Обычно 1 января любого календарного года вступает в силу целый ряд нормативно-правовых документов. Некоторые из них касаются взаимоотношений работодателей и работников. Не стал исключением и 2021 год, в который страна вступила с Законом о госбюджете, установившим социальные стандарты на текущий год, влияющие на ряд других показателей. В частности, по сравнению с предыдущим годом увеличены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а вместе с ними изменились, в частности, минимальный размер должностного оклада, максимальные и минимальные размеры «больничных» и «декретных». Какими они являются в текущем году? Что нового принес 2021 год на «трудовом» фронте? Какова в текущем году ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства?
«Трудозарплатные» новшества и «социально-страховые» показатели 2021 года
Наступление 2021 года ознаменовалось вступлением в силу главного финансового документа страны текущего года — Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г. № 1082-ІХ (далее — Закон о Госбюджете-2021), которым, в частности, установлены социальные стандарты на 2021 год.
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в 2021 году
В соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2021 в течение 2021 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере: с 1 января — 6000 грн., с 1 декабря — 6500 грн.;
— в почасовом размере: с 1 января — 36,11 грн., с 1 декабря — 39,12 грн.
Таким образом, по сравнению с декабрем 2020 года увеличение в январе 2021 года минимальной заработной платы в месячном размере составило 1000 грн. (6000 – 5000) или 20%, в почасовом размере — 6,91 грн. (36,11 – 29,20) или 24%.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.
В соответствии со статьей 3-1 Закона № 108 если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минимальной заработной платы, осуществляется доплата до уровня минимальной заработной платы.
Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, при выполнении работником, работающим на условиях полной занятости, месячной нормы труда работодатель должен выплачивать ему месячную заработную плату в 2021 году в размере не менее: в январе – ноябре — 6000 грн., в декабре — 6500 грн. Если же работнику установлена почасовая норма труда, то необходимо выполнять другую гарантию — оплата за каждый отработанный час должна быть осуществлена в 2021 году в размере не менее: в январе – ноябре — 36,11 грн., в декабре — 39,12 грн.
Если при выполнении месячной (часовой) нормы труда заработная плата работника оказывается меньше указанных размеров минимальной заработной платы, то работнику начисляется доплата до минимальной заработной платы.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальные государственные гарантии в оплате труда» электронного спецвыпуска «Все об оплате труда на предприятии» (май 2020), стр. 60, и статье «Минимальная заработная плата: основания и порядок выплаты» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2019, стр. 18.
Что касается прожиточного минимума, то согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2021 он установлен в текущем году для всех категорий лиц в январе – июне на уровне декабря 2020 года, а в июле и декабре предусмотрено его повышение (см. таблицу).
Размеры прожиточного минимума в 2021 году
грн.
Категории граждан |
с 1 января | с 1 июля | с 1 декабря |
На одного человека в расчете на месяц (в среднем) |
2189 |
2294 |
2393 |
Дети в возрасте до 6 лет |
1921 |
2013 |
2100 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
2395 |
2510 |
2618 |
Трудоспособные лица |
2270 |
2379 |
2481 |
Лица, утратившие трудоспособность |
1769 |
1854 |
1934 |
Кроме того, статьей 7 Закона о Госбюджете-2021 дополнительно установлен прожиточный минимум для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), который применяется для определения:
— базового размера должностного оклада судьи: с 1 января — 2102 грн.;
— должностных окладов работникам других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами: с 1 января — 2102 грн.;
— должностного оклада прокурора окружной прокуратуры: с 1 января — 1600 грн.
Минимальный должностной оклад в 2021 году
В соответствии с частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2021 года составляет 2270 грн., в течение всего 2021 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) должен составлять не менее 2270 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ (без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 июля 2021 года — не менее 2379 грн., с 1 декабря 2021 года — не менее 2481 грн.
