Традиционно 1 января любого календарного года вступает в силу целый ряд нормативно-правовых документов. Некоторые из них касаются взаимоотношений работодателей и работников. Не стал исключением и 2022 год, в который страна вступила с Законом о госбюджете, установившим социальные стандарты на текущий год, влияющие на ряд других показателей. Например, определены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц, от которых зависят, в частности, минимальный размер должностного оклада, индексируемая сумма заработной платы, максимальные и минимальные размеры «больничных» и «декретных». Какими они являются в текущем году? Что нового принес 2022 год на «трудовом» фронте? Каковы новшества в предоставлении страховых выплат и выдаче листков нетрудоспособности?
«Трудозарплатные» новшества и «социально-страховые» показатели 2022 года
Наступление 2022 года ознаменовалось вступлением в силу главного финансового документа страны текущего года — Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 № 1928-IX (далее — Закон о Госбюджете-2022), которым, в частности, установлены социальные стандарты на 2022 год.
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в 2022 году
В соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2022 в течение 2022 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере: с 1 января — 6500 грн., с 1 октября — 6700 грн.;
— в почасовом размере с 1 января — 39,26 грн., с 1 октября — 40,46 грн.
Таким образом, минимальная заработная плата в месячном размере в течение января – сентября 2022 года будет такая же, как в декабре 2021 года — 6500 грн., а минимальная заработная плата в почасовом размере с 1 января 2022 года немного увеличилась — с 39,12 грн. до 39,26 грн. С 1 октября 2022 года увеличение минимальной заработной платы в месячном размере составляет 200 грн. (6700 – 6500) или 3,08%, в почасовом размере — 1,2 грн. (40,46 – 39,26) или 3,06%.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата (далее — МЗП) устанавливается одновременно в месячном и почасовом размерах.
В соответствии со статьей 3-1 Закона № 108 если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП, работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера МЗП, осуществляется доплата до уровня МЗП.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда (далее — «пропорциональная» МЗП). При этом если по каким-то причинам заработная плата за отработанное время оказывается меньше «пропорциональной» МЗП, работнику начисляется доплата до «пропорциональной» МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: порядок выплаты работникам» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 8.
МЗП в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, при выполнении работником, работающим на условиях полной занятости, месячной нормы труда работодатель должен выплачивать ему месячную заработную плату в 2022 году в размере не менее: в январе – сентябре — 6500 грн., в октябре – декабре — 6700 грн. Если же работнику установлена почасовая норма (оплата) труда, то необходимо выполнять другую гарантию — оплата за каждый отработанный час должна быть осуществлена в 2022 году в размере не менее: в январе – сентябре — 39,26 грн., в октябре – декабре — 40,46 грн.
Если при выполнении месячной (часовой) нормы труда заработная плата работника оказывается меньше указанных размеров МЗП, то работнику начисляется доплата до МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: порядок выплаты работникам» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 8.
Что касается прожиточного минимума, то согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2022 он установлен в текущем году для основных социальных и демографических групп населения в январе – июне на уровне декабря 2021 года, а в июле и декабре предусмотрено его повышение (см. таблицу).
Размеры прожиточного минимума в 2022 году
грн.
Категории граждан |
с 1 января |
с 1 июля |
с 1 декабря |
На одного человека в расчете на месяц (в среднем) |
2393 |
2508 |
2589 |
Дети в возрасте до 6 лет |
2100 |
2201 |
2272 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
2618 |
2744 |
2833 |
Трудоспособные лица |
2481 |
2600 |
2684 |
Лица, утратившие трудоспособность |
1934 |
2027 |
2093 |
Кроме того, дополнительно установлен прожиточный минимум для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), применяемый для определения:
— базового размера должностного оклада судьи: с 1 января — 2102 грн.;
— должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов: с 1 января — 2102 грн.;
— должностного оклада прокурора окружной прокуратуры: с 1 января — 1600 грн. (эта норма не распространяется на работников центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и орган досудебного расследования, на который в соответствии с частью пятой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины возлагается функция осуществления досудебного расследования коррупционных и связанных с коррупцией уголовных преступлений — п. 8 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2022).
Минимальный должностной оклад в 2022 году
Согласно части шестой статьи 96 КЗоТ и части шестой статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2022 года составляет 2481 грн., в течение всего 2022 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) должен составлять не менее 2481 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ (без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 июля 2022 года — не менее 2600 грн., с 1 декабря 2022 года — не менее 2684 грн.
Предприятия, которые через своих представителей участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.20192, должны соблюдать норму пункта 2.3 этого документа, согласно которой для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений (согласно реестру, размещенному на сайте Минсоцполитики) не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается на уровне, не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
2 Это Генеральное соглашение опубликовано в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2019, стр. 96.
