В октябре – декабре текущего года состоится очередной призыв граждан на срочную военную службу, поскольку по-прежнему продолжается особый период, который требует большого количества военнослужащих и их ротации. Кроме того, многие граждане принимаются на военную службу по контракту. Практика показывает, что всегда среди призывников и контрактников есть граждане, которые работают на предприятиях на условиях трудового договора. Каковы особенности взаимоотношений работодателей с работниками, которых призывают (принимают) на военную службу? Какие установлены трудовые гарантии работникам во время прохождения военной службы в особый период?
Призыв или принятие на военную службу работника: трудовые гарантии
Несмотря на заключенное перемирие на Донбассе, в этом регионе до сих пор неспокойно, поэтому страна по-прежнему нуждается в защитниках-военнослужащих, а защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционной обязанностью граждан Украины (ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ; далее — Закон № 2232).
Согласно части 6 статьи 2 Закона № 2232 видами военной службы являются:
— срочная военная служба;
— военная служба по призыву во время мобилизации, на особый период;
— военная служба по контракту лиц рядового состава;
— военная служба по контракту лиц сержантского и старшинского состава;
— военная служба (обучение) курсантов высших военных учебных заведений, а также заведений высшего образования, имеющих в своем составе военные институты, факультеты военной подготовки, кафедры военной подготовки, отделения военной подготовки (далее — военные кафедры вузов);
— военная служба по контракту лиц офицерского состава;
— военная служба по призыву лиц офицерского состава.
В настоящее время граждане Украины проходят все вышеперечисленные виды военной службы, кроме военной службы по призыву во время мобилизации.
Особенности призыва граждан на военную службу
В текущем году действует Указ Президента Украины «Об увольнении в запас военнослужащих срочной службы, сроках проведения очередных призывов и очередных призывах граждан Украины на срочную военную службу в 2020 году» от 16.01.2020 г. № 13/2020 (далее — Указ № 13).
Указом № 13 предусмотрено в мае – июле, октябре – декабре 2020 года призвать на срочную военную службу граждан Украины мужского пола, которым до дня отправления в воинские части исполнилось 18 лет, и старших лиц, не достигших 27-летнего возраста и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на срочную военную службу (далее — срочники). Одновременно предусмотрено в апреле – июне, октябре – декабре 2020 года уволить с военной службы в запас военнослужащих срочной службы (в том числе имеющих степень высшего образования специалист или магистр), которые выслужили установленные сроки срочной военной службы.
Продолжительность срочной военной службы в общем случае составляет до 18 месяцев, а для лиц, которые на момент призыва на срочную военную службу имеют степень высшего образования магистра, — до 12 месяцев (ч. 1 ст. 23 Закона № 2232).
Что касается призыва на военную службу лиц офицерского состава, то он в текущем году предусмотрен в июне – июле и ноябре – декабре соответствующими приказами Министра обороны Украины.
По призыву лиц офицерского состава на военную службу призываются граждане до 43 лет, которые прошли полный курс военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса, сдали установленные экзамены, имеют высшее образование с образовательной степенью не ниже бакалавра и которым присвоено соответствующее первичное офицерское звание офицера запаса (т. е. выпускники военных кафедр вузов, которые еще не проходили военную службу) (п. 10.1 Инструкции об организации выполнения Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 10.04.2009 г. № 170; далее — Инструкция № 170).
Срок военной службы для лиц офицерского состава, которые проходят военную службу по призыву, составляет до 18 месяцев (ч. 7 ст. 23 Закона № 2232, п. 10.1 Инструкции № 170).
Как срочников, так и офицеров запаса, призванных для прохождения военной службы, Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины (далее — ВСУ) не планирует привлекать для участия в проведении операции Объединенных Сил (далее — ООС) на востоке Украины. Срочники и призванные офицеры запаса будут привлекаться к выполнению заданий в зоне ООС только по их желанию и только в случае подписания ими контракта на прохождение военной службы.
Что касается мобилизации граждан, то она в течение последних 5 лет не объявлялась, поскольку в настоящее время проводится активная агитационная кампания по принятию на военную службу граждан по контракту (в том числе подлежащих увольнению после окончания срочной военной службы и военной службы по призыву лиц офицерского состава).
Принятие на военную службу по контракту
Граждане Украины могут добровольно заключить контракт с ВСУ на прохождение военной службы. Такой контракт могут заключить граждане, достигшие 18 лет, но не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, который определен статьей 22 Закона № 2232, если они отвечают требованиям, установленным статьей 20 Закона № 2232.
