Кроме выполнения работы по совместительству, о нюансах которой подробно рассказано в предыдущей статье и статье предыдущего номера журнала, одним из видов дополнительной работы для сотрудников является совмещение должностей (профессий). Каковы особенности выполнения такой дополнительной работы? Каков порядок введения и отмены для работников совмещения должностей (профессий)? Как оно оформляется документально? Как оплачивается такая дополнительная работа? Учитывается ли доплата за совмещение должностей (профессий) при исчислении средней заработной платы? Каков порядок налогообложения доплаты за совмещение должностей (профессий)? Подлежит ли она индексации?
Совмещение должностей и профессий работниками
Законодательство Украины не содержит нормативно-правового акта, который бы детально регламентировал совмещение должностей (профессий), в частности разъяснял, что такое совмещение должностей (профессий), каков порядок его введения (отмены) для работников, каковы особенности выполнения такого вида дополнительной работы.
Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), а также отдельные постановления Кабинета Министров Украины и приказы центральных органов исполнительной власти устанавливают только порядок оплаты труда при совмещении должностей (профессий).
Поскольку законодательство Украины не дает определение термину «совмещение должностей (профессий)», то в этом вопросе необходимо руководствоваться нормативными документами бывшего СССР — постановлением Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 (далее — Постановление № 1145) и Инструкцией по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», изданной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов от 14.05.82 г. № 53-ВЛ (далее — Инструкция № 53).
Указанные «союзные» нормативные акты продолжают действовать на территории Украины в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII, которым установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
В то время необходимо учитывать, что большинство норм Постановления № 1145 и Инструкции № 53 противоречит нормам трудового законодательства Украины, поэтому эти два документа применяются только в части определения понятия «совмещение профессий (должностей)» и в части указания на необходимость издания приказа о поручении работнику дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий (должностей).1
1 См. также письма Минсоцполитики от 12.01.2016 г. № 10/06/186-16, от 29.04.2013 г. № 61/06/186-13 и от 28.03.2013 г. № 2-1/06/187-13 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2018, стр. 122, № 6/2013, стр. 123, и № 5/2013, стр. 124, письма Минтруда от 10.02.2010 г. № 125/13/84-10, от 21.12.2009 г. № 808/13/84-09, от 02.12.2005 г. № 9942/0/14-05/018-17, от 26.05.2003 г. № 18-349 и от 06.05.2001 г. № 03-3/2091-018-2.
Что такое совмещение профессий (должностей)
Согласно пункту 2 Постановления № 1145 совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) на одном и том же предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие) с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.
Аналогичное определение, но в сокращенном виде, дано совмещению профессий (должностей) в пункте 1 Инструкции № 53.
Таким образом, совмещение должностей (профессий) имеет такие основные признаки:
1. Оно возможно только на одном и том же предприятии.
2. Совмещаемая должность должна быть предусмотрена штатным расписанием и быть вакантной.
3. Выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) осуществляется в то же рабочее время (рабочий день или рабочую смену), что и выполнение основной работы, определенной трудовым договором.
4. При совмещении работник должен качественно выполнять работу как по основной, так и по вакантной должности.
5. Совмещение профессий (должностей) может вводиться как на определенный срок, так и бессрочно.
6. Совмещение возможно только с согласия работника.
Обращаем внимание, что хотя термин «совмещение профессий (должностей)» созвучен с термином «совместительство», на самом деле это разные виды дополнительной работы, существенно отличающиеся друг от друга. Так, при совместительстве работник может работать как на одном, так и на нескольких предприятиях, при этом на каждом месте работы заключается трудовой договор. Работу по совместительству работник должен выполнять в свободное от основной работы время и за ее выполнение работнику выплачивается заработная плата, которая не зависит от порядка оплаты труда по основному месту работы, а при совмещении выплачивается доплата в процентах от оклада по вакантной или основной должности.
Также следует учитывать, что в отличие от совместительства, на совмещение профессий (должностей) действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения. Что касается норм Постановления № 1145, в частности норм пункта 15 этого документа, ограничивавших права предприятий по вопросам совмещения профессий и должностей, то эти нормы утратили силу, поскольку противоречат нормам законодательства Украины.
