Увольнение руководителей за грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 1 ст. 41 КЗоТ)
Согласно пункту 1 части первой статьи 41 КЗоТ трудовой договор по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее — работодатель) может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации всех форм собственности (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, его заместителями, а также служебными лицами налоговых и таможенных органов, которым присвоены специальные звания, и служебными лицами центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах государственного финансового контроля и контроля за ценами (далее — увольнение по п. 1 ст. 41 КЗоТ).
Лица, которых можно уволить по пункту 1 статьи 41 КЗоТ
Из выше процитированной нормы следует, что уволить по п. 1 ст. 41 КЗоТ можно не любого работника, а только тех, которые перечислены в указанном пункте, а именно:
— руководителя предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, его заместителей (далее — руководитель предприятия);
— руководителя филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения, его заместителей (далее — руководитель обособленного подразделения);
— главного бухгалтера предприятия, его заместителей (далее — главный бухгалтер);
— служебных лиц налоговых и таможенных органов, которым присвоены специальные звания, и служебных лиц центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах государственного финансового контроля и контроля за ценами (далее — служебные лица госорганов).
Перечень работников, которых можно уволить по п. 1 ст. 41 КЗоТ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Поэтому для определения правомерности увольнения на указанном основании необходимо выяснить, относится ли работник, подлежащий увольнению, к категории работников, перечисленных в п. 1 ст. 41 КЗоТ. Рассмотрим эти категории работников детально.
1. Руководитель предприятия.
Полный перечень должностей руководителей предприятий приведен в разделе 1 «Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие)» Национального классификатора ГК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий). Последний к руководителям предприятий относит лиц, занимающих должности, которым соответствуют коды профессии 1210.1, 1311 – 1319. Перечень этих должностей включает, в частности, генерального директора (председателя, президента, другого руководителя) объединения предприятий, председателя правления, председателя общества, директора предприятия, начальника учреждения, ректора и т. д.
Руководителем предприятия является лицо, которое наделено наивысшими полномочиями по управлению предприятием. Он же является высшим должностным лицом предприятия. Если на предприятии создан коллегиальный исполнительный орган, то руководителем предприятия является председатель правления/дирекции, генеральный директор. Если на предприятии единоличный исполнительный орган, функции руководителя предприятия выполняет, как правило, директор. Полномочия руководителя предприятия определяются в уставных документах юридического лица, а также в контракте, заключаемом с ним работодателем.1 Также в контракте с наемным руководителем предприятия устанавливаются его права, обязанности и ответственность (ч. 4 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины; далее — ХКУ).
1 О порядке назначения руководителей предприятий и делегировании им полномочий детально рассказано в статье «Руководитель предприятия: назначение, полномочия, увольнение» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2017, стр. 66.
Заместителями руководителя предприятия считаются не только лица, в названии должностей которых имеется слово «заместитель», но и другие должностные лица, которым функционально предоставлен статус заместителя руководителя предприятия внутренними документами предприятия (должностной инструкцией, контрактом (трудовым договором), учредительными документами, протоколом собрания учредителей, приказом руководителя предприятия и т. п.), решениями вышестоящих органов или нормативно-правовыми актами. Например, заместителями руководителя предприятия могут быть исполнительный директор, финансовый директор, директор по производству, директор по экономике, директор-распорядитель, главный инженер и т. д.
2. Руководитель обособленного подразделения.
Согласно части 6 статьи 55 ХКУ субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица.
Если предприятие создает филиал, представительство, отделение или другое обособленное подразделение (далее вместе — обособленное подразделение), то последнее осуществляет хозяйственную деятельность самостоятельно в порядке и в пределах полномочий, установленных для него юридическим лицом согласно положению о таком обособленном подразделении.
Руководители обособленных подразделений (филиалов, представительств) назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности (ч. 4 ст. 95 Гражданского кодекса Украины; далее — ГКУ).
Сведения об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) юридического лица включаются в единый государственный реестр (ч. 5 ст. 95 ГКУ).
Юридическое лицо предоставляет государственному регистратору сведения о созданном обособленном подразделении для внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР) в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV. Пунктом 20 части 2 статьи 9 этого Закона определено, что в ЕГР содержатся сведения об обособленных подразделениях юридического лица, в частности:
— идентификационный код, наименование, местонахождение и виды деятельности обособленного подразделения;
— сведения о руководителе обособленного подразделения: фамилия, имя, отчество, должность, дата рождения, дата назначения и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта, наличие ограничений относительно представительства от имени юридического лица.
