной платы не в полном объеме. За это нарушение статьей 41 КоАП предусмотрено наложение штрафа на виновных должностных лиц предприятий, физических лиц – предпринимателей в размере от 30 до 100 нмдг (от 510 до 1700 грн.).
Налогообложение и учет доплат
Если выплачиваемые работникам доплаты предусмотрены законодательством и/или Генеральным, отраслевым, территориальным соглашениями и/или коллективным договором (другим локальным документом предприятия) и/или трудовыми договорами, то они в составе заработной платы облагаются налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором на основании подпункта 164.2.1 Налогового кодекса Украины с отражением в Налоговом расчете ф. № 1ДФ с признаком дохода «101», а также являются базой начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ.
В бухгалтерском учете указанные доплаты в составе заработной платы отражаются по кредиту субсчета 661 «Расчеты по заработной плате» и дебетам соответствующих счетов расходов в зависимости от категорий работников — получателей доплат.
Поскольку налоговый учет ведется по правилам, установленным для бухгалтерского учета (пп. 134.1.1 НКУ), то суммы доплат, включенные в расходы в бухгалтерском учете, попадают в расходы и в налоговом учете (разниц нет).
Учет доплат при начислении страховых выплат
В соответствии с пунктом 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), среднедневная заработная плата (доход, денежное обеспечение) для начисления страховых выплат исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на которую начислен ЕСВ и/или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования, на количество календарных дней занятости в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам — временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.
Учитывая вышеизложенное, если в расчетном периоде на доплату был начислен ЕСВ, то такая доплата учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат, исчисляемых согласно Порядку № 1266 (в т. ч. «больничных» и «декретных»), кроме доплат, начисленных в месяце, который исключается из расчетного периода.
Учет доплат при начислении выплат, исчисляемых согласно Порядку № 100
Согласно пункту 3 Порядка № 100 при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения учитываются, в частности, доплаты и надбавки за:
– сверхурочную работу и работу в ночное время;
– совмещение профессий и должностей;
– расширение зон обслуживания или выполнение повышенных объемов работ работниками-почасовиками;
– высокие достижения в труде (высокое профессиональное мастерство);
– условия труда;
– интенсивность труда;
– руководство бригадой;
– выслугу лет;
– прочие доплаты.
Следовательно, все вышерассмотренные нами доплаты учитываются при расчете средней заработной платы для начисления выплат, исчисляемых согласно Порядку № 100 (отпускные, заработная плата за дни командировки, выходное пособие, оплата за время исполнения государственных и общественных обязанностей, оплата вынужденного прогула и т. д.).
Индексация при начислении доплат
Согласно статье 2 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII и пункту 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), индексации подлежат только доходы граждан, не имеющие разового характера, в частности, оплата труда наемных работников предприятий, учреждений, организаций в денежном выражении, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие компенсационные выплаты, имеющих постоянный характер.
Следовательно, доплаты, являющиеся заработной платой и имеющие постоянный характер, подлежат индексации. Если же доплата вводится кратковременно, т. е. имеет разовый (временный) характер, то она не индексируется и в общем доходе, подлежащем индексации, не учитывается. Например, не индексируется доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, поскольку такое выполнение обязанностей осуществляется временно, и, соответственно, доплата за него имеет временный характер.
Месяц введения (повышения размера) постоянной доплаты не является «базовым», если в таком месяце не произошло увеличение тарифных ставок (окладов).
Если же одновременно с увеличением тарифной ставки (оклада) по должности работника происходит увеличение размера постоянной доплаты, то сумма увеличения доплаты учитывается в общей сумме повышения заработной платы, которая в «базовом» месяце сравнивается с суммой сложившейся индексации для определения права на индексацию в таком месяце (п. 5 Порядка № 1078).