Следовательно, для указанных предприятий размер тарифной ставки рабочего I разряда в январе – июне 2022 года должен составлять не менее 2729 грн. (2481 грн. х 110%), с 1 июля 2022 года — не менее 2860 грн. (2600 грн. х 110%), с 1 декабря 2022 года — не менее 2952 грн. (2684 грн. х 110%).
Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году
Частью пятой статьи 96 КЗоТ и частью пятой статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
В настоящее время размеры должностных окладов работников бюджетной сферы определяются согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298). В приложении 1 к Постановлению № 1298 приведена Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее — Единая тарифная сетка, ЕТС).
В абзаце четвертом пункта 1 примечаний к ЕТС установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) с 1 января 2021 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда — 2670 грн., с 1 декабря 2021 г. — 2893 грн.
Учитывая вышеизложенное, в 2022 году до внесения изменений в Постановление № 1298 в бюджетной сфере минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, составляет 2893 грн. При подготовке к принятию Закона о Госбюджете-2022 предусматривалось, что в бюджетной сфере должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда с 1 октября 2022 года (дата увеличения МЗП) должен быть увеличен до 2982 грн.
Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются согласно тарифным коэффициентам, приведенным в приложении 1 к Постановлению № 1298 (в ЕТС).3 Размеры должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников должны быть отражены в штатном расписании бюджетных учреждений.
3 См. размеры окладов в бюджетной сфере согласно Единой тарифной сетке в 2022 году на стр. 127 этого номера.
Руководители учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы должны обеспечить дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы (п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 20.01.2021 № 29).
Статьей 22 Закона о Госбюджете-2022 установлено, что в 2022 году для всех категорий работников учреждений, учреждений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер заработной платы (денежного обеспечения) может изменяться исключительно в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.
Пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2022 приостановлено на 2022 год действие части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 № 4038-XII относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Приостановленной нормой предусмотрено, что работникам государственных специализированных учреждений (невоеннослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющим квалификацию судебного эксперта, должностные оклады устанавливаются в размере не менее 10 размеров ПМТЛ на 1 января календарного года.
Оплата труда медицинских работников
13 января 2022 года вступило в силу, но применяется с 1 января 2022 года постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения» от 12.01.2022 № 2 (далее — Постановление № 2).
Пунктом 1 Постановления № 2 установлено, что:
1) размер начисленной заработной платы медицинским работникам учреждений здравоохранения государственной или коммунальной формы собственности за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда устанавливается в пределах фонда оплаты труда на 2022 год:
– на уровне не менее 20 000 грн. врачам (кроме врачей-интернов) и профессионалам с высшим немедицинским образованием, которые были допущены к медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения;
— на уровне не менее 13 500 грн. для должностей младших специалистов с медицинским образованием (профессиональных младших бакалавров), специалистам с начальным уровнем (короткий цикл) высшего медицинского образования, первым (бакалаврский) уровнем высшего медицинского образования и магистров по медсестринству;
2) предельный размер надбавок, предусмотренных в подпункте «а» подпункта 2 пункта 3 Постановления № 1298 (т. е. надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения), за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада, ставки заработной платы, тарифной ставки), может быть увеличен для достижения размера начисленной заработной платы медработникам учреждений здравоохранения государственной или коммунальной формы собственности, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 Постановления № 2;
3) надбавки, установленные с учетом положений подпункта 2 пункта 1 Постановления № 2, не учитываются при установлении доплат и других надбавок медработникам учреждений здравоохранения государственной или коммунальной формы собственности;
4) дифференциация заработной платы медработникам учреждений здравоохранения государственной или коммунальной формы собственности осуществляется в пределах фонда оплаты труда путем установления доплат и надбавок с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы;
5) в случае установления медработнику неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также при невыполнении работником в полном объеме установленной нормы продолжительности рабочего времени требование о размере оплаты труда, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 Постановления № 2, применяется пропорционально отработанному времени.
Аналогичные нормы о размерах заработной платы медработников теперь содержат новый подпункт 9 пункта 1 приложения 3 «Перечень обязательств предоставителя медицинских услуг по обеспечению надлежащего уровня предоставления таких услуг по договору» к Типовой форме договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины «О договорах о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий» от 25.04.2018 № 410 (далее — Постановление № 410). Также подпунктом 9 установлено, что для медработников, которые привлечены исключительно к оказанию первичной медицинской помощи (врачей или младших специалистов с медицинским образованием (профессиональных младших бакалавров), специалистов с начальным уровнем (короткий цикл) высшего образования, первым (бакалаврский) уровнем высшего медицинского образования и магистров по медсестринству, входящих в команду по оказанию первичной медицинской помощи такого врача), этот подпункт применяется в случае, когда врача избрали не менее 70% пациентов оптимального объема практики первичной медицинской помощи.
