Традиционно 1 января любого календарного года вступает в силу целый ряд нормативных документов. Некоторые из них касаются взаимоотношений работодателей и работников. Не стал исключением и 2019 год, в который страна вступила с Законом о госбюджете, установившим социальные стандарты на текущий год, влияющие на ряд других показателей. В частности, по сравнению с предыдущим годом увеличены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а вместе с ними изменились, в частности, минимальный размер должностного оклада, максимальные и минимальные размеры «больничных» и «декретных». Какими они будут в текущем году? Что нового принес 2019 год на «трудовом» фронте? Какой будет в текущем году ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства?
«Трудозарплатные» новшества и «социально-страховые» показатели 2019 года
Наступление 2019 года ознаменовалось вступлением в силу главного финансового документа текущего года — Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» от 23.11.2018 г. № 2629-VІІІ (далее — Закон о Госбюджете-2019), которым, в частности, установлены социальные стандарты на 2019 год.
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в 2019 году
В соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2019 в течение всего 2019 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере — 4173 грн.;
— в почасовом размере — 25,13 грн.
Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2019 году минимальная заработная плата в месячном размере увеличилась на 450 грн. (4173 – 3723), а в почасовом размере — на 2,72 грн. (25,13 – 22,41), что составляет примерно 12%.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.
Если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минимальной заработной платы, осуществляется доплата до уровня минимальной заработной платы (ч. третья и четвертая ст. 3-1 Закона № 108).
Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда (ч. шестая ст. 3-1 Закона № 108).
Учитывая вышеизложенное, в 2019 году при выполнении работником, работающим на условиях полной занятости, месячной нормы труда работодатель должен выплачивать ему месячную заработную плату в размере не менее 4173 грн. Если же работнику установлена почасовая норма труда, то необходимо выполнять другую гарантию — оплата за каждый отработанный час должна быть осуществлена в размере не менее 25,13 грн. Если по каким-то причинам заработная плата работника оказывается меньше указанных размеров минимальной заработной платы, то работнику начисляется доплата до минимальной заработной платы.
Что касается прожиточного минимума, то согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2019 он установлен в текущем году для всех категорий лиц в январе – июне на уровне декабря 2018 года, а в июле и декабре предусмотрено его повышение (см. таблицу).
Размеры прожиточного минимума в 2019 году
грн.
Категории граждан | с 1 января | с 1 июля | с 1 декабря |
На одного человека в расчете на месяц (в среднем) | 1853 | 1936 | 2027 |
Дети в возрасте до 6 лет | 1626 | 1699 | 1779 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 2027 | 2118 | 2218 |
Трудоспособные лица | 1921 | 2007 | 2102 |
Лица, утратившие трудоспособность | 1497 | 1564 | 1638 |
Как видно, в 2019 году (как и в 2017–2018 годах) будут значительно отличаться размеры минимальной заработной платы в месячном размере и прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), но для оплаты труда главным является первый социальный стандарт.
Минимальный должностной оклад в 2019 году
В соответствии с частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1921 грн.,в течение всего 2019 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) должен составлять не менее 1921 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ (без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 июля 2019 года — не менее 2007 грн., с 1 декабря 2019 года — не менее 2102 грн.
Оплата труда и обеспечение работников бюджетной сферы в 2019 году
Частями пятыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
Во исполнение вышеприведенных норм постановлением Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037 (далее — Постановление № 1037), было внесено дополнение в примечание 1 приложения 1 «Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» к постановлению Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), которым установлено, что должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется согласно Единой тарифной сетке разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее — ЕТС), с 1 января 2017 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.
Кроме того, пунктом 2 Постановления № 1037 поручено руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы обеспечить:
— установление с 1 января 2017 года в штатном расписании новых размеров должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), определенных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года;
— дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ПМТЛ на 1 января 2019 года составляет 1921 грн., в 2019 году в бюджетной сфере минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, составляет 1921 грн. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются согласно тарифным коэффициентам, приведенным в приложении 1 к Постановлению № 1298.
Что касается должностных окладов работников государственных органов, то пунктом 8 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2019 установлено, что в 2019 году для определения должностных окладов, заработной платы, денежного обеспечения работников государственных органов как расчетная величина применяется ПМТЛ, установленный на 1 января 2018 года.