В частности, в настоящее время нет запрета на выполнение работником, занимающим должность бухгалтера, дополнительной работы на условиях совмещения по вакантной должности кассира. Исполнение обязанностей кассира можно возложить приказом руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности (п. 45 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. № 148).2
2 См. также пункт 3 письма НБУ от 26.09.2005 г. № 11-113/3262-9602 и письмо Минсоцполитики от 29.04.2013 г. № 61/06/186-13 в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2013, стр. 123.
Дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) может быть распределена между несколькими работниками в зависимости от объема выполняемых работ по совмещаемой должности. Например, одному работнику может быть введено совмещение по 0,5 вакантной должности, второму работнику — по 0,3 вакантной должности, третьему работнику — по 0,2 вакантной должности.
Порядок введения совмещения должностей (профессий)
Действующее законодательство не определяет, когда работник может быть допущен к совмещению должностей (профессий), поэтому такой вид дополнительной работы может быть введен для работника как при принятии на работу, так и впоследствии.
Обычно инициатором поручения работнику дополнительной работы в виде совмещения должностей (профессий) является работодатель, поскольку, в первую очередь, он заинтересован в том, чтобы работа по вакантной штатной должности выполнялась. Но работодателю необходимо согласовать этот вопрос с работником, поскольку такой вид дополнительной работы, как отмечено выше, возможен только с его согласия. К тому же работодатель не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 31 КЗоТ).
Если инициатором совмещения должностей (профессий) является работник, то он подает работодателю заявление, в котором сообщает о своем желании (готовности) выполнять дополнительную работу (образец заявления ниже).
Если инициатор совмещения должностей (профессий) — работодатель, то, учитывая, что введение совмещения должностей (профессий) является изменением существенных условий труда, работодатель обязан уведомить работника об установлении совмещения не позднее чем за два месяца (ч. третья ст. 32 КЗоТ).
Обращаем внимание на такой нюанс: поскольку введение совмещения должностей (профессий) возможно только с согласия работника, отказ последнего от такой дополнительной работы не может быть основанием для его увольнения по пункту 6 статьи 36 КЗоТ, которое возможно только при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда по его основной должности.
Допуск работника к работе на условиях совмещения должностей (профессий) осуществляется на основании приказа руководителя, в котором указываются название вакантной должности, которая будет совмещаться, дата, с которой начинается совмещение должностей (профессий), порядок оплаты и другие условия выполнения такой дополнительной работы. Если совмещение вводится на определенный срок, в приказе указывается такой срок. При этом срок может быть определен как календарной датой, так и наступлением определенного события, например, принятие на работу на вакантную должность нового работника (образец приказа о введении совмещения см. ниже).
Директору ООО «Электромаш»
Кучеренко М. В.
электромеханика
Комарова Сергея Петровича
Заявление
Прошу поручить мне выполнение дополнительной работы по вакантной должности техника-электрика в порядке совмещения должностей с 01.08.2021 с доплатой в размере 50% должностного оклада по вакантной должности.
26.07.2021 Комаров
ООО «Электромаш»
ПРИКАЗ
27.07.2021 г. Харьков № 75-к
О введении совмещения должностей
ПОРУЧИТЬ:
КОМАРОВУ Сергею Петровичу, электромеханику, без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, выполнение дополнительной работы по вакантной должности техника-электрика в порядке совмещения должностей с доплатой в размере 50% должностного оклада по вакантной должности с 01.08.2021 до дня принятия на работу на вакантную должность нового работника.