Таким образом, всем медработникам государственной или коммунальной формы собственности с 1 января 2022 года повышена заработная плата. При этом Восточное межрегиональное управление Государственной службы Украины по вопросам труда уже сообщило о недопустимости в любой форме давления на медработников с целью заставить их написать заявление об установлении неполного рабочего времени (такие прецеденты уже есть). Оформление медработника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении здравоохранения, влечет ответственность работодателей, установленную абзацем вторым части второй статьи 265 КЗоТ, в виде штрафа в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Также 1 января 2022 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 19 мая 1999 г. № 859 и от 25 апреля 2018 г. № 410» от 15.12.2021 № 1334. Этим постановлением внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности и объединениях государственных предприятий» от 19.05.99 № 859 (далее — Постановление № 859) и в Постановление № 410.
Так, пункт 1 Постановления № 859 дополнен подпунктом 1-1, которым установлено, что размер должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения обеспечивает соотношение между средней заработной платой медработников и не может превышать размер средней заработной платы медработников предприятия более чем на 60%.
Пункт 1 приложения 3 к Типовой форме договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, утвержденной Постановлением № 410, дополнен подпунктами 6 – 8, вследствие чего теперь предоставитель медицинских услуг обязан в течение срока действия договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий в соответствии с законодательством:
— обеспечивать осуществление расчета справедливого соотношения между заработной платой медработников и руководящего состава учреждений здравоохранения, дифференциации заработной платы с учетом объемов, сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника;
— принимать меры для повышения заработной платы работников;
— способствовать пересмотру и совершенствованию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и социально-экономических интересов медработников, в частности, по оплате труда, режиму работы, времени отдыха, безопасным условиям труда, социальной защите.
Кроме того, 1 января 2022 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о системе непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников» от 14.07.2021 № 725 (далее — Постановление № 725), которым утверждено Положение о системе непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников (далее — Положение № 725). Одновременно отменено постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о системе непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения» от 28.03.2018 № 302.
Положение № 725 определяет основные принципы осуществления непрерывного профессионального развития (далее — НПР) медицинских и фармацевтических работников, к которым относятся врачи, провизоры, младшие специалисты (профессиональные младшие бакалавры, младшие бакалавры, бакалавры) с медицинским образованием (далее — медработники).
В то же время пунктом 2 Постановления № 725 установлено, что Положение № 725 применяется к младшим специалистам (профессиональным младшим бакалаврам, младшим бакалаврам, бакалаврам) с медицинским образованием и провизоров только с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 4 Положения № 725 медработники после получения высшего образования и получения сертификата врача-специалиста, провизора-специалиста или диплома об окончании учреждения профессионального предвысшего образования обязаны осуществлять НПР.
В соответствии с пунктом 6 Положения № 725 за прохождение мероприятий НПР медработникам начисляются баллы в случаях, установленных этим Положением. Результаты прохождения НПР обязательно учитываются во время аттестации для присвоения или подтверждения квалификационной категории или квалификации медработника. Порядок проведения аттестации медицинских работников, количество баллов за прохождение НПР, в том числе за прохождение мероприятий НПР за пределами Украины, организованных провайдерами других государств, определяется и утверждается Минздравом.
На время прохождения НПР с отрывом от производства за медработниками сохраняется средняя заработная плата в порядке, определенном законодательством для работников, направляемых для повышения квалификации. Работодатели обязаны содействовать соблюдению требований к НПР (п. 23 Положения № 725).
Финансирование НПР медработников осуществляется за счет средств государственного бюджета в порядке, утвержденном Минздравом, согласованном с Минфином, а также за счет средств физических, юридических лиц и других не запрещенных законодательством источников финансирования в соответствии со сведениями из Реестра медицинских работников и Реестра медицинских специалистов, определенными постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы электронной системы здравоохранения» от 25.04.2018 № 411 (п. 24 Положения № 725).
Индексация заработной платы в 2022 году
Кроме влияния на минимальный должностной оклад, ПМТЛ влияет еще и на сумму заработной платы, подлежащей индексации.
Поскольку индексация заработной платы осуществляется в пределах ПМТЛ, а его размер в течение 2022 года будет меняться, сумма заработной платы, подлежащей индексации, в 2022 году будет составлять: в январе – июне — 2481 грн.; в июле – ноябре — 2600 грн.; в декабре — 2684 грн.
Кроме того, необходимо учитывать, что если в связи с увеличением и ПМТЛ и минимального должностного оклада в январе 2022 года по сравнению с январем 2021 года на предприятии состоялось увеличение должностных окладов (тарифных ставок), то этот месяц становится «базовым».4
4 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано и показано на многочисленных примерах в статье «Индексация доходов работников» этого номера.
Также напомним, что во второй половине 2021 года были внесены изменения в Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 № 1282-XII (далее — Закон № 1282) и Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 (далее — Порядок № 1078).
