Разъяснение Фонда социального страхования Украины «Как действовать работнику, если ему открыли э-больничный?» от 06.10.2021
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 06.10.2021
Как действовать работнику, если ему открыли э-больничный?
(Извлечение)
Уже все учреждения здравоохранения Украины формируют медицинские заключения вместо выдачи бумажных больничных — сегодня создано около 1,4 млн медзаключений о временной нетрудоспособности, 90% из которых в случае общих заболеваний или травм. На их основании было сформировано и передано в Фонд социального страхования Украины на оплату 130 тысяч э-больничных.
Итак, вам создали медицинское заключение. Как действовать?
Если у вас официальное трудоустройство, то в случае временной утраты трудоспособности для вас автоматически откроется электронный больничный.
Он сформируется на основании медицинского заключения о временной нетрудоспособности (МЗВН), которое лечащий или семейный врач создаст после осмотра. Также э-больничный автоматически откроется в случае оформления медицинского заключения для вашего ребенка, требующего ухода.
Сразу после создания медицинского заключения на ваш контактный номер телефона поступят два сообщения:
— от E-health о создании медицинского заключения с указанием его номера;
— от Пенсионного фонда Украины о формировании электронного листка нетрудоспособности, его номере и периоде действия.
Следует уведомить об этом работодателя. Это можно сделать любым удобным обоим способом, например по телефону.
Это все! Теперь ваша задача — быстрее выздоравливать и ждать выплат от Фонда социального страхования Украины и работодателя. За состоянием финансирования больничных удобно следить в телеграмм-канале ФССУ: https://t.me/socialfund (информация ежедневно обновляется по тегам #фінансування_оперативно і #фінансування_страхувальників).
Работодатель (а также все работодатели по совместительству) будут видеть ваш э-больничный в своих кабинетах страхователей со дня его открытия, но начнут назначение пособия только после завершения определенного в нем периода нетрудоспособности и истечения срока, в течение которого врачи могут внести изменения.
Обратите внимание: работодателю доступна только общая информация о вашей нетрудоспособности, необходимая для назначения материального обеспечения — он не узнает, чем именно вы болели. Поэтому не нужно передавать работодателю медицинское заключение о вашей временной нетрудоспособности, если врач распечатал для вас извлечение, — оно содержит персональные данные и не является основанием для начисления материального обеспечения.
Рассмотрим отдельные распространенные случаи:
Если вы выздоровели раньше
Электронный больничный создается сразу со статусом «закритий» и содержит дату открытия (начало нетрудоспособности) и дату закрытия (плановая дата выздоровления или последующего осмотра).
Если вы выздоровете раньше, чем указано в э-больничном, это должен засвидетельствовать врач — во время визита он подтвердит трудоспособность и создаст новое медицинское заключение, которое сократит действие больничного.
Если вы долго болеете
Если вы не выздоровели в определенный в первичном э-больничном срок, врач создаст следующее медицинское заключение — на его основании сформируется отдельный э-больничный, который продлит временную нетрудоспособность. Об этом необходимо уведомить работодателя.
Таких электронных больничных может быть несколько в пределах одного страхового случая (все они будут иметь тождественную первую часть номера э-больничного до знака дефиса). По каждому из них материальное обеспечение назначается отдельно — это позволяет ускорить получение пособия, ведь для выплаты не нужно ждать выздоровления.
Также новое медицинское заключение (а следовательно, следующий продленный э-больничный) будет создан в случае госпитализации или направления на восстановительное лечение в реабилитационное отделение санаторно-курортного учреждения.
Если вы лечились от тяжелых заболеваний или травм, имеете осложнения и показания для продолжения лечения в реабилитационном отделении, врачебно-консультативная комиссия учреждения здравоохранения направит вас на такое лечение в санаторно-курортное учреждение прямо из стационара. Курс реабилитации работающих оплачивается на средства Фонда социального страхования Украины в полном объеме. Отдельно за время восстановительного лечения Фондом оплачивается продленный на этот период э-больничный.
<…>
Если во время пребывания на больничном вам открыли еще один, по другой причине
Иногда разные страховые случаи перекрываются: например, во время вашей болезни может заболеть ребенок, и ему понадобится уход. Или врач направил вас на 14-дневную самоизоляцию от COVID-19 как контактное лицо, однако через несколько дней вы все же заболели.
