Увольнение работника во избежание его пребывания в прямом подчинении у близкого лица (п. 4 ст. 41 КЗоТ)
Согласно пункту 4 части первой статьи 41 КЗоТ трудовой договор по инициативе собственника или уполномоченного им органа может быть расторгнут в случае пребывания вопреки требованиям Закона Украины «О предупреждении коррупции» в прямом подчинении у близкого лица (далее — увольнение по п. 4 ст. 41 КЗоТ).
Основания для увольнения работника по пункту 4 статьи 41 КЗоТ
Из выше процитированной нормы следует, что уволить работника предприятия, учреждения, организации (далее — предприятие) по п. 4 ст. 41 КЗоТ можно при одновременном наличии следующих двух условий:
— на работника распространяются требования Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700);
— работник пребывает в прямом подчинении у близкого лица.
Рассмотрим каждое из вышеприведенных условий для увольнения работника по п. 4 ст. 41 КЗоТ.
1. На работника распространяются требования Закона № 1700.
Прежде всего, напомним, что Закон № 1700 определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 1700 субъектами, на которых распространяется действие этого Закона, являются, в частности:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:
а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины (далее — ВРУ), его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министр Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель СБУ, Генеральный прокурор, Председатель НБУ, его первый заместитель и заместитель, Председатель и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный ВРУ по правам человека, Уполномоченный по защите государственного языка;
б) народные депутаты Украины, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские председатели;
в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Госспецсвязи и других образованных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и курсантов;
ґ) судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия (далее — ВСП), должностные лица секретариата ВСП, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица Государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде);
д) лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований (далее — ГБР), Национального антикоррупционного бюро Украины (далее — НАБУ);
е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины;
є) Председатель, заместитель Председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;
ж) члены Центральной избирательной комиссии;
з) полицейские;
и) должностные и служебные лица других государственных органов;
і) члены государственных коллегиальных органов;
ї) Руководитель Офиса Президента Украины, его Первый заместитель и заместители, советники, помощники, уполномоченные, пресс-секретарь Президента Украины, помощники судей.
2) лица, которые для целей Закона № 1700 приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в частности: должностные лица юридических лиц публичного права, не указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700; лица, входящие в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия или государственной организации, имеющей целью получение прибыли, хозяйственного общества, в уставном капитале которого более 50% акций (долей) принадлежит государству;
3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей у юридических лиц частного права независимо от организационно-правовой формы, а также другие лица, которые не являются должностными лицами и которые выполняют работу или предоставляют услуги в соответствии с договором с предприятием, — в случаях, предусмотренных Законом № 1700.
Абзацем первым части 1 статьи 27 Закона № 1700 установлено, что лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона, не могут иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть прямо подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.
Следовательно, все вышеперечисленные лица, кроме указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона № 1700, не могут иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть прямо подчинены близким им лицам. То есть ограничение на совместную работу с прямым подчинением близких лиц распространяется только на работников государственных структур и не касается работников государственных, коммунальных и частных предприятий, но последние могут во внутренних документах предусмотреть ограничения относительно работы близких лиц в прямом подчинении друг у друга.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 1700 прямое подчинение — отношения прямой организационной или правовой зависимости подчиненного лица от его руководителя, в том числе через решение (участие в решении) вопросов принятия на работу, увольнения с работы, применения поощрений, дисциплинарных взысканий, дачи указаний, поручений и т. п., контроля за их выполнением.
Близкие лица — члены семьи субъекта, указанного в части 1 статьи 3 Закона № 1700, а также муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной и двоюродный братья, родная и двоюродная сестры, родной брат и сестра жены (мужа), племянник, племянница, родной дядя, родная тетя, дед, баба, прадед, прабаба, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, отец и мать жены (мужа) сына (дочери), усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, которое находится под опекой или попечительством указанного субъекта.
Из абзаца третьего части 1 статьи 27 Закона № 1700 следует, что ограничения о совместной работе в государственных структурах близких лиц в прямом подчинении друг у друга не распространяются на:
1) народных заседателей и присяжных;
2) близких лиц, которые прямо подчинены друг другу в связи с приобретением одним из них статуса выборного лица;
3) лиц, работающих в сельских населенных пунктах (кроме районных центров), а также горных населенных пунктах.
