Разъяснение Фонда социального страхования Украины «Как действовать работодателю, если его работнику открыли э-больничный?» от 20.08.2021
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 20.08.2021
Как действовать работодателю, если его работнику открыли э-больничный?
Уже с сентября учреждения здравоохранения должны полностью перейти на формирование медицинских заключений вместо выдачи пациентам привычных бумажных листков нетрудоспособности.
Э-больничные формируются автоматически сразу после создания медицинского заключения, если пациент является застрахованным лицом — то есть имеет официальное трудоустройство, является ФЛП и т. д. Также э-больничный автоматически откроется для одного из застрахованных родителей, если медицинское заключение сформировано для ребенка, нуждающегося в уходе.
Как действовать работодателю, если его работнику открыли э-больничный?
Если по страховому случаю работника сформируют электронное медицинское заключение о временной нетрудоспособности вместо выдачи бумажного больничного, на его основании автоматически сформируется э-больничный.
Сразу после создания медицинского заключения, работник должен сообщить об этом работодателю удобным обоим способом. Лучше заранее обсудить на предприятии, как работники будут сообщать о своей временной нетрудоспособности.
Оповещение об открытии э-больничного поступит работодателю в кабинете страхователя на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
Горячая линия по вопросам пользования кабинетом страхователя: 0-800-503-753.
Сформированный э-больничный станет доступным для просмотра в день его создания. Он сразу будет иметь статус «закритий», а после завершения срока временной нетрудоспособности работника его статус изменится на «готовий до сплати». С этого момента э-больничный становится основанием для предоставления материального обеспечения.
На назначение работнику материального обеспечения отведено не более 10 календарных дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности, определенного э-больничным.
Готовый к оплате э-больничный печатается или остается в электронном виде (по решению работодателя).
Кадровая служба или ответственное лицо кадровой службы определяет страховой стаж застрахованного лица (льготы) и количество календарных дней нетрудоспособности, подлежащих оплате за счет денежных средств работодателя и Фонда социального страхования Украины. Указанная информация (по желанию или решению работодателя) формируется в бумажном или электронном виде.
Э-больничный, сведения об определенном страховом стаже и количестве дней нетрудоспособности, подлежащих оплате, передаются в комиссию (уполномоченному) по социальному страхованию предприятия.
Комиссия по социальному страхованию на предприятиях продолжает свою работу и сохраняет весь объем функций, предусмотренных Положением о комиссии (уполномоченном) по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 19.07.2018 № 13.
Решение о назначении или отказе в назначении материального обеспечения комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия передает в подразделение бухгалтерии предприятия, которое начисляет материальное обеспечение.
Бухгалтерией осуществляется расчет материального обеспечения на основании э-больничного (при необходимости его бумажной распечатки) и решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия. Данный расчет записывается в электронном или бумажном виде (по решению работодателя) и отражается в бухгалтерских проводках.
Заполняется заявление-расчет и подается в отделение Фонда по месту учета.
Горячая линия по вопросам оплаты э-больничных: 0-800-501-892.
Подать заявление-расчет по э-больничным можно:
— в электронном виде с помощью клиентского специализированного программного обеспечения с применением электронной подписи/печати;
— или на бумажных носителях.
Большинство работодателей уже перешли на электронный документооборот с Фондом социального страхования Украины — около 80% заявлений-расчетов подаются в Фонд онлайн.
Обратите внимание, что имеющийся в электронном кабинете страхователя интерфейс для подачи заявлений-расчетов пока не имеет функциональной реализации. В случае подачи работодателем заявления-расчета через кабинет на сайте Пенсионного фонда такое заявление-расчет не передается в органы Фонда социального страхования Украины. Воспользуйтесь клиентским специализированным программным обеспечением.
Подать заявление-расчет в ФССУ работодатель должен не позднее 5 рабочих дней с момента принятия решения о назначении материального обеспечения комиссией (уполномоченным).
Если работодатель имеет несколько листков нетрудоспособности разных видов, он должен подать заявления-расчеты отдельно по бумажным и э-больничным.
В течение одного месяца со дня выплаты пособия работнику работодатель направляет в Фонд уведомление о проведении выплат по установленной форме. Это можно сделать в электронном виде.