Для таких случаев мы разработали «правила сокращения» — они определяют приоритет различных причин нетрудоспособности и сокращают «неприоритетные» э-больничные. Так, больничный по изоляции от COVID-19 (оплачиваемый в размере 50% дохода) прерывается в пользу э-больничного по беременности и родам (оплачивается в размере 100% дохода), по общей болезни, необходимости ухода за больными родными и т. п. (оплачиваются в зависимости от стажа в размере от 50% до 100% дохода). А электронный больничный по беременности и родам сокращает любой из больничных, в то время как сам не может быть сокращен ни одной причиной нетрудоспособности.
Э-больничные сократятся автоматически, а размер материального обеспечения рассчитает работодатель.
Если не пришло сообщение о создании медзаключения и/или э-больничного
Что-то пошло не так. Следует попытаться выяснить, что произошло, чтобы исправить ошибку.
Сообщение о создании медицинского заключения может не поступить, если ваши персональные данные, имеющиеся у врача, неактуальны. Вместе проверьте правильность введенной информации — возможно, вы изменили фамилию, у вас обновился номер телефона или не заполнены некоторые из колонок. Важно всегда сообщать врачу и работодателю об изменениях ваших персональных данных!
Если информация была неактуальна, после ее обновления вы получите сообщение.
Просмотреть свое медицинское заключение можно на Едином портале государственных услуг Дія (для этого в специальном разделе необходимо ввести номер записи сформированного медицинского заключения из SMS).
Задать вопрос о создании медицинских заключений можно информационно-справочной службе НСЗУ: 16-77.
Могут быть две причины, почему не поступило SMS об открытии э-больничного: в вашем кабинете на вебпортале Пенсионного фонда не указан или указан неактуальный номер телефона, или э-больничный не был создан.
В первую очередь спросите у врача, был ли им получен ответ от Электронного реестра листков нетрудоспособности и какой именно. Э-больничный может не сформироваться, если система не найдет вас в Реестре застрахованных лиц, то есть не сможет подтвердить ваше трудоустройство. Если вы трудоустроены, обратитесь к работодателю или на горячую линию Пенсионного фонда для выяснения причин: 0800-503-753.
Также э-больничный мог сформироваться, но сообщение не прийти. Вы можете самостоятельно проверить, открылся ли больничный — для этого необходимо авторизироваться в вашем кабинете на вебпортале Пенсионного фонда с помощью ЭЦП или пройти верификацию с помощью BankID. Там же можно обновить свой контактный номер телефона.
Как узнать дату финансирования пособия по э-больничному?
Первые пять дней страхового случая оплачиваются работодателем, а остальные дни вплоть до выздоровления финансируются Фондом социального страхования Украины независимо от количества э-больничных, которыми оформлен случай. Исключением являются пособия по беременности и родам, по уходу за больными детьми и т. п., которые оплачиваются за денежные средства ФССУ с первого дня.
Дата финансирования пособия от Фонда работнику прямо зависит от даты подачи работодателем заявления-расчета.
Мы рекомендуем не утрачивать связь с работодателем, интересоваться состоянием оформления заявления-расчета и знать точную дату его подачи.
Зная точную дату подачи заявления-расчета по своему э-больничному, вы можете следить за состоянием финансирования онлайн в телеграмм-канале Фонда: https://t.me/socialfund.
Информация о профинансированных датах, в которые работодателями были поданы заявления-расчеты, обновляется в телеграмм-канале по тегу #фінансування_оперативно. Обычно проходит несколько банковских дней, пока после финансирования денежные средства поступят на счета работодателей для выплаты пособий работникам.
Однако чтобы работники могли точно узнать, перечислены ли денежные средства их работодателю, мы ввели в телеграмм-канале дополнительную отчетность по тегу #фінансування_страхувальників — информация обновляется в разрезе регионов и означает, что денежные средства по заявлениям-расчетам, поданным на приведенную дату, уже находятся на счете работодателя.
После того, как денежные средства поступят на счет, работодатель должен выплатить пособие работнику в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы, или сразу после получения денежных средств от ФССУ.
Получить консультацию по оплате э-больничных можно по номеру горячей линии ФССУ: 0800-50-18-92, или в управлении исполнительной дирекции Фонда, где зарегистрирован ваш работодатель <…>.