ПРАВИТЕЛЬСТВО УТВЕРДИЛО ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ОТПУСКА ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
Этим документом (далее — Постановление № 693), вступившим в силу 10.07.2021 г., Кабмин утвердил Порядок предоставления отпуска при рождении ребенка (далее — Порядок № 693). Принятие Постановления № 693 обусловлено частью шестой статьи 19-1 «Отпуск при рождении ребенка» Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках). Указанной статьей Закон об отпусках был дополнен с 09.05.2021 г., о чем мы детально уже сообщали (см. ВТЗ № 3/2021, стр. 3).
Порядок № 693 определяет механизм и условия предоставления разового оплачиваемого отпуска при рождении ребенка (далее — «детский» отпуск). Этот отпуск предоставляется продолжительностью, определяемой работником в письменном заявлении о его предоставлении, но не более 14 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней, не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка.
В отличие от статьи 19-1 Закона об отпусках, пункт 4 Порядка № 693 содержит норму, согласно которой «детский» отпуск должен быть использован работником не позднее 104-го дня со дня рождения ребенка. Эта норма в некоторых случаях может привести к неполному использованию указанного отпуска. Напомним, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Когда сроки определяются днями, то их исчисляют со дня, следующего после того дня, с которого начинается срок (ч. третья, пятая ст. 241-1 Кодекса законов о труде Украины; далее — КЗоТ).
Например, если ребенок родился 1 июля 2021 года, то «детский» отпуск должен быть предоставлен работнику не позднее 1 октября 2021 года (не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка), а использован работником не позднее 13 октября (104 к. д. = 30 к. д. июля + 31 к. д. августа + 30 к. д. сентября + 13 к. д. октября). Для того чтобы работник использовал 14 календарных дней «детского» отпуска, последний должен быть предоставлен работнику не позднее 30 сентября и закончиться 13 октября. Если «детский» отпуск будет предоставлен работнику с 1 октября 2021 года (в последний возможный день начала отпуска), то работник сможет использовать только 13 календарных дней этого отпуска, что, по-нашему мнению, несправедливо. Логичнее было бы в Порядке № 693 прописать, что «детский» отпуск должен быть использован работником не позднее 105-го дня со дня рождения ребенка или вообще не указывать количество календарных дней, по истечении которых должен быть использован работником «детский» отпуск.
В случае рождения двоих и более детей от одной беременности продолжительность отпуска не увеличивается (п. 11 Порядка № 693).
Как в части первой статьи 19-1 Закона об отпусках, так и в пункте 3 Порядка № 693 определены лица, имеющие право на «детский» отпуск. Позитивом Порядка № 693 является то, что в нем дано определение терминам «одинокая мать» и «одинокий отец», но только для целей предоставления «детского» отпуска.
Пунктами 6–9 Порядка № 693 определены документы, которые должны предоставить претенденты на «детский» отпуск. Так, все лица, кроме заявления о предоставлении отпуска, должны предоставить документ, необходимый для государственной регистрации рождения ребенка, или свидетельство о рождении ребенка.
Мужчина, жена которого родила ребенка, также должен предоставить свидетельство о браке.
Отец ребенка, не состоящий в зарегистрированном браке с матерью ребенка, при условии, что они совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, должен предъявить также справку о регистрации места жительства. При этом ни в статье 19-1 Закона об отпусках, ни в Порядке № 693 не указано, что отец и мать ребенка должны быть зарегистрированы по одному адресу, поэтому не совсем понятно, зачем подавать указанную справку, если, например, отец и мать ребенка совместно проживают в жилье, которое арендуют (в нем не зарегистрированы), или если отец и мать ребенка проживают совместно в жилье, в котором зарегистрирован только один из них. Таким образом, разработчики Порядка № 693 избрали самое простое решение и указали только один документ, который может подтверждать совместное проживание отца и матери ребенка, что несправедливо.