Таким образом, если размеры должностных окладов, заработной платы, денежного обеспечения работников государственных органов согласно нормам постановлений Кабинета Министров Украины и приказов центральных органов исполнительной власти (министерств и т. д.) «привязаны» к размеру ПМТЛ, установленному на 1 января (текущего) календарного года, то в 2019 году используется размер ПМТЛ, установленный на 1 января не 2019 года (т. е. не 1921 грн.), а 2018 года (т. е. 1762 грн.).
Кроме того, пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2019 приостановлено на 2019 год действие части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 г. № 4038-XII относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Приостановленной нормой предусмотрено, что работникам государственных специализированных учреждений (невоеннослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющим квалификацию судебного эксперта, должностные оклады устанавливаются в размере не менее 10 размеров ПМТЛ на 1 января календарного года.
Пунктом 4 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2019 определено, что в 2019 году в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов применяются нормы, в частности:
— абзаца второго части 3 статьи 51 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе), которым установлено, что минимальный размер должностного оклада группы 9 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, не может быть меньше двух ПМТЛ, размер которого установлен на 1 января календарного года;
— абзацев второго – пятого пункта 14 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона о госслужбе (их нормами установлено, что минимальный размер должностного оклада группы 9 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, составляет: с 1 января 2017 года — 1,25 ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года; с 1 января 2018 года — 1,5 ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года; с 1 июля 2018 года — 1,75 ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года). Кроме того, пунктом 5 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2019 установлено, что по 31 декабря 2019 года применяются нормы абзаца восьмого пункта 14 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона о госслужбе, согласно которым руководители госслужбы в течение 2 лет со дня вступления в силу этого Закона в пределах экономии фонда оплаты труда имеют право устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат, который утверждается Кабинетом Министров Украины;
— статей 11, 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII, части 5 статьи 21 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины» от 13.03.2014 г. № 876-VII (их нормами определено, что обеспечение военнослужащих путевками для санаторно-курортного лечения, жилыми помещениями или денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение, выплата военнослужащим денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения определяются Кабинетом Министров Украины);
— части 5 статьи 23 Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» от 23.06.2005 г. № 2713-IV (согласно этой части на лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяется социальная защита полицейских, определенная Законом Украины «О Национальной полиции». Условия и размеры денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников уголовно-исполнительной службы определяются Кабинетом Министров Украины);
— частей 3, 7 и 11 статьи119 Кодекса гражданской защиты Украины (этими частями предусмотрено обеспечение жильем лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты и спасателей, в том числе за счет бюджетных денежных средств);
— статей 95, 96 Закона Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII (этими статьями предусмотрено медицинское обслуживание, в том числе обеспечение путевками для санаторно-курортного лечения, и жилищное обеспечение полицейских за счет госбюджета).
Что касается новшеств в оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, то с 1 января 2019 года вступили в силу:
— постановление Кабинета Министров Украины от 22.08.2018 г. № 643, которым приложение 2 «Схема тарифных разрядов должностей руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, профессионалов, специалистов и других работников бюджетных учреждений, заведений и организаций» к Постановлению № 1298 дополнено главой XXXVII «Образовательный омбудсмен и Служба образовательного омбудсмена». В этой главе для должностей Службы образовательного омбудсмена определены разряды (диапазон разрядов) по ЕТС: специалисты: без категории — 9, II категории — 10, I категории — 11, ведущий — 12; заведующий сектором — 13 – 14; начальник отдела — 15 – 18; руководитель службы — 22; Образовательный омбудсмен — 25;
— постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций сферы физической культуры и спорта лиц с инвалидностью» от 11.07.2018 г. № 564. Этим документом определены структура и условия оплаты труда, размеры должностных окладов работников Украинского центра по физической культуре и спорту лиц с инвалидностью «Инваспорт», Национального комитета спорта инвалидов, предприятий Национального комитета спорта инвалидов, работников региональных и местных центров по физической культуре и спорту лиц с инвалидностью «Инваспорт».
Индексация заработной платы в 2019 году
Кроме влияния на минимальный должностной оклад, ПМТЛ влияет еще и на сумму заработной платы (алиментов в твердой денежной сумме), подлежащих индексации.
