Поскольку хозяйственная деятельность предприятия — процесс многогранный и не всегда предсказуемый, практически на всех предприятиях бывают ситуации, когда в отдельные периоды возникает необходимость в увеличении объема работ. Кроме того, увеличение объема работ по разным причинам может возникать и у отдельных работников. До принятия на работу новых сотрудников или до уменьшения объема работ работодатели поручают дополнительную работу штатным работникам без освобождения их от выполнения основных обязанностей. Каков порядок введения расширения зоны обслуживания и увеличения объема работ? Как оплачивается такая дополнительная работа? Учитывается ли доплата за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ при расчете средней заработной платы? Каков порядок индексации и налогообложения такой доплаты?
Расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ
Одним из видов дополнительной работы, поручаемой работникам, является расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ. К сожалению, этот вид дополнительной работы законодательство Украины практически не регламентирует.
В то же время согласно постановлению Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 № 1545-XII до принятия соответствующих актов законодательства Украины применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
На основании вышеизложенной нормы обратимся к «союзным» документам.
Нормативными актами законодательства СССР, которые регулируют отдельные вопросы расширения зоны обслуживания и увеличения объема выполняемых работ, являются:
— постановление Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.1981 № 1145 (далее — Постановление № 1145);
— Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 14.05.1982 № 53-ВЛ, изданная Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (далее — Инструкция № 53).
Поскольку нормативные акты Украины не дают определения понятию «расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ», то в этом вопросе необходимо руководствоваться положениями Постановления № 1145 и Инструкции № 53. При этом нормы этих документов продолжают действовать в Украине только в части определения указанного понятия, а также указания на необходимость издания приказа о поручении работнику дополнительных обязанностей в порядке расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ.1
1 См. также письма Минтруда от 02.12.2005 № 9942/0/14-05/018-17 и от 26.05.2003 № 18-349.
Что касается остальных норм вышеуказанных «союзных» документов, регулирующих расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, то они противоречат законодательству Украины, поэтому ими руководствоваться нельзя.
Что такое расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ
Под расширением зоны обслуживания или увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности. Указанный вид дополнительной работы допускается на одном и том же предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятия) с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения (п. 1 Инструкции № 53, п.п. 5, 2 Постановления № 1145).
Исходя из вышеизложенных норм, можно сделать вывод, что расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ имеет следующие особенности:
1. Оно возможно только на одном и том же предприятии.
2. Такая дополнительная работа выполняется по одной и той же должности (профессии) — в этом ее главное отличие от совмещения должностей (профессий), при котором работник выполняет дополнительную работу по двум (или более) должностям (профессиям), предусмотренным штатным расписанием, при этом совмещаемая должность должна быть вакантной.2
2 О совмещении должностей (профессий) подробно идет речь в статье «Совмещение должностей и профессий работниками» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2021, стр. 24.
3. Дополнительные обязанности выполняются работником без освобождения от выполнения основной работы — в этом отличие этого вида работы от временного заместительства, при котором работник полностью освобождается от выполнения обязанностей по основной должности.
4. Дополнительная работа выполняется в течение установленного рабочего времени по основной работе — это одно из главных отличий этого вида работы от работы по совместительству, которая выполняется в свободное от основной работы время.3
3 О совместительстве подробно идет речь в статьях «Совместители: регламентация и особенности трудовых отношений (часть 1)» и «Совместители: рабочее время, оплата труда, налогообложение, трудовые гарантии (часть 2)» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2021, стр. 54, и № 5/2021, стр. 8.
5. Дополнительная работа не связана с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность).4
4 О выполнении обязанностей временно отсутствующего работника детально рассказано в статье «Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника» этого номера.
6. Возложение дополнительных обязанностей на работника возможно только с его согласия.
7. Как дополнительная, так и основная работа должны выполняться качественно.
Увеличение объема работ вводится для штатных работников, как правило, при срочных дополнительных заказах на производство (изготовление, ремонт и т. п.) какой-либо продукции (изделий) или при увольнении их коллег (работников аналогичной профессии или должности), когда необходимо выполнять обязанности, которые ранее выполнялись уволенными работниками.
Например, если на предприятии работало 3 программиста, но один из них уволился, то на время поиска нового программиста или бессрочно (если вакантную должность программиста планируется сократить) разработку (написание) компьютерных программ, которыми занимался уволенный программист, можно возложить на двух работающих программистов, введя для них увеличение объема работ.