Предприятия, которые через своих представителей участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г. (далее — Генеральное соглашение), должны соблюдать норму пункта 2.3 этого документа, согласно которой для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений (согласно реестру, размещенному на сайте Минсоцполитики) не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается на уровне, не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
Следовательно, для указанных предприятий размер тарифной ставки рабочего I разряда с 1 декабря 2020 года должен составлять не менее 2497 грн. (2270 грн. х 110%).
Оплата труда и обеспечение работников бюджетной сферы в 2021 году
Частью пятой статьи 96 КЗоТ и частью пятой статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
В настоящее время размеры должностных окладов работников бюджетной сферы определяются согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298). В приложении 1 к Постановлению № 1298 приведена Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — Единая тарифная сетка, ЕТС).
В абзаце третьем пункта 1 примечаний к ЕТС установлено, что должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) с 1 января 2017 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.
Но при наличии финансовых возможностей Кабинет Министров Украины отдельными своими постановлениями утверждает размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, который превышает размер ПМТЛ, установленный на 1 января календарного года.
Так, 21 января 2021 года вступило в силу, но применяется с 1 января 2021 года постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 20.01.2021 г. № 29 (далее — Постановление № 29), которым пункт 1 примечаний к ЕТС дополнен новым абзацем четвертым следующего содержания:
«Должностные оклады (тарифные ставки) с 1 января 2021 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда — 2670 гривен, с 1 декабря 2021 года — 2893 гривны.».
Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2021 года в бюджетной сфере минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, составляет 2670 грн. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются согласно тарифным коэффициентам, приведенным в приложении 1 к Постановлению № 1298 (в ЕТС). Новые размеры должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников должны быть отражены в штатном расписании бюджетных учреждений.
В пункте 2 Постановления № 29 Кабмин обязал руководителей учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы обеспечить дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Кроме того, Кабмин в пункте 3 Постановления № 29:
— поручил министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, органам государственной власти, другим государственным органам привести собственные нормативно-правовые акты по вопросам оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций, относящихся к сфере их управления, в соответствие с Постановлением № 29;
— рекомендовал органам местного самоуправления принять меры к приведению собственных нормативно-правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций, относящихся к сфере их управления, в соответствие с Постановлением № 29.
Что касается оплаты труда работников государственных органов, то в соответствии со статьей 26 Закона о Госбюджете-2021 в 2021 году для всех категорий работников государственных органов применяются размеры и условия оплаты труда, которые действовали на 1 сентября 2020 года.
Таким образом, размеры должностных окладов и прочих составляющих заработной платы работников государственных органов остаются такими же, какими они были установлены с 1 сентября 2020 года, когда состоялось повышение минимальной заработной платы до 5000 грн., и были увеличены должностные оклады в госорганах
Единственный нюанс — Кабинет Министров Украины постановлением от 13.01.2021 г. № 15 внес изменения в свое постановление «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15, а именно утвердил Схему должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2021 году (далее — Схема). От своей предшественницы, действовавшей в 2020 году, новая Схема отличается только тем, что в ней увеличен размер должностного оклада с 4394 грн. до 4540 грн. специалиста государственного органа (подкатерия В3 категории В), юрисдикция которого распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения. Такое увеличение оклада объясняется тем, что согласно пункту 1 примечаний к Схеме должностной оклад на должностях государственной службы подкатегории В3 в указанном государственном органе составляет два размера ПМТЛ, то есть с 1 января 2021 года должен составлять 4540 грн. (2270 грн. х 2).
Касательно условий оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов местного самоуправления, в 2021 году Минэкономики в «свежем» письме от 11.01.2021 г. № 3511-06/912-09 разъяснило, что согласно приказу Министерства труда Украины «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77 размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанных в приложениях 1 – 3 к этому приказу, изменяются в установленном порядке пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к Постановлению № 1298 (т. е. в примечании к ЕТС). Поскольку рабочие, занятые обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов и других органов, являются одной из категорий работников государственных органов, то в 2021 году по ним применяются размеры и условия оплаты труда, действующие на 1 сентября 2020 года.