Поскольку индексация заработной платы (алиментов в твердой денежной сумме) осуществляется в пределах ПМТЛ, а его размер в течение 2019 года будет меняться, сумма заработной платы (алиментов в твердой денежной сумме), подлежащей индексации, в 2019 году будет составлять: в январе – июне — 1921 грн.; в июле – ноябре — 2007 грн.; в декабре — 2102 грн.
Кроме того, необходимо учитывать, что если в связи с увеличением минимальной заработной платы и ПМТЛ в январе 2019 года на предприятии состоялось увеличение окладов (тарифных ставок), то этот месяц становится «базовым».
Напомним, что сумма индексации в «базовом» месяце — месяце повышения окладов (тарифных ставок) не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода (в месяце повышения дохода учитываются все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера).
Если размер повышения денежного дохода не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода, сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разность между суммой индексации и размером повышения дохода.
Например, если до января 2019 года «базовым» месяцем (месяцем последнего повышения оклада) был январь 2018 года, то сумма индексации в январе 2019 года при условии выполнения месячной нормы труда составляет 138,31 грн. (1921 грн. х 7,2%). Если в январе 2019 года сумма повышения заработной платы (за счет увеличения оклада и других постоянных составляющих заработной платы) превысила 138,31 грн., то индексация в этом месяце не начисляется, а со следующего месяца — февраля 2019 года начинается новое исчисление индекса потребительских цен нарастающим итогом, пока не будет превышен порог индексации, равный 103%.
Если же в январе 2019 года сумма повышения заработной платы (за счет увеличения оклада и других постоянных составляющих заработной платы) не превысила 138,31 грн., например, составила 130 грн., то сумма индексации в этом месяце определяется как разность между суммой индексации и размером повышения дохода, т. е. составляет 8,31 грн. (138,31 – 130). Указанная «фиксированная» сумма индексации выплачивается работнику до следующего повышения оклада (тарифной ставки).
Предоставление отпусков
1 января 2019 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления социальной защиты лиц, которые ухаживают за больными детьми» от 03.07.2018 г. № 2476-VIII (далее — Закон № 2476), которым внесены изменения, в частности, в Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках).
Так, согласно обновленному пункту 4 части первой статьи 9 Закон об отпусках в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, заcчитывается время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном статьями 25 и 26 этого Закона, за исключением отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста, а в случае если ребенок болен сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый) или если ребенок, которому не установлена инвалидность, болен тяжелым перинатальным поражением нервной системы, тяжелым врожденным пороком развития, редким орфанным заболеванием, онкологическим, онкогематологическим заболеванием, детским церебральным параличем, тяжелым психическим расстройством, острым или хроническим заболеванием почек IV степени, — до достижения ребенком 16-летнего возраста, а если ребенку установлена категория «ребенок с инвалидностью подгруппы А» или ребенок, которому не установлена инвалидность, получил тяжелую травму, требует трансплантации органа, требует паллиативной помощи — до достижения ребенком 18-летнего возраста.
Также Законом № 2476 внесены дополнения в пункт 3 части первой статьи 25 Закона об отпусках. В результате указанным пунктом теперь установлено, что отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника предоставляется в обязательном порядке матери или другим лицам, указанным в части третьей статьи 18 и части первой статьи 19 этого Закона, в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, — продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком 6-летнего возраста, а в случае если ребенок болен сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый) или если ребенок, которому не установлена инвалидность, болен тяжелым перинатальным поражением нервной системы, тяжелым врожденным пороком развития, редким орфанным заболеванием, онкологическим, онкогематологическим заболеванием, детским церебральным параличем, тяжелым психическим расстройством, острым или хроническим заболеванием почек IV степени, — не более чем до достижения ребенком 16-летнего возраста, а если ребенку установлена категория «ребенок с инвалидностью подгруппы А» или ребенок, которому не установлена инвалидность, получил тяжелую травму, требует трансплантации органа, требует паллиативной помощи — до достижения ребенком 18-летнего возраста.
В пункте 4 части первой статьи 9 и пункте 3 части первой статьи 25 Закона об отпусках теперь также определено, что перечень тяжелых заболеваний, расстройств, травм, состояний и т. п., дающих право работнику на получение отпуска без сохранения заработной платы на ребенка, которому не установлена инвалидность, утверждается Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение этой нормы Кабинет Министров Украины постановлением от 27.12.2018 г. № 1162 утвердил перечень тяжелых заболеваний, расстройств, травм, состояний, дающих право работнику на получение отпуска без сохранения заработной платы на ребенка, которому не установлена инвалидность.
