Начисление «больничных» работникам, которые в расчетном периоде не работали некоторое время из-за работы членами избирательных комиссий по местным выборам на платной или бесплатной основе
В октябре–ноябре 2020 года несколько работников предприятия работали членами избирательных комиссий по местным выборам. Каким образом по месту основной работы в декабре 2020 года и последующих месяцах начисляются «больничные» работникам, которые в расчетном периоде работали членами указанных избирательных комиссий: - на платной основе с получением заработной платы за счет местного бюджета без сохранения среднего заработка по месту основной работы; - бесплатно с сохранением среднего заработка по месту основной работы? Включается ли в выплаты расчетного периода по месту основной работы заработная плата, начисленная работникам избирательной комиссией за работу в ней, учитывая норму пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины от 28.07.2004 г. № 966?
Трудовые гарантии по месту основной работы работников, являющихся членами избирательных комиссий по местным выборам, выборам Президента Украины и по выборам народных депутатов (далее — избирательные комиссии), определены Избирательным кодексом Украины (далее — ИКУ).
Согласно статьям 92, 149, 212 ИКУ лица, выполняющие обязанности члена избирательной комиссии на платной основе (председатель, заместитель председателя, секретарь или другие члены избирательной комиссии), освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением соответствующего (общего и специального) стажа. Работа члена избирательной комиссии, который выполняет свои полномочия в избирательной комиссии на платной основе, оплачивается в размере и порядке, определенных постановлением Кабинета Министров Украины «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» от 28.07.2004 г. № 966 (далее — Постановление № 966), за счет денежных средств государственного (на местных выборах — местного) бюджета, выделяемых на подготовку и проведение выборов.
Оплата труда члена избирательной комиссии, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, не может быть ниже его средней заработной платы по основному месту работы.
Сохранение среднего заработка по основному месту работы за работниками, выполняющими обязанности члена избирательной комиссии на платной основе, ИКУ не предусмотрено.
У работников по основному месту работы, которые в рабочее время на бесплатной основе выполняют обязанности члена избирательной комиссии (участие в заседаниях избирательной комиссии, других мероприятиях во исполнение норм ИКУ или решений комиссии), то есть выполняют государственные обязанности в рабочее время, сохраняется средний заработок (ч. первая ст. 119 Кодекса законов о труде Украины; далее — КЗоТ).
Пунктом 3 Постановления № 966 установлено, что заработная плата, начисленная за время работы в избирательных комиссиях (то есть начисленная за счет средств государственного или местного бюджетов), включается в фактический заработок по основному месту работы при исчислении пенсии и средней заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством.
В то же время правовые, финансовые и организационные основы обязательного государственного социального страхования, гарантии работающих граждан по их социальной защите в связи с временной утратой трудоспособности, беременностью и родами определяются Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105).
В соответствии с пунктом 8 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона № 1105 до приведения законодательства Украины в соответствие с этим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 1105 пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в том числе тем, которые осуществляют предпринимательскую или иную деятельность и одновременно работают на условиях трудового договора) предоставляется по основному месту работы (деятельности) и по совместительству (найму) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Частью 2 статьи 33 Закона № 1105 установлено, что порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение вышеуказанных норм постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (в редакции постановления от 26.06.2015 г. № 439) утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее — Порядок № 1266).
Пунктом 3 Порядка № 1266 установлено, что среднедневная заработная плата (доход, денежное обеспечение) исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на которую начислен единый социальный взнос (далее — ЕСВ), на количество календарных дней занятости (пребывания в трудовых отношениях) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, — временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.
В соответствии с пунктом 32 Порядка № 1266 средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (далее вместе — страховые выплаты) исчисляется работодателями на основании сведений, внесенных в отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса (далее — Отчет о ЕСВ), которые подаются в ГНС.
Следовательно, исчисление средней заработной платы (дохода) для начисления страховых выплат по основному месту работы (деятельности) осуществляется работодателем только с учетом заработной платы (дохода, денежного обеспечения), начисленной по основному месту работы застрахованному лицу в расчетном периоде и отраженной работодателем в Отчете о ЕСВ. При этом включать в выплаты расчетного периода по основному месту работы любой доход, начисленный застрахованному лицу по другим местам работы (другими страхователями), в частности, заработную плату или денежное вознаграждение, выплаченное избирательной комиссией за счет государственного или местного бюджета за время работы в избирательной комиссии, нет законодательных оснований (Законом № 1105 и Порядком № 1266 это не предусмотрено).
Что касается периода, когда работник освобожден от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на период выполнения полномочий члена избирательной комиссии на платной основе, т. е. когда за ним не сохраняется средний заработок по основному месту работы, то такой период (календарные дни) отсутствия на работе без сохранения заработной платы является тождественным периоду отпуска без сохранения заработной платы, поэтому должен исключаться из расчетного периода как не отработанный по уважительной причине (выполнение государственных обязанностей).1 Такой период указывается в приказе руководителя предприятия об освобождении работника от выполнения должностных (трудовых) обязанностей в связи с выполнением полномочий члена избирательной комиссии на платной основе.