Классификатор профессий для руководителей обособленных подразделений содержит должности с кодами профессии, в частности, 1210.1 «Директор филиала», «Начальник филиала», «Директор отделения», 1221.2 «Управляющий отделением», «Начальник отделения», 1226.2 «Начальник структурного подразделения (обособленного)».
Заместителями руководителя обособленного подразделения считаются не только лица, в названии должностей которых имеется слово «заместитель», но и другие работники, которым предоставлен статус заместителя руководителя обособленного подразделения внутренними документами (приказом руководителя юридического лица или приказом руководителя обособленного подразделения, контрактом (трудовым договором), должностной инструкцией и т. д.).
Таким образом, если у предприятия имеется обособленное подразделение (независимо от того, уполномочено или нет оно самостоятельно начислять заработную плату своим работникам, уплачивать налоговые обязательства и т. п.), руководитель такого обособленного подразделения и его заместители могут быть уволены по п. 1 ст. 41 КЗоТ.
3. Главный бухгалтер.
Главным бухгалтером предприятия является лицо, которое возглавляет бухгалтерскую службу на предприятии.
Классификатор профессий для руководителей бухгалтерской службы содержит должности с кодами профессии 1231 «главный бухгалтер», «заведующий цеховой бухгалтерии», «начальник централизованной бухгалтерии», 1229.8 «заместитель директора департамента — главный бухгалтер (таможенные органы)», «начальник службы — главный бухгалтер (таможенные органы)».
Заместителями руководителя бухгалтерской службы считаются лица, занимающие должность «заместитель главного бухгалтера» (с возможным уточнением вида обязанностей), «заместитель начальника централизованной бухгалтерии».
Если на предприятии отсутствует должность заместителя главного бухгалтера, должность главного бухгалтера вакантна, а обязанности по руководству бухгалтерской службой на предприятии возложены на старшего бухгалтера (ведущего бухгалтера), то такое должностное лицо может быть уволено по п. 1 ст. 41 КЗоТ.
Если на предприятии нет бухгалтерской службы, а бухгалтерский учет ведет единственное лицо — бухгалтер, то это лицо считается главным бухгалтером для целей реализации норм п. 1 ст. 41 КЗоТ.
Обращаем внимание на то, что руководитель предприятия, главный бухгалтер, члены наблюдательного совета (в случае его создания), исполнительного органа и других органов управления предприятия в соответствии с уставом являются должностными лицами этого предприятия (ч. 3 ст. 65 ХКУ).
4. Служебные лица госорганов.
Исходя из нормы п. 1 ст. 41 КЗоТ, в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей можно уволить служебных лиц некоторых государственных органов. Однако в настоящее время термин «служебное лицо» используется только в примечании к статье 364 Уголовного кодекса Украины (далее — УК), которой установлена уголовная ответственность служебных лиц за злоупотребление властью или служебным положением. При этом установлено, что служебными лицами в статьях 364, 368, 368-5, 369 УК являются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти (ОГВ), органах местного самоуправления (ОМС), на государственных или коммунальных предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным ОГВ, ОМС, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, судом или законом.
В других действующих законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах, в том числе регулирующих прохождение государственной службы в госорганах, термин «служебное лицо» уже не используется, а применяется термин «должностное лицо». Поэтому для корректности далее будем использовать именно последний термин.
По п. 1 ст. 41 КЗоТ можно уволить лишь ограниченное количество должностных лиц госорганов, а именно:
— должностных лиц налоговых и таможенных органов, которым присвоено специальное звание. Перечень специальных званий, которые присваиваются должностным лицам налоговых и таможенных органов, приведен в статье 343 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ): от младшего инспектора налогового и таможенного дела до главного государственного советника налогового и таможенного дела. Положение о специальных званиях должностных лиц органов доходов и сборов и Порядок присвоения специальных званий должностным лицам органов доходов и сборов утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 23.10.2013 г. № 839;
— должностных лиц центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах государственного финансового контроля и контроля за ценами. К таким лицам относятся должностные лица соответственно Государственной аудиторской службы Украины (далее — Госаудитслужба), основной задачей которой является реализация государственной политики в сфере государственного финансового контроля за эффективным и целевым использованием денежных средств государственного и местных бюджетов, и Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее — Госпродпотребслужба), основными задачами которой являются осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен, предотвращение нарушений в сфере ценообразования и их устранение.
