ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ,
КОТОРЫМИ ОБНОВЛЕН ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ И ОТЧЕТНОСТИ
ПО ДЕНЕЖНЫМ СРЕДСТВАМ, ВЫДАННЫМ НА КОМАНДИРОВКУ ИЛИ ПОД ОТЧЕТ
Этим документом, вступившим в силу 01.04.2023, внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) и ряд других законодательных актов. Общие изменения касаются использования электронных денег, открытия электронных кошельков, деятельности эмитентов электронных денег, в частности, предусмотрена возможность уплаты налогов и сборов с использованием электронных денег. Также небанковские поставщики платежных услуг получили те же права и обязанности, которые до этого были только у банков. Терминология, используемая в НКУ и других законодательных актах, приведена в соответствие с терминологией Закона Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.
Для работодателей главным новшеством является изложение в новой редакции пункта 170.9 статьи 170 НКУ, определяющего порядок налогообложения суммы излишне израсходованных денежных средств/электронных денег, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет, не возвращенной в установленный срок. В этом пункте значительно увеличились предельные сроки предоставления подтверждающих документов и подачи отчетности по израсходованным денежным средствам, выданным на командировку или под отчет, и установлены только два условия, при наличии которых необходимо подавать авансовый отчет.
Подробно — см. статью «Новшества в порядке налогообложения и отчетности по денежным средствам, выданным на командировку или под отчет» на стр. 10.
МИНФИН ОБНОВИЛ ФОРМУ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА
(ЕДИНОГО ОТЧЕТА) И ПОРЯДОК ЕГО ЗАПОЛНЕНИЯ
Этим приказом, вступающим в силу со дня его официального опубликования, вносятся изменения в:
— форму Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет), утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4 (далее — Приказ № 4);
— Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса, утвержденный Приказом № 4 (далее — Порядок № 4).
Форма Налогового расчета и приложения 1, 3, 4ДФ и 6 к ней изложены в новой редакции.
Сразу отметим, что обновление формы Налогового расчета не связано с изменением отчетного (налогового) периода (с квартала на месяц), поскольку последнее возможно только после внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) и Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (в настоящее время таких изменений нет, хотя законопроект № 6120 от 30.09.2021 был принят за основу еще 06.09.2022).
По обновленной форме Налоговый расчет работодатели должны впервые подать за отчетный период — ІІІ квартал 2023 года, поскольку обнародование этой новой формы состоится в месяце ІІ квартала 2023 года. Это следует из норм пункта 46.6 НКУ, но не исключено, что Государственная налоговая служба Украины и Пенсионный фонд Украины будут настаивать на подаче обновленного Налогового расчета уже за II квартал 2023 года.
Что касается изменений в форме Налогового расчета и Порядке № 4, то они обусловлены изменениями в НКУ и других законодательных актах. Так, в связи с изменением страховщика в форме Налогового расчета и Порядке № 4 текст «фонд социального страхования» заменен текстом «Пенсионный фонд Украины» в соответствующем падеже.
В заглавной части Налогового расчета добавлена строка 095 «Резидент Дія Сіті». Одновременно пункт 1 раздела ІІІ Порядка № 4 дополнен абзацем двадцать седьмым, согласно которому отметкой «Х» указывается признак плательщика налогов «095 – резидент Дія Сіті». Таким образом, юридические лица, являющиеся резидентами Дия Сити, должны ставить отметку «Х» в строке 095 заглавной части Налогового расчета.
В таблице приложения 1 (далее — Д1) добавлена новая графа 26 «Ознака наявності трудового договору з нефіксованим робочим часом (1 – так, 0 – ні)». В сноске 18 к этой графе указано, что в ней указывается информация о наличии и/или отсутствии трудового договора с нефиксированным рабочим временем. В новом абзаце шестьдесят третьем пункта 1 раздела IV Порядка № 4 прописали следующее:
«В графе 26 «Ознака наявності трудового договору з нефіксованим робочим часом (1 – так, 0 – ні)» устанавливается в соответствии со статьей 211 главы III Кодекса законов о труде Украины. Признак «1» проставляется в случае, если работник выполняет работу на основании трудового договора с нефиксированным рабочим временем, признак «0» — если к работнику не применяются условия статьи 211 главы III Кодекса законов о труде Украины».