Порядок прохождения военной службы по контракту регулируется Законом № 2232, Положением о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008 (далее — Положение № 1153), и Инструкцией № 170.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона № 2232 продолжительность военной службы по контракту составляет:
— для лиц рядового состава — 3 года;
— для лиц сержантского и старшинского состава — от 3 до 5 лет;
— для лиц офицерского состава: для граждан, которым первичное воинское звание присвоено после прохождения полного курса военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса или в порядке аттестации лиц до присвоения первичных воинских званий офицерского состава запаса, — от 2 до 5 лет; для других граждан — от 1 до 5 лет.
Для военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, которые во время действия особого периода отслужили не менее 11 месяцев, лиц, уволенных с военной службы во время действия особого периода, которые принимаются на военную службу по контракту в период с момента объявления мобилизации до момента введения военного положения или объявления решения о демобилизации, срок военной службы в календарном исчислении устанавливается 6 месяцев. Срок прохождения военной службы для таких военнослужащих может быть продлен по новым контрактам на 6 месяцев или на сроки, определенные частью 4 статьи 23 Закона № 2232. В случае окончания особого периода или объявления решения о демобилизации действие таких контрактов прекращается досрочно (абз. второй ч. 3 ст. 23 Закона № 2232).
Частью 4 статьи 23 Закона № 2232 установлено, что срок прохождения военной службы может быть продлен по новому контракту до достижения предельного возраста пребывания на военной службе:
— для лиц рядового состава, — на 3 года;
— для лиц сержантского и старшинского состава, — на срок от 3 до 5 лет;
— для лиц офицерского состава — на срок от 5 до 10 лет.
Для лиц офицерского состава, имеющих право на пенсию за выслугу лет, по их желанию срок прохождения военной службы по новому контракту может быть продлен на срок от 2 до 10 лет, но не более чем до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Во время действия особого периода для военнослужащих по их желанию срок прохождения военной службы по новому контракту может быть продлен на срок от 1 до 10 лет, но не более чем до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Напомним, что в настоящее время продолжает действовать особый период, который начался 17 марта 2014 года — со дня объявления первой частичной мобилизации Указом Президента Украины от 17.03.2014 г. № 303/2014, утвержденным Законом Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VI.
Из норм абзаца пятого статьи 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII и абзаца двенадцатого статьи 1 Закона Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII следует, что особый период наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей касательно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Согласно разъяснениям Высшего административного суда Украины и Министерства обороны Украины1 особый период начался с момента объявления частичной мобилизации, при этом окончание мероприятий мобилизации не прекратило особый период. В настоящее время проведение ООС (ранее — АТО) продолжается и существует кризисная ситуация, угрожающая национальной безопасности Украины, поэтому действует особый период.
1 См. постановление Высшего административного суда Украины от 16.02.2015 г. (по делу № 800/582/14), письмо Верховного Суда от 13.07.2018 г. № 60-1543/0/2-18, письма Министерства обороны Украины от 18.10.2016 г. № 322/2/6917 и от 20.10.2016 г. № 316/1/906.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 23 Закона № 2232 в особый период (кроме проведения мобилизации и введения военного положения) для военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту и срок контракта которых закончился, военная служба может быть продлена по новым контрактам на сроки, определенные частью 4 статьи 23 Закона № 2232 (см. выше: в зависимости от категорий — на 3 года, от 3 до 5 лет, от 5 до 10 лет), кроме случаев, определенных абзацем вторым части 3 статьи 23 Закона № 2232 (см. выше), т. е. кроме случаев, когда военнослужащие после окончания срочной военной службы или военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, отслужившие во время действия особого периода не менее 11 месяцев, и лица, которые уволились с военной службы во время действия особого периода, заключают контракт на 6 месяцев.
Какой период считается периодом военной службы
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 2232 началом прохождения военной службы считается:
— день отправления в воинскую часть с областного сборного пункта — для граждан, призванных на срочную военную службу;
— день зачисления в списки личного состава воинской части — для граждан, принятых на военную службу по контракту, в том числе военнообязанных, проходящих сборы, и резервистов во время мобилизации;
— день отправления в воинскую часть с районного (городского) военкомата — для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.
Согласно части 3 статьи 24 Закона № 2232 окончанием прохождения военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины.
Из списков личного состава воинской части военнослужащий не исключается и контракт не прекращается (не расторгается) в случае:
— пребывания на лечении;
— захвата в плен или заложником, а также интернирования в нейтральное государство;
— пропажи без вести — до признания его в установленном порядке без вести пропавшим или объявления умершим;
— наступления других случаев, определенных законодательством.
Погибший (умерший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего после гибели (смерти) дня, а военнослужащий, признанный в установленном законом порядке без вести пропавшим или объявленным умершим, — со дня вступления в законную силу решения суда.
Пунктом 7 Положения № 1153 определено, что военная служба заканчивается в случае увольнения военнослужащего с военной службы в запас или в отставку, гибели (смерти), признания судом без вести пропавшим или объявления умершим.
