Увольнение должностного лица в случае повторного нарушения норм «разрешительного» законодательства (ч. вторая ст. 41 КЗоТ)
В соответствии с частью второй статьи 41 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) по собственной инициативе обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом в случае повторного нарушения им требований законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, предусмотренных статьями 166-10, 166-12, 188-44 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Основания для увольнения должностных лиц по части второй статьи 41 КЗоТ
Из выше процитированной нормы следует, что уволить работника по части второй статьи 41 КЗоТ можно при одновременном наличии следующих двух условий:
— работник является должностным лицом государственного органа, наделенного полномочиями выдавать лицензии, документы разрешительного характера и предоставлять административные услуги;
— работник повторно нарушил требования законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, предусмотренных статьями 166-10, 166-12, 188-44 КоАП.
Рассмотрим каждое из вышеприведенных условий для увольнения работника по части второй статьи 41 КЗоТ.
1. Работник является должностным лицом «разрешительного» государственного органа.
Прежде всего, напомним, что статья 41 КЗоТ была дополнена частью второй с 05.04.2015 г. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегулирования)» от 12.02.2015 г. № 191-VIII (далее — Закон № 191). Целью принятия Закона № 191, как следует из его названия, является упрощение условий ведения бизнеса (дерегулирование) в Украине. Кроме внесения дополнений в КЗоТ, Законом № 191 были внесены изменения в целый ряд законов, определяющих порядок выдачи лицензий, документов разрешительного характера и порядок предоставления административных услуг.
В частности, изменения были внесены в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV (далее — Закон о разрешениях). Статьей 1 этого Закона определено, что:
— разрешительные органы — субъекты предоставления административных услуг, их должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера;
— документ разрешительного характера — разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ в электронном виде (запись о наличии разрешения, заключения, решения, согласования, свидетельства, другого документа в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; далее — ЕГР), который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования (далее — СХ) в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по ведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого СХ не может продолжать определенные действия по ведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.
Также Законом № 191 были внесены изменения в Закон Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI (далее — Закон об админуслугах), статьей 1 которого установлено, что:
— административная услуга — результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг по заявлению физического или юридического лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и/или обязанностей такого лица в соответствии с законом;
— субъект предоставления административной услуги — орган исполнительной власти, другой государственный орган, орган местного самоуправления, их должностные лица, государственный регистратор, субъект государственной регистрации, уполномоченные в соответствии с законом предоставлять административные услуги.
Кроме того, статьей 1 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII (далее — Закон о лицензировании) определено, что:
— орган лицензирования — государственный орган, уполномоченный законом или Кабинетом Министров Украины на осуществление лицензирования хозяйственной деятельности;
— выдача лицензии — предоставление СХ право на осуществление вида хозяйственной деятельности или части вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, путем принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии, о чем делается запись в лицензионном реестре;
— лицензия — право СХ на осуществление вида хозяйственной деятельности или части вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию.
Таким образом, если работник является должностным лицом разрешительного органа и наделен полномочиями выдавать документы разрешительного характера в порядке, определенном Законом о разрешениях, или является должностным лицом субъекта предоставления административной услуги (далее — государственный администратор) и наделен полномочиями предоставлять административные услуги в порядке, определенном Законом об админуслугах, или является должностным лицом органа лицензирования и наделен полномочиями выдавать (оформлять) лицензию в порядке, определенном Законом о лицензировании, то такой работник относится к категориям лиц, которые могут быть уволены по части второй статьи 41 КЗоТ.
2. Работник повторно нарушил требования законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, предусмотренных статьями 166-10, 166-12, 188-44 КоАП.
Рассмотрим, за какие именно нарушения, совершенные повторно, может быть уволено должностное лицо по части второй статьи 41 КЗоТ.
Согласно статье 166-10 КоАП нарушениями требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера являются:
— неуведомление или несвоевременное уведомление разрешительным органом СХ или государственного администратора об отказе в выдаче документа разрешительного характера;
— невнесение или несвоевременное внесение разрешительным органом в установленные законом сроки в ЕГР принятых в соответствии с законом решений, представленных в разрешительный орган заявлений и деклараций соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства и другой информации о документах разрешительного характера и декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства, необходимой для ведения ЕГР;
— нарушение разрешительным органом установленных законом сроков выдачи, переоформления, аннулирования, отказа в выдаче документа разрешительного характера, регистрации декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства;
— безосновательный отказ администратора в принятии от СХ заявления для получения документа разрешительного характера и документов, прилагаемых к нему;
— отказ разрешительного органа СХ в выдаче, переоформлении, аннулировании документа разрешительного характера по основаниям, не предусмотренным законом;
— отказ разрешительного органа СХ в выдаче документа разрешительного характера при повторном рассмотрении документов СХ по причинам, ранее не указанным в письменном уведомлении заявителю (кроме неустранения заявителем или устранения не в полном объеме причин, послуживших основанием для предыдущего отказа);
— выдача разрешительным органом документа разрешительного характера, необходимость получения которого не установлена законом;
— аннулирование документа разрешительного характера разрешительным органом по основаниям, не установленным законом.
За все вышеперечисленные нарушения виновное должностное лицо привлекается к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 850 до 1700 грн.
Выше перечисленные действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за такие же нарушения, влекут наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 150 нмдг, т. е. от 1700 до 2550 грн.
Следовательно, за вышеперечисленные нарушения, совершенные повторно (независимо от того, какой срок прошел с момента совершения первого нарушения), должностное лицо разрешительного органа или государственного администратора подлежит увольнению по части второй статьи 41 КЗоТ.