Обращаем внимание, что все должностные лица налоговых и таможенных органов, Госаудитслужбы и Госпродпотребслужбы являются государственными служащими (см. например, п. 342.4 НКУ), на которых распространяются нормы Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе).
Основания для увольнения работника по пункту 1 статьи 41 КЗоТ
По п. 1 ст. 41 КЗоТ уволить руководящего работника (должностное лицо госоргана) можно только в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей.
Рассмотрим каждый из признаков нарушения, за которое можно уволить работника по вышеуказанному основанию.
1. Нарушение является грубым.
К сожалению, действующее законодательство не устанавливает, какие нарушения трудовых (должностных) обязанностей являются грубыми. Поэтому определение степени грубости (тяжести) проступка в каждом конкретном случае относится к компетенции лиц, которые наделены правом назначения и увольнения руководящих работников (должностных лиц госорганов).
В пункте 27 Постановления ВСУ № 9, содержащего рекомендации судам при рассмотрении трудовых споров, указано, что при увольнении работников на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ, решая вопрос о том, является ли нарушение трудовых обязанностей грубым, суд должен исходить из характера проступка, обстоятельств, при которых он совершен, какой нанесен им (мог быть нанесен) ущерб. То есть ВСУ тоже не сообщил, какие именно нарушения следует считать грубыми, оставив право их оценки судам, рассматривающим трудовые споры.
Таким образом, при оценке проступка на грубость для целей применения п. 1 ст. 41 КЗоТ следует учитывать характер действий или бездействия работника, существенность последствий совершения нарушения (например, если проступок причинил или мог причинить значительный материальный или моральный ущерб, то работник может быть уволен по указанному основанию), и обстоятельства (причины), побудившие совершить нарушение, степень вины работника.
В частности, нарушение трудовых обязанностей с прямым умыслом может быть основанием для увольнения и при отсутствии существенных последствий, а значительные негативные последствия могут быть основанием для квалификации нарушения как грубого даже из-за неосторожной вины.
Если же нарушение трудовых обязанностей осуществлено умышленно и причиняет значительный материальный и/или моральный ущерб, то это является достаточным основанием для увольнения руководящего работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ.
В частности, имеется случай, когда суд признал грубым нарушением трудовых обязанностей действия директора в отношении хозяйственной деятельности филиала, которые носили виновный характер и повлекли за собой подрыв и порчу деловой репутации предприятия в целом, что могло привести к его убыточности, тем самым подтвердив правомерность увольнение директора по п. 1 ст. 41 КЗоТ (решение Апелляционного суда Донецкой области от 13.10.2006 г. по делу № 22-8564-2006).
2. Нарушены трудовые (должностные) обязанности.
Общие должностные обязанности руководителей предприятий, руководителей обособленных подразделений, главных бухгалтеров изложены в подразделе «Руководители» раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 336, и в разделе 1 «Руководители высшего уровня управления предприятиями» Общего раздела 3 «Деятельность органов управления предприятиями» Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.10.2007 г. № 583.2
2 Обязанностей руководителей предприятий подробно рассмотрены в статье «Руководитель предприятия: обязанности и оплата труда» журнала «Все о труде и зарплате» № 6/2017, стр. 82.
Конкретные должностные (трудовые) обязанности работников определяются в должностной инструкции, трудовом договоре (контракте), положениях о дисциплине, уставных документах и т. п.
Положения ряда специальных нормативно-правовых актов также содержат ряд должностных обязанностей, которые возлагаются на руководящих работников или должностных лиц госорганов (см. ч. 7 статьи 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, статью 26 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII, статью 10 Закона о госслужбе, статью 21 НКУ, постановление Кабинета Министров Украины «О Типовой форме контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности» от 02.08.95 г. № 597, постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка заключения контракта с руководителем государственного, коммунального учреждения здравоохранения и типовых форм контракта с руководителем государственного, коммунального учреждения здравоохранения» от 21.08.2019 г. № 792).