Расширением зоны обслуживания для работника может быть поручение ему обслуживать большее количество посетителей заведения общественного питания, торговли (магазина), сферы услуг (музея, театра, кинотеатра, ледового катка, боулинг-клуба, фитнес-центра и т. п.). Например, если в ресторане (баре, кафе и т. п.), имеющем 24 столика для посетителей, работало 4 официанта, каждый из которых обслуживал по 6 столиков, но один официант уволился, то оставшимся трем официантам можно ввести расширение зоны обслуживания, после чего они должны будут обслуживать больше — теперь по 8 столиков.
Обращаем внимание, что расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ может устанавливаться только в пределах профессии (должности) работника. Поручение указанной дополнительной работы не должно противоречить должностным (трудовым) обязанностям работника, указанным в должностной (рабочей) инструкции и трудовом договоре (контракте).
Если возникла необходимость в выполнении работы по другой должности (профессии), которая отличается от должности (профессии) работника и является вакантной, то необходимо использовать совмещение профессий (должностей).5
5 См. статью «Совмещение должностей и профессий работниками» в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2021, стр. 24.
Если работнику поручается дополнительная работа в пределах однородной профессии (должности), но он должен ее выполнять за временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (т. е. за работника, который находится в отпуске, командировке, болеет и т. п.), то такую дополнительную работу необходимо оформлять как выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.6
6 См. статью «Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника» в этом номере.
Введение расширения зоны обслуживания и увеличения объема работ
Поскольку согласно статье 31 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, то перед введением расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) необходимо согласовать с работником поручение ему дополнительной работы.
Возложение на работника дополнительных обязанностей в случае расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) осуществляется путем издания приказа руководителем предприятия. В таком приказе указываются дата начала выполнения дополнительной работы и порядок ее оплаты. Если продолжительность расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) установить заранее невозможно, то в приказе дата окончания такой дополнительной работы не указывается или моментом ее прекращения определяется конкретное событие (например, окончание выполнения срочного заказа, принятие на работу нового сотрудника и т. п.).
Приказ об увеличении объема работ для работника в случае получения предприятием дополнительного срочного заказа может быть таким:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕХНОМАСТЕР»
ПРИКАЗ
30.08.2021 г. Запорожье № 55-к
Об увеличении объема работ
ПОРУЧИТЬ:
КУКСОВУ Сергею Викторовичу, технику, с 01.09.2021 выполнение увеличенного объема работ в связи с необходимостью ремонта дополнительного количества электроприборов по срочному заказу до его выполнения с доплатой в размере 30% должностного оклада.
Директор Коваленко Артем КОВАЛЕНКО
С приказом ознакомлен:
Куксов Сергей КУКСОВ
30.08.2021
В случае необходимости в приказе (приложению к нему) можно детализировать содержание и объем дополнительной работы, которую работник должен будет выполнять.
Кроме того, если это не отражено в другом локальном документе предприятия (например, коллективном договоре), в приказе о введении расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) желательно указать, что в случае ухудшения качества дополнительной работы ее объем и, соответственно, размер доплаты за такую работу может быть уменьшен или же такая дополнительная работа для сотрудника будет отменена. При этом такое уменьшение (отмена) может быть осуществлено с момента выявления ухудшения качества работы.
При введении расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) изменения (дополнения) в трудовой договор не вносятся, поскольку такая дополнительная работа выполняется по одной и той же должности (профессии) временно и в промежуток рабочего времени, отведенный для выполнения основных обязанностей работника.
Соответственно, время (часы) выполнения такой дополнительной работы в табеле учета рабочего времени отдельно не отражается, поскольку включается в общее отработанное работником время.
Отмена расширения зоны обслуживания и увеличения объема работ
В случае если работник, для которого введено расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ), впоследствии по каким-то причинам не захочет (не сможет) выполнять дополнительные обязанности, он может написать на имя руководителя предприятия заявление с просьбой освободить его от выполнения дополнительных обязанностей.
Если инициатором отмены бессрочного расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ), не связанной с ухудшением качества работы, является работодатель, то он обязан уведомить об этом работника не позднее чем за два месяца, поскольку такая отмена влечет изменение одного из существенных условий труда — размеров оплаты труда (ч. третья ст. 32 КЗоТ).
Отмена для работника расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) осуществляется на основании приказа руководителя. Если в приказе о введении такой дополнительной работы указывалась конкретная дата ее окончания или определялось событие, с наступлением которого она отменяется, то отмена для работника расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) осуществляется без его предварительного уведомления и издания руководителем дополнительного приказа.