Так, Законом Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» от 15.07.2021 № 1667-IX (далее — Закон № 1667) с 14 августа 2021 года статья 2 Закона № 1282 была дополнена частью седьмой, согласно которой поддержание покупательной способности вознаграждений, компенсационных и других выплат, выплачиваемых резидентами Дия Сити работникам и гиг-специалистам, обеспечивается установленным Законом № 1667 требованием к резидентам Дия Сити по обеспечению определенного таким законом размера среднего месячного вознаграждения работников и гиг-специалистов, а также периодическими пересмотрами размера вознаграждения, которые осуществляются резидентами Дия Сити в пределах их компетенции.
Аналогичной нормой с 9 ноября 2021 года дополнен пункт 2 Порядка № 1078 постановлением Кабинета Министров Украины от 03.11.2021 № 1141.
Следовательно, доходы, выплачиваемые работникам и гиг-специалистам резидентами Дия Сити (т. е. ІТ-компаниями, отвечающими требованиям, установленным статьей 5 Закона № 1667), не подлежат индексации. Таким лицам выплачивается среднее месячное вознаграждение, размер которого резидент Дия Сити периодически повышает.
Кроме того, в абзаце шестом пункта 4 Порядка № 1078 уточнено, что в случае, когда лицо работает / служит неполное рабочее / служебное время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени / количества календарных дней в месяце, а выплачивается пропорционально отработанному / служебному времени.
Таким образом, Кабмин снова внес изменения в Порядок № 1078, которыми с целью проведения индексации приравнял службу (в частности, должностных лиц таможенной службы) к работе, а служебное время — к рабочему времени. При этом в Порядке № 1078 уже не упоминаются должностные лица таможенной службы.
Уплата алиментов с доходов работников в 2022 году
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляет алименты на ребенка в минимальном размере — 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины) или на основании заявления одного из родителей ребенка и судебного приказа алименты на ребенка взыскиваются в размере 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ч. 3 ст. 184 Семейного кодекса Украины), то сумма таких алиментов в 2022 году составляет:
— для детей в возрасте до 6 лет: в январе – июне — 1050 грн. (2100 грн. х 50%); в июле – ноябре — 1100,50 грн. (2201 грн. х 50%); в декабре — 1136 грн. (2272 грн. х 50%);
— для детей в возрасте от 6 до 18 лет: в январе – июне — 1309 грн. (2618 грн. х 50%); в июле – ноябре — 1372 грн. (2744 грн. х 50%); в декабре — 1416,50 грн. (2833 грн. х 50%).5
5 Подробно об отчислении алиментов из доходов работников идет речь в статье «Отчисление алиментов из доходов работника» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 78.
Уведомление ГНСУ о принятии работников на работу
Как мы уже сообщали на страницах журнала6, 05 января 2022 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 17 июня 2015 г. № 413 и от 17 апреля 2019 г. № 328» от 28.12.2021 № 1392. Этим документом внесены изменения, в частности, в постановление Кабинета Министров Украины «О порядке уведомления Государственной налоговой службы и ее территориальных органов о принятии работника на работу» от 17.06.2015 № 413 (далее — Постановление № 413). Изменения вызваны вступлением в силу Закона № 1667 и нового ГСТУ 4163:2020.
В постановляющей части Постановления № 413 теперь указано, что уведомление о принятии работника на работу / заключении гиг-контракта подается работодателем и/или резидентом Дия Сити в территориальные органы ГНС по месту учета их как плательщика единого социального взноса по форме согласно приложению до начала работы работника по заключенному трудовому договору и/или до начала выполнения работ (предоставления услуг) гиг-специалистом резидента Дия Сити. Уведомление подается средствами электронной связи, а при отсутствии технической возможности это сделать — в форме документа на бумаге с копией в электронной форме. Информация, содержащаяся в уведомлении о принятии работника на работу / заключении гиг-контракта, вносится в реестр страхователей и реестр застрахованных лиц.7
7 См. также письмо Минэкономики от 21.01.2022 № 4711-06/3082-07 и разъяснение ГУ Гоструда в Одесской области от 14.01.2022 в этом номере.
Кроме того, в новой редакции изложено приложение к Постановлению № 413 — форма уведомления, получившее новое название «Уведомление о принятии работника на работу / заключении гиг-контракта». В новой форме уведомления увеличено количество реквизитов, изменена их нумерация и расширено название некоторых из них, обновлены категории лиц для реквизита 5.8
8 Новая форма уведомления как приложение к Постановленю № 413 приведена в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 103, а ее новшества рассмотрены в статье «Подаем уведомление о принятии работника на работу по новой форме» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 56.
Командировки работников
01 января 2022 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 г. № 98» от 23.12.2021 № 1355 (далее — Постановление № 1355). Этим документом внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «О суммах и составе расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных денежных средств» от 02.02.2011 № 98 (далее — Постановление № 98).