Учитывая довольно широкий круг обязанностей руководящих работников и должностных лиц госорганов, прежде чем увольнять таких работников по п. 1 ст. 41 КЗоТ, необходимо выяснить, действительно ли работник нарушил свои должностные обязанности. Совершение проступка, которое не считается нарушением должностных обязанностей, не может быть основанием для увольнения работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ. В этом случае работник может быть уволен по другим основаниям, предусмотренным КЗоТ, специальными нормативно-правовыми актами или на основаниях, предусмотренных контрактом (в последнем случае — по п. 8 ст. 36 КЗоТ).
В постановлении Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 15.10.2008 г. указано, что по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных на основании п. 1 ст. 41 КЗоТ, суды выясняют, имело ли место нарушение работником своих трудовых обязанностей. Для этого проверяют круг этих обязанностей и определяют, какие именно обязанности нарушены работником, в чем конкретно проявилось нарушение, ставшее поводом для увольнения, могло ли оно быть основанием для расторжения трудового договора по основаниям, определенным законом.
Судебная практика свидетельствует о том, что если работодатель не разъяснил работнику и в приказе о его увольнении по п. 1 ст. 41 КЗоТ не указал, за какое конкретно однократное грубое нарушение трудовых обязанностей он увольняет работника, при каких обстоятельствах был совершен проступок и каков его характер, суд восстанавливает работника на предыдущей работе.3
3 См. постановление Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 29.11.2001 г.
3. Нарушение является однократным.
Для увольнения руководящих работников и должностных лиц госорганов по п. 1 ст. 41 КЗоТ достаточным условием является однократность грубого нарушения трудовых обязанностей.
Такая повышенная ответственность указанных работников предусмотрена законодателем не случайно и обусловлена, в первую очередь, тем, что они имеют особый правовой статус. Должностные лица госорганов наделены властными полномочиями и контролирующими функциями, поэтому одно грубое нарушение ими своих обязанностей подрывает доверие к представителям государственной власти и вредит авторитету государства в целом. К однократным грубым нарушениям относятся превышение служебных полномочий, использование служебного положения в корыстных целях, подделка документов и т. д.4
4 См. постановление Верховного Суда Украины от 25.05.2016 г. в деле № 2а-28831/10/0570.
Руководители предприятий (обособленных подразделений) руководят производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия (обособленного подразделения), выполняют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Одно грубое нарушение своих обязанностей руководителем предприятия (обособленного подразделения) может нанести ущерб производству и привести к большим финансовым убыткам предприятия.
Например, если руководитель предприятия в случае возникновения аварийной ситуации на производственном участке самоустранился от принятия немедленных решений по недопущению аварии (к примеру, вместо производственных решал в это время личные дела), в результате чего произошла авария на производстве, вследствие которой предприятию был нанесен существенный материальный ущерб, то такой руководитель за невыполнение должностных обязанностей может быть уволен по пункту 1 статьи 41 КЗоТ.
Кроме того, если наемный руководитель предприятия, не имея полномочий на заключение договоров с контрагентами на крупные суммы, заключил такой договор без согласия учредителей (когда такое согласие необходимо), что нанесло значительные убытки предприятию, то увольнение такого директора работодателем по п. 1 ст. 41 КЗоТ также является правомерным.5
5 См. решение Апелляционного суда г. Севастополя от 14.12.2006 г. в деле № 22ц-1212/2006.
В постановлении Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 18.11.2004 г. отмечено, что исходя из содержания п. 1 ст. 41 КЗоТ основанием для увольнения руководителя является совершение им однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а не длительного (к последнему относится ненадлежащее руководство работой предприятия, ослабление контроля за работой подчиненных и т. п.).
Например, если руководитель предприятия без производственной необходимости не предоставляет работникам (несмотря на неоднократные их требования) ежегодные основные отпуска в течение двух и более лет подряд, что является нарушением части пятой статьи 11 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, то такое нарушение должностных (трудовых) обязанностей руководителем может быть квалифицировано как грубое, однако его нельзя считать однократным (это длящееся нарушение), соответственно, руководителя нельзя уволить по п. 1 ст. 41 КЗоТ, но можно уволить по другим основаниям (например, по основаниям, предусмотренным контрактом — по п. 8 ст. 36 КЗоТ, если в контракте прописано, что руководитель предприятия обязан выполнять нормы трудового законодательства, в том числе касательно предоставления работникам отпусков, а в случае их невыполнения может быть уволен).