Ограничения по размерам оплаты труда и обеспечению отдельных категорий работников бюджетных учреждений и государственных органов установлены Законом о Госбюджете-2021.
Так, пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2021 приостановлено на 2021 год действие части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 г. № 4038-XII относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Приостановленной нормой предусмотрено, что работникам государственных специализированных учреждений (невоеннослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющим квалификацию судебного эксперта, должностные оклады устанавливаются в размере не менее 10 размеров ПМТЛ на 1 января календарного года.
Пунктом 4 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2021 определено, что в 2021 году в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов применяются нормы, в частности:
— статей 11, 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII, части 5 статьи 21 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины» от 13.03.2014 г. № 876-VII (их нормами определено, что обеспечение военнослужащих путевками для санаторно-курортного лечения, жилыми помещениями или денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение, выплата военнослужащим денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения определяются Кабинетом Министров Украины);
— части 5 статьи 23 Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» от 23.06.2005 г. № 2713-IV (согласно этой части на лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяется социальная защита полицейских, определенная Законом Украины «О Национальной полиции». Условия и размеры денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников уголовно-исполнительной службы определяются Кабинетом Министров Украины);
— частей 3, 7 и 11 статьи 119 Кодекса гражданской защиты Украины (этими частями предусмотрено обеспечение лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты и спасателей жильем или денежной компенсацией за поднаем (наем) жилого помещения, в том числе за счет бюджетных денежных средств);
— статей 95, 96 Закона Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII (этими статьями предусмотрено медицинское обслуживание, в том числе обеспечение путевками для санаторно-курортного лечения, и жилищное обеспечение полицейских за счет госбюджета).
Индексация заработной платы в 2021 году
Кроме влияния на минимальный должностной оклад, ПМТЛ влияет еще и на сумму заработной платы, подлежащей индексации.
Поскольку индексация заработной платы осуществляется в пределах ПМТЛ, а его размер в течение 2021 года будет меняться, сумма заработной платы, подлежащей индексации, в 2021 году будет составлять: в январе – июне — 2270 грн.; в июле – ноябре — 2379 грн.; в декабре — 2481 грн.
Кроме того, необходимо учитывать, что если в связи с увеличением минимальной заработной платы и ПМТЛ в январе 2020 года на предприятии состоялось увеличение окладов (тарифных ставок), то этот месяц становится «базовым».
Напомним, что сумма индексации в «базовом» месяце — месяце повышения окладов (тарифных ставок) не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода (в месяце повышения дохода учитываются все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера).
Если размер повышения денежного дохода не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода, сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разность между суммой индексации и размером повышения дохода.2
2 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано и показано на многочисленных примерах в статье «Индексация заработной платы работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 32.
Например, если до января 2021 года «базовым» месяцем (месяцем последнего повышения оклада) был январь 2020 года, то сумма индексации в январе 2021 года при условии выполнения месячной нормы труда составляет 86,26 грн. (2270 грн. х 3,8%). Если в январе 2021 года сумма повышения заработной платы (за счет увеличения оклада и других постоянных составляющих заработной платы) превысила 86,26 грн., то индексация в этом месяце не начисляется, а со следующего месяца — февраля 2021 года начинается новое исчисление индекса потребительских цен нарастающим итогом, пока не будет превышен порог индексации, равный 103%.
Если же в январе 2021 года сумма повышения заработной платы (за счет увеличения оклада и других постоянных составляющих заработной платы) не превысила 86,26 грн., например, составила 80 грн., то сумма индексации в этом месяце определяется как разность между суммой индексации и размером повышения дохода, т. е. составляет 6,26 грн. (86,26 – 80). Указанная «фиксированная» сумма индексации выплачивается работнику до следующего повышения оклада (тарифной ставки).
Ответственность за нарушение законодательства о труде и проверки работодателей
Поскольку с 1 января 2021 года размер минимальной заработной платы увеличился до 6000 грн., с указанной даты увеличились и размеры штрафов за нарушение законодательства о труде, которые могут быть наложены на работодателей.