Отражение расширения зоны обслуживания и увеличения объема работ в трудовой книжке работника не предусмотрено.
Оплата труда при расширении зоны обслуживания и увеличении объема работ
За расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) осуществляется доплата, которая может устанавливаться как в фиксированной сумме, так и в процентах от должностного оклада (тарифной ставки).
Доплата на хозрасчетных предприятиях
Размер доплат (в т. ч. за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ) хозрасчетные предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать размеры доплаты с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 № 108/95-ВР).
Если предприятие (как со стороны работодателя, так и со стороны трудового коллектива) через своих представителей участвовало в подписании (находится в сфере действия) Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019–2021 годы от 14.05.2019 (далее — Генеральное соглашение), то для такого предприятия являются обязательными размеры доплат, приведенные в приложении 3 к Генеральному соглашению.7
7 См. также письма Минсоцполитики от 21.11.2016 № 415/0/15-16/18 и от 17.03.2011 № 2774/0/14-11/18, письмо Минтруда от 04.07.2008 № 435/13/84-08.
В частности, этим приложением установлено, что размер доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ одному работнику не ограничивается и определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников.
Аналогичную норму о размере доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ содержат Рекомендации, утвержденные Министерством труда и социальной политики Украины (далее — Минтруда), которые предприятия могут использовать в качестве методической помощи при введении доплат за выполнение дополнительных видов работ, в частности:
— раздел 6 (таблица 6.1) Методических рекомендаций относительно оплаты труда работников малых предприятий, утвержденных приказом Минтруда от 13.08.2004 № 186;
— раздел 5 (таблица 5.1) Рекомендаций относительно определения заработной платы работающих в зависимости от личного взноса работника в конечные результаты работы предприятия, утвержденных приказом Минтруда от 31.03.1999 № 44.
Для предприятий, пребывающих в сфере действия отраслевого (межотраслевого) или территориального соглашения, размер доплат устанавливается в соответствии с положениями таких соглашений.
Таким образом, хозрасчетные предприятия самостоятельно в коллективном договоре (при его отсутствии — другом внутреннем документе) устанавливают работникам размер доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ). Размер такой доплаты конкретному работнику указывается в приказе руководителя и зависит от сложности, характера, объема дополнительной работы.
ПРИМЕР
Начисление заработной платы работнику при увеличении объема работ
После введения дополнительного вида деятельности на предприятии увеличилось количество первичных документов, подлежащих обработке. В связи с этим приказом руководителя для одного из бухгалтеров, который занимается обработкой первичных документов, с 16 сентября 2021 года введено увеличение объема работ с доплатой в размере 25% должностного оклада согласно коллективному договору. Оклад бухгалтера составляет 8000 грн. Количество рабочих дней (далее — р. д.) по графику работы предприятия в сентябре — 22 р. д., а количество отработанных дней (далее — отраб. д.) бухгалтером в сентябре с увеличением объема работ — 11 отраб. д.
За работу в сентябре бухгалтеру необходимо начислить:
— заработную плату в размере оклада — 8000 грн.;
— доплату за увеличение объема работ в размере:
8000 грн. : 22 р. д. х 11 отраб. д. х 25% = 1000 грн.
Общая заработная плата бухгалтера в сентябре:
8000 + 1000 = 9000 грн.
_____________________________________________________________________
Размер доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) может быть увеличен или уменьшен при пересмотре объема дополнительной работы.
Кроме того, в случае ухудшения качества дополнительной работы и наличии соответствующей записи в приказе о ее введении, размер доплаты может быть уменьшен, в том числе с момента выявления ухудшения качества работы. Такое уменьшение осуществляется путем издания руководителем приказа, с которым необходимо ознакомить работника под подпись.
Если работодатель инициирует уменьшение размера доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, установленного локальным документом предприятия, например размер доплаты уменьшается с 50% до 30% должностного оклада, то работники должны быть уведомлены об этом не позднее чем за два месяца, поскольку имеет место изменение условий оплаты труда в сторону ухудшения (ч. третья ст. 32, ст. 103 КЗоТ). Такое решение работодателя должно быть согласовано с профсоюзом предприятия (органом, представляющим трудовой коллектив).
Если доплата за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) устанавливалась для работника на определенный срок (месяц, квартал и т. д.), то по окончании этого периода выплата доплаты отменяется без дополнительного предупреждения работника за два месяца.