Так, приложение 1 к Постановлению № 98, имеющее название «Суммы расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных денежных средств», изложено в новой редакции, из которой следует, что при командировках в пределах Украины сумма суточных расходов составляет 300 грн. (было — 60 грн.), а предельная (максимальная) сумма расходов на найм жилого помещения за сутки составляет 900 грн. (было — 600 грн.).
Одновременно исключены пункт 3 Постановления № 98 и приложение 2 к Постановлению № 98, которыми предусматривалось установление надбавок к утвержденным суммам суточных расходов в иностранной валюте для отдельных категорий государственных служащих (членов Правительства и т. д.), выезжающих за границу на международные переговоры, совещания и т. п.
В пункте 2 Постановления № 1355 указано, что реализация этого Постановления осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств исключительно в пределах средств, предусмотренных в соответствующих сметах и планах использования бюджетных средств.
Пункт 3 Постановления № 1355 обязывает руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, принять меры к минимизации командировочных расходов путем оптимизации количественного состава командированных работников и срока их пребывания в командировке, уменьшения расходов на оплату проезда, найма жилья и других командировочных расходов, проведения встреч, переговоров и т. п. в режиме онлайн.
Норма рабочего времени в 2022 году
Как мы уже сообщали (см. ВТЗ № 6/2021, стр. 4), Кабинет Министров Украины распоряжением «О перенесении рабочих дней в 2022 году» от 26.08.2021 № 1004-р (далее — Распоряжение № 1004-р) с целью обеспечения рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования в 2022 году 8 марта — Международного женского дня и 28 июня — Дня Конституции Украины рекомендовал руководителям предприятий, учреждений и организаций для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, перенести в 2022 году в порядке и на условиях, определенных законодательством, рабочие дни:
— с понедельника 7 марта — на субботу 12 марта;
— с понедельника 27 июня — на субботу 2 июля.
Обращаем внимание, что Распоряжение № 1004-р носит рекомендательный характер, поэтому решение о перенесении рабочих дней принимается работодателем самостоятельно путем издания приказа (распоряжения).
Принятое работодателем решение о перенесении рабочих дней изменяет график работы предприятия в месяцах, в которых введено перенесение рабочих дней (в нашем случае — в марте, июне и июле 2022 года), поэтому все действия по предоставлению отпусков, выхода на работу и т. п. должны осуществляться по измененному в связи с перенесением рабочих дней графику работы предприятия.
Также следует учитывать, что в случае перенесения рабочего дня, предшествующего праздничному или нерабочему дню, на другой день для сохранения баланса рабочего времени за год продолжительность работы в этот перенесенный рабочий день должна соответствовать продолжительности предпраздничного рабочего дня, как это предусмотрено статьей 53 КЗоТ.
Следовательно, при перенесении рабочего дня согласно Распоряжению № 1004-р с 27 июня на 2 июля продолжительность работы в перенесенный рабочий день 2 июля сокращается на 1 час (как и в предпраздничный рабочий день 27 июня).
Кроме того, необходимо помнить, что на основании нормы части третьей статьи 67 КЗоТ у предприятий с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье в 2022 году переносятся:
— выходной день в субботу 1 января (Новый год) — на понедельник 3 января;
— выходной день в воскресенье 24 апреля (Пасха) — на понедельник 25 апреля;
— выходной день в воскресенье 1 мая (День труда) — на понедельник 2 мая;
— выходной день в воскресенье 12 июня (Троица) — на понедельник 13 июня;
— выходной день в воскресенье 25 декабря (Рождество Христово) — на понедельник 26 декабря.9
9 Норма рабочего времени на 2022 год опубликована на стр. 128 этого номера.
Также следует учитывать, что Президент Украины еще в августе 2021 года внес в Верховную Раду Украины как неотложный проект Закона Украины «О внесении изменения в статью 73 Кодекса законов о труде Украины относительно установления праздничного дня — День Украинской Государственности» от 25.08.2021 № 5864. Этим законопроектом предусмотрено дополнение статьи 73 КЗоТ еще одним государственным праздником 28 июля — День Украинской Государственности. Однако, несмотря на неотложность, этот законопроект парламентом до сих пор не рассматривался. Если же поближе к июлю текущего года законопроект все-таки станет Законом Украины (согласно Заключительным положениям этого Закона он вступит в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования), в нашей стране будет 12 праздничных и нерабочих дней в календарном году, вследствие чего изменится норма продолжительности рабочего времени в июле и календарном году. При этом в 2022 году 28 июля — четверг, поэтому не исключено, что правительство внесет изменения в Распоряжение № 1004-р и дополнительно перенесет рабочий день с пятницы 29 июля на какую-нибудь субботу с целью создания благоприятных условий для празднования в 2022 году Дня Украинской Государственности.
Новшества в «трудовой» статистической отчетности
Государственная служба статистики Украины (далее — Госстат) обновила сразу несколько форм государственного статистического наблюдения, которые подают ей работодатели.