Так, согласно части второй статьи 265 КЗоТ юридические и физические лица – предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
— фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса (далее — ЕСВ) и налогов — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 января 2021 года указанный штраф составляет 60 000 грн. (10 х 6000 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение. Но совершение этих нарушений повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения независимо от категорий работодателей влечет наложение штрафа в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абзацы второй, третий ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф за повторное нарушение составляет 180 000 грн. (30 х 6000 грн.);
— нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаты их не в полном объеме — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ), т. е. с 1 января 2021 года — 18 000 грн. (3 х 6000 грн.);
— несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 2-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абзац пятый ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф составляет 12 000 грн. (2 х 6000 грн.);
— несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 4-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 января 2021 года указанный штраф составляет 24 000 грн. (4 х 6000 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение (абзац шестой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац седьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф составляет 18 000 грн. (3 х 6000 грн.).
— недопуска к проведению проверки по вопросам выявления нарушений в виде фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса и налогов, — в 16-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац восьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф составляет 96 000 грн. (16 х 6000 грн.);
— нарушения прочих требований законодательства о труде, кроме предусмотренных абзацами вторым – восьмым части второй статьи 265 КЗоТ, — в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (абзац девятый ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф составляет 6000 грн. Совершение этих нарушений повторно в течение года со дня выявления нарушения влечет наложение штрафа в 2-кратном размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (абзац десятый ч. второй ст. 265 КЗоТ). С 1 января 2021 года указанный штраф составляет 12 000 грн. (2 х 6000 грн.).
Напомним, что частью шестой статьи 265 КЗоТ определены нарушения, при устранении которых в установленный в предписании срок штрафы не налагаются. Так, в случае выполнения предписания Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и устранения выявленных нарушений, предусмотренных абзацами четвертым – шестым, девятым части второй статьи 265 КЗоТ, в определенные предписанием сроки меры по привлечению работодателя к ответственности не применяются.
Таким образом, в случае своевременного выполнения предписания Гоструда и устранения выявленных нарушений, касающихся сроков выплаты и объемов (размеров) заработной платы, минимальных гарантий в оплате труда, гарантий работников, призванных (принятых) на военную службу, и прочих требований законодательства о труде (кроме указанных в абзацах втором, третьем, седьмом, восьмом, десятом части второй статьи 265 КЗоТ), ответственность работодателя не наступает.
В то же время частью седьмой статьи 265 КЗоТ установлено, что меры по привлечению к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного абзацами вторым, третьим, седьмым, восьмым, десятым части второй этой статьи, применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений.
Следовательно, штрафы налагаются сразу за допуск к работе неоформленных работников, оформление работника на неполное рабочее время в случае выполнения работы полное рабочее время, выплату заработной платы без уплаты ЕСВ, налогов и повторное совершение этих видов нарушений в течение двух лет со дня выявления первого такого нарушения, недопуск инспекторов труда к проведению проверки, за повторное нарушение прочих требований законодательства о труде в течение года со дня выявления первого нарушения.
Вышеуказанные штрафы налагаются Гоструда в соответствии с Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509 (ч. четвертая ст. 265 КЗоТ).
Проведение проверок в 2021 году
В соответствии с пунктом 3 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX временно, по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), но не ранее 30 июня 2020 года, запрещается проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля):
— за деятельностью субъектов хозяйствования (далее — СХ), которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к СХ с высокой степенью риска;
— в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
— в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Таким образом, в настоящее время органам Гоструда запрещено проводить плановые проверки СХ, за исключением тех из них, которые согласно критериям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2020 г. № 383, отнесены к СХ с высокой степенью риска.
В то же время органы Гоструда имеют право проводить инспекционные посещения работодателей с целью выявления неоформленных трудовых отношений, что предусмотрено Порядком осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 г. № 823.