Военнослужащие, которые во время прохождения военной службы получили ранения или заболели, вследствие чего пребывают на лечении в учреждениях здравоохранения, увольняются с военной службы после окончания их лечения, а военнослужащие, которые находятся в плену, подлежат увольнению после их возвращения из плена.
Согласно пункту 1.3 Инструкции № 170 документами, подтверждающими статус военнослужащего, сроки прохождения им военной службы, являются:
— удостоверение офицера (генерала) — для лиц офицерского состава ВСУ;
— удостоверение прапорщика (мичмана) — для лиц с воинским званием прапорщика (мичмана) и старшего прапорщика (старшего мичмана);
— военный билет — для лиц рядового, сержантского и старшинского состава.
Таким образом, у военнослужащего дата зачисления в списки (как дата начала прохождения военной службы) и дата исключения из списков личного состава воинской части (как дата окончания прохождения военной службы) должны быть указаны в соответствующем удостоверении (для офицеров, прапорщиков (мичманов), старших прапорщиков (старших мичманов)) или военном билете (для лиц рядового, сержантского и старшинского состава) и удостоверены подписью командира и печатью воинской части (подписью военкома и печатью военкомата). В этих же документах в соответствующих разделах проставляются и прочие служебные отметки.
Документами, подтверждающими призыв (принятие) военнообязанных на военную службу, могут быть также справка, выданная военкоматом или воинской частью на запрос работодателя, а также выписка из приказа военкомата или воинской части о прохождении гражданином военной службы.
Трудовые гарантии работников, призванных на военную службу
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 2232 граждане Украины, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятые на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения, пользуются гарантиями, предусмотренными частями третьей и четвертой статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
Согласно части третьей статьи 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, в которых они работали на время призыва. Таким работникам выплачивается денежное обеспечение за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Частью четвертой статьи 119 КЗоТ установлено, что гарантии, указанные в части третьей этой статьи, сохраняются за работниками, которые во время прохождения военной службы получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях, а также попали в плен или признаны без вести пропавшими, на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) военкоматах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания без вести пропавшими или до дня объявления судом их умершими.
Гарантии, определенные в части третьей статьи 119 КЗоТ, в части сохранения места работы, должности не распространяются на лиц, которые занимали выборные должности в органах местного самоуправления и срок полномочий которых закончился (ч. пятая ст. 119 КЗоТ).
Таким образом, за работниками, указанными в частях третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ, в том числе за контрактниками (независимо от того, на какой срок они заключили контракт в особый период), с момента призыва (принятия) на военную службу по день фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок, который с 01.01.2016 г. выплачивается за счет работодателя без получения компенсации из госбюджета.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3 части первой статьи 36 КЗоТ основанием прекращения трудового договора является призыв или поступление работника или собственника – физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме случаев, когда за работником сохраняются место работы, должность в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ.
Следовательно, по пункту 3 статьи 36 КЗоТ нельзя уволить работника, на которого распространяется действие частей третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ.
Если с работником был заключен срочный трудовой договор, в период действия которого он был призван на военную службу в особый период, то по окончании срока такого договора, если он приходится на период прохождения военной службы, нельзя увольнять работника по пункту 2 статьи 36 КЗоТ (окончание срока трудового договора), поскольку гарантия части третьей статьи 119 КЗоТ о сохранении места работы, должности распространяется на всех работников, призванных (принятых) на военную службу в особый период, и не содержит каких-либо исключений (норма части третьей статьи 119 КЗоТ является специальной нормой для особого периода, которая имеет бо́льшую юридическую силу (приоритет), чем общая норма пункта 2 части первой статьи 36 КЗоТ).
Такой вывод содержится уже в нескольких постановлениях Верховного Суда и других судов.2 При этом указанными постановлениями судов работники-военнослужащие, которые были уволены по пунктам 2 или 3 статьи 36 КЗоТ, восстановлены на работе с начислением им среднего заработка за весь период вынужденного прогула на основании части второй статьи 235 КЗоТ.
2 См. постановления Верховного Суда от 09.07.2020 г. по делу № 805/1200/17-а, от 20.06.2018 г. по делу № 323/1252/17, от 30.05.2018 г. по делу № 554/1596/17, от 28.03.2018 г. по делу № 761/8873/16-ц, от 25.07.2018 г. по делу № 761/33202/16-ц и от 13.06.2018 г. по делу № 813/782/17, постановление Высшего административного суда Украины от 16.02.2015 г. № 800/582/14 и постановление Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 01.02.2017 г. № 712/12892/15-ц.
