Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы
от 14 мая 2019 года
(Извлечение)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Генеральное соглашение (далее — Соглашение) заключено в соответствии с Законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «О социальном диалоге в Украине» между всеукраинскими объединениями организаций работодателей в лице Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне (далее — Сторона работодателей, приложение 1), всеукраинскими объединениями профессиональных союзов в лице Общего представительского органа репрезентативных всеукраинских объединений профсоюзов на национальном уровне (далее — профсоюзная Сторона, приложение 2) и Кабинетом Министров Украины (далее — Сторона органов исполнительной власти) (далее — Стороны).
Соглашение заключено на 2019 – 2021 годы.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
<…>
Положения Соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия Сторон, в том числе при разработке и заключении отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров.
<…>
РАЗДЕЛ II.
Оплата труда
Стороны договорились:
2.1. Во II квартале 2019 года провести переговоры о повышении в 2019 году минимальной заработной платы с целью достижения фактического размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
2.2. С целью преодоления бедности среди работающих при ведении коллективных переговоров относительно определения размера минимальной заработной платы руководствоваться положениями законодательства Украины, в частности бюджетного, международных обязательств Украины, фактическим размером прожиточного минимума для трудоспособных лиц, определенным в соответствии с законодательством.
2.3. На предприятиях, в организациях небюджетной сферы независимо от формы собственности тарифная ставка рабочего I разряда устанавливается соответствующим отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашением и на их основе коллективным договором.
Для предприятий отраслей, в которых заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений (согласно реестру, размещенному на сайте Минсоцполитики) не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается на уровне, не менее чем на 10 процентов выше установленного на законодательном уровне размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
2.4. Начиная с 2020 года, обеспечить с учетом законодательства Украины, в частности бюджетного, ежегодное и поэтапное сокращение разрыва между размерами должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда единой тарифной сетки и фактическим размером прожиточного минимума для трудоспособных лиц, определенного в соответствии с законодательством.
2.5. В первом полугодии 2019 года провести консультации относительно составляющих заработной платы, которые учитываются для определения ее минимального размера, и по результатам подготовить согласованные предложения о внесении изменений в законодательство.
2.6. Консолидировать усилия для обеспечения соотношения минимальной заработной платы к среднемесячной заработной плате на уровне 50 процентов на конец года.
2.7. Размер основной заработной платы (оклада) неквалифицированного рабочего (работника) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности за полностью выполненную норму рабочего времени, который работает в нормальных условиях труда, должен составлять не менее 85 процентов тарифной ставки (должностного оклада) рабочего (работника) I разряда.
2.8. Во время применения на предприятиях, в организациях небюджетной сферы независимо от формы собственности иных систем оплаты труда, чем тарифная, устанавливать нижний предел оплаты за квалифицированный труд не ниже размера тарифной ставки рабочего I разряда в небюджетной сфере.
2.9. Продолжить совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом определенных на законодательном уровне отраслевых особенностей оплаты труда и с обеспечением обоснованных межквалификационных (межтарифных, междолжностных) соотношений.
2.10. Во время проведения реформ в бюджетной сфере, в том числе связанных с изменением статуса заведений, учреждений, организаций, порядка их финансирования и условий оплаты труда их работников, обеспечивать сохранение уровня оплаты труда как минимальных гарантий.
2.11. Обеспечить рост средней заработной платы, в том числе путем:
— легализации заработных плат и расширения охвата социальным страхованием занятого населения;
— увеличения доли работников, условия оплаты труда которых регулируются соответствующими отраслевыми соглашениями.
2.12. Принимать меры для повышения средней заработной платы в бюджетной сфере.
2.13. С целью более динамичного повышения уровня благосостояния работников, стимулирования покупательной способности и внутреннего потребления товаров, уменьшения негативных процессов тенизации трудовых отношений и вынужденной трудовой миграции считать необходимым поэтапное достижение до 2021 года уровня средней заработной платы в Украине по крайней мере 50 процентов среднего уровня оплаты труда четырех стран Восточной Европы, в которых больше всего используется труд украинцев (Польша, Венгрия, Чехия, Литва).
2.14. С целью внедрения справедливых подходов к налогообложению трудовых доходов и получения дополнительных ресурсов для повышения оплаты труда вместе прорабатывать вопрос реформирования налоговой системы и системы социального страхования.
2.15. Определить перечень и размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам, окладам работников предприятий, организаций небюджетной сферы, имеющих межотраслевой характер, для установления в отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашениях и коллективных договорах согласно приложению 3.
В течение шести месяцев со дня подписания Соглашения подготовить новую редакцию указанного приложения, в том числе в части перечня доплат и надбавок, их размеров, порядка и сферы применения.