1 См. также письмо Минсоцполитики от 11.06.2019 г. № 311/0/247-19 в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2019, стр. 124. (Ред.)
Период (календарные дни), когда работник в рабочее время освобождался от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на период выполнения полномочий члена избирательной комиссии на бесплатной основе (то есть когда за ним сохранялся средний заработок по основному месту работы — ч. первая ст. 119 КЗоТ), не исключается из расчетного периода, а начисленный работодателем средний заработок, с которого уплачен ЕСВ и который отражен в Отчете о ЕСВ, включается в выплаты расчетного периода, с которых исчисляется средняя заработная плата для начисления страховых выплат.
Если работник, выполнявший полномочия члена избирательной комиссии на бесплатной основе, по основному месту работы по собственному желанию подавал заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы в дни, когда он привлекался к выполнению полномочий члена избирательной комиссии, и ему на основании приказа руководителя в такие дни предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, то календарные дни такого отпуска исключаются из расчетного периода как период, не отработанный по уважительной причине.
ПРИМЕР 1
Начисление «больничных» работнику, который в расчетном периоде
был членом избирательной комиссии на платной основе
Работник болел в период с 2 по 11 декабря 2020 года (10 календарных дней). В расчетном периоде (декабрь 2019 года – ноябрь 2020 года) он в период с 1 октября по 20 ноября 2020 года (51 календарный день) был освобожден от выполнения должностных обязанностей по основному месту работы на период выполнения полномочий члена (заместителя председателя) участковой избирательной комиссии по местным выборам на платной основе с получением заработной платы за счет местного бюджета. За этот период средний заработок по месту основной работы за ним не сохранялся.
Суммарная заработная плата работника в расчетном периоде по месту основной работы, с которой уплачены ЕСВ и которая отражена в Отчете о ЕСВ, составляет 105 470 грн. Общий страховой стаж работника — 25 лет, страховой стаж в течение последних 12 месяцев — более 6 месяцев.
Поскольку работник в период с 1 октября по 20 ноября 2020 года (51 календарный день) был освобожден от выполнения должностных обязанностей по основному месту работы без сохранения заработной платы, то этот период отсутствия на работе, имеющий признаки отпуска без сохранения заработной платы, исключается из расчетного периода как не отработанный по уважительной причине (выполнение государственных обязанностей). Других периодов, не отработанных по уважительным причинам, в расчетном периоде у работника нет.
Количество календарных дней в расчетном периоде, которые учитываются при исчислении средней заработной платы для начисления «больничных»:
366 к. д. – 51 к. д. = 315 к. д.
Заработная плата, начисленная работнику за время работы в избирательной комиссии за счет местного бюджета, не является доходом, начисленным по месту основной работы и отраженным работодателем в Отчете о ЕСВ, поэтому она не учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления «больничных» по месту основной работы.
Среднедневная заработная плата в расчетном периоде с учетом страхового стажа работника (25 лет):
105 470 грн. : 315 к. д. х 100% = 334,83 грн.
Сумма «больничных» за период болезни с 2 по 11 декабря (10 календарных дней):
334,83 грн. х 10 к. д. бол. = 3348,30 грн.
ПРИМЕР 2
Начисление «больничных» работнику, который в расчетном периоде
был членом избирательной комиссии на бесплатной основе
Работник болел в период с 3 по 14 декабря 2020 года (12 календарных дней). В расчетном периоде (декабрь 2019 года – ноябрь 2020 года) он в период с 10 по 30 октября периодически (в отдельные рабочие дни) освобождался от выполнения должностных обязанностей по основному месту работы на период выполнения полномочий члена участковой избирательной комиссии по местным выборам, которые выполнялись им на бесплатной основе. По основному месту работы за работником сохранялся средний заработок за период (рабочие часы, рабочие дни) отсутствия на работе в связи с выполнением полномочий члена участковой избирательной комиссии, то есть за период выполнения государственных обязанностей в рабочее время (ч. первая ст. 119 КЗоТ).
В расчетном периоде у работника по месту основной работы суммарная заработная плата (в том числе средний заработок за время выполнения полномочий члена участковой избирательной комиссии в рабочее время), с которой уплачен ЕСВ и которая отражена работодателем в Отчете о ЕСВ, составляет 78 350 грн. Общий страховой стаж работника — 7 лет, страховой стаж в течение последних 12 месяцев — более 6 месяцев.
В расчетном периоде у работника нет периодов, не отработанных по уважительным причинам, в том них нет периодов предоставления отпуска без сохранения заработной платы. При этом рабочие (календарные) дни, в которые работник по основному месту работы освобождался от выполнения должностных обязанностей с сохранением среднего заработка для выполнения полномочий члена участковой избирательной комиссии на бесплатной основе, не исключаются из расчетного периода.
Среднедневная заработная плата с учетом страхового стажа работника (7 лет):
78 350 грн. : 366 к. д. х 70% = 149,85 грн.
Сумма «больничных» за период болезни с 3 по 14 декабря (12 календарных дней):
149,85 грн. х 12 к. д. бол. = 1798,20 грн.