Следовательно, в графе 26 Д1 по работникам, с которыми работодателем на основании статьи 211 КЗоТ заключен трудовой договор с нефиксированным рабочим временем, указывается признак «1», по остальным работникам — признак «0».
В приложении 4ДФ из раздела ІІ таблицы исключены две строки, где отражалась общая информация о доходах от продажи сельскохозяйственной продукции, а из названия раздела ІІ убрали текст «сільськогосподарську продукцію». Следовательно, теперь доходы, начисленные и выплаченные налоговыми агентами физическим лицам – продавцам собственной сельскохозяйственной продукции, следует отражать в разделе I персонифицировано с признаком дохода 179.
Также внесены изменения в раздел 1 «Справочник признаков доходов физических лиц» приложения 2 к Порядку № 4 (далее — Справочник признаков доходов), поскольку в связи с изменениями, внесенными в НКУ в 2022–2023 годах, названия некоторых доходов, для которых установлены признаки, не соответствуют названиям доходов, указанным в соответствующих подпунктах статей 164 и 165 НКУ.
Так, применение признаков доходов 125, 127, 128, 151, 163, 179, 183, 187, 188, 190, 193 прекратилось 31.12.2022 для прежних доходов, а с 01.01.2023 для этих признаков доходов введены (уточнены) новые доходы в соответствии с нормами НКУ.
В частности, с признаком дохода 125 теперь (с 01.01.2023) отражаются суммы пенсионных взносов, которые уплачиваются работодателем-резидентом за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения плательщика налога и/или по договорам добровольного медицинского страхования в пределах 30 процентов начисленной заработной платы (пп. «в» пп. 164.2.16 НКУ).
С признаком дохода 127 теперь отражаются прочие доходы, кроме указанных в статье 165 НКУ (пп. 164.2.20 НКУ). То есть теперь описание этого признака не содержит текст «кроме сумм денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими … в связи с исполнением обязанностей несения службы».
С признаком дохода 179 теперь (с 01.01.2023) отражаются доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, которая выращена, откормлена, выловлена, собрана, изготовлена, произведена, обработана и/или переработана непосредственно физическим лицом на земельных участках, в том числе доходы, полученные от продажи собственной продукции животноводства групп 1 – 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД (пп. 165.1.24 НКУ).
Справочник признаков доходов также дополнен новыми признаками доходов 204 – 209. Из этих новых признаков работодателями может быть применен только один:
204 — суммы пенсионных взносов, которые уплачиваются резидентом Дия Сити за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и/или по договорам добровольного медицинского страхования плательщика налога – гиг-специалиста в пределах 30% начисленного вознаграждения такому гиг-специалисту (пп. «г» пп. 164.2.16 НКУ).
В приложении 6 изменена нумерация строк заглавной части — поскольку после строки 031 не было строки 032, то прежние строки 033 и 034 стали соответственно строками 032 и 033, а также удалена сноска 13 под таблицей, поскольку ее не было в самой таблице.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗНОСА
Этим документом, вступившим в силу 11.04.2023, внесены изменения в Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 № 449 (далее — Инструкция № 449). Изменения обусловлены приведением норм Инструкции № 449 в соответствие с нормами Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464), в который на протяжении 2021–2023 годов вносились изменения.
Для работодателей актуально только одно изменение. Так, абзац восьмой подпункта 6 пункта 2 раздела III Инструкции № 449 изложен в новой редакции, которой установлено, что требования о начислении единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) на заработную плату (доход), не превышающую размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, не применяются к заработной плате (доходам) работников, работающих по трудовому договору с нефиксированным рабочим временем. Напомним, что еще с 10.08.2022 часть 5 статьи 8 Закона № 2464 была дополнена абзацем четвертым, согласно которому при начислении заработной платы (доходов) работникам, работающим по трудовому договору с нефиксированным рабочим временем, ставка ЕСВ, установленная этой частью (22%), применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера (т. е. ЕСВ уплачивается с фактически начисленной, а не с минимальной заработной платы; — Ред.).
Нормы пункта 2 раздела IV и пункта 6 раздела V Инструкции № 449 приведены в соответствие с положениями пункта 98 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464, которым предусмотрено освобождение от выполнения обязанностей по уплате ЕСВ физических лиц – предпринимателей, лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, членов фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию по другим основаниям, за весь период лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины — с первого календарного дня месяца лишения личной свободы и в течение 6 месяцев после освобождения.