Приказом Госстата от 25.06.2021 № 135 обновлена форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2022 года, и традиционно представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 17.06.2020 № 179, утрачивает силу с 1 февраля 2022 года. Новая форма отличается от своей предшественницы тем, что в заглавной части в данных респондента появились новые реквизиты «Територіальна громада» и «Код території відповідно до: Кодифікатора адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад (КАТОТТГ) або Класифікатора об’єктів адміністративно-територіального устрою України (КОАТУУ)». Также в заглавной части изменена очередность реквизитов в разделе, где отражается информация о структурном подразделении (первым идет реквизит «Номер структурного підрозділу»), при этом удален блок, который необходимо было заполнять респонденту при подаче формы в электронном виде касательно признаков структурного подразделения.
Одновременно появился новый блок «Інформація щодо відсутності даних», где необходимо указать (выбрать) одну из причин отсутствия данных, которые должны отражаться в основной (табличной) части формы — разделе І «Кількість працівників, робочий час і фонд оплати праці», который не изменился.
В нижней части (под таблицей) руководителем предприятия или лицом, ответственным за достоверность предоставленной информации, указывается не «П. І. Б.», а «Власне ім’я ПРІЗВИЩЕ», что предусмотрено ГСТУ 4163:2020, вступившим в силу 01.09.2021.
Приказом Госстата от 25.06.2021 № 135 обновлена также форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за I квартал 2022 года, и по-прежнему представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 17.06.2020 № 178, утрачивает силу с 1 февраля 2022 года. Новая форма квартального Отчета о труде содержит те же новшества, что и новая форма месячного Отчета о труде, при этом основная (табличная) часть формы, содержащая разделы І –VІ, не изменилась.
Также приказом от 25.06.2021 № 136 Госстат обновил форму государственного статистического наблюдения № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда». Эта новая форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2022 года, и по-прежнему представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем). Ее должны представлять юридические лица, в том числе те, которые не имеют задолженности по оплате труда. Ранее действовавшая форма № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда», утвержденная приказом Госстата от 21.07.2020 № 222, утрачивает силу с 1 февраля 2022 года.
Новая форма № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда» содержит те же новшества, что и новая форма № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде». Кроме того, удален раздел 1 «Інформація про відсутність заборгованості з оплати праці», а бывший раздел 2 «Обсяги заборгованості з оплати праці на підприємстві (установі, організації)» стал единственным разделом новой формы.
Кроме того, Госстат приказом от 25.06.2021 № 170 обновил форму государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (условия труда) «Отчет об условиях труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда». Эта обновленная форма, которая представляется один раз на два года, вводится в действие, начиная с отчета за 2021 год, не позднее 28 февраля. Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 26.06.2017 № 150, утратила силу с 1 января 2022 года. Новая форма № 1-ПВ (условия труда) содержит те же новшества, что и новая форма месячного Отчета о труде. При этом основная (табличная) часть формы, содержащая разделы І и ІІ, не изменилась. Единственный нюанс: в разделе ІІ формы № 1-ПВ (условия труда) в некоторых строках теперь конкретизировано, по каким вышерасположенным строкам формы необходимо уточнять информацию.
Страховые выплаты работникам в 2022 году
Поскольку МЗП в 2022 году составляет в январе – сентябре — 6500 грн., в октябре – декабре — 6700 грн., а максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), равная 15 размерам МЗП, составляет в январе – сентябре — 97 500 грн., в октябре – декабре — 100 500 грн., рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) работникам в 2022 году с учетом указанных показателей (см. таблицу).
Ограничения при начислении страховых выплат в 2022 году
грн.
Месяцы, в которых наступил страховой случай |
||
Январь – Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь – Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий |
||
3203,02 грн. (97 500 грн. : 30,44) |
3301,58 грн. (100 500 грн. : 30,44) |
|
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 |
||
97 500 грн. |
100 500 грн. |
|
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, |
||
213,53 грн. (6500 грн. : 30,44) |
220,11 грн. (6700 грн. : 30,44) |
|
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, |
||
427,07 грн. (6500 грн. х 2 : 30,44) |
440,21 грн. (6700 грн. х 2 : 30,44) |
Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266 (далее — Порядок № 1266), ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV; далее — Закон № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п.п. 2, 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п.п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п.п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).
Новшества в назначении страховых выплат
Поскольку в течение 2022 года на основании норм Закона № 1667 будут создаваться резиденты Дия Сити, то, напомним, что этим Законом с 14 августа 2021 года внесены изменения в Закон № 1105, которыми установлены гарантии по назначению страховых выплат резидентами Дия Сити работникам, работающим на условиях трудового договора (контракта), и гиг-специалистам, выполняющим работы (предоставляющим услуги) на основании гиг-контракта.10
10 О том, кто такие резиденты Дия Сити и гиг-специалисты, какие правоотношения устанавливаются между ними, а также что такое гиг-контракт, рассказано в статье «Подаем уведомление о принятии работника на работу по новой форме» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2021, стр. 56.
