Трудовым законодательством для работников предусмотрено несколько режимов работы. С целью более эффективного использования рабочего времени и средств производства для отдельных работников или структурных подразделений работодатели могут применять гибкий режим рабочего времени. Каков порядок установления такого режима работы? Как учитывается отработанное работниками время при указанном режиме работы? Каковы порядок оплаты труда и трудовые права работников, которым установлен гибкий режим рабочего времени?
Увольнение работника в связи с заключением трудового договора вопреки требованиям антикоррупционного закона
В соответствии с пунктом 7-1 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) основанием прекращения трудового договора является заключение трудового договора (контракта), вопреки требованиям Закона Украины «О предотвращении коррупции», установленным для лиц, которые уволились или другим образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, в течение года со дня прекращения (далее — увольнение по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ). Рассмотрим порядок такого увольнения детально.
Основания для увольнения по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ
Из выше процитированной нормы следует, что уволить работника предприятия, учреждения, организации (далее — предприятие) по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ можно при одновременном наличии двух условий:
— работник относится к категории лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700), и ранее занимал должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления;
— трудовой договор (контракт) был заключен с работником вопреки требованиям Закона № 1700 в течение года со дня увольнения с должности (прекращения деятельности), связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления.
Рассмотрим каждое из вышеприведенных обязательных условий для увольнения работникапо пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ.
1. Работник относится к категории лиц, на которых распространяется действие Закона № 1700, и ранее занимал должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления.
Напомним, что Закон № 1700 определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700 субъектами, на которых распространяется действие этого Закона, являются, в частности, лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:
а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины (далее — ВРУ), его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министр Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель СБУ, Генеральный прокурор, Председатель НБУ, Председатель и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный ВРУ по правам человека;
б) народные депутаты Украины, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские председатели;
в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Госспецсвязи и других образованных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и курсантов;
ґ) судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия, должностные лица секретариата Высшего совета правосудия, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица Государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде);
д) лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований (далее — ГБР), Национального антикоррупционного бюро Украины (далее — НАБУ);
е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, ГФСУ;
є) члены Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее — НАПК);
ж) члены Центральной избирательной комиссии;
з) полицейские;
и) должностные и служебные лица других госорганов;
і) члены государственных коллегиальных органов;
Таким образом, уволить по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ можно только лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, т. е. лиц, которые раньше занимали должность, которая предусматривала выполнение функций государства или местного самоуправления.
2. Трудовой договор (контракт) был заключен с работником вопреки требованиям Закона № 1700 в течение года со дня увольнения с должности (прекращения деятельности), связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Закона № 1700 лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона (см. выше), которые уволились или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, запрещается в течение года со дня прекращения соответствующей деятельности заключать трудовые договоры (контракты) или совершать сделки в сфере предпринимательской деятельности с юридическими лицами частного права или физическими лицами – предпринимателями, если лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, в течение года до дня прекращения выполнения функций государства или местного самоуправления осуществляли полномочия по контролю, надзору, подготовке или принятию соответствующих решений относительно деятельности этих юридических лиц или физических лиц – предпринимателей.
Нарушение вышеуказанного ограничения по заключению трудового договора (контракта) является основанием для прекращения трудового договора. В случае выявления указанного нарушения НАПК обращается в суд для прекращения трудового договора (контракта) (ч. 2 ст. 26 Закона № 1700).
Таким образом, если на предприятие по трудовому договору (контракту) было принято на работу лицо, относящееся к вышеперечисленным категориям лиц, когда не прошел один год со дня прекращения этим лицом работы на должности (деятельности), связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления по контролю, надзору, подготовке или принятию соответствующих решений по деятельности такого предприятия, то в случае выявления указанного нарушения это лицо подлежит увольнению по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ как заключившее трудовой договор (контракт) вопреки требованиям Закона № 1700.
Особенности и документальное оформление увольнения работника по пункту 7-1 статьи 36 КЗоТ
Согласно части второй статьи 36 КЗоТ в случае, предусмотренном пунктом 7-1 части первой этой статьи, лицо подлежит увольнению с должности в 3-дневный срок со дня получения органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
Вышеприведенная норма была актуальна до 26.10.2014 г., когда действовала предыдущая редакция пункта 7-1 части первой статьи 36 КЗоТ, в соответствии с которой основанием прекращения трудового договора является вступление в законную силу судебного решения, согласно которому работник привлечен к ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Однако этот Закон был отменен 26.10.2014 г. Законом № 1700. Одновременно последним в новой редакции был изложен пункт 7-1 части первой статьи 36 КЗоТ (см. выше).
Тем не менее, считаем, что если НАПК обратится в суд с иском к предприятию относительно прекращения трудового договора (контракта) с работником (ч. 2 ст. 26 Закона № 1700), то такой работник подлежит увольнению с должности в 3-дневный срок со дня получения предприятием копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
Если же предприятие самостоятельно обнаружит указанное нарушение, то законодательством не установлен временной период для увольнения работника, но и в этом случае рекомендуем не затягивать процесс увольнения работника.
