УТВЕРЖДЕНЫ НОВАЯ ФОРМА АВАНСОВОГО ОТЧЕТА И ПОРЯДОК ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ
Этим приказом (далее — Приказ № 239), вступившим в силу 13.07.2023, внесены изменения в приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении формы Отчета об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядка его составления» от 28.09.2015 № 841 (далее — Приказ № 841).
Изменения обусловлены изложением в новой редакции с 1 апреля 2023 года пункта 170.9 статьи 170 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), о чем мы подробно уже сообщали (см. статью «Новшества в порядке налогообложения и отчетности по денежным средствам, выданным на командировку или под отчет» в ВТЗ № 3/2023, стр. 10).
После внесения изменений Приказом № 239 в Приказ № 841 последним теперь утверждены:
— форма Отчета об использовании денежных средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет);
— Порядок составления Отчета об использовании денежных средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет (далее — Порядок № 841).
Следовательно, в название Отчета и Порядка № 841 добавлен текст «/электронных денег».
Форма Отчета, изложенная в новой редакции, содержит следующие новшества:
1. На лицевой стороне сверху слева появилась строка, где необходимо отражать «повне найменування юридичної особи чи прізвище, імя та по батькові (за наявності) самозайнятої особи». То есть, теперь Отчет применяют все налоговые агенты — как юридические лица, так и самозанятые лица (в т. ч. физические лица – работодатели).
Ниже указывается «податковий номер» (код ЕГРПОУ плательщика налога или регистрационный (учетный) номер плательщика налогов, который присваивается контролирующими органами, или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (далее — РНУКПН) – физического лица) или серия (при наличии) и номер паспорта плательщика налогов (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия РНУКПН и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте). Одновременно удалены поля «Відділ», «Посада», «Цех», «Професія».
2. Для того, кто подает Отчет появилась строка с названием «Фізична особа – платник податків (підзвітна особа)», где указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) и РНУКПН (или серия (при наличии) и номер паспорта — для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия РНУКПН).
3. Справа сверху в разделе «Звіт затверджено в сумі» свою подпись с датой заполнения теперь проставляет «Керівник (уповноважена особа)/самозайнята особа» (ранее было — «Керівник»).
4. Справа уже нет раздела «Звіт перевірено», где ранее указывались сумма и дата, которые удостоверялись подписью бухгалтера.
5. В подтабличной части текст «платіжним дорученням» заменен текстом «платіжна інструкція».
6. С правого края форма Отчета уже не содержит корешка «РОЗПИСКА». Следовательно, теперь не нужно предоставлять подотчетному лицу корешок в подтверждение факта принятия Отчета.
7. Поскольку Отчет теперь подается и при использовании электронных денег, предоставленных под отчет, в нижней части в разделе, где указывается сумма налога, содержится следующий текст:
«При неповерненні суми надміру витрачених коштів/електронних грошей протягом звітного місяця, на який припадає граничний строк повернення:
Сума податку ____ (грн, коп.) = неповернута сума3 ____ (грн, коп.) х ставка податку4 ___ : 100».
8. Всю информацию на лицевой стороне Отчета теперь удостоверяет своей подписью «головний бухгалтер (особа, відповідальна за ведення бухгалтерського обліку)/самозайнята особа» с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии). Под текстом «З розрахунком ознайомлений:» теперь «фізична особа – платник податків (підзвітна особа)» проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии).
9. На оборотной стороне формы Отчета в таблице немного изменилось название третьей графы. Теперь в ней указывается «Кому, за що і на підставі якого документа понесено витрати» (ранее было — «Кому, за що і на підставі якого документа заплачено»). В подтабличной части свою подпись и дату заполнения проставляет «Фізична особа – платник податків (підзвітна особа)».
Таким образом, начиная с 13 июля 2023 года, подотчетные лица должны подавать Отчет по новой форме. Если с указанной даты Отчет подан по старой форме, рекомендуем его аннулировать и подать Отчет по новой форме.
Что касается Порядка № 841, то он изложен в новой редакции, учитывающей нормы пункта 170.9 НКУ, действующие с 1 апреля 2023 года.