Баба или дед, или другой совершеннолетний родственник, осуществляющие уход за родившимся ребенком, мать или отец которого являются соответственно одинокой матерью или одиноким отцом, должны предъявить также:
— заявление одинокой матери или одинокого отца, в котором удостоверяется неиспользование «детского» отпуска (только для одинокого отца) и указывается лицо, которое фактически будет ухаживать за ребенком;
— свидетельство о смерти отца или матери ребенка либо решение суда о лишении их родительских прав, признании без вести пропавшими или объявления умершими (для подтверждения статуса «одинокого отца» или «одинокой матери»);
— копию выписки из Реестра о государственной регистрации рождения ребенка или справки о рождении с указанием сведений об отце ребенка в соответствии со статьей 135 Семейного кодекса Украины (подается только для подтверждения статуса «одинокой матери»).
Напомним, что согласно статье 135 Семейного кодекса Украины при рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, в случаях, когда нет совместного заявления родителей, заявления отца или решения суда, запись об отце ребенка в Книге регистрации рождений осуществляется по фамилии и гражданству матери, а имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.
Работник, который в течение 3 месяцев со дня рождения ребенка был уволен и трудоустроен новым работодателем, к заявлению о предоставлении «детского» отпуска должен приложить также справку о его неиспользовании на предыдущем месте работы (п. 10 Порядка № 693). Таким образом, «детский» отпуск в пределах установленного срока может быть использован только по одному месту работы.
«Детский» отпуск не подлежит денежной компенсации и делению на части (п. 5 Порядка № 693).
Предельный срок выплаты заработной платы работникам за время «детского» отпуска не может превышать 3 дней со дня его начала (п. 12 Порядка № 693).
Например, если «детский» отпуск предоставлен с понедельника 16 августа, то отсчет 3 дней начинается со следующего дня (ч. пятая ст. 241-1 КЗоТ) — вторника 17 августа, а предельный срок выплаты отпускных за период указанного отпуска — четверг 19 августа.
Документ — на стр. 90 этого номера.
ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ 14 ОКТЯБРЯ
НА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ И ЗАЩИТНИЦ УКРАИНЫ»
Этим документом (далее — Закон № 1643), вступившим в силу 05.08.2021 г., внесено изменение в статью 73 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса законов о труде Украины, а именно праздничный день «14 октября — День защитника Украины» переименован в праздничный день «14 октября — День защитников и защитниц Украины».
По мнению разработчиков Закона № 1643, изменение названия праздничного дня будет способствовать гендерно сбалансированному освещению роли военнослужащих в защите нашей страны и надлежащему чествованию воинов обоих полов, поскольку многие женщины наравне с мужчинами участвуют в защите суверенитета и территориальной целостности Украины.
Обращаем внимание, что изменение названия вышеуказанного праздника не повлияло на количество праздничных и нерабочих дней в календарном году (было и есть 11 праздничных и нерабочих дней).
УТВЕРЖДЕН ПОРЯДОК ПОДАЧИ СВЕДЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОТНИКА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
Этим документом, вступившим в силу 23.07.2021 г., Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) утвердил Порядок подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме (далее — Порядок № 11-1).
К сожалению, этот документ разрабатывался еще в 2020 году и был принят ПФУ в марте 2021 года до законодательного введения электронного учета трудовой деятельности работников, т. е. не во исполнение подпункта 5 части 4 статьи 20 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, которым с 10 июня 2021 года установлено, что порядок и очередность подачи сведений для создания электронных трудовых книжек в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр) определяются ПФУ. До настоящего времени во исполнение этой нормы ПФУ не разработал даже проекта документа, поэтому применяем Порядок № 11-1.
Порядок № 11-1, как указано в его пункте 1, разработан в соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины «О введении учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме» от 27.11.2019 г. № 1084 (см. ВТЗ № 1/2020, стр. 116), которое действует еще с 26 декабря 2019 года.
Порядок № 11-1 принят с целью определения механизма подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно (далее — работник), в электронной форме в ПФУ.
Сведения о трудовой деятельности работника подаются страхователем за работника или самим работником (п. 3 Порядка № 11-1).
Согласно пункту 4 Порядка № 11-1 сведения о трудовой деятельности работника подаются в ПФУ через веб-портал электронных услуг ПФУ в электронной форме с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи страхователем или работником, подающими информацию, одним из следующих способов:
— в виде копий предусмотренных законодательством документов, изготовленных путем сканирования;
— в оцифрованном виде — путем создания соответствующей электронной записи (т. е. набора текста вручную, идентичного записям в трудовой книжке, в соответствующих полях) в электронном кабинете страхователя или застрахованного лица на веб-портале электронных услуг ПФУ, к которой прилагаются сканированные копии документов, на основании которых создается запись.