Обращаем внимание, что 6 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины «Об утверждении форм документов, которые составляются при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля Государственной службой Украины по вопросам труда» от 27.10.2020 г. № 2161. Этим приказом утверждены, в частности, формы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о труде, акта проведения планового (внепланового) мероприятия государственного надзора (контроля) и прочих документов.
Занятость работников и предоставление пособия
по частичной безработице на период карантина
20 декабря 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты населения на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 02.12.2020 г. № 1030-IX (далее — Закон № 1030) , которым внесены изменения в Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости), в частности, в статью 47 «Пособие по частичной безработице» этого Закона.
Так, согласно обновленной части 1 статьи 47 Закона о занятости пособие по частичной безработице предоставляется территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, застрахованным лицам в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции без прекращения трудовых отношений в случае, если:
- остановка (сокращение) производства на предприятии или в цехе, участке (структурное подразделение предприятия, в котором осуществляется производство определенного вида продукции в пределах такого подразделения), имеет неотвратимый и временный характер, длится не менее 3 месяцев и не превышает 6 месяцев, не зависит от работников и работодателя, охватило не менее 20% численности работников предприятия или цеха, участка, в которых сокращение рабочего времени составляет 30% и более в месяц;
- остановка (сокращение) производства и продолжительности рабочего времени работников является вынужденной:
— поскольку исчерпаны все возможные меры ее предупреждения, что подтверждается согласованным решением работодателя и выборного органа профсоюзной организации, с которой заключен коллективный договор, по результатам консультаций между ними;
— на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней.
Таким образом, теперь пособие по частичной безработице, предусмотренное статьей 47 Закона о занятости, может предоставляться на период действия любого карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней, при этом получить его имеет право любой работодатель (в отличие от предусмотренного статьей 47-1 Закона о занятости пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которое предоставляется только работодателям из числа субъектов малого и среднего предпринимательства).
Обновленной частью 2 статьи 47 Закона о занятости установлено, что право на пособие по частичной безработице имеют застрахованные лица, состоящие в трудовых отношениях с предприятием, обратившимся за получением пособия по частичной безработице, за которых в течение последних 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором началось сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени, этим предприятием уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и у которых сокращение продолжительности рабочего времени составляет 50% и более в месяц. Право на пособие по частичной безработице на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней, имеют все застрахованные лица, с которыми работодателем оформлены трудовые отношения.
Часть 5 статьи 47 Закона о занятости дополнена абзацем вторым, согласно которому выплата работникам пособия по частичной безработице на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней, осуществляется предприятием с первого дня сокращения продолжительности их рабочего времени в пределах срока остановки (сокращения) производства, но не более 30 календарных дней после завершения карантина.
Период выплаты пособия по частичной безработице на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней, не учитывается при рассмотрении обращения за следующим получением пособия по частичной безработице по причинам остановки (сокращения) производства (абзац второй ч. 7 ст. 47 Закона о занятости).
Обновленной частью 8 статьи 47 Закона о занятости установлено, что порядок предоставления пособия по частичной безработице определяется Кабинетом Министров Украины (раньше определялся центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции). Следовательно, теперь правительство должно разработать и утвердить порядок предоставления пособия по частичной безработице, предусмотренного статьей 47 Закона о занятости.
Законом № 1030 внесены изменения также в статью 47-1 «Пособие по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» Закона о занятости.
Так, из части 3 статьи 47-1 Закона о занятости исключены слова «(кроме лиц, которые получают пенсию)», поэтому теперь право на пособие по частичной безработице на период карантина в соответствии с этой статьей имеют застрахованные лица, в том числе работники, с которыми работодателем оформлены трудовые отношения, включая пенсионеров.
Кроме того, часть 7 статьи 47 и часть 7 статьи 47-1 Закона о занятости уже не содержат норм, согласно которым только в случае, если работодателем принимались меры по предотвращению распространения эпидемии (коронавирусной болезни), период выплаты пособия по частичной безработице не учитывается при рассмотрении обращения за следующим получением пособия по частичной безработице по причинам производственного характера. Это объясняется тем, что законодательством не определен перечень мер (мероприятий), которые обязан принимать (проводить) работодатель по предотвращению распространения эпидемии (коронавирусной болезни).