Основания: 1. Заявление С. П. Комарова от 26.07.2021
2. Штатное расписание
3. Коллективный договор
Директор Кучеренко М. В. Кучеренко
С приказом ознакомлен:
Комаров С. П. Комаров
27.07.2021
Введение для работника дополнительной работы в порядке совмещения должностей (профессий) предусматривает согласование вопроса, какую именно работу по вакантной должности (профессии) должен выполнять работник. На предприятии для всех штатных должностей разрабатываются должностные инструкции, которые утверждаются руководителем предприятия. С должностной инструкцией, разработанной для должности, которая будет совмещаться, необходимо ознакомить работника, для которого вводится совмещение должностей. Трудовые обязанности, определенные такой должностной инструкцией, обязан будет выполнять работник. Но учитывая, что работа по совмещаемой должности должна выполняться наряду с основной работой (в течение рабочего времени, отведенного для выполнения основных обязанностей работника), во избежание ухудшения качества работы по обеим должностям перечень трудовых обязанностей, выполняемых по совмещаемой должности, должен быть уменьшен (объективно работник не может выполнять одновременно все обязанности по двум должностям).
Полный перечень обязанностей по совмещаемой должности (профессии), которые обязан будет выполнять работник, которому поручается дополнительная работа, можно привести в приложении к приказу о введении совмещения должностей (профессий). К тому же следует учитывать, что у работника, для которого вводится совмещение, должна быть соответствующая профессиональная подготовка для качественного выполнения дополнительной работы.
Также необходимо помнить, что при введении совмещения должностей (профессий) отдельный трудовой договор с работником не заключается (в отличие от принятия на работу по совместительству), поскольку работа по совмещаемой должности (профессии), как отмечено выше, выполняется в то же рабочее время, что и основная работа. На этом же основании время выполнения работы по совмещаемой должности (отработанные часы) в табеле учета рабочего времени не отражается.
Что касается внесения записи о совмещении должностей (профессий) в трудовую книжку по требованию работника, то нормами Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58, внесение такой записи прямо не предусмотрено. Однако учитывая, что пунктом 5.3 этой Инструкции предусмотрено внесение в дубликат трудовой книжки сведений о совмещении профессий по желанию работника, не будет нарушением внесение записи о совмещении и в оригинале трудовой книжки, если этого желает работник.
В то же время с 10.06.2021 г. многие нормы Инструкции № 58 противоречат нормам КЗоТ, поэтому в ближайшее время в Инструкцию № 58 должны быть внесены изменения. Напомним, что согласно статье 48 «Учет трудовой деятельности работника» в редакции, действующей с 10.06.2021 г., учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе. Следовательно, нормами статьи 48 КЗоТ не предусмотрено внесение в трудовую книжку работника сведений о совмещении профессий (должностей), но дождемся изменений в Инструкцию № 58.
Порядок отмены совмещения должностей (профессий)
Если работник по каким-то причинам не может или не желает в дальнейшем совмещать должности (профессии), то он должен подать работодателю заявление об этом. В случае согласия работодателя отмена совмещения осуществляется с даты, указанной в заявлении работника, или даты, согласованной сторонами.
Если же в приказе об установлении для работника совмещения должностей (профессий) был оговорен срок, на который оно вводится, то отмена совмещения для работника осуществляется без предварительного его уведомления (подачи им заявления) и издания дополнительного приказа.
Если инициатором отмены совмещения должностей (профессий) является работодатель, то в соответствии с частью третьей статьи 32 КЗоТ он должен уведомить об этом работника не позднее чем за два месяца. При этом получать согласие профсоюзного органа для этого не нужно.
Основания для отмены совмещения могут указываться как в приказе о введении совмещения, так и в коллективном договоре. В частности, такими основаниями могут быть принятие на вакантную должность нового работника или уменьшение объема работ по совмещаемой должности (в этом случае вакантная должность может быть сокращена).
Документальным подтверждением отмены для работника совмещения должностей (профессий) является соответствующий приказ руководителя.
Если при изменениях в организации производства и труда, которые оформляются приказом по предприятию, по инициативе работодателя отменяется бессрочное совмещение профессий или должностей для работника, о чем он уведомляется работодателем не позднее чем за два месяца (ч. третья ст. 32 КЗоТ), но работник не согласен на работу в новых условиях, т. е. не согласен на работу без совмещения (например, из-за уменьшения заработной платы вследствие отмены доплаты за совмещение), то трудовой договор с ним расторгается по пункту 6 статьи 36 КЗоТ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Заработная плата при совмещении должностей (профессий)
Согласно статье 105 КЗоТ работникам, выполняющим на том же предприятии наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессий (должностей).