Так, в пункте 1 Порядка № 841 указано, что Отчет подается по основаниям, определенным подпунктом 170.9.4 НКУ. В случае если во время командировки или выполнения отдельных гражданско-правовых действий физическое лицо – плательщик налога (подотчетное лицо) (далее — плательщик налога) применил платежные инструменты, включая корпоративные (бизнесовые) платежные инструменты или личные платежные инструменты, или их реквизиты для проведения расчетов в безналичной форме и/или для получения наличных в пределах суммы суточных расходов и при отсутствии налогооблагаемого дохода, Отчет не составляется и не подается.
Согласно пункту 2 Порядка № 841 Отчет составляется и подается до окончания месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик налога:
1) завершает такую командировку;
2) завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего денежные средства/электронные деньги под отчет.
Если во время командировки или выполнения отдельных гражданско-правовых действий плательщик налога применил для проведения расчетов платежный инструмент, включая корпоративный (бизнесовый) платежный инструмент или личный платежный инструмент, или его реквизиты, списание денежных средств/электронных денег по понесенным расходам осуществляется поставщиком платежных услуг позднее даты, когда плательщик налога завершает такую командировку или завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия, сроки, указанные в абзаце первом этого пункта, продлеваются на один календарный месяц.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 841 реквизиты документов, подтверждающих понесенные плательщиком налога суммы фактических расходов денежных средств/электронных денег на командировку или для выполнения отдельных гражданско-правовых действий, указываются в таблице на обратной стороне Отчета.
При наличии излишне израсходованных денежных средств/электронных денег такая сумма возвращается плательщиком налога в кассу или зачисляется на счет выдавшего их лица в банке/небанковском поставщике платежных услуг до или при подаче Отчета, а для случаев, когда Отчет не подается, — до предельного срока, указанного в пункте 2 Порядка № 841.
Если плательщик налога не возвращает суммы излишне израсходованных денежных средств/электронных денег в течение отчетного месяца, на который приходится предельный срок, указанный в пункте 2 Порядка № 841, то такая сумма, рассчитанная с учетом пункта 164.5 НКУ (т. е. увеличенная на «натуральный» коэффициент), подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по ставке, указанной в пункте 167.1 НКУ, за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц. В случае недостаточности суммы дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих отчетных месяцев до полной уплаты суммы НДФЛ.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 841 (он почти полностью повторяет пункт 5 предыдущей редакции Порядка № 841) в случае когда плательщик налога прекращает трудовые или гражданско-правовые отношения с лицом, выдавшим такие денежные средства/электронные деньги, сумма НДФЛ удерживается за счет последней выплаты налогооблагаемого дохода при проведении окончательного расчета, а в случае недостаточности суммы такого дохода непогашенная часть НДФЛ включается в налоговое обязательство плательщика налога по результатам отчетного (налогового) года. Если полное удержание такой суммы НДФЛ невозможно вследствие смерти или признания плательщика налога судом без вести пропавшим или объявления судом умершим, такая сумма удерживается при начислении дохода за последний для такого плательщика налога налоговый период, а в непогашенной части признается безнадежной к уплате.
Согласно пункту 5 Порядка № 841 плательщик налога, который составляет и подает Отчет, заполняет все графы Отчета, кроме: «Звіт перевірено», «Залишок унесений (перевитрата видана) в сумі _________ грн, коп. касовий ордер/платіжна інструкція», корреспонденции счетов бухгалтерского учета, расчета суммы удержанного налога за невозвращенные суммы излишне израсходованных денежных средств/электронных денег на командировку или под отчет, которые заполняются лицом, предоставившим такие денежные средства/электронные деньги. Графу «Звіт затверджено» подписывает «керівник (уповноважена особа)/самозайнята особа».
Лица (руководитель (уполномоченное лицо)/самозанятое лицо, главный бухгалтер/лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета), удостоверяющие правильность составления/подачи Отчета, осуществляют подписание Отчета путем наложения собственноручной подписи или электронной подписи с соблюдением требований Законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах».
Таким образом, теперь подотчетному лицу можно подать Отчет как в бумажной форме с наложением собственноручной подписи, так и в электронной форме с наложением электронной подписи. Аналогично свою подпись (собственноручную или электронную) ставит лицо, удостоверяющее правильность составления/подачи Отчета.