Порядок проведения и документальное оформление увольнения
Как и любое увольнение по инициативе работодателя, увольнение по п. 1 ст. 41 КЗоТ является дисциплинарным взысканием и должно проводиться с соблюдением правил, установленных для применения дисциплинарных взысканий.
В соответствии со статьей 148 КЗоТ дисциплинарное взыскание применяется работодателем непосредственно за выявлением проступка, но не позднее одного месяца со дня его выявления, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске. При этом дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка.
Днем выявления проступка считается день, когда о нем стало известно соответствующему должностному лицу работодателя, а не только тому лицу, которое наделено правом увольнения работника. Так, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины в постановлении от 22.08.2002 г. отметила: «Не имеет значения, какому должностному лицу (непосредственно руководителю предприятия, имеющему право на увольнение с работы, или другому ответственному работнику, должность которого входит в специальный перечень) стало известно об осуществлении соответствующим работником проступка».
Как правило, факт совершения нарушения (выявление проступка) фиксируется в соответствующем акте, который составляет либо собственник (физическое лицо – один из учредителей (участников) хозяйственного общества), либо уполномоченные (контрольные) органы (наблюдательный совет, ревизионная комиссия хозяйственного общества, служба внутреннего аудита, независимые аудиторы, работники прокуратуры, правоохранительных органов и другие). С указанным актом работника необходимо ознакомить под подпись.
Согласно статье 149 КЗоТ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения.
Следовательно, перед тем как применить дисциплинарное взыскание, работодатель (в лице руководителя предприятия или собственника (его представителей), если речь идет о совершении грубого нарушения руководителем предприятия) должен выяснить причины и обстоятельства совершения проступка, потребовав от работника письменных объяснений.
Соблюдение вышеуказанного требования является важным условием дисциплинарной ответственности, поскольку в случае обжалования работником увольнения отсутствие письменных объяснений, в том числе из-за невозможности их предоставить (например, в связи с временной нетрудоспособностью работника) может расцениваться судом как несоблюдение работодателем процедуры увольнения, что уже подтверждено рядом судебных решений.6
6 См. постановление Верховного Суда Украины от 02.06.2009 г. (постановление Высшего административного суда Украины от 24.10.2007 г. в деле № К-9380/07), постановление Окружного административного суда г. Киева от 08.09.2008 г. № 3/581.
Однако отказ работника предоставить такие объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания. При этом отказ работника предоставить письменные объяснения рекомендуем задокументировать и засвидетельствовать (например, отказ можно оформить актом, который должен быть подписан несколькими свидетелями).
После выяснения причин и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и принятия решения об увольнении работника (заместителя руководителя предприятия, руководителя обособленного подразделения, его заместителей, главного бухгалтера, его заместителей, должностных лиц госорганов) руководителем предприятия издается приказ (распоряжение) об увольнении работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ, с которым такого работника необходимо ознакомить под подпись.
После выяснения причин и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка руководителем предприятия решение о его увольнении принимает собственник или уполномоченный орган, то есть тот, кто принимал решение о принятии на работу руководителя предприятия.
В частности, если предприятие является обществом с ограниченной ответственностью (далее — ООО), то решение об увольнении (как и о принятии на работу) наемного руководителя ООО принимается общим собранием участников ООО, что оформляется соответствующим протоколом этого собрания, который доводится до сведения увольняемого руководителя. Расторгает контракт (трудовой договор) и издает приказ об увольнении руководителя предприятия от имени ООО лицо, уполномоченное общим собранием участников ООО.7
В акционерном обществе (далее — АО) решение об увольнении (как и о назначении на должность) руководителя (председателя исполнительного органа) АО может приниматься как общим собранием акционеров, так и наблюдательным советом (это определяется уставом АО). Решение общего собрания акционеров (решение наблюдательного совета) об увольнении руководителя АО оформляется протоколом. Приказ об увольнении руководителя АО может издать председатель наблюдательного совета или по поручению общего собрания акционеров уполномоченное лицо. С протоколом общего собрания акционеров (решением наблюдательного совета) и приказом об увольнении руководителя АО необходимо ознакомить под подпись.7
7 О порядке увольнения руководителей предприятия, в том числе руководителей ООО и АО, детально рассказано в статье «Руководитель предприятия: назначение, полномочия, увольнение» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2017, стр. 66.
