ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Этим документом (далее — Постановление № 917), вступившим в силу 04 сентября 2021 года, внесены изменения в Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 № 100 (далее — Порядок № 100).
Изменениями усовершенствован механизм исчисления средней заработной платы при начислении работникам премий и других поощрительных выплат, что способствует упрощению осуществления расчетов для субъектов хозяйствования. Теперь указанные выплаты, начисленные в текущем месяцы за предыдущие периоды (месяц, квартал, полугодие, год и т. д.), не нужно относить к месяцам, за которые они начислены.
Так, согласно обновленному абзацу третьему пункта 3 Порядка № 100 премии (в том числе за месяц) и другие поощрительные выплаты по итогам работы за определенный период во время исчисления средней заработной платы учитываются в заработок периода, который соответствует количеству месяцев, за которые они начислены, начиная с месяца, в котором они начислены. Для этого к заработку соответствующих месяцев расчетного периода прибавляется часть, которая определяется делением суммы премии или другой поощрительной выплаты по итогам работы за определенный период на количество отработанных рабочих дней периода, за который они начислены, и умножением на количество отработанных рабочих дней соответствующего месяца, который приходится на расчетный период.
Также Постановлением № 917 установлен предельный срок для проведения перерасчета выплат, исчисленных из средней заработной платы, работникам, которым с 12 декабря 2020 года работодатели начисляли среднюю заработную плату без учета премий и других выплат, которые выплачиваются за два месяца или более длительный период, хотя их учет был прямо предусмотрен пунктом 3 Порядка № 100 в редакции, действовавшей с 12 декабря 2020 года. Это новшество объясняется тем, что раньше при начислении премий (вознаграждений) за предыдущие периоды не был установлен предельный срок, в течение которого работодателям необходимо было сделать перерасчет уже осуществленных работникам «среднезарплатных» выплат, поэтому работодатели могли длительное время его не делать.
Кроме того, Постановлением № 917 дополнен перечень выплат, которые не учитываются при исчислении средней заработной платы.
Поскольку Постановление № 917 вступило в силу 04 сентября 2021 года, то с учетом новшеств начисление средней заработной платы согласно Порядку № 100 осуществляется по случаям (событиям), начало (первый день) которых приходится на 04 сентября 2021 года и позднее.
Подробно — см. статью на стр. 8.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕКОМЕНДУЕТ ПЕРЕНЕСТИ РАБОЧИЕ ДНИ В 2022 ГОДУ,
А ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ИНИЦИИРОВАЛ ВВЕДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ
Распоряжение Кабинета Министров Украины «О перенесении рабочих дней в 2022 году»
от 26 августа 2021 года № 1004-р
Этим документом (далее — Распоряжение № 1004-р), вступившим в силу 26 августа 2021 года, с целью обеспечения рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования в 2022 году 8 марта — Международного женского дня и 28 июня — Дня Конституции Украины рекомендовано руководителям предприятий, учреждений и организаций (кроме органов Пенсионного фонда Украины, акционерного общества «Укрпочта», Государственного казначейства и банковских учреждений) для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, перенести в 2022 году в порядке и на условиях, определенных законодательством, рабочие дни:
— с понедельника 7 марта на субботу 12 марта;
— с понедельника 27 июня на субботу 2 июля.
Специальный режим работы банков и их учреждений в эти дни определяет Национальный банк.
Обращаем внимание, что Распоряжение № 1004-р имеет рекомендательный характер, поэтому решение о перенесении рабочих дней принимается работодателем самостоятельно путем издания приказа (распоряжения).
В случае применения рекомендации Кабинета Министров Украины работодатель не позднее чем за два месяца издает приказ (распоряжение) о перенесении выходных и рабочих дней на предприятии, согласованный с профсоюзным органом (ч. пятая ст. 67 Кодекса законов о труде Украины; далее — КЗоТ).
Принятое работодателем решение о перенесении рабочих дней изменяет график работы предприятия и норму продолжительности рабочего времени в месяцах, в которых введено перенесение рабочих дней (в нашем случае — в июне и июле 2022 года). Поэтому все действия по предоставлению отпусков, выходу на работу должны осуществляться по измененному в связи с перенесением рабочих дней графику работы предприятия.