Напомним, что раньше (до решений судов) Министерство социальной политики Украины в нескольких своих письмах3 сделало вывод, что увольнение работников-военнослужащих по пункту 2 статьи 36 КЗоТ возможно, а аргументация ведомства была такова: заключая срочный трудовой договор, работник предоставляет добровольное согласие на его прекращение в определенный срок. Поэтому увольнение работника по пункту 2 статьи 36 КЗоТ не является увольнением по инициативе работодателя. Ограничение по увольнению работников, призванных на военную службу в случаях, указанных в статье 119 КЗоТ, распространяется на увольнение работников по инициативе работодателя. В таком случае по истечении срока трудового договора, заключенного с работником, призванным на военную службу в особый период, действие трудового договора может быть прекращено.
3 См. письма Минсополитики от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16, от 05.12.2014 г. № 520/06/186-14 и от 14.02.2015 г. № 1911/0/14-15/06 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 8/2016, стр. 118, № 3/2015, стр. 122, и № 4/2015, стр. 112.
Но, как показала судебная практика, аргументация Минсоцполитики оказалась ложной, т. е. действие части третьей статьи 119 КЗоТ распространяется не только на случаи увольнения работника по инициативе работодателя, но и на все остальные случаи, кроме, конечно, увольнения работника по собственному желанию и по соглашению сторон, что маловероятно (вряд ли найдется работник, который откажется от среднего заработка, сохраняемого за ним по месту работы). Поэтому не рекомендуем работодателям увольнять работников-военнослужащих по окончании срочного трудового договора по пункту 2 статьи 36 КЗоТ (необходимо дождаться его увольнения (демобилизации) с военной службы и только после этого решать вопрос об увольнении работника с работы по указанному основанию).
Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) тоже считает4, что прекращение трудового договора на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ в связи с истечением срока трудового договора с работниками, призванными на военную службу в особый период, возможно только после окончания прохождения военной службы. Для этого работодатель должен в день окончания срока трудового договора издать соответствующий приказ и принять меры по ознакомлению с ним работника, например, путем направления копии приказа по почте на известный адрес работника (в частности, на адрес воинской части, где проходит службу работник).
4 См. письмо Гоструда от 26.11.2015 г. № 4979/0/4.1-06/6/ДП-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 4/2016, стр. 127.
Таким образом, работодатель накануне даты окончания срочного трудового договора может издать приказ о прекращении такого срочного трудового договора сразу после увольнения (демобилизации) работника с военной службы, и уведомить об этом приказе работника.
Что касается возможных штрафов за несоблюдение гарантий, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ, то, напомним, что согласно абзацу шестому части второй статьи 265 КЗоТ юридические и физические лица – предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 4-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение.
Вышеуказанный штраф не применяется, если работодатель устранит такое нарушение в установленный предписанием Гоструда срок (ч. шестая ст. 265 КЗоТ).
Уплата вышеуказанного штрафа (если работодатель не устранит нарушение в срок, установленный предписанием Гоструда) не освобождает работодателя от устранения нарушения законодательства о труде, в т. ч нарушения частей третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ (ч. десятая ст. 265 КЗоТ).
Кроме того, согласно части седьмой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и физических лиц – предпринимателей, которые используют наемный труд, от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 850 до 1700 грн.).
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем работодателям не увольнять без их желания работников-военнослужащих, призванных (принятых) на военную службу в особый период (независимо от того, работают они по срочному или бессрочному трудовому договору, по основному месту работы или по совместительству, от срока контракта на прохождение военной службы), поскольку в случае такого увольнения и обращения работника в суд последний однозначно восстановит работника на работе с выплатой ему среднего заработка за все время вынужденного прогула, а также работодатель и его должностные лица рискуют быть привлеченными к вышеуказанной финансовой и административной ответственности.
Что касается прочих трудовых гарантий, кроме установленных статьей 119 КЗоТ, то согласно пункту 1 статьи 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII время пребывания граждан Украины на военной службе засчитывается в их страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы.
Время прохождения военнослужащими военной службы в особый период засчитывается в их выслугу лет, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы на льготных условиях в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины (например, время участия в АТО до 1 мая 2016 года учитывалось в трехкратном размере для исчисления стажа госслужбы — п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабмина от 03.05.94 г. № 283).
Средний заработок и прочие выплаты
Средний заработок, который сохраняется за работником за все время прохождения военной службы в особый период, исчисляется согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), поскольку в его подпункте «ї» пункта 1 сказано, что этот Порядок применяется в случае привлечения работников к выполнению воинских обязанностей.
Расчет среднего заработка за период прохождения работником военной службы осуществляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором работник призван на военную службу. Работникам, проработавшим на предприятии менее 2 календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время (абз. третий п. 2 Порядка № 100).