Также в новой редакции изложены приложения 1, 4 и 5 к Инструкции № 449, где приведены формы соответственно:
— заявления об освобождении от выполнения обязанностей, определенных частью 2 статьи 6 Закона № 2464, в случае призыва на военную службу (ее текст учитывает теперь обновленные положения пункта 98 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464);
— Типового договора о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования;
— Типового договора о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (одноразовая уплата единого взноса).
Формы вышеуказанных Типовых договоров для более удобного отражения периодов, сроков уплаты и сумм ЕСВ, обязательных к уплате, дополнены графиками уплаты и соответствующими комментариями, а также раздел IV приложения 4 «Условия приобретения Стороной 2 права на выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию» приведен в соответствие с нормами Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV в редакции, действующей с 01.01.2023.
С 10.06.2023 вступят в силу изменения в Инструкцию № 449, предусматривающие, что заявления, формы которых приведены в приложениях 1 и 3 к этой Инструкции, и другие необходимые документы можно подавать в бумажном или электронном виде.
УТВЕРЖДЕН ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
РАСХОДОВ В РАЗМЕРЕ ЕСВ ЗА ТРУДОУСТРОЙСТВО БЕЗРАБОТНЫХ
Этим документом, вступившим в силу 21.04.2023, правительство утвердило:
— Порядок компенсации субъектам малого предпринимательства фактических расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за трудоустройство зарегистрированных безработных на новые рабочие места (далее — Порядок № 338).
Эти Порядки утверждены во исполнение частей 2 и 3 статьи 27 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI, о нормах которых мы подробно сообщали (см. статью «Новый порядок стимулирования работодателей трудоустраивать безработных» в ВТЗ № 6/2022, стр. 105).
Первый из вышеуказанных Порядков вступит в силу с 01.01.2024, поэтому о его нормах расскажем в конце текущего года, а второй Порядок (Порядок № 338) вступил в силу 21.04.2023.
Порядок № 338 определяет условия, механизм выплаты центрами занятости (далее — ЦЗ) компенсации субъектам малого предпринимательства (далее — работодатели) фактических расходов в размере единого социального взноса (далее — ЕСВ) за трудоустроенных на новые рабочие места зарегистрированных безработных на срок не менее чем два года по направлению ЦЗ (далее — компенсация) за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — ФССБ), а в случае трудоустройства лица с инвалидностью из числа зарегистрированных безработных — за счет Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — ФСЗИ).
Действие Порядка № 338 распространяется на работодателей, которые одновременно:
— являются субъектами малого предпринимательства;
— создают новые рабочие места и трудоустраивают на них зарегистрированных безработных путем заключения трудового договора.
Право на компенсацию имеет работодатель, трудоустраивающий на новое рабочее место на срок не менее двух лет по направлению ЦЗ зарегистрированных безработных.
Действие Порядка № 338 не распространяется на работодателей, являющихся субъектами хозяйствования (далее — СХ), образованными в результате прекращения другого юридического лица в течение 12 месяцев, предшествовавших созданию нового рабочего места, и бюджетными учреждениями.
Компенсация выплачивается за каждый нечетный месяц работы со дня трудоустройства зарегистрированного безработного. Длительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев в течение следующих двух лет.
Компенсация не предоставляется работодателю при наличии одного из следующих случаев:
1) работодатель имеет задолженность:
— по уплате ЕСВ;
— по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
— по выплате заработной платы;
— перед государственным (местным) бюджетом более 6 месяцев;
2) к работодателю применяются судебные процедуры банкротства (неплатежеспособности), предусмотренные Кодексом Украины по процедурам банкротства, или СХ находится в стадии ликвидации.
Компенсация работодателю предоставляется при условии, что размер заработной платы трудоустроенного лица за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленной законодательством.
В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, до окончания двух лет со дня трудоустройства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 (по соглашению сторон) или пунктом 1 статьи 40 (по сокращению численности или штата работников) Кодекса законов о труде Украины, сумма компенсации возвращается в полном объеме в ФССБ или ФСЗИ в зависимости от источника ее финансирования, кроме случая, когда на его рабочее место трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению ЦЗ до окончания двух лет, но в срок, не превышающий 60 календарных дней с даты увольнения.
