Увольнение в случае перехода работника на выборную должность (п. 5 ст. 36 КЗоТ)
В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 36 КЗоТ основанием прекращения трудового договора является, в частности, переход на выборную должность (далее — увольнение по п. 5 ст. 36 КЗоТ).
Увольнение работника по п. 5 ст. 36 КЗоТ в связи с его переходом на выборную должность возможно при одновременном наличии двух условий:
— работник избран на выборную должность, которая может быть на этом предприятии, в другой организации (например, в общественном объединении), в органе местного самоуправления или государственном органе;
— работа на выборной должности осуществляется на постоянной основе, поэтому предусматривает увольнение с предыдущего места работы (т. е. не предусматривает сохранение за работником предыдущей должности).
Чаще всего увольнение работника в связи с его переходом на выборную должность происходит, если он избирается депутатом областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов на постоянной основе или сельским, поселковым, городским председателем, старостой.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон № 93) депутат местного совета, избранный секретарем сельского, поселкового, городского совета, председателем, заместителем председателя районного, областного, районного в городе совета, работает в соответствующем совете на постоянной основе и не может совмещать свою служебную деятельность с другой работой.
В соответствии со статьей 33 Закона № 93 в случае избрания депутата местного совета на выборную должность в совете, на которой он работает на постоянной основе, трудовой договор с ним по предыдущему месту работы прекращается в соответствии с законодательством (т. е. по п. 5 ст. 36 КЗоТ). Депутату местного совета, который работал в совете на постоянной основе, после окончания таких полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия депутата, на другом предприятии. С работником, который принят на работу (должность), которую выполнял (занимал) депутат местного совета, заключается срочный трудовой договор, который расторгается в случае возвращения депутата местного совета на работу, но не позднее чем через 3 месяца после прекращения полномочий депутата местного совета. Депутат местного совета может быть уволен с работы по инициативе работодателя с занимаемой должности при условии его предупреждения в порядке, установленном законом. О таком предупреждении работодатель письменно уведомляет не менее чем за 15 дней соответствующий местный совет.
Таким образом, работодатель должен уведомить местный совет, в который его работник избран и где начал работать на постоянной основе, об увольнении такого работника по п. 5 ст. 36 КЗоТ.
Желательно от работника, избранного на выборную должность, получить заявление об увольнении по п. 5 ст. 36 КЗоТ, а от органа (местного совета, государственного органа и т. д.), в которой он будет работать, — справку о том, что «избранник» приступил к выполнению своих обязанностей на постоянной основе с указанием даты.
Основанием для увольнения работника по п. 5 ст. 36 КЗоТ в связи с его переходом на выборную должность является соответствующий приказ руководителя предприятия.
В трудовую книжку работника вносится, например, такая запись: «Уволен в связи с переходом на выборную должность секретаря Миргородского районного совета, п. 5 ст. 36 КЗоТ Украины».
В день увольнения работнику выдается трудовая книжка и осуществляется окончательный расчет (ст. 47, 116 КЗоТ). Денежная компенсация за неиспользованный отпуск (при ее наличии) выплачивается работнику при увольнении (на счет органа, в который избран работник, она не перечисляется). Отчисление отпускных за неотработанные, но использованные дни ежегодного отпуска, не осуществляется (п. 2 ч. второй ст. 127 КЗоТ, п. 2 ч. второй ст. 22 Закона об отпусках).
Обращаем внимание, что увольнению по п. 5 ст. 36 КЗоТ подлежат только те депутаты местного совета, которые работают в совете на выборной должности на постоянной основе. Все остальные депутаты местного совета осуществляют свои полномочия, не прекращая производственную или служебную деятельность (ч. 1 ст. 6 Закона № 93), соответственно, они не увольняются с постоянного места работы, а лишь освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей на период выполнения депутатских полномочий (ч. 1 ст. 32 Закона № 93).
То же самое касается работы на выборных должностях в государственных органах и других (в частности, профсоюзных) органах (организациях).
Так, работник, избранный народным депутатом, подлежит увольнению по п. 5 ст. 36 КЗоТ, поскольку он не имеет права заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой (за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время). Народному депутату после окончания срока его полномочий, а также в случае досрочного их прекращения по личному заявлению о сложении им депутатских полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при невозможности этого — он зачисляется в резерв кадров Главного управления государственной службы Украины (п. 4 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 20 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII).
Из норм частей пятой и шестой статьи 252 КЗоТ следует, что работникам, уволенным по п. 5 ст. 36 КЗоТ в связи с избранием их в состав выборных профсоюзных органов и работой в них на постоянной основе, после окончания срока их полномочий предоставляется предыдущая работа (должность) или с согласия работника другая равноценная работа (должность). Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от своих производственных или служебных обязанностей, предоставляется свободное от работы время для участия в работе выборного профсоюзного органа.
Согласно статье 118 КЗоТ работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, а также в партийных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организациях, предоставляется после окончания их полномочий по выборной должности предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии.
При отсутствии для работников после окончания их полномочий по выборной должности предыдущей работы (должности) и предоставлении им другой равноценной работы под последней следует понимать работу, которая отвечает квалификации работника, его навыкам, способностям, производительности труда и т. д.