Если в течение последних 2 календарных месяцев перед призывом на военную службу работник не работал, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие 2 месяца. Если и в течение предыдущих 2 месяцев работник не отработал ни одного дня, средняя заработная плата исчисляется исходя из установленных ему тарифной ставки, должностного (ежемесячного) оклада (абз. четвертый п. 2, абз. третий п. 4 Порядка № 100).
Выплаты, включаемые в расчет средней заработной платы, определены в пункте 3 Порядка № 100, а выплаты, не включаемыев расчет, — в пункте 4 этого Порядка.
При исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца также не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпусков, командировки и т. д.) и пособие по временной нетрудоспособности (абз. второй п. 4 Порядка № 100).
Среднедневная (среднечасовая) заработная плата определяется путем деления заработной платы за фактически отработанные рабочие дни в течение последних 2 месяцев (расчетном периоде) на количество отработанных рабочих дней (часов) в этом периоде (абз. первый п. 8 Порядка № 100).
Исчисление среднего заработка за время прохождения военной службы осуществляется путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество рабочих дней (часов), пропущенных в связи с прохождением военной службы (абз. первый п. 8 Порядка № 100).5
5 Детально об исчислении среднего заработка исходя из последних 2 календарных месяцев работы рассказано в статьях «Расчет среднего заработка за последние 2 месяца работы для начисления «среднезарплатных» выплат согласно Порядку № 100» и «Заработная плата работника за время командировки: порядок расчета и выплаты» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 3/2019, стр. 6, и № 3/2020, стр. 24.
Таким образом, средний заработок работнику-военнослужащему начисляется только за рабочие дни (часы), которые предусмотрены графиком работы (сменности) работника и не отработаны им во время военной службы (см. пример ниже).
Кроме того, средний заработок начисляется работнику также за время проезда с места военной службы к месту проживания (работы) и за день постановки на воинский учет в военкомате на основании части 2 статьи 21 Закона № 2232 с той же среднедневной заработной платы, с которой начислялся средний заработок за время военной службы.6
6 См. письма Минсоцполитики от 31.03.2017 г. № 1008/0/101-17/285 и от 18.05.2016 г. № 565/13/84-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2017, стр.115, и № 7/2016, стр. 120, письмо Минсоцполитики от 24.05.2016 г. № 593/13/84-16.
Если работник сразу после окончания срочной военной службы или военной службы по призыву лиц офицерского состава принимается на военную службу по контракту (или заключает новый контракт) в особый период, то ему средний заработок начисляется по той же среднедневной заработной плате, что и раньше, поскольку работник продолжает пребывать на военной службе (изменяется только вид военной службы).7
7 См. консультацию «Начисление среднего заработка работнику, который после окончания военной службы по призыву лиц офицерского состава сразу заключил контракт на прохождение военной службы в особый период» О. М. Гузенко, должностного лица Минэкономики, в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2020, стр. 101.
Если же работник был уволен с военной службы и через некоторое время заключил контракт на прохождение военной службы, то ему необходимо рассчитать новую среднедневную заработную плату согласно нормам Порядка № 100 для начисления среднего заработка за период военной службы.8
8 См. письмо Минсоцполитики от 07.07.2016 г. № 888/13/84-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2016, стр. 118.
ПРИМЕР
Исчисление среднего заработка при призыве на срочную военную службу
Работник предприятия, на котором установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, призван на срочную военную службу в особый период с 9 ноября 2020 года. Его оклад — 6000 грн. Поскольку за время прохождения срочной военной службы в особый период за работником сохраняется средний заработок (ч. третья ст. 119 КЗоТ), определим среднедневную заработную плату и средний заработок в ноябре.
В расчетном периоде (сентябрь – октябрь) работнику были начислены и выплачены:
— в сентябре: заработная плата за 17 отработанных рабочих дней в сумме 4636,36 грн. (6000 грн. : 22 р. д. х 17 отраб. д.) и «больничные» за 5 календарных дней болезни с 14 до 18 сентября;
— в октябре: заработная плата за 11 отработанных рабочих дней в сумме 3300 грн. (6000 грн. : 20 р. д. х 11 отраб. д.) и отпускные за 14 календарных дней ежегодного отпуска с 17 до 30 октября.
Отпускные и «больничные» не учитывается при исчислении средней заработной платы (абз. второй п. 4 Порядка № 100).
Определим среднедневную заработную плату:
(4636,36 грн. (зарплата за сентябрь) + 3300 грн. (зарплата за октябрь) : (17 отраб. д. (сентябрь) + 11 отраб. д. (октябрь)) = 7936,36 грн. : 28 отраб. д. = 283,44 грн.
Средний заработок работника за период прохождения срочной военной службы в ноябре (с 9 по 30 число), на который приходится 16 рабочих дней по графику работы работника:
283,44 грн. х 16 р. д. = 4535,04 грн.