Так, часть 1 статьи 18 Закона № 1105 дополнена нормами, согласно которым страхованию в связи с временной утратой трудоспособности подлежат, в частности, лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, другого гражданско-правового договора, на других основаниях, предусмотренных законом, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и хозяйствования, в частности которые являются резидентами Дия Сити.
Часть 1 статьи 24 Закона № 1105 дополнена пунктом 6, в соответствии с которым пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, являющемуся работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, выплачивается в размере заработной платы (дохода), с которого фактически уплачены страховые взносы (уплачен ЕСВ), независимо от страхового стажа.
Во время пребывания в учреждениях здравоохранения, а также самоизоляции под медицинским контролем в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити в размере заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачивались страховые взносы в Фонд, независимо от страхового стажа (ч. 2 ст. 24 Закона № 1105).
Сумма пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком или больным членом семьи) в расчете на месяц, выплачиваемое работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити, не должна превышать размера заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачивались страховые взносы в Фонд (ч. 3 ст. 24 Закона № 1105).
Пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу, являющемуся работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, в размере заработной платы (дохода) такого лица, с которого фактически уплачивались страховые взносы в Фонд независимо от страхового стажа (абз. второй ч. 1 ст. 26 Закона № 1105).
Материальное обеспечение и социальные услуги по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях гиг-контракта, другого гражданско-правового договора и по другим основаниям, предусмотренным законом, назначаются и предоставляются по основному месту работы (деятельности) (ч. 1 статьи 30 Закона № 1105).
Страхованию от несчастного случая подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, другого гражданско-правового договора, по другим основаниям, предусмотренным законом, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и хозяйствования, в частности которые являются резидентами Дия Сити (п. 1 ч. 1 ст. 35 Закона № 1105).
Таким образом, страховые выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию резидентами Дия Сити работникам или гиг-специалистам должны начисляться не в размере средней заработной платы, рассчитанной в установленном порядке, а в размере заработной платы (дохода), с которого фактически уплачен ЕСВ, независимо от страхового стажа. Как именно рассчитывать сумму «больничных» и «декретных» указанным лицам, пока не ясно, поэтому, скорее всего, будет издан дополнительно нормативно-правовой акт, разъясняющий алгоритм такого расчета.
Выдача листков нетрудоспособности
В целях продления срока выдачи бумажных листков нетрудоспособности (далее — ЛН) Министерство здравоохранения Украины (далее — Минздрав) издало приказ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Украины» от 26.01.2022 № 171 (далее — Приказ № 171), вступивший в силу 28 января 2022 года.
Приказом № 171 внесены изменения в пункт 6 приказа Минздрава «Некоторые вопросы формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности и проведении их проверки» от 01.06.2021 № 1066 (далее — Приказ № 1066), которыми дата 01 февраля 2022 года заменена на дату 01 мая 2022 года.
Таким образом, теперь согласно пункту 6 Приказа № 1066 бумажные ЛН будут выдаваться до 01 мая 2022 года (было — до 01 февраля 2022 года) учреждениями здравоохранения в случаях, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 8 этого Приказа, а именно в случаях:
1) продления и закрытия ЛН, выданных лицам до 01 октября 2021 года;
2) истечения срока, в течение которого лечащий врач может внести изменения в медицинское заключение о временной нетрудоспособности (далее — медзаключение) в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения (далее — РМЗ). В таком случае решение о выдаче ЛН принимает врачебно-консультативная комиссия учреждения здравоохранения, а при ее отсутствии — руководитель учреждения;
3) застрахованному лицу в течение 2 месяцев со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении ребенка — на основании этого свидетельства и решения суда об усыновлении ребенка;
4) возникновения технических проблем (ошибок) при передаче данных между Электронным реестром листков нетрудоспособности (далее — ЭРЛН) и РМЗ, которые приводят к невозможности формирования электронного ЛН в ЭРЛН более чем в течение семи дней с даты создания медзаключения о временной нетрудоспособности — до устранения таких проблем (ошибок).
В бланке ЛН, который выдается в вышеперечисленных случаях как продолжение электронного ЛН, указывается номер продлеваемого ЛН.
В случае выдачи ЛН в бумажном виде в вышеуказанных случаях применяются требования Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 № 455, Инструкции о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утвержденной совместным приказом Минздрава, Минтруда, ФСС по ВУТ, ФСС от НСП от 03.11.2004 № 532/274/136-ос/1406, Инструкции по заполнению формы первичной учетной документации № 036/о «Журнал регистрации листков нетрудоспособности», утвержденной приказом Минздрава от 14.02.2012 № 110, Положения об экспертизе временной нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздрава от 09.04.2008 № 189, приказа Минздрава «Об утверждении форм учетной документации по назначению государственного пособия в связи с беременностью и родами женщинам, не застрахованным в системе общеобязательного государственного социального страхования, и инструкций по их заполнению» от 18.03.2002 № 93.
