В связи с тем, что особый период в Украине продолжается, и наше государство обязано защищать свои суверенитет и территориальную целостность, актуальным является вопрос оперативного доукомплектования Вооруженных Сил Украины. Для этого в конце марта был принят и 23 апреля 2021 года вступил в силу Закон Украины, которым в целый ряд законодательных актов внесены изменения, направленные на совершенствование отдельных вопросов выполнения воинской обязанности и ведения воинского учета. Большинство изменений касается введения нового вида военной службы — по призыву лиц из числа резервистов в особый период. Какой дополнительный документ должны подавать работодателю граждане при трудоустройстве? Какие трудовые гарантии установлены работникам, которые проходят или проходили военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период? Кто и когда должен уплатить ЕСВ за наемных работников, работающих у работодателя – физического лица, при прохождении им военной службы как резервистом?
Новшества в принятии на работу военнообязанных и трудовых гарантиях работников-резервистов
23 апреля 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов выполнения воинской обязанности и ведения воинского учета» от 30.03.2021 г. № 1357-IX (далее — Закон № 1357). Этим документом в 43 законодательных акта внесены изменения, которые направлены на совершенствование отдельных вопросов выполнения воинской обязанности и ведения воинского учета. В частности, изменения внесены в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
Новшества в принятии на работу и трудовых отношениях с военнообязанными
Часть вторая статьи 24 КЗоТ дополнена нормой, согласно которой при заключении трудового договора гражданин обязан подать также соответствующий военно-учетный документ.
Следовательно, почти все мужчины, а также женщины, состоящие на воинском учете, в случае трудоустройства обязаны подать работодателю, кроме прочих документов, соответствующий военно-учетный документ, подтверждающий их пребывание на воинском учете (для призывника — удостоверение о приписке к призывному участку; для военнообязанного, резервиста — военный билет или временное удостоверение военнообязанного).
Часть пятая статьи 119 КЗоТ изложена в следующей новой редакции:
«Гарантии, определенные в части третьей этой статьи, сохраняются за работниками, которые во время прохождения военной службы получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях, а также попали в плен или признаны без вести пропавшими, на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, Центральном управлении или региональных органах Службы безопасности Украины, соответствующем подразделении Службы внешней разведки Украины после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания без вести пропавшими или до дня объявления судом их умершими».
Таким образом, трудовые гарантии, определенные в части третьей статьи 119 КЗоТ (сохранение места работы, должности и среднего заработка по месту работы на время пребывания на военной службе в особый период)1 сохраняются за вышеуказанными категориями работников до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в вышеуказанных органах после их увольнения с военной службы.
1 Подробно о трудовых гарантиях работников, призванных (принятых) на военную службу во время особого периода, рассказано в статье «Призыв или принятия на военную службу работника: трудовые гарантии» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 21.
Обращаем внимание, что Законом № 1357 внесены изменения во все законодательные акты, где упоминались военные комиссариаты, и слова «военные комиссариаты» заменены словами «территориальные центры комплектования и социальной поддержки» в соответствующих падежах. То есть теперь функции бывших военных комиссариатов выполняют территориальные центры комплектования и социальной поддержки. Поэтому в вопросах ведения воинского учета на предприятиях, в учреждениях и организациях ответственным лицам теперь необходимо сотрудничать с территориальными центрами комплектования и социальной поддержки.
Напомним, что по работникам, состоящим на воинском учете, ведется типовая форма первичной учетной документации № П-2 «Особова картка працівника», утвержденная совместным приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656. Она содержит раздел ІI «Відомості про військовий облік», где указываются данные, в частности, о группе и категория учета, воинском звании, военно-учетной специальности, пригодности к военной службе, названии райвоенкомата (теперь — территориального центра комплектования и социальной поддержки) по месту регистрации и по месту фактического проживания, о пребывании на специальном учете.
Особенности ведения воинского учета, в том числе работодателями, определяет Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2016 г. № 921. Сейчас готовятся изменения в этот Порядок и форму № П-2, что предусмотрено пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1357.
Все остальные изменения в КЗоТ в основном касаются предоставления дополнительных трудовых гарантий работникам, которые проходят (проходили) военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, поскольку в ближайшее время для доукомплектования Вооруженных Сил Украины на военную службу планируется призвать много резервистов.
Кто такие военнослужащие-резервисты
Законом № 1357 часть 6 статьи 2 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII (далее — Закон № 2232) дополнена новым видом военной службы — военная служба по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Согласно обновленному абзацу шестому части 9 статьи 1 Закона № 2232 резервисты — лица, которые проходят службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины, других военных формированиях и предназначены для их комплектования в мирное время и в особый период.