Такое увольнение оформляется в общем порядке — руководителем издается приказ об увольнении работника, а в его трудовую книжку вносится запись: «Уволен в связи с заключением трудового договора вопреки требованиям Закона Украины «О предотвращении коррупции», установленным для лиц, прекратившим деятельность, связанную с выполнением функций государства (местного самоуправления), в течение года со дня прекращения, п. 71 ст. 36 КЗоТ Украины».
В день увольнения работнику необходимо осуществить с работником окончательный расчет — выдать трудовую книжку и выплатить причитающиеся ему от предприятия суммы (заработную плату за отработанное время, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск и т. п.).
Предотвращение принятия на работу лиц, совершивших коррупционное правонарушение
Кроме вышерассмотренного случая, когда с юридическими лицами частного права или физлицами – предпринимателями нельзя заключать трудовые договоры (контракты) в течение года со дня увольнения с работы (прекращения соответствующей деятельности) лицам, выполнявшим функции государства или местного самоуправления, Закон № 1700 и другие законодательные акты содержат также нормы, запрещающие в течение определенного срока принятие на работу указанных лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.
Согласно части 1 статьи 65 Закона № 1700 за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений лица, указанные в части 1 статьи 3 этого Закона (то есть лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления), привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.
В случае совершения от имени и в интересах юридического лица его уполномоченным лицом преступления самостоятельно или в соучастии с юридическим лицом в случаях, определенных Уголовным кодексом Украины, применяются меры уголовно-правового характера.
Ограничение о запрете лицу, уволенному с должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства, местного самоуправления или такой, которая приравнивается к этой деятельности, устанавливается исключительно по мотивированному решению суда, если иное не предусмотрено законом (ч. 4 ст. 65 Закона № 1700).
Увольнение с должности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лиц, которые для целей Закона № 1700 к ним приравниваются, в связи с их привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение определенного срока предусмотрено Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Уголовным кодексом Украины (далее — УК).
Согласно пункту 5 части первой статьи 24 КоАП (пункту 3 части первой статьи 51 УК) за совершение административных правонарушений (преступлений) к лицу может быть применено административное взыскание (наказание) в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это административное взыскание может применяться только как дополнительное (к основному) административное взыскание (ст. 25 КоАП). Если это наказание за преступление, то оно может применяться в качестве как основного, так и в качестве дополнительного наказания (ч. 3 ст. 52 УК).
Статьей 30 КоАП установлено, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается судом на срок от 6 месяцев до одного года, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи (санкции части статьи) Особой части КоАП, когда с учетом характера административного правонарушения, совершенного по должности, лица, совершившего административное правонарушение, и других обстоятельств дела суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается судом сроком на один год, когда оно специально предусмотрено в санкции статьи (санкции части статьи) Особой части КоАП.
Раздел II «Особая часть» КоАП содержит главу 13-А «Административные правонарушения, связанные с коррупцией», которая включает статьи 172-4 – 172-9-2. Эти статьи содержат административные правонарушения, связанные с коррупцией, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, включающая основное и дополнительное административное взыскание, при этом последним является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.
В частности, согласно статье 172-5 КоАП нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарков влечет за собой наложение штрафа от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг) с конфискацией такого подарка. То же действие, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение, влечет за собой наложение штрафа от 200 до 400 нмдг с конфискацией такого подарка (пожертвования) и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год. При этом субъектом правонарушений в этой статье являются лица, указанные в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (то есть лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лица, которые для целей Закона № 1700 к ним приравниваются).
Таким образом, если за административное правонарушение, связанное с коррупцией, лицо по решению суда было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьями 172-4 – 172-9-2 КоАП, при этом суд наложил на такое лицо, кроме основного взыскания, дополнительное взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год, то такое лицо не может быть принято в течение года на определенную должность или допущено к определенной деятельности (с ним не может быть заключен трудовой договор).
Особенности привлечения должностных лиц за коррупционные преступления к уголовной ответственности в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок установлены статьей 55 и разделом XVII (статьи 364 – 370) УК.
Сведения о лицах, привлеченных к уголовной, административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, содержатся в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (далее — ЕГРКП), который формируется и ведется НАПК. НАПК обеспечивает обнародование на своем официальном сайте сведений из ЕГРКП в течение 3 рабочих дней после их внесения в ЕГРКП для бесплатного круглосуточного доступа (ст. 59 Закона № 1700).
Открытыми для бесплатного круглосуточного доступа являются следующие сведения о физическом лице, которое привлечено к ответственности за совершение коррупционного правонарушения:
1) фамилия, имя, отчество;
2) место работы, должность на время совершения коррупционного правонарушения;
3) состав коррупционного правонарушения;
4) вид наказания (взыскания);
5) способ совершения дисциплинарного коррупционного проступка;
6) вид дисциплинарного взыскания.