Согласно статье 166-12 КоАП нарушениями законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности являются:
— не принятие решения, не оформление, не выдача (не направление) предусмотренного законом документа органом лицензирования в течение установленного законом срока;
— принятие решения, составление акта, выдача распоряжения органом лицензирования, которые не соответствуют нормам законодательства в сфере лицензирования;
— не внесение в установленный законом срок в лицензионный реестр сведений, обязательное внесение которых предусмотрено законодательством в сфере лицензирования;
— невыполнение органом лицензирования в предусмотренный законом срок распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.
За все вышеперечисленные нарушения виновное должностное лицо привлекается к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 50 до 80 нмдг, т. е. от 850 до 1360 грн.
Повторное в течение года совершение лицом выше указанного нарушения, за которое на это лицо уже налагалось административное взыскание, влечет наложение штрафа от 80 до 100 нмдг, т. е. от 1360 до 1700 грн.
Таким образом, за вышеперечисленные нарушения, совершенные повторно (независимо от того, какой срок прошел с момента совершения первого нарушения), должностное лицо органа лицензирования подлежит увольнению по части второй статьи 41 КЗоТ.
Что касается нарушения, предусмотренного статьей 188-44 КоАП, то в этой статье нет даже упоминания о нарушении должностным лицом государственного органа законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, о котором идет речь в части второй статьи 41 КЗоТ. Напротив, в указанной статье КоАП речь идет об административном правонарушении, которое квалифицируется как невыполнение законных требований должностных лиц государственного органа, осуществляющего метрологический надзор. Поэтому нарушителем по статье 188-44 КоАП может быть только должностное лицо субъекта хозяйствования.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в тексте Закона № 191 была допущена техническая ошибка: вместо статьи 188-45 была указана статья 188-44 КоАП, после чего эта ошибка «перетекла» в часть вторую статьи 41 КЗоТ. Как раз статья 188-45 КоАП, которая имеет название «Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегулирования хозяйственной деятельности», содержит нормы о нарушении «разрешительного» законодательства должностным лицом.
Так, согласно статье 188-45 КоАП нарушениями являются оставление должностным лицом без рассмотрения представления должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегулирования хозяйственной деятельности, относительно устранения нарушений закона о государственном надзоре (контроле) в сфере хозяйственной деятельности, а также несвоевременное предоставление ответа на такое представление, непредоставление необходимой информации о проведенных мероприятиях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности или представление недостоверной информации, справок, документов, материалов, сведений о таких мероприятиях, создание препятствий в осуществлении должностными лицами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегулирования хозяйственной деятельности, возложенных на них полномочий.
Вышеперечисленные нарушения влекут наложение штрафа на виновное должностное лицо государственного органа в размере от 50 до 100 нмдг, т. е. от 850 до 1700 грн. Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 150 нмдг, т. е. от 1700 до 2550 грн.
Таким образом, за вышеперечисленные нарушения, совершенные повторно (независимо от того, какой срок прошел с момента совершения первого нарушения), должностное лицо государственного органа подлежит увольнению по части второй статьи 41 КЗоТ (если, конечно, в ней законодатель заменит по тексту статью 188-44 КоАП на статью 188-45 КоАП).
Документальное оформление увольнения
Поскольку, как отмечалось выше, обязательным условием увольнения работника по части второй статьи 41 КЗоТ является повторное нарушение требований законодательства в сфере лицензирования, по вопросам выдачи документов разрешительного характера или в сфере предоставления административных услуг, о которых идет речь в статьях 166-10, 166-12 и 188-45 КоАП, то оба таких нарушения (первое и второе) должны быть документально подтверждены (составлены необходимые акты или протоколы).
Решение об увольнении должностных лиц, повторно нарушивших требования «разрешительного» законодательства, принимает руководитель государственного органа, в подчинении которого находится должностное лицо – нарушитель. Если же правом принимать на работу и увольнять с работы наделен не только руководитель госоргана, но и другие должностные лица госоргана (например, заместители руководителя госоргана, руководители структурных подразделений), то решение об увольнении нарушителя может принять такое должностное лицо госоргана.
Об увольнении работника по части второй статьи 41 КЗоТ издается приказ уполномоченным должностным лицом госоргана.
Получать разрешение профсоюзного органа на увольнение работника (должностного лица) по части второй статьи 41 КЗоТ законодательство не требует.
Согласно части третьей статьи 41 КЗоТ расторжение трудового договора в случаях, предусмотренных частью второй статьи 41 КЗоТ, осуществляется с соблюдением требований части третьей статьи 40 КЗоТ, т. е. не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 5 статьи 40 КЗоТ), а также в период пребывания работника в отпуске.
Обращаем внимание, что увольнение по части второй статьи 41 КЗоТ считается увольнением работника по инициативе работодателя, поэтому не допускается увольнение на указанном основании без дальнейшего трудоустройства работников, указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ (беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет или 6 лет (при наличии медицинского заключения), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью) и статье 186-1 КЗоТ (отцов, воспитывающих детей без матери (в т. ч. в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), опекунов (попечителей), одного из приемных родителей, одного из родителей-воспитателей).
В трудовой книжке работника, которого увольняют по части второй статьи 41 КЗоТ, делается запись: «Уволен в связи с повторным нарушением требований законодательства в сфере лицензирования (по вопросам выдачи документов разрешительного характера, в сфере предоставления административных услуг), часть вторая ст. 41 КЗоТ Украины».