2.16. Разработать в 2019 году и согласовать изменения в законодательство о труде по установлению повышенной оплаты труда на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья на условиях и в размерах, определенных отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
2.17. Главные распорядители бюджетных денежных средств в течение II – IV кварталов проводят консультации с отраслевыми профсоюзами о подготовке предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и/или внесении изменений в него и подают вместе с финансово-экономическими обоснованиями согласованные предложения Минфину, в частности по объемам финансирования отраслей и размерам расходов на оплату труда.
2.18. Во время подготовки проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год в течение II – III кварталов проводить консультации в рамках постоянно действующей трехсторонней рабочей группы по проведению консультаций на всех стадиях бюджетного процесса.
2.19. Во время формирования проектов Прогнозов экономического и социального развития и основных макропоказателей экономического и социального развития Украины, Бюджетной декларации и закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год проводить переговоры (консультации) относительно:
2.19.1. Средней заработной платы, фонда оплаты труда;
2.19.2. Размеров минимальной заработной платы в сроки и порядке, предусмотренные Регламентом ведения коллективных переговоров по установлению размера минимальной заработной платы в соответствии с приложением 4;
2.19.3. Размера должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда единой тарифной сетки.
2.20. Не допускать без проведения предварительных переговоров (консультаций) со сторонами социального диалога в соответствии с Порядком осуществления согласительных процедур при разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов (приложение 5) инициирования пересмотра норм законов Украины, постановлений Кабинета Министров Украины в сторону уменьшения размеров доплат, надбавок, вознаграждений, других поощрительных и компенсационных выплат.
2.21. Ежегодно по инициативе любой из Сторон проводить консультации по проектам Прогнозов экономического и социального развития и основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на среднесрочный период.
2.22. Проводить постоянный мониторинг своевременности и полноты выплаты заработной платы и уплаты единого социального взноса. В случае возникновения угрозы или подтверждения фактов несвоевременности или выплаты не в полном объеме заработной платы и уплаты единого социального взноса принимать совместные оперативные меры.
2.23. Принять все возможные меры для полного погашения задолженности по заработной плате на предприятиях независимо от формы собственности и не допускать образования новой задолженности по выплате заработной платы.
2.24. Обеспечить регулярное рассмотрение на правительственном уровне вопроса своевременности выплаты заработной платы и в случае необходимости принятие мер к погашению задолженности по выплате заработной платы в полном объеме.
2.25. В течение 2019 года разработать и подать в Верховную Раду Украины согласованный законопроект о защите требований работников в случае неплатежеспособности работодателя, в том числе путем внедрения института обеспечения таких выплат.
2.26. Обнародовать в средствах массовой информации или на официальных сайтах органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений организаций работодателей и профсоюзов информацию о принятии мер воздействия на руководителей предприятий, учреждений и организаций, где имеются долги по выплате заработной платы или не обеспечиваются минимальные государственные гарантии в оплате труда, а также о количестве проведенных Гоструда мероприятий государственного контроля по соблюдению требований законодательства по вопросам оплаты труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и хозяйствования и об их результатах.
Профсоюзная сторона обязуется:
2.27. Осуществлять общественный контроль за соблюдением на предприятиях, в учреждениях и организациях требований законодательства о труде, в том числе за выполнением договорных гарантий по оплате труда и своевременности выплаты заработной платы.
2.28. Участвовать в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам оплаты труда.
2.29. Взаимодействовать по вопросам реализации права на своевременную оплату труда с органами исполнительной власти, органами государственного надзора, органами местного самоуправления.
2.30. Предоставлять консультации и правовую помощь работникам – членам профсоюзов в защите их прав по вопросам оплаты труда, представлять их интересы в комиссиях по трудовым спорам и судах.
2.31. Постоянно проводить анализ и оценку состояния реализации законодательства по вопросам оплаты труда, вносить предложения по его усовершенствованию.
2.32. Направлять участников коллективных переговоров от профсоюзов на локальном, территориальном и отраслевом уровне на соблюдение принципов и достижение показателей, предусмотренных Соглашением.
2.33. Обеспечить участие представителей профсоюзов в работе по внедрению принципов и норм Соглашения в практику регулирования социально-трудовых отношений, в подготовке и лоббировании законопроектов, которые предусмотрены Соглашением или следуют из него.
Стороны рекомендуют включать в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры нормы относительно:
2.34. Темпов роста средней заработной платы и размера минимальных ставок (окладов) заработной платы, междолжностных, межквалификационных соотношений, фонда оплаты труда и условий его формирования на предприятиях.
