Разъяснение Фонда социального страхования Украины «С 1 октября электронные листки нетрудоспособности становятся основанием для начисления пособия через 7 дней после даты своего закрытия» от 05.10.2021
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 05.10.2021
С 1 октября электронные листки нетрудоспособности становятся основанием
для начисления пособия через 7 дней после даты своего закрытия
С 1 октября Украина полностью перешла на электронные больничные. После завершения переходного периода в правила создания медицинских заключений и работы с э-больничными был внесен ряд изменений — их наработали, анализируя обратную связь от всех участников процесса, предложения, замечания и кейсы. Это позволило оптимизировать каждое из звеньев и минимизировать возможные ошибки.
Относительно функционирования бумажных больничных
С 1 октября произошел полный переход на медицинские заключения о временной нетрудоспособности. Это означает, что теперь пациентам по новым страховым случаям будут формироваться исключительно электронные больничные. В частности, теперь в случае беременности и родов, а также для пациентов с диагнозами чувствительных нозологий (таких как ВИЧ/СПИД и расстройство психики) также создаются э-больничные (в переходный период по этим причинам нетрудоспособности выдавали бумажный листок). В то же время в отдельных случаях бумажные больничные будут встречаться работодателям еще около двух лет. Это связано с длительными болезнями, по которым ранее были выданы первичные бумажные больничные, и периодом в 12 месяцев, в течение которого застрахованное лицо имеет право передать свой больничный работодателю для назначения материального обеспечения.
Существует только четыре исключения, при которых пациенту выдадут бумажный больничный:
- это продление больничных, которые были выданы на бумаге до 01.10.2021;
- технические ошибки, которые привели к невозможности формирования э-больничного и не были устранены в течение 7 дней;
- ошибки при создании медицинского заключения и истечения срока (7 дней), в течение которого врач имел возможность внести изменения;
- в случае усыновления новорожденного ребенка.
Напомним, что по бумажным и э-больничным должны быть поданы два отдельных заявления-расчета.
Относительно даты, когда э-больничный становится основанием для назначения пособия
При создании медицинского заключения, на основании которого формируется электронный больничный, могут быть допущены ошибки, технические неточности, указана недостоверная информация. В таком случае врач в течение 7 дней со дня формирования может внести в него изменения — для этого создается отдельное корректное медицинское заключение, по которому создается новый э-больничный. А электронный больничный, сформировавшийся по первому, ошибочному медицинскому заключению, изменит свой статус на «помилково сформований».
С этой нормой связана дата, с которой электронный больничный может быть использован работодателем для назначения материального обеспечения — с 01 октября э-больничный считается выданным и готовым к оплате через полные 7 дней после даты своего закрытия.
Например, э-больничный, который создан 01 октября на срок 10 дней, имеет дату закрытия 10.10.2021 и будет считаться выданным (станет готовым к оплате) с 18.10.2021.
Обратите внимание, что в личных кабинетах на вебпортале Пенсионного фонда э-больничный может иметь статус «готовий до сплати» уже на следующий день после даты закрытия, однако брать его в работу и начинать процедуру назначения материального обеспечения стоит только на восьмой день.
Относительно увеличения количества больничных
Если раньше врач выдавал листок нетрудоспособности после выздоровления пациента, когда могло произойти несколько визитов на осмотр, то теперь часто каждый визит застрахованного лица к врачу завершается формированием медицинского заключения и созданием электронного больничного. Это удобно для пациента, поскольку каждый больничный предусматривает отдельное начисление материального обеспечения, и работник может получать пособие по временной нетрудоспособности быстрее, несколькими отдельными кусочками. В то же время это создает дополнительную нагрузку на страхователей, которые вместо одного больничного, например, на 10 дней, должны рассмотреть и рассчитать два э-больничных, каждый по 5 дней.
О номере электронного больничного
К уникальному номеру э-больничного для удобства страхователей был добавлен номер страхового случая — это дает возможность легко понять, является больничный первичным или продолжением.
Теперь номер электронного больничного генерируется в формате ХХХХХХ-ХХХХХХХХХХ-Х (где ХХХХХХ — номер случая нетрудоспособности, ХХХХХХХХХХ — порядковый номер листка нетрудоспособности, Х — номер версии).
Относительно перекрытия периодов нетрудоспособности у разных э-больничных одного лица
Бывают случаи, когда, например, во время общей болезни работника заболевает его ребенок и создается еще один больничный уже по уходу за больным ребенком. Для таких случаев разработаны «правила сокращения» — они будут учитываться автоматически и при отсутствии сбоев работодатель вообще не будет видеть те больничные, которые были «сокращены» из-за перекрытия сроков нетрудоспособности. «Сокращенные» больничные получают статус «недійсний».
Правила сокращения периодов временной нетрудоспособности у больничных определены в Приложении к Порядку выдачи (формирования) листков нетрудоспособности в Электронном реестре листков нетрудоспособности.
Они учитывают исчерпывающий перечень случаев наложения друг на друга разных причин нетрудоспособности и их приоритета: например, больничный по изоляции от COVID-19 прерывается в случае создания э-больничного по беременности и родам, общей болезни, необходимости ухода за больными родными и т. п., а электронный больничный по беременности и родам сокращает любой из больничных, в то время как сам не может быть сокращен ни одной другой причиной нетрудоспособности.