В следующих месяцах прохождения срочной военной службы для начисления среднего заработка также будет использоваться среднедневная заработная плата в размере 283,44 грн., если не будет повышения оклада по должности работника.9
9 См. письмо Минсоцполитики от 18.06.2018 г. № 1056/0/101-18 «О включении среднего заработка за время прохождения военной службы в минимальную заработную плату и его корректировке в случае повышения окладов на предприятии» и консультацию «Корректировка среднего заработка работника, который проходит срочную военную службу, если на предприятии с 1 января 2020 года повышены оклады» О. М. Гузенко, должностного лица Минэкономики, в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 4/2019, стр. 122, и № 1/2020, стр. 88.
_________________________________________________________________________
Поскольку во время прохождения военной службы работник не выполняет месячную норму труда (у него нет отработанного времени), доплата до минимальной заработной платы (далее — МЗП) ему не начисляется, поэтому размер среднего заработка работника за месяц может быть меньше МЗП в месячном размере.9
9 См. письмо Минсоцполитики от 18.06.2018 г. № 1056/0/101-18 «О включении среднего заработка за время прохождения военной службы в минимальную заработную плату и его корректировке в случае повышения окладов на предприятии» и консультацию «Корректировка среднего заработка работника, который проходит срочную военную службу, если на предприятии с 1 января 2020 года повышены оклады» О. М. Гузенко, должностного лица Минэкономики, в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 4/2019, стр. 122, и № 1/2020, стр. 88.
Учитывая, что средний заработок не является объектом индексации, за месяцы прохождения военной службы индексация работнику не начисляется.
Средний заработок предприятие должно начислять и выплачивать работнику за свой счет в сроки, установленные для выплаты заработной платы на предприятии.
Поскольку в период прохождения военной службы за работником сохраняются место работы (должность) и заработная плата (средний заработок), то период военной службы засчитывается в «отпускной» стаж для ежегодного основного отпуска (п. 2 ч. первой ст. 82 КЗоТ, п. 2 ч. первой ст. 9 Закона Украины «Об отпусках»).
Как гарантийная выплата, предусмотренная законодательством, средний заработок относится к дополнительной заработной плате, поэтому является объектом обложения налогом на доходы физических лиц, военным сбором и единым социальным взносом (далее — ЕСВ).10
10 См. также письмо ГФСУ от 21.02.2017 г. № 2530/С/99-99-13-02-03-14 и ИНК ГФСУ от 19.02.2018 г. № 675/6/99-99-13-02-03-15/ІПК в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2018, стр. 110 и 112.
Средний заработок в составе заработной платы отражается в Налоговом расчете ф. № 1ДФ с признаком дохода «101» и в таблице 1 Отчета о ЕСВ в периоде его начисления (выплаты). В таблице 6 Отчета о ЕСВ работник-военнослужащий, которому начисляется средний заработок, отражается с кодом категории застрахованного лица 47. При этом если сумма среднего заработка, начисленного за месяц по основному месту работы (база начисления ЕСВ), меньше МЗП, то ЕСВ за такой месяц уплачивается с МЗП.
В бухгалтерском учете сумма среднего заработка включается в расходы (как оплата неотработанного времени отражается на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности»).
Документальное оформление освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей
Основанием для призыва гражданина на срочную военную службу, на военную службу как офицера запаса является повестка военкомата, в которой указываются место и срок (дата), куда и когда должен прибыть призывник для прохождения военной службы (ч. 8 ст. 15 Закона № 2232, п. 10.2 Инструкции № 170).
О призыве граждан на срочную военную службу военкомат письменно должен уведомить предприятие, на котором эти граждане работают (абз. третий п. 253 Положения № 1153). Сделать это он обязан в 10-дневный срок (письмо Минобороны от 20.11.2015 г. № 116/2/2/21362).
Основанием для принятия гражданина на военную службу на контрактной основе является заключенный с ним Министерством обороны контракт, один экземпляр которого предоставляется гражданину (п. 2.2 Инструкции № 170). Форма контракта о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины приведена в приложении 1 к Положению № 1153.
Таким образом, для освобождения от трудовых обязанностей на время прохождения военной службы в особый период работник должен предоставить работодателю повестку (контракт), копия которой(го) должна храниться у работодателя.
Руководители предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по требованию военкоматов обеспечивают своевременное прибытие граждан в военкоматы в определенные для них в повестках сроки (ч. 8 ст. 15 Закона № 2232, п. 10.2 Инструкции № 170).
На основании повестки военкомата (контракта) работодатель должен издать приказ об освобождении работника от выполнения трудовых обязанностей с даты призыва (принятия) на военную службу (фактически — со дня, указанного в повестке).