Ответственность работодателей за нарушение законодательства о труде
Поскольку с 1 января 2019 года размер минимальной заработной платы увеличился до 4173 грн., с указанной даты увеличился и размер штрафов, которые могут быть применены к работодателям за нарушение законодательства о труде.
Так, согласно части второй статьи 265 «Ответственность за нарушение законодательства о труде» КЗоТ юридические и физические лица – предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
- фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса и налогов — в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, т. е. в 2019 году — в размере 125 190 грн. (4173 грн. х 30);
- нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, т. е. в 2019 году — в размере 12 519 грн. (4173 грн. х 3);
- несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, т. е. в 2019 году — в размере 41 730 грн. (4173 грн. х 10);
- несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, т. е. в 2019 году — в размере 41 730 грн. (4173 грн. х 10);
- недопущения к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, т. е. в 2019 году — в размере 12 519 грн. (4173 грн. х 3);
- совершения вышеуказанных действий при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце втором части второй этой статьи (то есть по вопросам выявления нарушений в виде фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса и налогов), — в 100-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, т. е. в 2019 году — в размере 417 300 грн. (4173 грн. х 100);
- нарушения прочих требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым – седьмым части второй статьи 265 КЗоТ, — в размере минимальной заработной платы, т. е. в 2019 году — в размере 4173 грн.
Все вышеуказанные штрафы налагаются Председателем Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда), его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), руководителями исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и их заместителями (п. 2 Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509, ч. четвертая ст. 265 КЗоТ, п. 2 ч. 3 ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР).
Предоставление информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству
C момента вступления в силу Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости), т. е. с 01.01.2013 г., абзацем первым части 2 статьи 14 этого Закона для предприятий с численностью штатных работников более 20 человек установлена квота для трудоустройства лиц, указанных в части 1 статьи 14 указанного Закона (т. е. лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста) в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год. К числу «квотных» лиц, указанных в части 1 статьи 14 Закона о занятости, относятся, в частности, лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058) осталось 10 и менее лет.
Но с 01.01.2018 г. часть 2 статьи 14 Закона о занятости была дополнена абзацем вторым, согласно которому для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек устанавливается квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников.
Следовательно, начиная с 2018 года, предприятия со среднеучетной численностью штатных работников от 8 до 20 человек должны иметь в штате не менее одного человека, которому осталось 10 и менее лет до наступления права на пенсию по возрасту, и указывать об этом в отчетности, которая представляется после окончания отчетного года.
Учитывая вышеизложенное новшество 2018 года, Министерство социальной политики Украины издало приказ от 23.11.2018 г. № 1763, которым с 08.01.2019 г. внесены изменения в Порядок предоставления работодателями государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Министерства социальной политики Украины от 16.05.2013 г. № 271 (далее — Порядок № 271). Также в новой редакции изложено приложение к Порядку № 271, содержащее форму отчетности — Информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за соответствующий год (далее — Информация), которая представляется за прошедший отчетный год не позднее 1 февраля следующего года.
Следовательно, за 2018 год работодатели должны представить Информацию уже по новой форме не позднее 1 февраля 2019 года.
Форма Информации дополнена новыми двумя строками:
— 04 «Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік – усього»;
— 05 «Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік, яким до настання права на пенсію за віком відповідно до статті 26 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» залишилося 10 і менше років».
Бывшая строка 04 «Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти» стала строкой 06, которая является последней в табличной части Информации.
Таким образом, в новой форме Информации предприятия, у которых в отчетном году работало от 8 до 20 человек, должны заполнять строки 04 и 05, то есть отражать количество работавших у них в отчетном году лиц предпенсионного возраста, что позволит центрам занятости отслеживать выполнение такими предприятиями квоты по трудоустройству указанных лиц.
Строки 01 – 03 формы Информации заполняются работодателями с численностью штатных работников более 20 человек, для которых установлена квота для трудоустройства лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год.7
На данный момент в случае невыполнения вышеуказанных квот штрафы не установлены, но частью 2 статьи 53 Закона о занятости для работодателей, не выполнивших квоту по трудоустройству лиц, указанных в части 1 статьи 14 Закона о занятости, предусмотрен штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
Новшества в «трудовой» статистической отчетности
Государственная служба статистики Украины приказом от 06.07.2018 г. № 134 обновила форму государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за I квартал 2019 года, и представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Еще действующая форма № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде», утвержденная приказом Госкомстата от 10.06.2016 г. № 90, утратит силу с 01.02.2019 г.