Полный перечень сведений о трудовой деятельности работника, которые должна содержать электронная запись, приведен в пункте 6 Порядка № 11-1.
Если электронная запись создана с ошибками и отправлена, формируется новая электронная запись.
Поданные сведения о трудовой деятельности работника должны содержать полную и достоверную информацию (п. 7 Порядка № 11-1).
Напомним, что включение ПФУ в Реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников осуществляется в течение 5 лет (с 10.06.2021 г. до 10.06.2026 г.) на основании сведений, поданных работодателем или гражданином. После завершения этих работ работодатели выдают имеющиеся у них трудовые книжки работникам на руки под подпись (см. статью «Электронный учет трудовой деятельности работников» в ВТЗ № 3/2021, стр. 104).
Документ — на стр. 92 этого номера.
МИНЗДРАВ УТВЕРДИЛ ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИСТКОВ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ РЕЕСТРЕ
ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Этим документом, вступившим в силу 20.07.2021 г., Минздрав утвердил Порядок выдачи (формирования) листков нетрудоспособности в Электронном реестре листков нетрудоспособности (далее — Порядок № 1234).
Согласно Порядку № 1234 медицинское заключение о временной нетрудоспособности (далее — медзаключение), внесенное в Реестр медицинских заключений (далее — РМЗ) в электронной системе здравоохранения, является основанием для создания листка нетрудоспособности (далее — ЛН) в Электронном реестре листков нетрудоспособности (далее — ЭРЛН; подробно о создании медзаключений в РМЗ и ЛН в ЭРЛН рассказано в статьях «Электронный листок нетрудоспособности: миф или реальность» и «Электронный листок нетрудоспособности: продолжение следует» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 113, и № 4/2021, стр. 66).
Обязательными реквизитами ЛН как электронного документа являются единый регистрационный номер ЛН, специально предназначенная для этих целей квалифицированная электронная подпись (электронная печать), сведения записи о временной нетрудоспособности: о временно нетрудоспособном лице, о случае временной нетрудоспособности.
ЛН формируется в ЭРЛН на основании медзаключения (медзаключений) в случае идентификации пациента как застрахованного лица в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — РЗЛ).
Даты открытия и закрытия ЛН соответствуют датам начала периода действия и окончания периода действия медзаключения, на основании которого сформирован этот ЛН. ЛН считается выданным со следующего дня после даты закрытия ЛН.
На основании данных медзаключений, составляющих один случай временной нетрудоспособности, формируются ЛН в порядке очередности создания медзаключений, каждый следующий из которых создается как продолжение первого, путем добавления следующего порядкового номера после знака «–» к уникальному номеру первого ЛН, и, в свою очередь, составляют один страховой случай.
ЛН, сформированный на основании медзаключения, дата начала периода действия которого соответствует или предшествует дате прекращения трудовых отношений (прекращения предпринимательской или иной деятельности лица), продлевается до фактического окончания случая временной нетрудоспособности, без учета факта изменения статуса застрахованного лица в РЗЛ.
Соотношения, по которым категории медзаключений соответствуют причинам нетрудоспособности, изложены в пунктах 6 и 7 раздела ІI Порядка № 1234.
Документ — на стр. 94 этого номера.
ВСТУПИЛИ В СИЛУ ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
О НАДОМНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ
Этим приказом (далее — Приказ № 913), вступившим в силу 16.07.2021 г., Минэкономики утвердило:
— типовую форму трудового договора о надомной работе;
— типовую форму трудового договора о дистанционной работе.
Утверждение этих типовых форм предусмотрено статьями 60-1 и 60-2 Кодекса законов о труде Украины (см. статьи «Надомная работа: организация, учет, оплата» и «Дистанционная работа: особенности выполнения» в журнале «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 80 и 94).
Теперь трудовые договоры о надомной и дистанционной работе необходимо заключать с работниками по указанным типовым формам. Если такие договоры были заключены ранее, то при необходимости в них вносятся соответствующие изменения.