Граждане Украины могут проходить службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины или других военных формированиях. Порядок отбора и принятия на службу в военном резерве, сроки, условия и порядок ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы определяются Законом № 2232, соответствующими положениями о прохождении гражданами Украины службы в военном резерве, утверждаемыми Президентом Украины, и другими нормативно правовыми актами (ч. 9 ст. 2 Закона № 2232).
На военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период для оперативного доукомплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований призываются граждане Украины, которые заключили контракты о прохождении службы в военном резерве и/или зачислены в военный оперативный резерв (ч. 10 ст. 2 Закона № 2232).
Для граждан Украины, которые проходят службу в военном резерве по контракту, зачислены во время такой службы в военный оперативный резерв и призываются на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, началом военной службы считается день зачисления в списки личного состава воинской части (п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона № 2232).
Для граждан Украины, которые зачислены в военный оперативный резерв после их увольнения с военной службы и призываются на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, началом прохождения военной службы считается день отправления в воинскую часть из соответствующего районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки (п. 6 ч. 1 ст. 24 Закона № 2232).
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, срок военной службы определяется решением Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины (абз. восьмой ч. 7 ст. 23 Закона № 2232).
Напомним, что с соответствии с пунктом 17 статьи 106 Конституции Украины и статьей 7 Закона Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 06.12.91 г. № 1934 XII Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины является Президент Украины, поэтому срок военной службы резервистов в особый период устанавливается Указом Президента Украины.
Согласно обновленной статье 38 Закона № 2232 центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения независимо от подчинения и формы собственности обязаны по требованию территориальных центров комплектования и социальной поддержки, Центрального управления или региональных органов Службы безопасности Украины, соответствующего подразделения Службы внешней разведки Украины (далее вместе — центры комплектования) известить призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в центры комплектования, обеспечить их своевременное прибытие по этому вызову, в 7-дневный срок уведомить соответствующие центры комплектования о принятии на работу (обучение) и увольнении с работы (обучения) призывников, военнообязанных и резервистов.
Порядок и особенности призыва на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, в том числе трудовые гарантии работников-резервистов, установлены новой статьей 39-1 Закона № 2232.
Трудовые гарантии работников-резервистов
В соответствии с частью 10 статьи 39-1 Закона № 2232 граждане Украины, призванные на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, пользуются гарантиями, предусмотренными частью третьей статьи 119 КЗоТ.
Таким образом, за работниками–резервистами на срок до окончания особого периода или до дня фактического увольнения с военной службы сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на момент призыва.
Пункт 9 части второй статьи 42 КЗоТ дополнен положением, согласно которому при равных условиях производительности труда и квалификации преимущество в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда предоставляется работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и лиц, проходивших альтернативную (невоенную) службу, — в течение двух лет со дня увольнения их со службы.
Следовательно, вышеуказанная трудовая гарантия (преимущество в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников) теперь распространена на работников из числа бывших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Часть третья статьи 47 КЗоТ изложена в новой редакции, в соответствии с которой в случае призыва собственника – физического лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период такой собственник – физическое лицо должен выполнить свои обязанности, определенные этой статьей, в течение месяца после увольнения с такой военной службы без применения санкций и штрафов.
Таким образом, теперь не только в случае призыва в особый период собственника – физического лица на военную службу во время мобилизации, но и в случае призыва как резервиста такой собственник – физическое лицо как работодатель может не в день увольнения выдать наемным работникам надлежащим образом оформленную трудовую книжку и провести с ними окончательный денежный расчет, а в течение месяца после увольнения с такой военной службы без применения санкций и штрафов. Хотя желательно трудовую книжку наемным работникам выдать именно в день увольнения, чтобы у них не было проблем с трудоустройством к другому работодателю, пока бывший работодатель находится на военной службе.
Статья 196 «Дополнительные гарантии в содействии трудоустройству» КЗоТ изложена в новой редакции, согласно которой для трудоустройства молодежи, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной службы и впервые принимается на работу, а также лиц, уволенных с военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, которые в добровольном порядке заключили контракт о прохождении службы в военном резерве, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения или службы), детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу, а также других категорий лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, предприятиям, учреждениям и организациям устанавливается квота в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Одновременно пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о занятости изложен в новой редакции, согласно которой к категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (и соответственно включающихся в квоту для трудоустройства указанных граждан в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год), относится молодежь, которая закончила или прекратила обучение в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего и высшего образования, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения или службы) и впервые принимается на работу.