Таким образом, для увольнения по п. 4 ст. 41 КЗоТ работник должен относиться к лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (т. е. к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления), за исключением выше перечисленных лиц, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 27 Закона № 1700.
2. Работник пребывает в прямом подчинении у близкого лица.
Абзацем вторым части 1 статьи 27 Закона № 1700 установлено, что лица, претендующие на занятие должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, обязаны уведомить руководство органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лицах.
Следовательно, еще на этапе принятия на работу в государственную структуру лицо (далее — претендент), у которого в такой госструктуре работает близкое лицо, обязано уведомить об этом руководство госструктуры (работодателя). Соответственно, если принятие на работу претендента приведет к тому, что он будет работать в госструктуре в прямом подчинении у близкого лица, руководство госструктуры (работодатель) вправе отказать претенденту в принятии на работу. Если же принятие на работу претендента приведет к тому, что ему в госструктуре будет прямо подчинено уже работающее там близкое лицо, то руководство госструктуры (работодатель) должно будет принять меры для недопущения нарушения абзаца первого части 1 статьи 27 Закона № 1700.
Бывают случаи, когда претендент по разным причинам не уведомляет руководство госструктуры о работающем близком лице в такой госструктуре, в результате чего претендент принимается на работу в эту госструктуру и работает в прямом подчинении у близкого лица или становится прямым начальником близкого лица. Для этого случая частью 2 статьи 27 Закона № 1700 установлен специальный алгоритм действий, направленный на устранение такого нарушения.
Так, в случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования части 1 статьи 27 Закона № 1700, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в 15-дневный срок. Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок с момента возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую прямое подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности.
Частью четвертой статьи 41 КЗоТ также установлено, что увольнение по п. 4 ст. 41 КЗоТ осуществляется, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Таким образом, если в госструктуре выявлено нарушение части 1 статьи 27 Закона № 1700 (принятый сотрудник работает в прямом подчинении у близкого лица или ему прямо подчинено близкое лицо), то близкие лица в течение 15 календарных дней должны определиться, как устранить нарушение (например, одно из близких лиц может подать заявление об увольнении или переводе на другую должность, исключающую прямое подчинение). Если в 15-дневный срок близкие лица добровольно не устранили нарушение, то уполномоченное должностное лицо госструктуры (наделенное правом принимать на работу, увольнять, переводить на другую должность сотрудников), в течение месяца издает приказ о переводе одного из близких лиц на другую должность, исключающую прямое подчинение, а при отсутствии вакантной должности издает приказ об увольнении подчиненного (а не сотрудника, имеющего в подчинении) близкого лица по п. 4 ст. 41 КЗоТ.
Увольнение работников по п. 4 ст. 41 КЗоТ на предприятиях, не относящихся к госструктурам (т. е. работников, не указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700), законодательством (в т. ч. КЗоТ) не предусмотрено.
Документальное оформление и особенности увольнения
Для увольнения по п. 4 ст. 41 КЗоТ не обязательно, чтобы сотрудник подавал заявление об увольнении — достаточно издания руководителем госструктуры приказа об увольнении сотрудника по указанному основанию. При этом не нужно получать согласие профсоюзного органа предприятия на увольнение работника по п. 4 ст. 41 КЗоТ.
В трудовой книжке увольняемого работника осуществляется запись: «Уволен в связи с пребыванием вопреки требованиям Закона Украины «О предупреждении коррупции» в прямом подчинении у близкого лица, п. 4 ст. 41 КЗоТ Украины».
Обращаем внимание, что увольнение по п. 4 ст. 41 КЗоТ осуществляется по инициативе работодателя, поэтому нельзя уволить работника по этому основанию в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания в отпуске (ч. третья ст. 41, ч. третья ст. 40 КЗоТ). По этой же причине по п. 4 ст. 41 КЗоТ нельзя уволить без обязательного последующего трудоустройства лиц, указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ (беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 (6) лет, одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида) и статье 186-1 КЗоТ (отцов, воспитывающих детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), опекунов (попечителей), одного из приемных родителей, одного из родителей-воспитателей).
В случае увольнения по п. 4 ст. 41 КЗоТ окончательный расчет с работником осуществляется в день увольнения.