ОБНОВЛЕН ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО ЧАСТИЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ
Этим документом, вступившим в силу 09.03.2023, внесены изменения в Порядок предоставления пособия по частичной безработице, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21.06.2022 № 702 (далее — Порядок № 702), с целью приведения его норм в соответствие с нормами статьи 47 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Согласно статье 47 Закона о занятости пособие по частичной безработице (далее — ПЧБ) — это вид государственной поддержки застрахованных лиц (работников и физических лиц – предпринимателей) в случае утраты ими части заработной платы (дохода) в связи с остановкой (сокращением) производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг) по причине экономического, технологического характера, возникновения чрезвычайной ситуации, введения чрезвычайного или военного положения, установления карантина.
Право на ПЧБ имеют вышеуказанные застрахованные лица, за которых (которые) в течение последних 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором началась остановка (сокращение) производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг), уплачен (уплатили) единый социальный взнос (далее — ЕСВ). В случае если за последние 6 месяцев до обращения о предоставлении ПЧБ законодательством предоставлено право отдельным работодателям или физическим лицам – предпринимателям не уплачивать ЕСВ, применяются предыдущие 180 календарных дней до такого периода.
ПЧБ предоставляется центром занятости по обращению работодателя или физического лица – предпринимателя, являющегося застрахованным лицом (далее — ФЛП), для его выплаты работникам или ФЛП.
Источниками финансирования ПЧБ являются средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и другие источники, не запрещенные законодательством (п. 3 Порядка № 702).
Основные изменения, внесенные в Порядок № 702, заключаются в следующем:
1. Пункт 6 Порядка № 702, содержащий критерии для предоставления ПЧБ, дополнен еще одним критерием — отсутствие у работодателя или ФЛП задолженности перед государственным (местным) бюджетом более 6 месяцев, предшествующих месяцу остановки (сокращения) производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг).
2. Пункт 7 Порядка № 702, содержащий случаи, когда ПЧБ не предоставляется, дополнен следующими новыми случаями:
— более 6 месяцев, предшествующих месяцу остановки (сокращения) производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг), у работодателя или ФЛП имеется задолженность перед государственным (местным) бюджетом;
— сумма ПЧБ и пособия по другим направлениям государственной поддержки и/или помощи (независимо от ее видов и источников) совокупно превышает сумму незначительной государственной помощи (это ограничение не применяются во время военного положения). Незначительная государственная помощь — это государственная помощь одному субъекту хозяйствования, совокупный размер которой независимо от ее формы и источников не превышает за любой трехлетний период сумму, эквивалентную 200 тысяч евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины на последний день финансового года;
— в отношении работодателя или ФЛП открыта ликвидационная процедура, а также если они признают свою неспособность своевременно выполнять обязательства перед кредиторами из-за неудовлетворительного состояния финансово-хозяйственной деятельности.
3. Пункт 14 Порядка № 702 изложен в новой редакции, предусматривающей, что к заявлению, которое подается в центр занятости в бумажной или электронной форме для получения ПЧБ, работодатель или ФЛП прилагают:
— работодатель — сведения о работниках, у которых возникло право на ПЧБ, по форме согласно приложению 1;
— ФЛП, — сведения о себе по форме согласно приложению 2. В случае представления сведений о себе и наемных работниках ФЛП представляет сведения по формам согласно приложениям 1 и 2;
— сведения о хозяйственной деятельности, а также о всей незначительной государственной помощи, полученной работодателем или ФЛП в течение последних 3 лет, ее форме и цели (эти сведения не подаются во время военного положения).
4. В пункте 21 Порядка № 702 второе предложение изложено в новой редакции, которой установлено, что копия платежной ведомости на выплату ПЧБ (сведения на выплату наличных), которое работодатель осуществляет работникам в срок не более 3 рабочих дней после поступления денежных средств на свой счет от центра занятости, с подтверждением перечисления денежных средств на счет работника в безналичной форме (сведения на выплату наличных) подается центру занятости не позднее 5 календарных дней после выплаты работникам ПЧБ.
5. В новой редакции изложены все приложения (сведения о лицах) к Порядку № 702.