Обращаем внимание, что нормы вышепроцитированной статьи 196 КЗоТ в вопросе категорий лиц – бывших военнослужащих, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и включаются в квоту, не совсем совпадают с вышеприведенными нормами пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о занятости. Учитывая, что последний нормативный документ является специальным законодательным актом в указанном вопросе, то необходимо руководствоваться именно его нормами.
Законом № 1357 внесены дополнения в статью 197 «Предоставление молодежи первого рабочего места» КЗоТ, которой теперь установлено, что трудоспособной молодежи – гражданам Украины в возрасте от 15 до 28 лет после окончания или прекращения обучения в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершения профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы предоставляется первое рабочее место на срок не менее 2 лет.
Таким образом, теперь гарантия в виде предоставления молодежи первого рабочего места на срок не менее 2 лет предоставляется также лицам, уволенным с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Пункт 5 части седьмой статьи 10 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР дополнен нормой, согласно которой ежегодные отпуска полной продолжительности до наступления 6-месячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника предоставляются лицам, уволенным после прохождения военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, если после увольнения со службы они были приняты на работу в течение 3 месяцев, не считая времени переезда к месту жительства.
Напомним, что с 2015 года такая же трудовая гарантия предоставлена лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы.
Уплата единого социального взноса предпринимателями – резервистами
Законом № 1357 внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ). Так, раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ дополнен новым пунктом 9-18, которым установлено следующее.
Во время действия особого периода, определенного Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII (далее — Закон о мобилизации), плательщики единого социального взноса (далее — ЕСВ), указанные в части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, призванные на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных частью 2 статьи 6 Закона о ЕСВ, если они не являются работодателями.
Следовательно, неработодатели — физические лица – предприниматели, физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства — на весь срок их военной службы освобождаются, в частности, от начисления и уплаты ЕСВ, представления отчетности о начислении ЕСВ, ведения учета выплат (дохода) для начисления ЕСВ и т. п.
Основанием для указанного освобождения являются заявление плательщика ЕСВ и копия соответствующего военно-учетного документа с указанием данных о его призыве на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, представляемые в налоговый орган по месту учета плательщика ЕСВ в течение 10 дней после его увольнения с такой военной службы.
Если плательщик ЕСВ после увольнения с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период находится на лечении (реабилитации) в связи с віполнением обязанностей такой службы, заявление и копия соответствующего военно-учетного документа подаются им в течение 10 дней после окончания лечения (реабилитации).
Если плательщик ЕСВ имеет наемных работников и на срок своей военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов, его обязательства, определенные пунктами 1 (кроме уплаты ЕСВ), 2 – 6, 10 и 12 части 2 статьи 6 Закона о ЕСВ, осуществляет такое уполномоченное лицо.
ЕСВ, начисленный уполномоченным лицом на такие выплаты в течение срока военной службы плательщика ЕСВ, уплачивается уволенным с военной службы плательщиком ЕСВ в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем его увольнения с такой службы, без начисления штрафных и финансовых санкций. Плательщик ЕСВ в вышеупомянутом заявлении указывает данные о начисленном уполномоченным лицом ЕСВ на сумму таких выплат.
В течение срока военной службы плательщика ЕСВ отчетность о начисленном уполномоченным лицом ЕСВ на суммы выплат наемным работникам подается плательщиком ЕСВ, уволенным с военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, в порядке и сроки, установленные Законом о ЕСВ, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных этим Законом.
Во время действия особого периода, определенного Законом о мобилизации, к плательщикам ЕСВ, указанным в части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, призванным на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, в течение срока такой военной службы меры воздействия и взыскания, предусмотренные статьей 25 Закона о ЕСВ, не применяются.
Основанием для неприменения указанных мер воздействия и взысканий является копия соответствующего военно-учетного документа с указанием данных о призыве плательщика ЕСВ на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, представляемая в налоговые органы руководителем территориального центра комплектования и социальной поддержки или командиром воинской части в 10-дневный срок после призыва.
Следовательно, физическое лицо – работодатель, призванное на военную службу в особый период как резервист, должно уведомить руководителя территориального центра комплектования и социальной поддержки или командира воинской части о необходимости выполнения ими вышеуказанной обязанности в 10-дневный срок после призыва такого резервиста.