Также напоминаем, что в этом году, а именно не позднее 7 апреля 2019 года необходимо представить за 2018 год форму государственного статистического наблюдения № 1-РС (один раз в четыре года) «Отчет о расходах на содержание рабочей силы», утвержденную приказом Госстата от 07.08.2014 г. № 227. Эту форму представляют юридические лица и их обособленные подразделения по перечню, определенному органами государственной статистики.
Кроме того, не позднее 28 февраля 2019 года нужно подать за 2018 год форма № 7-тнв (годовая) «Отчет о травматизме на производстве».
Новые квалификационные характеристики профессий руководящих работников в сфере здравоохранения
01.01.2019 г. вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины от 31.10.2018 г. № 1977 (далее — Приказ № 1977), которым внесены изменения в Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78 «Здравоохранение», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 29.03.2002 г. № 117.
Новшествами в Выпуск 78 включена новая квалификационная характеристика «Медицинский директор» и одновременно исключены квалификационные характеристики по таким должностям: Начальник главного управления, управления (самостоятельного отдела, службы) здравоохранения местной государственной администрации; заместитель начальника Главного управления, управления (самостоятельного отдела, службы) здравоохранения местной государственной администрации; главный врач лечебно-профилактического учреждения; главный врач областной, центральной городской, городской, центральной районной и районной больниц; заместитель главного врача областной, центральной городской, городской, центральной районной и районной больниц; заместитель главного врача по медсестринству.
В разделе «Руководители» изложены в новой редакции или установлены впервые квалификационные характеристики (задания и обязанности, требования к знаниям, квалификационные требования) для подразделов и должностей:
1. Генеральный директор (директор) / начальник (заведующий) учреждения здравоохранения.
3. Заместитель генерального директора (директора) / начальника (заведующего) учреждения здравоохранения.
10. Медицинский директор.
Квалификационные требования для должностей Генеральный директор (директор) / начальник (заведующий) учреждения здравоохранения установлены следующие:
— до 1 января 2022 года: высшее образование II уровня по степени магистра специальности отрасли знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование», или «Право», или «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки», или «Здравоохранение» и специализации «Организация и управление здравоохранением»;
— с 1 января 2022 года: то же самое без упоминания о специализации «Организация и управление здравоохранением», но со следующим уточнением: в случае образования в области знаний «Здравоохранение», «Право», «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки» требуется также наличие высшего образования (магистерский уровень) в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование» (кроме как для руководителей учреждений здравоохранения, которые предоставляют только первичную медицинскую помощь).
Приказом № 1977 также установлено, что лица, назначенные на должности руководителей в сфере здравоохранения до вступления в силу этого Приказа, продолжают выполнять свои обязанности до проведения новых конкурсов.
Норма рабочего времени в 2019 году
Кабинет Министров Украины издал распоряжение «О перенесении рабочих дней в 2019 году» от 10.01.2019 г. № 7-р (далее — Распоряжение № 7-р). Этим документом с целью обеспечения рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования в 2019 году 1 мая — Дня труда и в 2020 году 1 января — Нового года рекомендовано руководителям предприятий, учреждений и организаций (кроме органов Пенсионного фонда Украины, УГППС «Укрпочта», Государственной казначейской службы и банковских учреждений) для работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, перенести в 2019 году в порядке и на условиях, определенных законодательством, рабочие дни:
- со вторника 30 апреля — на субботу 11 мая;
- с понедельника 30 декабря — на субботу 21 декабря;
- со вторника 31 декабря — на субботу 28 декабря.
Специальный режим работы банков и их учреждений в указанные дни должен установить Национальный банк.
Таким образом, длительный празднично-выходной период будет в текущем году дважды:
- с 27 апреля (суббота) по 1 мая (среда), т. е. 5 дней подряд;
- с 29 декабря 2019 года (воскресенье) по 1 января 2020 года (среда), т. е. 4 дня подряд.