Порядок назначения и начисления указанной доплаты на хозрасчетных предприятиях и в бюджетных учреждениях отличаются.
Доплата за совмещение на хозрасчетных предприятиях
Размеры доплаты за совмещение профессий (должностей) хозрасчетными предприятиями устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать размеры доплаты с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом (ст. 97, 105 КЗоТ, ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР; далее — Закон об оплате труда).
Для предприятий, представители которых (как со стороны работодателей, так и со стороны профсоюзов или другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа) участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г. (далее — Генеральное соглашение), обязательными являются размеры доплат работникам, установленные в приложении 3 к Генеральному соглашению.3 Этим приложением, в частности, установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладу совмещаемой должности.
3 См. также письма Минсоцполитики от 21.11.2016 г. № 415/0/15-16/18 и от 17.03.2011 г. № 2774/0/14-11/18, письмо Минтруда от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08.
Для предприятий, представители которых (как со стороны работодателей, так и со стороны профсоюзов или другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа) участвовали в подписании отраслевого или территориального соглашения, размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с положениями такого соглашения. Анализ норм многих действующих таких соглашений показывает, что установленный ими размер доплаты за совмещение соответствует приведенному в приложении 3 к Генеральному соглашению (например, см. приложение 6 к Отраслевому соглашению между Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, Объединением организаций работодателей «Всеукраинская конфедерация работодателей жилищно-коммунальной отрасли Украины» и Центральным комитетом профсоюза работников ЖКХ, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины на 2017–2021 годы от 10.01.2017 г.).
ПРИМЕР 1
Начисление заработной платы работнику при совмещении должностей
Работница занимает штатную должность «бухгалтер I категории» с окладом 7300 грн. На предприятии имеется вакантная должность «бухгалтер IІ категории» с окладом 6800 грн. Коллективным договором предприятия предусмотрена доплата за совмещение должностей (профессий) в размере до 50% оклада вакантной должности. С 1 августа 2021 года для работницы с ее согласия приказом руководителя введено совмещение должностей (основной и вакантной) с доплатой в размере 50% оклада вакантной должности в соответствии с объемом порученной работы.
За работу в августе 2021 года работнице при выполнении месячной нормы рабочего времени должны быть начислены:
— заработная плата в размере оклада по ее штатной должности — 7300 грн.;
— доплата за совмещение должностей в размере: 6800 грн. х 50% = 3400 грн.
Общая заработная плата работницы за август:
7300 + 3400 = 10 700 грн.
________________________________________________________________________
Доплата за совмещение должностей (профессий) может быть распределена между несколькими работниками в зависимости от объема выполняемых работ по совмещаемой (вакантной) должности. Например, одному работнику может быть назначена доплата за совмещение должностей в размере 50% оклада совмещаемой должности, второму — 30% оклада совмещаемой должности, третьему — 20% оклада совмещаемой должности.
ПРИМЕР 2
Начисление доплаты за совмещение, если она распределяется между двумя работниками
Штатным расписанием предприятия предусмотрена одна должность старшего экономиста с окладом 7500 грн. и две должности экономиста с окладом 7000 грн. Должность старшего экономиста занимает работник Абрамов А. А., одну должность экономиста (по финансовой работе) — работник Волков В. В., вторая должность экономиста (по ценообразованию) вакантна. Коллективным договором предприятия предусмотрена доплата за совмещение должностей в размере до 70% оклада совмещаемой должности. Приказом руководителя предприятия с 19 июля 2021 года поручена дополнительная работа по вакантной должности экономиста в порядке совмещения старшему экономисту Абрамову А. А. с доплатой в размере 45% оклада совмещаемой должности, а экономисту Волкову В. В. — с доплатой в размере 25% оклада совмещаемой должности (ему поручено выполнять меньше обязанностей по совмещаемой должности, чем старшему экономисту). На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, при этом в июле по графику работы 22 рабочих дня (далее — р. д.). На период с 19 по 31 июля, когда работники Абрамов А. А. и Волков В. В. выполняли дополнительную работу по совмещаемой должности, приходится 10 рабочих дней, которые эти работники отработали (далее — отраб. д.).