2.35. Условий оплаты труда высококвалифицированных работников основных профессий.
2.36. Превышения ежегодными темпами роста средней заработной платы прогнозных показателей роста реальной заработной платы на предприятиях, организациях небюджетной сферы независимо от формы собственности, где средняя заработная плата ниже чем три законодательно установленных прожиточных минимума для трудоспособных лиц.
2.37. Обеспечения участия представителей профсоюзов и работодателей на территориальном уровне в разработке проектов местных бюджетов в части финансового обеспечения работников бюджетной сферы социальными гарантиями, установленными законами и другими нормативно-правовыми актами.
<…>
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стороны договорились:
1. Обеспечить в пределах своих полномочий реализацию Соглашения в соответствии с мероприятиями по выполнению его положений.
2. Обеспечить утверждение каждой Стороной мероприятий по реализации положений Соглашения.
3. В месячный срок после подписания Соглашения совместно разработать критерии оценки выполнения его положений.
4. Осуществлять в рамках своих полномочий контроль за выполнением Соглашения в соответствии с Регламентом осуществления контроля за выполнением Генерального соглашения (приложение 6 к Соглашению).
5. В случае необходимости предоставлять совместные разъяснения о применении отдельных положений Соглашения.
6. Рекомендовать сторонам социального диалога на отраслевом и территориальном уровнях в течение трех месяцев после подписания Соглашения привести в соответствие с его положениями отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения.
7. Рекомендовать включать в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры вопросы по урегулированию и разрешению трудовых споров (конфликтов) во внесудебном порядке.
8. Присоединение новых субъектов к Стороне работодателей и профсоюзной Стороне этого Соглашения осуществляется в порядке, определенном каждой Стороной самостоятельно, с последующим информированием других Сторон.
9. Вносить изменения и дополнения в Соглашение по взаимному согласию Сторон после проведения коллективных переговоров.
10. Опубликовать Соглашение в газете «Урядовый курьер», других средствах массовой информации и разместить на официальных сайтах субъектов Сторон.
Соглашение подписано в трех экземплярах, которые хранятся у каждой из Сторон и имеют одинаковую юридическую силу.
От Стороны органов исполнительной власти:
Премьер-министр Украин
В. Гройсман
Министр социальной политики Украины
А. Рева
От Стороны работодателей:
Председатель Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне
Д. Олейник
От профсоюзной Стороны:
Председатель Общего представительского органа репрезентативных всеукраинских объединений профсоюзов на национальном уровне
Г. Осовой
<…>
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ И РАЗМЕРЫ ДОПЛАТ И НАДБАВОК
к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников, предприятий, учреждений и организаций, имеющих межотраслевой характер (кроме бюджетной сферы), для установления в отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашениях и коллективных договорах
Наименование доплат и надбавок | Размеры доплат и надбавок |
ДОПЛАТЫ: | |
За совмещение профессий (должностей) | доплата одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладу совмещаемой должности работника |
За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ | размер доплаты одному работнику не ограничивается и определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников |
За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника | до 100 процентов тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника |
За работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда | — за работу в тяжелых и вредных условиях труда — 4, 8 и 12 процентов тарифной ставки (оклада) — за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 16, 20 и 24 процента тарифной ставки (оклада) |
За интенсивность труда | до 12 процентов тарифной ставки (оклада) |
На период освоения новых норм трудовых затрат | — повышение сдельных расценок до 20 процентов — повышение тарифных ставок до 10 процентов |
За руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы) | доплата дифференцируется в зависимости от количества рабочих в бригаде (до 10, свыше 10, свыше 25 человек) конкретный размер доплаты: — определяется отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями в зависимости от размера ставки разряда, присвоенного бригадиру — если численность звена составляет более пяти человек, звеньевым устанавливается доплата в размере до 50 процентов соответствующей доплаты бригадира |
За работу в вечернее время — с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы) | 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в такое время |
За работу в ночное время | 35 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время |
НАДБАВКИ: | |
За высокое профессиональное мастерство | дифференцированные надбавки к тарифным ставкам (окладам) работников: III разряда — 12 процентов IV разряда — 16 процентов V разряда — 20 процентов VI и высших разрядов — 24 процента тарифной ставки (оклада) |
За классность водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов | водителям: 2-го класса — 10 процентов, 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное водителем время |
За классность машинистам электровозов, тепловозов, электропоездов, дизель-поездов | до 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное машинистом время |
За высокие достижения в труде | до 50 процентов должностного оклада |
За выполнение особо важной работы на определенный срок | до 50 процентов должностного оклада |
<…>