Напомним, что согласно части четвертой статьи 67 КЗоТ с целью создания благоприятных условий для использования праздничных и нерабочих дней (статья 73 КЗоТ), а также рационального использования рабочего времени Кабинет Министров Украины не позднее чем за 3 месяца до таких дней может рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций перенести выходные и рабочие дни в порядке и на условиях, установленных законодательством, для работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Работодатель в случае применения рекомендации Кабмина не позднее чем за 2 месяца издает приказ (распоряжение) о перенесении выходных и рабочих дней на предприятии, согласованный с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) (ч. пятая ст. 67 КЗоТ).
Принятое работодателем решение о перенесении рабочих дней изменяет график работы предприятия, а при перенесении рабочих дней согласно Распоряжению № 7-р изменяется норма рабочего времени в месяцах — апреле и мае 2019 года, поскольку рабочий день со вторника 30 апреля переносится на субботу 11 мая.
Также следует учитывать, что в случае перенесения рабочего дня, предшествующего праздничному или нерабочему дню, на другой день для сохранения баланса рабочего времени за год продолжительность работы в этот перенесенный рабочий день должна соответствовать продолжительности предпраздничного рабочего дня, как это предусмотрено статьей 53 КЗоТ. При перенесении рабочих дней согласно Распоряжению № 7-р продолжительность в перенесенные рабочие дни 11 мая и 28 декабря должна быть сокращена на 1 час (как в предпраздничные рабочие дни 30 апреля и 31 декабря).
С нормой рабочего времени на 2019 год с учетом положений Распоряжения № 7-р можно ознакомиться на стр. 128 этого номера.
Кроме того, необходимо помнить, что на основании нормы части третьей статьи 67 КЗоТ у предприятий с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье в 2019 году переносятся:
- выходной день в воскресенье 28 апреля (Пасха) — на понедельник 29 апреля;
- выходной день в воскресенье 16 июня (Троица) — на понедельник 17 июня;
- выходной день в субботу 24 августа (День независимости Украины) — на понедельник 26 августа.
Страховые выплаты работникам в 2019 году
Поскольку минимальная заработная плата в 2019 году составляет 4173 грн., а максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), равная 15 размерам минимальной заработной платы, составляет 62 595 грн. (4173 грн. х 15), рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат работникам в 2019 году с учетом указанных показателей (см. таблицу).
Ограничения при начислении страховых выплат в 2019 году
грн.
Месяцы, в которых наступил страховой случай (началась временная нетрудоспособность или отпуск в связи с беременностью и родами) | |
Январь | Февраль – Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 1 | |
1834,59 (55 845 : 30,44) | 2056,34 (62 595 : 30,44) |
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 | |
55 845 | 62 595 |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам 3 | |
137,09 (4173 : 30,44) | |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев 4 | |
274,18 (4173 х 2 : 30,44) |
Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV; далее — Закон № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п. 2, п. 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).
Новшества в отчетности, представляемой в ФССУ
01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правления Фонда социального страхования Украины «О некоторых вопросах учета задолженности страхователей по уплате страховых денежных средств в Фонд социального страхования Украины» от 12.12.2018 г. № 28 (далее — Постановление № 28)[1]. Этим документом Фонд социального страхования Украины (далее — ФССУ) установил, что по результатам 2018 года страхователи последний раз представляют:
— до 21 января 2019 года Отчет по денежным средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (далее — Отчет ф. Ф4-ФСС з ТВП) всоответствии с Порядком формирования и представления страхователями отчетности по денежным средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 18.01.2011 г. № 4 (далее — Постановление № 4);
— до 25 января 2019 года Отчет об уплате задолженности по уплате страховых денежных средств в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Отчет в ФСС от НСП) всоответствии с постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 30.11.2010 г. № 31 (далее — Постановление № 31).
После представления выше указанных Отчетов за 2018 год, они больше не представляются, поскольку Постановление № 4 и Постановление № 31, которыми утверждены соответственно Отчет ф. Ф4-ФСС з ТВП и Отчет в ФСС от НСП, с 01.01.2019 г. отменяются.