Также следует учитывать, что Президент Украины внес в Верховную Раду как неотложный проект Закона Украины «О внесении изменения в статью 73 Кодекса законов о труде Украины относительно установления праздничного дня — День Украинской Государственности» от 25.08.2021 № 5864.
Этим законопроектом предусмотрено дополнение статьи 73 КЗоТ еще одним государственным праздником 28 июля — День Украинской Государственности. После того как законопроект станет Законом Украины (он вступит в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования), в нашей стране с 2022 года будет 12 праздничных и нерабочих дней, вследствие чего изменится норма продолжительности рабочего времени. При этом в 2022 году 28 июля — четверг, поэтому не исключено, что правительству придется внести изменения в Распоряжение № 1004-р и дополнительно перенести рабочий день с пятницы 29 июля на какую-нибудь субботу с целью создания благоприятных условий для празднования в 2022 году Дня Украинской Государственности.
МИНФИН ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4ДФ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА,
КОТОРОЕ ПО НОВОЙ ФОРМЕ ВПЕРВЫЕ ПОДАЕТСЯ ЗА ІІІ КВАРТАЛ
Этим документом (далее — Приказ № 278), вступившим в силу 13 июля 2021 года, Минфин внес изменения в свой приказ «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса» от 13 января 2015 года № 4 (далее — Приказ № 4).
Приказ № 278 принят во исполнение положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной поддержки культуры, туризма и креативных индустрий» от 04.11.2020 № 962-IX, которым еще 23 декабря 2020 года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ). В частности, статья 170 НКУ была дополнена новым пунктом 170.7-1 «Налогообложение бюджетного гранта», которым определен отдельный вид дохода — бюджетный грант.
В связи с появлением нового вида дохода Приказом № 278 внесены изменения в:
— форму Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет), утвержденную Приказом № 4 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 15.12.2020 г. № 773; далее — Приказ № 773);
— Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Порядок № 4), утвержденный Приказом № 4 (в редакции Приказа № 773).
Приказом № 278 форма приложения 4ДФ к Налоговому расчету изложена в новой редакции, но по факту изменения состоят лишь в дополнении приложения 4ДФ разделом ІІІ «Розгорнута інформація про бюджетні гранти» (строка 08). В этом новом разделе отражается информация по каждому физическому лицу, которому предоставлен бюджетный грант, с указанием сведений о получателе гранта (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта), заключенных договорах по предоставлению бюджетных грантов (номер и дата составления договора, граничный срок и дата выполнения, целевое назначение гранта), сумме гранта (согласно договору и фактически предоставленной), использовании сумм гранта (по целевому и нецелевому назначению), возврате денежных средств (всего и в том числе в связи с нецелевым использованием).
Одновременно Приказом № 278 пункт 4 раздела IV Порядка № 4 дополнен новым подпунктом 4, в котором изложен порядок заполнения граф нового раздела III (строки 08) приложения 4ДФ. Кроме того, пункт 10 раздела V Порядка № 4 дополнен новыми нормами, которые разъясняют механизм исправления ошибок в разделе III приложения 4ДФ (как и в разделе І ошибки исправляются путем исключения ошибочной строки с использованием признака 1, введения новой или пропущенной строки с использованием признака 0, при замене ошибочной строки правильной строкой с использованием признаков 1 и 0, которые проставляются в графе 11 раздела III).
Также внесены дополнения в приложение 2 «Справочник признаков доходов физических лиц» к Порядку № 4 в виде новых признаков дохода:
201 — сумма дохода в виде бюджетного гранта (пп. 170.7-1.2 НКУ);
202 — сумма дохода в виде бюджетного гранта, которая использована по нецелевому назначению (пп. 170.7-1.2 НКУ);
203 — сумма дохода в виде бюджетного гранта, которая возвращена плательщиком налога в пользу налогового агента – предоставителя бюджетного гранта (пп. 170.7-1.2 НКУ).
В пункте 2 Приказа № 278 указано, что Налоговый расчет по форме, утвержденной этим Приказом, впервые подается за II квартал 2021 года. Однако этого не произошло, поскольку Приказ № 278 обнародован и вступил в силу не в II квартале 2021 года, как планировалось изначально (на момент утверждения Приказа № 278), а в IІI квартале 2021 года — 13 июля 2021 года.
