Разъяснение Управления Гоструда в Хмельницкой области «Электронная трудовая книжка в вопросах – ответах» от 24.03.2021 г.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСТРУДА В ХМЕЛЬНИЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 24.03.2021 г.
Электронная трудовая книжка в вопросах – ответах
(Извлечение)
10 марта 2021 года опубликован Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 г. № 1217-IX (далее — Закон № 1217)1, который Верховная Рада приняла 5 февраля этого года.
1 Подробно о новшествах Закона № 1217 рассказано в статье «Электронный учет трудовой деятельности работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 104. (Ред.)
1. Что изменится с подписанием Закона об электронных трудовых книжках?
Поскольку Закон вступит в силу через три месяца, то начиная с 10 июня 2021 года все работодатели <…> должны подать в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр) сведения из бумажных трудовых книжек о трудовой деятельности своих работников.2 <…> Именно в отношении их трудовой деятельности информация в течение пяти переходных лет должна поступить в Реестр. Также в течение переходного периода можно будет использовать как бумажную трудовую книжку, так и электронную форму уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности.
2 См. постановление правления Пенсионного фонда Украины «Об утверждении Порядка подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме» от 12.03.2021 г. № 11-1 на стр. 92 этого номера. (Ред.)
2. Что стало поводом для такого нововведения?
Поводом для введения электронных трудовых книжек было много факторов, связанных с цифровизацией нашего государства. Основные из них это перспектива автоматического назначения пенсии и ряд других преимуществ, таких как уменьшение расходов работодателей на ведение бумажного документооборота и упрощение доступа к информации о приобретенном стаже работников для назначения выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, прежде всего в случае временной утраты трудоспособности.
3. Какая информация будет содержаться в электронной трудовой книжке? Будет ли она отличаться от бумажной?
Электронная трудовая книжка — это цифровой аналог бумажных трудовых книжек, поэтому в электронной трудовой книжке будет отражаться вся информация о стаже, которая имеется в бумажной трудовой книжке.
4. Как можно оформить электронную трудовую книжку, кто это должен делать и где?
Сведения о трудовой деятельности могут вноситься как застрахованным лицом, так и работодателем через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т. п.) с обязательным наложением страхователем или застрахованным лицом квалифицированной электронной подписи.2
После внесения сведений о трудовой деятельности работника в Реестр работодатель обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки работнику на руки под подпись.
<…>
7. Закон предусматривает 5-летний переходный период. В чем его особенности? Что будет с бумажными трудовыми книжками?
За этот период должно состояться включение Пенсионным фондом Украины в Реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом в порядке и сроки, установленные Пенсионным фондом Украины3 <…>.
3 На данный момент такой порядок и сроки ПФУ не утверждены, но можно руководствоваться Порядком подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденным постановлением правления ПФУ от 12.03.2021 г. № 11-1 — см. стр. 92 этого номера. (Ред.)
После «оцифровки» оригинал бумажной трудовой книжки передается на хранение работнику как официальный документ. Если работник пожелает продолжить ее ведение, то работодатель по его требованию будет обязан параллельно с электронным учетом трудовой деятельности также внести в бумажную трудовую книжку записи о принятии на работу, переводе и увольнении.
8. Как наличие электронной трудовой книжки влияет на процедуру выхода на пенсию?
Электронная трудовая книжка позволит уполномоченным органам назначать лицу пенсию автоматически (без обращения) и собирания документов за всю его трудовую деятельность. За лицом будет сохраняться право выбора для улучшения предложенного расчетного размера, а именно:
— или лицо предоставляет сведения о получаемой заработной плате за период до 2000 года (до введения персонифицированного учета);
— или откладывает свой выход на пенсию для получения повышения к пенсии на 0,5 – 0,75% за каждый полный месяц работы после достижения пенсионного возраста;
— или использует право на назначение пенсии.
9. Как можно найти и посмотреть свою электронную трудовую книжку?
Просмотреть имеющуюся информацию о себе, в т. ч. своем трудовом или страховом стаже, можно на портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины (portal.pfu.gov.ua). Если у лица возникают какие-либо вопросы, в этом случае реализована возможность подачи обращения, в котором можно описать их суть и в установленные законом сроки лицо получит ответ. <…>
Также Пенсионным фондом Украины разработано мобильное приложение «ПФУ» для системы Андроид, которое можно скачать на Google Play (Гугл плей). Оно обеспечивает доступ с мобильных устройств к электронным сервисам Пенсионного фонда Украины и делает общение с Пенсионным фондом максимально удобным и эффективным.
10. На сколько будут защищены данные, которые будут содержаться в электронной трудовой книжке? Смогут ли мошенники воспользоваться этими данными?
Данные аккумулируются в Реестре и имеют соответствующую киберзащиту, которая делает невозможным мошенникам использование сведений, содержащихся в электронной трудовой книжке.