Одновременно Постановлением № 28 введена новая отчетность — Отчет по задолженности страхователя по уплате страховых денежных средств в Фонд социального страхования Украины (далее — Отчет по задолженности). Этот Отчет фактически объединил отмененные Отчеты, но в нем на 48 показателей меньше, чем было суммарно в отмененных Отчетах. По информации ФССУ, решение об объединении двух Отчетов в один принято в целях сокращения и унификации отчетности страхователей по денежным средствам Фонда и повышения прозрачности системы социального страхования. Структурно Отчет по задолженности включает две таблицы: таблицу 1 «Розрахунки по заборгованості страхувальника зі сплати страхових коштів», которая имеет 13 граф и 5 основных строк (в них отражаются суммы задолженности в зависимости от причин ее образования по видам социального страхования по состоянию на начало и конец отчетного периода), и таблицу 2 «Відомості про залишок заборгованості з виплати заробітної плати на кінець звітного періоду», которая имеет 3 графы и 3 строки.
Из норм Постановления № 28 и формы Отчета по задолженности, приведенной в приложении к Постановлению № 28, следует что этот Отчет заполняется и представляется страхователями, имеющими задолженность по уплате страховых денежных средств в ФССУ, начиная с отчета за I квартал 2019 года, и представляется до полного ее погашения отделениям рабочих органов исполнительной дирекции ФССУ ежеквартально до 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 15 января. Отчет составляется нарастающим итогом с начала года (за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год).
Отчет по задолженности представляют только те страхователи, у которых имеется задолженность по уплате страховых денежных средств. В случае погашения страхователем задолженности по уплате страховых денежных средств до конца отчетного периода, Отчет по задолженности не представляется. Об этом сообщил ФССУ в ряде разъяснений на своем сайте.
«Должникам» Отчет по задолженности за I квартал 2019 года необходимо представить в отделение рабочего органа исполнительной дирекции ФССУ по своему местонахождению (месту жительства) до 10 апреля 2019 года.
В случае изменения местонахождения или местожительства, которое связано с изменением административно-территориальной единицы в отчетном периоде, Отчет по задолженности за этот отчетный период (с первого до последнего календарного числа отчетного периода) страхователь подает в отделение рабочего органа исполнительной дирекции ФССУ, которое соответствует новому местонахождению (месту жительства) (п. 1.4 Постановления № 28).
Внедрение Электронного реестра листков нетрудоспособности
В конце ноября предыдущего года Кабинет Министров Украины издал постановление «Некоторые вопросы электронного реестра листков нетрудоспособности» от 28.11.2018 г. № 999. Этим постановлением с целью внедрения Электронного реестра листков нетрудоспособности (далее — ЭРЛН) правительство поручило:
1. Образовать ЭРЛН как систему накопления, хранения и использования информации о выданных, продолженных и учтенных листках нетрудоспособности (далее — ЛН) с использованием информационной инфраструктуры Реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
2. Министерству социальной политики, Министерству здравоохранения, Национальной службе здоровья, Пенсионному фонду Украины при участии Фонда социального страхования разработать и внести до 1 февраля 2019 года на рассмотрение правительства проект постановления Кабинета Министров Украины относительно определения порядка организации ведения ЭРЛН и предоставления информации из него.
3. Министерству здравоохранения, Министерству социальной политики, Национальной службе здоровья, Пенсионному фонду Украины при участии Фонда социального страхования обеспечить создание технических возможностей для накопления, хранения в ЭРЛН и использования информации о выданных, продолженных и учтенных ЛН.
Таким образом, в течение 2019 года должен заработать ЭРЛН. Главной целью данного проекта является создание прозрачной системы, где не будет возможности для злоупотреблений (выдачи фиктивных ЛН, справок) и необоснованных выплат, т. е. облегчение жизни всем участникам процесса: пациенту, врачу, работодателю пациента, ФССУ.
В ЭРЛН будут отражаться сведения о каждом застрахованном лице, времени выдачи ЛН, учреждениии здравоохранения и враче. Если врач установил, что человек заболел, вследствие чего не может выйти на работу, то он вносит в ЭРЛН соответствующие сведения — открывается электронный ЛН для работника, что сразу становится известно заинтересованным сторонам, в частности, работодателю и ФССУ. То есть после внесения врачом данных пациента в ЭРЛН работодатель в режиме онлайн сможет проверить, действительно ли его сотрудник находится на «больничном».
Внедрение электронных ЛН позволит отказаться от бумажных ЛН, исключит возможность фальсификации ЛН, но, самое главное, упростит для работодателя процесс оформления временной нетрудоспособности и ускорит начисление страховых выплат застрахованным лицам в случае наступления у них страхового случая.