Напомним, что согласно пункту 46.6 НКУ новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Приказ № 278 обнародован в III квартале, то с учетом норм НКУ по новой форме Налоговый расчет должен впервые подаваться за IV квартал, но ГНСУ в разъяснениях на своем сайте сообщает, что Налоговый расчет с учетом новшеств, внесенных Приказом № 278 (по форме, в которой в приложении 4ДФ имеется раздел III «Розгорнута інформація про бюджетні гранти»), впервые подается за ІІІ квартал 2021 года.
МИНЗДРАВ ПЕРЕНЕС НА 1 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ВСЕМИ БОЛЬНИЦАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Этим документом (далее — Приказ № 1836), вступившим в силу 31 августа 2021 года, Минздрав внес изменения в некоторые свои нормативно-правовые акты, в частности, в приказ «Некоторые вопросы формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности и проведения их проверки» от 01.06.2021 № 1066 (далее — Приказ № 1066), о нормах которого мы детально рассказывали (см. статью «Электронный листок нетрудоспособности: продолжение следует» в ВТЗ № 4/2021, стр. 66).
Напомним, что Приказом № 1066 с 1 сентября 2021 года предусматривался переход всех учреждений здравоохранения на формирование медицинских заключений (далее — медзаключения) в Реестре медицинских заключений (далее — РМЗ) в электронной системе здравоохранения вместо выдачи бумажных листков нетрудоспособности (далее — ЛН). Однако не все учреждения здравоохранения по состоянию на 1 сентября 2021 года имели техническую возможность формировать медзаключения в РМЗ в электронной системе здравоохранения и подключились к ней.
Учитывая эту проблему, Приказом № 1836 в пунктах 5, 6, 8, 11, 13 и 14 Приказа № 1066 дата 1 сентября 2021 года заменена на дату 1 октября 2021 года. В результате теперь при наличии соответствующей технической возможности формирование медзаключений в РМЗ в электронной системе здравоохранения является обязательным:
— с 4 июня по 30 сентября 2021 года — для учреждений здравоохранения, которые подключены к электронной системе здравоохранения;
— с 1 октября 2021 года — для всех учреждений здравоохранения.
До появления технической возможности по формированию и внесению медзаключений в РМЗ, а также для бумажных ЛН, выданных до 1 октября 2021 года, применяются требования, установленные для оформления бумажных ЛН (в частности, Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 № 455).
Для всех учреждений здравоохранения, которые начали формирование медзаключений в РМЗ, с момента формирования первого медзаключения, а также с 1 октября 2021 года выдача бумажных ЛН запрещается, кроме продления и закрытия ЛН, выданных лицам до 1 октября 2021 года.
Если у застрахованного лица до 1 октября 2021 года установлен факт временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, вследствие заболевания ВИЧ или психического расстройства, то лечащий врач любого учреждения здравоохранения оформляет бумажный ЛН.
После формирования врачом медзаключения информация из РМЗ передается в:
— Электронный реестр листков нетрудоспособности с целью создания электронного ЛН;
— Единый государственный веб-портал электронных услуг «Портал Дія».
Приказом № 1836 внесены также изменения в Порядок выдачи (формирования) листков нетрудоспособности в Электронном реестре листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздрава от 17.06.2021 № 1234 (см. ВТЗ № 5/2021, стр. 94). Пункт 3 раздела II этого Порядка дополнен новой нормой, согласно которой до 1 октября 2021 года электронный ЛН считается выданным (т. е. готовым к оплате) через 5 дней (раньше было и будет с 1 октября — на следующий день) после даты закрытия ЛН.
Кроме изложенного, Минздрав приказом от 02.08.2021 № 1609, вступившим в силу 07.09.2021, исключил из своих нормативно-правовых актов нормы, которые предусматривали при наличии признаков заболевания COVID-19 выдачу бумажного ЛН или формирование медзаключений в РМЗ врачом на основании обращения и опроса больного с помощью средств телефонной, телемедицинской связи или интернет-телефонии (т. е. теперь врач должен оформлять такие документы только после личного осмотра больного).