Доплата в бюджетных учреждениях
Для работников бюджетных учреждений, заведений и организаций (далее — бюджетные учреждения) установлено ограничение в размере доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.
Так, согласно подпункту «а» пп. 3 п. 3 постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298) работникам бюджетных учреждений доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ выплачивается в размере до 50% должностного оклада (тарифной ставки). При этом такая доплата выплачивается по решению руководителей бюджетных учреждений в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов (п. 4 Постановления № 1298).
Доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ не устанавливается руководителям бюджетных учреждений, их заместителям, руководителям структурных подразделений бюджетных учреждений и их заместителям (пп. «а» пп. 3 п. 3 Постановления № 1298).
В подпункте «а» пп. 3 п. 4 приказа Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 № 557 и в подпункте 3.1.2 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Минтруда, Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 № 308/519, также определено, что доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ устанавливается в размере до 50% должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки) работника.
Также во втором из вышеуказанных документов говорится о том, что эта доплата устанавливается работникам при условии выполнения ими работы меньшим количеством работников, чем установлено нормами (нормативами).
Дополнительные обязанности, за выполнение которых не устанавливается
доплата за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ
Поскольку возможность выплаты и размер доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) зависит от конкретного перечня дополнительных обязанностей, возлагаемых на работника, необходимо учитывать нормы различных справочников, устанавливающих характеристики профессий (заданий и обязанностей) работников.
К таким справочникам, в частности, относятся:
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности»), утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 № 336 (далее — Справочник № 336);
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 2 «Сельское хозяйство и связанные с ним услуги»), утвержденный приказом Министерства аграрной политики Украины от 07.06.2004 № 212, приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 02.09.1999 № 124;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуски 5 «Добывающая промышленность», 62 «Производство и распределение электроэнергии»), утвержденный приказами Министерства топлива и энергетики Украины от 14.01.2000 № 62 и от 16.03.2001 № 19;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуски 23 «Общие профессии химических производств», 28 «Производство лака и красок», 42 «Обработка металла», 47 «Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи»), утвержденный приказами Министерства промышленной политики Украины от 15.04.2008 № 229, от 22.12.2006 № 485, от 22.03.2007 № 120 и от 11.08.1998 № 288 с учетом дополнений, внесенных приказом от 17.12.2009 № 884;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 64 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»), утвержденный приказами Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.10.1999 № 249, от 21.02.2000 № 32 и от 24.10.2000 № 239;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 69 «Автомобильный транспорт»), утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 № 136;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 70 «Связь»), утвержденный приказом Государственного комитета связи и информатизации Украины от 04.10.2000 № 144;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 71 «Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение»), утвержденный приказом Минтруда от 23.10.1998.
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 78 «Здравоохранение»), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 29.03.2002 № 117;
— Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 80 «Социальные услуги»), утвержденный приказом Министерства социальной политики Украины от 29.03.2017 № 518.
В соответствии с пунктом 6 Общих положений Справочника № 336 конкретный перечень должностных обязанностей определяется должностными инструкциями руководителей, профессионалов, специалистов, технических служащих, которые работодатели разрабатывают и утверждают на основании этого Справочника, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников этих групп и особенности штатного расписания предприятия. При необходимости задачи и обязанности, включенные в типовую квалификационную характеристику той или иной должности, могут быть распределены между отдельными исполнителями или круг задач и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации.
Если происходит вышеуказанное распределение обязанностей между работниками или расширение обязанностей отдельных работников с внесением соответствующих изменений в их должностные инструкции, то в этом случае доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) не осуществляются.
Кроме того, пунктом 6 Общих положений Справочника № 336 определено, что должностные инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании, и после их утверждения руководителем предприятия или по поручению его заместителями доводятся до сведения работника под подпись. В должностные инструкции могут быть внесены изменения, дополнения только на основании приказа руководителя предприятия с согласия работника. Приказ о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию издается в случае перераспределения обязанностей между работниками в связи с сокращением численности, рациональным распределением труда.
Таким образом, если утвержденными на предприятии должностными инструкциями на работников уже возложено выполнение определенных обязанностей, то их выполнение уже не может в дальнейшем считаться расширением зоны обслуживания (увеличением объема выполняемых работ), поэтому не может выплачиваться доплата за выполнение таких обязанностей.
Кроме того, не может быть введено расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ с начислением соответствующей доплаты, если такая дополнительная работа будет осуществляться в иное время, чем выполнение основной работы.