Все вышеизложенное согласуется с нормой части четвертой статьи 149 КЗоТ, согласно которой взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под подпись.
Соблюдение требования об ознакомлении работника с приказом под подпись является важным условием дисциплинарной ответственности, поскольку в случае обжалования работником увольнения отсутствие письменного ознакомления может расцениваться как отсутствие наложения взыскания вообще и как доказательство нарушения порядка увольнения.8
8 См. постановление Окружного административного суда г. Киева от 16.10.2007 г. № 2/30.
Отказ работника поставить свою подпись в приказе о применении дисциплинарного взыскания (об увольнении по п. 1 ст. 41 КЗоТ) не является препятствием для его применения. Рекомендуем документировать отказ работника от ознакомления с приказом об увольнении (от его подписания) путем составления соответствующего акта, подписанного несколькими свидетелями.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 41 КЗоТ расторжение договора в случае, предусмотренном частями первой и второй этой статьи, осуществляется с соблюдением требований части третьей статьи 40 КЗоТ. В свою очередь, согласно части третьей статьи 40 КЗоТ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 5 этой статьи), а также в период пребывания работника в отпуске.
Следовательно, поскольку увольнение работников по п. 1 ст. 41 КЗоТ является увольнением по инициативе работодателя, то по указанному основанию нельзя уволить работника во время временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Судебная практика свидетельствует о том, что при увольнении работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ во время болезни, суды признают увольнение неправомерным9 и принимают решение о временном восстановлении работника на работе и перенесении даты увольнения на день окончания болезни.
9 См. постановление Верховного Суда Украины от 02.06.2009 г. (постановление Высшего административного суда Украины от 24.10.2007 г. в деле № К-9380/07), постановление Окружного административного суда г. Киева от 08.09.2008 г. № 3/581.
Высший административный суд Украины в «Аналитической справке об изучении и обобщении практики рассмотрения административными судами споров по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы» от 01.02.2009 г. отметил, что работодатель должен соблюдать гарантии, определенные частью третьей статьи 40 КЗоТ, которой установлена недопустимость увольнения работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности. Но это нарушение может быть устранено путем изменения даты увольнения, то есть после окончания периода нетрудоспособности при наличии оснований для увольнения.
Кроме того, поскольку увольнение работников по п. 1 ст. 41 КЗоТ является увольнением по инициативе работодателя, то невозможно увольнение по указанному основанию без последующего трудоустройства женщин льготных категорий, указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ (беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 (6) лет, одинокие матери при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида), а также лиц, указанных в статье 186-1 КЗоТ (отцы, воспитывающие детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), опекуны (попечители), один из приемных родителей, один из родителей-воспитателей).
Также отметим, что для увольнения работников по п. 1 ст. 41 КЗоТ согласие профсоюзного органа не требуется (абз. восьмой ч. первой ст. 43-1 КЗоТ).
Как и при любом другом увольнении, при увольнении работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ работодатель согласно нормам статей 47 и 116 КЗоТ обязан в день увольнения выдать работнику надлежащим образом оформленную трудовую книжку и провести с ним окончательный расчет (выплатить заработную плату, компенсацию за неиспользованный отпуск и прочие выплаты, на которые работник имеет право). Если работник в день увольнения не работал, то надлежащие ему суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Учитывая, что увольнение работника по п. 1 ст. 41 КЗоТ является увольнением по инициативе работодателя, последний обязан также в день увольнения выдать работнику копию приказа об увольнении с работы.
В трудовую книжку работника, которого увольняют по п. 1 ст. 41 КЗоТ, вносится запись: «Уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, п. 1 ст. 41 КЗоТ Украины».
Увольнение может быть обжаловано работником в порядке рассмотрения трудовых споров, установленном главой XV КЗоТ. Споры об увольнении по п. 1 ст. 41 КЗоТ должны рассматриваться в судебном порядке (абз. второй п. 3 Постановления ВСУ № 9).
Для обжалования увольнения (решения трудовых споров по делам об увольнении) частью первой статьи 233 КЗоТ установлен месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.