Основная часть приказа может быть такой:
«Освободить Москаленко Сергея Владимировича, агента торгового, от выполнения трудовых обязанностей с 23.11.2020 в связи с призывом на срочную военную службу на особый период с сохранением места работы, должности и среднего заработка».
Если работник сразу после окончания срочной военной службы (военной службы по призыву лиц офицерского состава) заключит контракт на прохождение военной службы, что будет подтверждено военкоматом или воинской частью (в виде справки), работодатель должен издать новый приказ об освобождении работника от выполнения трудовых обязанностей с даты принятия на военную службу по контракту, основная часть которого может быть такой:
«Освободить Калашникова Игоря Ивановича, экономиста, от выполнения должностных обязанностей с 09.12.2020, который призван на срочную военную службу 03.06.2019 и с 09.12.2020 продолжает проходить военную службу по контракту, на период до окончания особого периода или до дня фактического увольнения с военной службы с сохранением места работы, должности и среднего заработка».
В этом случае отделу кадров предприятия необходимо от работника-контрактника получить удостоверенную (воинской частью или нотариусом) копию контракта о прохождении им военной службы (работник может ее направить заказным письмом на почтовый адрес предприятия).
В табеле учета использования рабочего времени (далее — табель) отсутствие работника на работе в связи с прохождением военной службы отмечается по коду «ІН» или «22» (прочее неотработанное время, предусмотренное законодательством).
В трудовую книжку работника, которая все время хранится на предприятии (работника не увольняют), запись о прохождении им военной службы не вносится.11
11 См. письмо Минсоцполитики от 04.04.2018 г. № 156/0/22-18 в журнале «Все о труде и зарплате» № 4/2018, стр. 119.
Если работник после окончания срока военной службы не захочет оставаться и дальше на военной службе (заключать контракт), он подлежит увольнению с военной службы, после чего должен явиться на «родное» предприятие и продолжить выполнение трудовых обязанностей в обычном режиме.
Допуск работника к работе после увольнения с военной службы
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона № 2232, пунктами 242 и 260 Положения № 1153 лица, уволенные с военной службы, обязаны в 5-дневный срок прибыть в районные (городские) военкоматы для постановки на воинский учет.
Пунктами 218 и 260 Положения № 1153 установлено, что военкоматы не позднее следующего дня после постановки на воинский учет граждан, уволенных с военной службы, письменно уведомляют госорганы, предприятия, заведения, учреждения и организации, в которых до призыва на военную службу эти граждане работали, об основаниях увольнения с военной службы, сроке военной службы, а также о дне взятия их на учет, в том числе о причинах превышения сроков постановки на воинский учет.
Несмотря на вышеприведеную норму, на практике военкоматы обычно не уведомляют работодателей о постановке на воинский учет граждан-работников, уволенных с военной службы. Учитывая этот факт, поскольку работник-военнослужащий продолжает находиться в трудовых отношениях с предприятием, последнее может в приказе об освобождении работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с призывом (принятием) на военную службу, который доводится до работника под подпись, возложить непосредственно на него обязанность уведомить предприятие об окончании прохождения военной службы (о дальнейшем продолжении военной службы по контракту, наступлении у него форс-мажорных обстоятельств — болезни и т. п.) и дате, с которой он готов приступить к выполнению трудовых обязанностей на предприятии.
Запись об увольнении с военной службы осуществляется на листе 3 военного билета и удостоверяется подписью командира и печатью воинской части. После того как уволенный с военной службы гражданин станет на воинский учет, на листе 28 военного билета военкоматом должна быть сделана отметка о постановке его на воинский учет. Аналогичные записи вносятся в удостоверения офицеров, прапорщиков (мичманов).
Таким образом, документом, подтверждающим прохождение военной службы работником и факт его увольнения с военной службы, является военный билет (соответствующее удостоверение) с отметками (записями) воинской части и военкомата.
Если работник после увольнения с военной службы прибыл на предприятие, но по каким-то причинам у него нет военного билета (удостоверения) или в нем нет отметок о периоде прохождения военной службы, предприятие должно проинформировать работника о его обязанности стать на учет в военкомате. Информация о постановке работника на воинской учет необходима предприятию для заполнения раздела ІІ «Сведения о воинском учете» Личной карточки работника (ее типовая форма № П-2 утверждена приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 г. № 495/656).
Напомним, что частью 5 статьи 34 Закона № 2232 на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности возложена обязанность ведения персонального учета военнообязанных и призывников по месту их работы или обучения.
Прежде чем приступить к выполнению трудовых обязанностей после увольнения с военной службы, работник должен уведомить работодателя о своем выходе на работу, поскольку работодателю необходимо документально оформить допуск такого работника к работе. Уведомить своего работодателя о выходе на работу работник может как в устной форме (например, позвонив по телефону своему непосредственному начальнику), так и в письменном виде, направив по почте (электронной почте, факсу) или вручив лично уведомление отделу кадров. Рекомендуем работодателям требовать от работников предоставлять им уведомление в письменной форме.
