Разъяснение Фонда социального страхования Украины «Как действовать работнику, если ему открыли э-больничный?» от 19.08.2021
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 19.08.2021
Как действовать работнику, если ему открыли э-больничный?
Постепенно Украина переходит на автоматическое формирование э-больничных вместо выдачи бумажных листков нетрудоспособности. Уже с сентября все учреждения здравоохранения должны полностью перейти на формирование медицинских заключений о временной нетрудоспособности.
Как действовать работнику, если ему открыли э-больничный?
Если работник является застрахованным лицом, то в случае оформления врачом медицинского заключения о временной утрате трудоспособности для него автоматически сформируется э-больничный. Также э-больничный автоматически откроется в случае оформления медицинского заключения для ребенка застрахованного лица, нуждающегося в уходе.
Сразу после создания медицинского заключения необходимо сообщить об этом работодателю. Это можно сделать любым удобным обоим способом, например, по телефону.
Если работник имеет КЭП, он сможет просмотреть свой э-больничный в личном кабинете застрахованного лица на сайте Пенсионного фонда Украины. Но обычно в этом нет необходимости — всю информацию об э-больничном работодатель видит в своем кабинете страхователя.
В то же время работодатель видит только общую информацию о временной нетрудоспособности своего работника, необходимую для назначения материального обеспечения — ему недоступны ни диагноз, ни другие частные сведения застрахованного лица.
Не нужно передавать работодателю медицинское заключение о временной нетрудоспособности — оно содержит персональные данные и не предназначено для посторонних. Также медицинское заключение не является основанием для начисления материального обеспечения.
Если работник не выздоровит в определенный в первом медицинском заключении срок, врач создаст следующее медицинское заключение, которое продолжит временную нетрудоспособность — об этом необходимо уведомить работодателя.
Сразу после завершения периода временной нетрудоспособности э-больничный работника изменяет свой статус на «готовий до сплати».
С этого момента работодатель должен в течение не более 10 календарных дней назначить работнику материальное обеспечение, а после даты назначения не позднее чем через 5 рабочих дней сформировать и передать в ФССУ заявление-расчет.
Именно с даты подачи работодателем заявления-расчета зависит дата финансирования пособия от Фонда работнику.
Мы советуем не терять связь с работодателем, интересоваться состоянием оформления заявления-расчета и знать точную дату его подачи.
Зная точную дату подачи заявления-расчета по своему э-больничному, работник может следить за состоянием финансирования онлайн в телеграмм-канале Фонда: https://t.me/socialfund.
Информация о профинансированных датах, в которые работодателями были поданы заявления-расчеты, обновляется в телеграмм-канале по тегу #фінансування_ оперативно. Обычно проходит несколько банковских дней, пока после осуществления финансирования денежные средства поступят на счета работодателей для выплаты пособий работникам.
Однако чтобы работники могли точно узнать, перечислены ли денежные средства их работодателю, мы ввели в телеграмм-канале дополнительную отчетность по тегу #фінансування_страхувальників — информация обновляется в разрезе регионов и означает, что денежные средства по заявлениям-расчетам, поданным на приведенную дату, уже находятся на счете работодателя.
После того, как денежные средства поступят на счет, работодатель должен выплатить пособие работнику в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы, или сразу после получения денежных средств от ФССУ.