В пункте 4 части 3 статьи 50 Закона о занятости уточнено, что работодатели обязаны подавать территориальным органам центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, информацию о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования не позднее чем за два месяца до высвобождения (не позднее чем за 30 календарных дней до высвобождения в случае увольнения государственных служащих в соответствии с пунктами 1 и 1-1 части 1 статьи 87 Закона Украины «О государственной службе»).
Таким образом, вышеприведенная норма касательно информирования о высвобождении государственных служащих теперь согласуется с нормами части шестой статьи 49-2 КЗоТ и части 3 статьи 87 Закона Украины «О государственной службе», согласно которым работодатель предупреждает государственного служащего о предстоящем увольнении не позднее чем за 30 календарных дней.
Норма рабочего времени в 2021 году
Как мы уже сообщали (см. ВТЗ № 8/2020, стр. 5), Кабинет Министров Украины распоряжением «О перенесении рабочих дней в 2021 году» от 30.09.2020 г. № 1191-р с целью обеспечения рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования в 2021 году 7 января — Рождества Христова, 24 августа — Дня независимости Украины и 14 октября — Дня защитника Украины рекомендовал руководителям предприятий, учреждений и организаций (кроме органов ПФУ, УГППС «Укрпочта», Государственного казначейства и банковских учреждений) для работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, перенести в 2021 году в порядке и на условиях, определенных законодательством, рабочие дни:
— с пятницы 8 января — на субботу 16 января;
— с понедельника 23 августа — на субботу 28 августа;
— с пятницы 15 октября — на субботу 23 октября.
Принятое работодателем решение о перенесении рабочих дней изменяет график работы предприятия, поэтому все действия по предоставлению отпусков, выхода на работу и т. п. должны осуществляться по измененному в связи с перенесением рабочих дней графику работы предприятия.
Также следует учитывать, что в случае перенесения рабочего дня, предшествующего праздничному или нерабочему дню, на другой день для сохранения баланса рабочего времени за год продолжительность работы в этот перенесенный рабочий день должна соответствовать продолжительности предпраздничного рабочего дня, как это предусмотрено статьей 53 КЗоТ.
Следовательно, при перенесении рабочего дня согласно Распоряжению № 1191-р с 23 на 28 августа продолжительность работы в перенесенный рабочий день 28 августа сокращается на 1 час (как и в предпраздничный рабочий день 23 августа).
Кроме того, необходимо помнить, что на основании нормы части третьей статьи 67 КЗоТ у предприятий с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье в 2021 году переносятся:
— выходные дни в субботу 1 мая (День труда) и воскресенье 2 мая (Пасха) — на понедельник и вторник 3 и 4 мая;
— выходной день в воскресенье 9 мая (День победы) — на понедельник 10 мая;
— выходной день в воскресенье 20 июня (Троица) — на понедельник 21 июня;
— выходной день в субботу 25 декабря (Рождество Христово) — на понедельник 27 декабря.
Новшества в «трудовой» статистической отчетности
Государственная служба статистики Украины (далее — Госстат) обновила сразу несколько несколько форм государственного статистического наблюдения, которые подают ей работодатели.
Так, приказом Госстата от 17.06.2020 г. № 179 обновлена форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2021 года, и представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая форма № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде», утвержденная приказом Госстата от 10.06.2016 г. № 90, утрачивает силу с 1 февраля 2021 года. Новая форма отличается от своей предшественницы тем, что она не содержит раздела «II. Заборгованість перед працівниками із заробітної плати та виплат із соціального страхування». Однако этот отмененный раздел в несколько сокращенном виде перекочевал в другую форму государственного статистического наблюдения.