Поскольку при призыве работника на военную службу его освобождали от выполнения трудовых обязанностей приказом руководителя предприятия, то и допуск работника к выполнению своих прежних трудовых обязанностей после увольнения с военной службы необходимо оформлять приказом.12 Основанием для издания такого приказа является вышеуказанное уведомление работника с указанием даты выхода на работу и его военный билет (удостоверение) с записью об увольнении с военной службы (взятии на воинский учет), удостоверенной подписью командира (военкома) и печатью воинской части (военкомата).12
12 См. письма Минсоцполитики от 10.06.2015 г. № 231/06/186-15, от 05.10.2015 г. № 1277/13/84-15, от 24.11.2015 г. № 1525/13/84-15 и от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 8/2015, стр. 119, № 1/2016, стр. 104, № 5/2016, стр. 119, и № 7/2018, стр. 113, письмо Минсоцполитики от 24.11.2015 г. № 1526/13/84-15.
Основная часть приказа руководителя предприятия может иметь такой текст:
«1. Допустить Панова Игоря Петровича, проходчика, к выполнению трудовых обязанностей с 07.12.2020 в связи с увольнением с военной службы.
2. До начала работы пройти медицинский осмотр, инструктажи по охране труда и технике безопасности».
Если в военном билете работника еще нет отметок о взятии на воинский учет, но есть отметка об увольнении с военной службы, то его можно допустить к работе, но необходимо предупредить об обязанности стать на воинский учет в военкомате в 5-дневный срок после увольнения с военной службы.12
12 См. письма Минсоцполитики от 10.06.2015 г. № 231/06/186-15, от 05.10.2015 г. № 1277/13/84-15, от 24.11.2015 г. № 1525/13/84-15 и от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 8/2015, стр. 119, № 1/2016, стр. 104, № 5/2016, стр. 119, и № 7/2018, стр. 113, письмо Минсоцполитики от 24.11.2015 г. № 1526/13/84-15.
Для выполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, граждане освобождаются от работы на время, необходимое для выполнения указанных обязанностей, с сохранением средней заработной платы (ч. 2 ст. 21 Закона № 2232).
Дата допуска работника к работе, отражаемая в приказе руководителя предприятия, должна быть согласована сторонами. Работник должен выйти на работу на следующий день после дня постановки на учет в военкомате12, а если это по каким-то причинам невозможно, то в разумный срок. Если работник после увольнения с военной службы вышел на работу через длительный срок (например, через 15–30 дней после дня увольнения), то работодатель должен выяснить причины такого позднего выхода работника на работу, обязав его написать объяснительную (с изложением причин невыхода).
12 См. письма Минсоцполитики от 10.06.2015 г. № 231/06/186-15, от 05.10.2015 г. № 1277/13/84-15, от 24.11.2015 г. № 1525/13/84-15 и от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 8/2015, стр. 119, № 1/2016, стр. 104, № 5/2016, стр. 119, и № 7/2018, стр. 113, письмо Минсоцполитики от 24.11.2015 г. № 1526/13/84-15.
Если задержка с выходом на работу обусловлена уважительными причинами, то не советуем работодателям привлекать работника к дисциплинарной ответственности. Если же длительная задержка с выходом работника на работу произошла без уважительных причин (фактически каждый день имел место прогул), то работодатель имеет право наложить на работника дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с работы.13
В табеле отсутствие работника на работе по уважительным причинам отмечается по коду «І» или «30» (прочие причины неявок), а отсутствие на работе без уважительных причин — по коду «ПР» или «24» (прогул), отсутствие по невыясненным причинам — «НЗ» или «28».13
13 См. письмо Минсоцполитики от 16.07.2015 г. № 302/06/186-15 и от 05.06.2015 г. № 225/06/186-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 104, и № 6/2016, стр. 101.
Если на время отсутствия работника-военнослужащего на его должность был принят по срочному трудовому договору другой работник, то последний приказом должен быть уволен по пункту 2 статьи 36 КЗоТ (окончание срока трудового договора) в день, предшествующий дню допуска уволенного с военной службы работника к прежней работе.12
12 См. письма Минсоцполитики от 10.06.2015 г. № 231/06/186-15, от 05.10.2015 г. № 1277/13/84-15, от 24.11.2015 г. № 1525/13/84-15 и от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 8/2015, стр. 119, № 1/2016, стр. 104, № 5/2016, стр. 119, и № 7/2018, стр. 113, письмо Минсоцполитики от 24.11.2015 г. № 1526/13/84-15.