За работу в июле 2021 года должны быть начислены:
старшему экономисту Абрамову А. А.:
— заработная плата в размере оклада по его штатной должности — 7500 грн.;
— доплата за совмещение должностей пропорционально отработанному времени в размере: 7000 грн. : 22 р. д. х 10 отраб. д. х 45% = 1431,82 грн.
экономисту Волкову В. В.:
— заработная плата в размере оклада по его штатной должности — 7000 грн.;
— доплата за совмещение должностей пропорционально отработанному времени в размере: 7000 грн. : 22 р. д. х 10 отраб. д. х 25% = 795,45 грн.
__________________________________________________________________________
Доплата за совмещение в бюджетных учреждениях
Для работников бюджетных учреждений, заведений и организаций (далее — бюджетные учреждения) установлены ограничения в размере доплаты за совмещение профессий (должностей).
Так, согласно подпункту «а» пп. 3 п. 3 постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298) для работников бюджетных учреждений размер доплаты за совмещение профессий (должностей) не может превышать 50% должностного оклада (тарифной ставки).
При начислении доплаты за совмещение профессий (должностей) работникам бюджетных учреждений следует учитывать, что размер такой доплаты должен определяться в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) по основной должности, а не по совмещаемой (вакантной).4
4 См. также письма Минтруда от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10 и от 21.12.2009 г. № 808/13/84-09.
О том, что доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается в размере до 50% должностного оклада по основной должности, указано, в частности, в подпункте 3.1.1 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 г. № 308/519.
В то же время согласно подпункту «а» подпункта 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины «Об условиях оплаты труда работников бюджетных научно-исследовательских учреждений и организаций и других научных учреждений Национальной академии наук» от 31.01.2001 г. № 74 доплата за совмещение профессий (должностей) работникам учреждений, на которых распространяется действие этого постановления, выплачивается в размере до 50% должностного оклада по вакантной должности.
Право устанавливать конкретный размер доплаты за совмещение профессий (должностей) в бюджетной сфере предоставлено руководителям местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых созданы централизованные бухгалтерии, руководителям бюджетных учреждений в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов (пп. «а» п. 4 Постановления № 1298). Решение о конкретном размере доплаты принимается руководителем бюджетного учреждения в зависимости от квалификации работника, сложности, характера, объема выполняемых работ, расходов основного рабочего времени.4
4 См. также письма Минтруда от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10 и от 21.12.2009 г. № 808/13/84-09.
Как и на хозрасчетных предприятиях, в бюджетных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) может быть распределена между несколькими работниками в зависимости от объема выполняемых работ по совмещаемой должности. При этом доплаты за совмещение профессий (должностей) могут устанавливаться нескольким работникам в размере до 50% должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу (ставке заработной платы).5
5 См. также письмо Минтруда от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10.
Обращаем внимание, что доплата за совмещение профессий (должностей) не устанавливается руководителям бюджетных учреждений, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, их заместителям (пп. «а» пп. 3 п. 3 Постановления № 1298). В частности, указанная доплата не устанавливается лицам, занимающим в научных учреждениях должности начальников бюро (служб, секторов, групп) в составе отделов (служб) и т. д., которые относятся к руководителям структурных подразделений.6
6 См. также письмо Минтруда от 10.02.2010 г. № 125/13/84-10.
Кроме того, не выплачивается доплата за совмещение профессий (должностей) государственным служащим, работникам патронатных служб в государственных органах, работникам государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15, и другим лицам государственных органов, на которых распространяется действие постановления Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09 03.2006 г. № 268, поскольку это не предусмотрено нормами указанных постановлений.7
7 См. также письмо Минтруда от 12.01.2009 г. № 22/13/84-09.