Так, Госстат приказом от 21.07.2020 г. № 222 утвердил новую форму государственного статистического наблюдения № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда». Эта форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2021 года, и представляется не позднее 7 числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем, юридическими лицами независимо от наличия задолженности по оплате труда. Эта форма содержит два раздела:
— «Розділ 1. Інформація про відсутність заборгованості з оплати праці» — в этом разделе предусмотрено проставление отметки в специальном поле (клеточке) графы 1 при наличии задолженности по выплате заработной платы и по выплатам в связи с временной нетрудоспособностью. Если указанной задолженности нет, то отметка не проставляется и дальше отчет не заполняется;
— «Розділ 2. Обсяги заборгованості з оплати праці на підприємстві (установі, організації)» — этот раздел заполняется при наличии задолженности и содержит 5 основных строк, которые являются точной копией первых 5 основных строк раздела «II. Заборгованість перед працівниками із заробітної плати та виплат із соціального страхування» отменненой с 1 февраля 2021 года формы № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде», утвержденной приказом Госстата от 10.06.2016 г. № 90.
Кроме того, Госстат приказом от 17.06.2020 г. № 178 обновил форму государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за I квартал 2021 года, и представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая форма № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде», утвержденная приказом Госстата от 31.07.2019 г. № 259, утрачивает силу с 1 февраля 2021 года. Новая форма отличается от своей предшественницы тем, что в ней нет бывшего раздела «IV. Розподіл штатних працівників за розмірами заробітної плати», а бывшие разделы «V. Кількість і фонд оплати праці окремих категорій працівників» и «VI. Інформація про укладання колективних договорів» стали соответственно разделами IV (но без строки 7020, в которой раньше бюджетными учреждениями отражались данные по работникам, оплата труда которых финансируется за счет государственного и местного бюджета) и V. Новым является раздел «VІ. Витрати на утримання робочої сили, що не входять до складу фонду оплати праці за 2020 рік». В этом разделе, который заполняется только в Отчете за I квартал, отражаются в отдельных строках расходы предприятия на социальное обеспечение работников (строка 9020), на культурно-бытовое обслуживание работников (строка 9030), на обеспечение работников жильем (строка 9040), на профессиональное обучение (строка 9050), прочие расходы на рабочую силу (строка 9060). Суммарно все указанные расходы отражаются в строке 9010, а также в строке 9070 указывается среднеучетная численность штатных работников предприятия.
Также Госстат приказом от 17.06.2020 г. № 183 обновил форму государственного статистического наблюдения № 7-ПВ (один раз на четыре года) «Отчет о заработной плате по професиям отдельных работников». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с 1 января 2021 года, и впервые подается за 2020 год не позднее 31 марта 2021 года. Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Эта форма включает 3 раздела: «Розділ I. Загальна інформація щодо організації оплати праці», «Розділ ІI. Загальні відомості щодо кількості працівників та їх відбору для обстеження», «Розділ IІІ. Відомості щодо відібраних працівників».
Страховые выплаты работникам в 2021 году
Поскольку минимальная заработная плата в 2021 году составляет в январе – ноябре — 6000 грн., в декабре — 6500 грн., а максимальная величина базы начисления ЕСВ, равная 15 размерам минимальной заработной платы, составляет в январе – ноябре — 90 000 грн. (6000 грн. х 15), в декабре — 97 500 грн. (6500 грн. х 15), рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) работникам в 2021 году с учетом указанных показателей (см. таблицу).
Ограничения при начислении страховых выплат в 2021 году
Месяцы, в которых наступил страховой случай |
||
Январь |
Февраль – Ноябрь |
Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий |
||
2463,86 грн. (75 000 грн. : 30,44) |
2956,64 грн. (90 000 грн. : 30,44) |
|
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 |
||
75 000 грн. |
90 000 грн. |
|
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, |
||
197,11 грн. |
213,53 грн. |
|
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, |
||
394,22 грн. |
427,07 грн. |
Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV; далее — Закон № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п. 2, п. 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).