Также Приказом № 171 внесены изменения в абзац третий пункта 3 раздела II Порядка выдачи (формирования) листков нетрудоспособности в Электронном реестре листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздрава от 17.06.2021 № 1234 (далее — Порядок № 1234), которыми дата 01 февраля 2022 года заменена на дату 01 мая 2022 года.
В результате этого в период до 01 мая 2022 года (было — до 01 февраля 2022 года) на основании данных медицинских заключений, составляющих один случай временной нетрудоспособности и содержащих ссылку на запись в РМЗ о предыдущем медицинском заключении, формируются ЛН как продолжение случая нетрудоспособности в порядке очередности, независимо от статуса ранее сформированных ЛН (кроме статуса «сформирован ошибочно»).
Кроме того, Приказом № 171 внесены изменения в пункт 2 приказа Минздрава «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Украины» от 28.09.2021 № 2086 (далее — Приказ № 2086), которыми дата 01 февраля 2022 года заменена на дату 01 мая 2022 года. Как следствие, теперь до 01 мая 2022 года (было — до 01 февраля 2022 года) Национальной службе здоровья Украины совместно с Директоратом по развитию цифровых трансформаций в здравоохранении поручено обеспечить функциональные возможности электронной системы здравоохранения относительно инструментов контроля и прослеживаемости при внесении изменений в медзаключения, в том числе относительно связи нового медзаключения, созданного с целью внесения изменений, с медзаключением, в который вносятся изменения.
Приказом № 2086 с 31 декабря 2021 года внесены изменения в Порядок № 1234 и Порядок формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения, утвержденный Приказом № 1066 (далее — Порядок № 1066).
Что касается новшеств Порядка № 1234, то во втором предложении абзаца первого пункта 3 раздела II этого Порядка теперь указано, что ЛН считается выданным через семь дней после даты закрытия ЛН и приобретает статус «готов к оплате (выдан)».
Следовательно, теперь не разъяснениями Минздрава и ФССУ, а Порядком № 1234 установлено, что ЛН приобретает статус «готов к оплате (выдан)» через 7 дней после даты закрытия ЛН.
Напомним, что согласно пункту 2 раздела II Порядка № 1234 ЛН может иметь в ЭРЛН следующие статусы: закрыт; готов к оплате (выдан); ошибочно сформирован; недействителен; оплачен.
Приказом № 2608 в Порядке № 1066 обновлены нормы, касающиеся формирования медзаключений в РМЗ по категориям «Уход за больным ребенком» и «Лечение в санаторно-курортном учреждении».
Так, пункт 4 раздела II Порядка № 1066 дополнен абзацами вторым – четвертым, которыми установлено, что лечащий врач санаторно-курортного учреждения (далее — СКУ) формирует медзаключение категории «Уход за больным ребенком»:
— для лиц, в случае ухода за ребенком, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, для прохождения санаторно-курортного лечения;
— для лиц, воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет, — при наличии показаний о необходимости стороннего ухода при лечении в СКУ.
В первом предложении пункта 14 Порядка № 1066 указали, что при формировании медзаключений в РМЗ, предусмотренных абзацами вторым – четвертым пункта 4 раздела II этого Порядка, лечащий врач субъекта хозяйствования (далее — СХ), который направляет на продолжение лечения у другого СХ, формирует медзаключение с учетом времени на проезд пациента к такому СХ, которое не может превышать 1 календарного дня в пределах Украины.
Также раздел II Порядка № 1066 после пункта 12 дополнен новым пунктом 13, которым установлено, что медзаключение категории «Лечение в санаторно-курортном учреждении» формируется лечащим врачом СКУ на основании медицинской записи о пациенте и заключения лечащего врача.
В связи с этим бывший пункт 13 раздела II стал пунктом 14 этого раздела.
В пункте 8 раздела III Порядка № 1066 теперь указано, что случай временной нетрудоспособности по категории «Уход за больным ребенком» не может превышать 14 календарных дней в амбулаторных условиях (для ребенка до 14 лет), для лица, осуществляющего уход, кроме случаев необходимости совместного пребывания с пациентом во время его госпитализации или лечения в СКУ. В случае необходимости совместного пребывания лица период действия случая временной нетрудоспособности не может превышать продолжительности пребывания пациента в стационаре или лечения в СКУ.
Пункт 12 раздела III Порядка № 1066 изложен в новой редакции, согласно которой для лиц, отнесенных к I категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, медзаключение категории «Лечение в санаторно-курортном учреждении» формируется лечащим врачом на весь период лечения при наличии показаний для направления для лечения в СКУ.