Изменение размера доплаты за совмещение
Поскольку размеры доплаты за совмещение профессий (должностей) как составляющей оплаты труда являются существенными условиями труда, то об их изменении в сторону уменьшения работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца (ч. третья ст. 32, ст. 103 КЗоТ, ст. 29 Закона об оплате труда).
Обращаем внимание, что уменьшение размера доплаты за совмещение профессий (должностей) не может быть проведено в одностороннем порядке, а должно быть согласовано с профсоюзной организацией (ст. 97 КЗоТ, ст. 15, 22 Закона об оплате труда).
Изменение размера доплаты за совмещение профессий (должностей) как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения оформляется приказом руководителя предприятия.
Если отменяется совмещение профессий (должностей), то прекращается начисление и доплаты за такой вид дополнительной работы.
Прочие выплаты работникам, совмещающим должности (профессии)
В случае если работник, совмещающий профессии (должности), привлекается к работе в ночное (вечернее) время, в выходные и праздничные (нерабочие) дни, к сверхурочной работе, то доплата в установленном размере за отработанные часы такой работы начисляется на оклад (тарифную ставку) по основной должности работника (без учета доплаты за совмещение профессий или должностей).
Налогообложение доплаты за совмещение должностей (профессий)
Согласно подпункту 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5), доплата за совмещение профессий (должностей) относится к фонду дополнительной заработной платы фонда оплаты труда (далее — ФОТ).
Учитывая изложенное, доплата за совмещение профессий (должностей) в составе заработной платы облагается налогом на доходы физических лиц и военным сбором на основании подпункта 164.2.1 Налогового кодекса Украины, а также является базой начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ).
В бухгалтерском и налоговом учете доплата за совмещение профессий (должностей) как дополнительная заработная плата включается в расходы в составе расходов на оплату труда соответствующей категории работников (которым установлено совмещение профессий или должностей).
Учет доплаты за совмещение должностей (профессий)
при исчислении средней заработной платы
Согласно пункту 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), при исчислении средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы в соответствии с законодательством и условиями трудового договора, кроме определенных в пункте 4 этого Порядка. Поскольку доплата за совмещение профессий (должностей) не указана в пункте 4 Порядка, она учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления выплат, рассчитываемых согласно Порядку № 100 (к ним относятся отпускные, средний заработок за дни командировки, выходное пособие, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата вынужденного прогула и т. д.).
Поскольку доплата за совмещение профессий (должностей) согласно Инструкции № 5 является дополнительной заработной платой, с которой уплачивается ЕСВ, на основании пункта 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266, она учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат («больничные», «декретные» и т. д.).
Обращаем внимание, что по должности (профессии), которая совмещается, «больничные», «декретные» не выплачиваются, а ежегодный отпуск не предоставляется.
Индексация заработной платы при совмещении должностей (профессий)
Согласно статье 2 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII и пункту 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные ими в гривнах на территории Украины, которые не имеют разового характера, в частности, оплата труда наемных работников, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие компенсационные выплаты, имеющих постоянный характер.
Совмещение профессий (должностей) в большинстве случаев имеет временный характер (вводится на время поиска работника для занятия вакансии), поэтому и доплата за совмещение профессий (должностей) носит временный характер. Учитывая этот факт, не рекомендуем включать сумму такой доплаты в индексируемый доход.
Если же совмещение вводится на продолжительное время (бессрочно), то доплату за совмещение профессий (должностей) имеется основание считать постоянной (не разовой) выплатой, которая подлежит индексации.8 Соответственно, сумма увеличения доплаты в месяце повышения окладов (тарифных ставок) включается в общую сумму повышения дохода, которая сравнивается со сложившейся суммой индексации в таком месяце (абз. пятый п. 5 Порядка № 1078).9
8 См. также письмо Минтруда от 14.02.2007 г. № 9/10/136-07.
9 Подробно о порядке проведения индексации доходов работников рассказано в статье «Индексация заработной платы работников (часть 1)» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 32.