Например, если на балансе предприятия имеются два автомобиля (легковой и грузовой), которые приказом руководителя закреплены за одним водителем (других водителей в штате нет), то такому водителю нельзя оформить расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) и установить доплату за такой вид дополнительной работы, поскольку по специфике работы водитель не может одновременно работать на двух автомобилях. В этой ситуации работника можно стимулировать установлением других выплат (повышенного оклада, введением надбавки за высокое профессиональное мастерство или надбавки за сложность, напряженность в работе).
Работникам со сдельной системой оплаты труда заработная плата начисляется за фактически выполненный объем работ (количество изготовленных изделий) согласно сдельным расценкам. Поэтому при введении таким работникам в пределах их профессии увеличения объема работ им должна начисляться основная заработная плата за фактически выполненный объем работ согласно сдельным расценкам, а не доплата за увеличение объема работ в процентах от оклада.
Учет доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ
при расчете средней заработной платы согласно Порядку № 100
Согласно абзацу первому пункта 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 № 100 (далее — Порядок № 100), при исчислении средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы в соответствии с законодательством и условиями трудового договора, кроме определенных в пункте 4 этого Порядка.
Поскольку доплата за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ является составляющей заработной платы и не указана в пункте 4 Порядка № 100, она учитывается при исчислении средней заработной платы для начислении выплат, расчет которых осуществляется согласно Порядку № 100 (отпускные, средний заработок за время командировки, выполнения государственных и общественных обязанностей, прохождения военной службы в особый период, выходное пособие, оплата вынужденного прогула и т. д.).
Налогообложение и учет доплаты за расширение
зоны обслуживания и увеличение объема работ
Согласно подпункту 2 пункта 2 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 № 449, определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и прочим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) предусмотрено Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 (далее — Инструкция № 5).
Подпунктом 2.2.1 Инструкции № 5 установлено, что доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ относится к фонду дополнительной заработной платы фонда оплаты труда (далее — ФОТ).
Следовательно, на сумму доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ как на составляющую заработной платы (ФОТ) начисляется ЕСВ.
Заработная плата для целей раздела IV Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) — основная и дополнительная заработная плата, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 НКУ).
В соответствии с подпунктом 164.2.1 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта).
Таким образом, из суммы доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ как из составляющей заработной платы удерживаются налог на доходы физических лиц и военный сбор на основании подпункта 164.2.1 НКУ.
В бухгалтерском (налоговом) учете доплата за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ включается в расходы в составе расходов на оплату труда соответствующей категории работников.
Учет доплаты за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ при начислении страховых выплат
Поскольку доплата за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ является составляющей заработной платы (ФОТ), с которой уплачивается ЕСВ, на основании пункта 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266, она учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат («больничные», «декретные» и т. д.).8
8 Подробно о порядке исчисления средней заработной платы для начисления страховых выплат рассказано в статьях «Больничные: порядок начисления и выплаты» и «Предоставление отпуска и пособия в связи с беременностью и родами» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 6/2020, стр. 32, и № 7/2020, стр. 56.
Индексация заработной платы при выплате доплаты за расширение
зоны обслуживания и увеличение объема работ
Введение доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ (независимо от ее размера) не изменяет «базовый» месяц, поскольку последний изменяется только при увеличении должностного оклада (тарифной ставки) по должности работника (п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078; далее — Порядок № 1078).
Если расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ вводится для работника на продолжительный период, то доплату за такую дополнительную работу можно считать постоянной выплатой, которая подлежит индексации. Во избежание споров с работниками и проверяющими предприятие самостоятельно в коллективном договоре должно установить временной период, введение на который доплаты работнику позволит относить ее к выплатам, имеющим постоянный характер, в целях проведения индексации (такой период может составлять, например, полгода, 9 месяцев, год и т. д.).
Соответственно, если на предприятии в каком-то месяце происходит увеличение должностных окладов, вследствие чего увеличивается сумма постоянной доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, то в этом «базовом» месяце сумма увеличения указанной доплаты учитывается в общей сумме повышения дохода, которая сравнивается со сложившейся суммой индексации в таком месяце (абз. пятый п. 5 Порядка № 1078).9
9 О порядке проведения индексации доходов работников детально рассказано в статье «Индексация заработной платы работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 32.
Если же расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ вводится кратковременно, то и доплата за эту дополнительную работу носит временный (разовый) характер (критерий кратковременности введения доплаты за выполнение дополнительной работы предприятие определяет в коллективном договоре). Такая временная (не постоянная) доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ не подлежит индексации.