Отметим, что учетная политика является компетенцией субъекта хозяйствования, поэтому его руководитель в локальном документе может установить, что Отчет подается работником всегда, когда ему выдаются денежные средства под отчет, а также когда он использовал личный платежный инструмент для приобретения товаров (оплаты услуг) для нужд работодателя.
РАЗРЕШЕНО НЕ ПРОВОДИТЬ АТТЕСТАЦИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА,
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРОЙ НАСТАЛ В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим постановлением, вступившим в силу 06.07.2023, внесено изменение в пункт 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 № 442 (далее — Порядок № 442).
Пункт 4 Порядка № 442 после абзаца второго дополнен новыми абзацами следующего содержания:
«Аттестация, срок проведения которой наступил в период военного положения, по решению работодателя, согласованному с профсоюзом, проводится в течение шести месяцев со дня прекращения или отмены военного положения в Украине.
Результаты аттестации, проведенной до введения военного положения в Украине, продолжают действовать и используются в период военного положения и в течение шести месяцев со дня его прекращения или отмены.».
Таким образом, работодателям разрешили не проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, если срок ее проведения наступил в период военного положения. Такую аттестацию необходимо будет провести в течение 6 месяцев со дня прекращения или отмены военного положения в Украине (сейчас оно действует до 18 августа 2023 года).
Принятие комментируемого постановления вызвано тем, что во время военного положения на некоторых предприятиях невозможно своевременно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, что фактически лишает работников права на получение льгот и компенсаций, а также на зачисление периода работы с вредными и опасными условиями труда в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Напомним, что в мирное время согласно Порядку № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на предприятиях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как сейчас, так и в будущем. Аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
МИНЭКОНОМИКИ ВНЕСЛО ИЗМЕНЕНИЯ В КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ
Этим документом, вступившим в силу 23.06.2023, утверждены Изменения № 12 к Национальному классификатору ГК 003:2010 (далее — Классификатор профессий, КП). В частности, в Классификаторе профессий добавили 29, исключили 10 и изменили 11 профессиональных названий работ (должностей). Для некоторых профессиональных названий работ (должностей), внесенных в Классификатор профессий или исключенных из него, фактически изменен только код КП.
В частности, в Классификатор профессий внесены следующие профессиональные названия работ (изменен код КП):
1229.3 Главный государственный фитосанитарный инспектор;
1239 Начальник отделения Оперативно-спасательной службы гражданской защиты;
2142.2 Энергетический аудитор зданий;
2149.2 Энергетический аудитор процессов;
2149.2 Энергетический аудитор транспорта;
2149.2 Специалист по обследованию инженерных систем;
2211.2 (было — 2411.2) Экологический аудитор;
2224.2 Фармацевт промышленный;
2411.2 Инспектор по контролю качества аудиторских услуг;
2419.2 (было — 2411.2) Аудитор систем пищевой безопасности;
2419.2 (было — 2411.2) Аудитор систем качества;
2446.2 Специалист по сопровождению ветеранов войны и демобилизованных лиц;
2455.2 Ассистент сценариста (супервайзер) (кинопроизводство);
2455.2 Ассистент сценариста по съемочному процессу (скрипт-супервайзер);
2455.2 Сценарист (кинопроизводство);
2455.2 Сценарист компьютерных эффектов и графики (кинопроизводство);
2490 Аудитор по сертификации;
2490 Технолог (с дипломом магистра);
2490 Специалист по раннему вмешательству;
3212 Инспектор по защите растений;
3433 Ассистент (помощник) аудитора;
3479 Координатор съемочного процесса;
5139 Парикмахер собак (грумер) (было — 5141 Парикмахер собак);
5139 Сопровождающий животных (хендлер);
8990 Оператор дистанционно управляемых аппаратов.
Из Классификатора профессий исключены следующие профессиональные названия работ:
2429 Специалист по дознанию в сфере гражданской защиты;
3439 Инспектор государственный по пожарному надзору;
3449 Государственный инспектор по карантину растений.
В Классификаторе профессий изменены, в частности, следующие профессиональные названия работ без изменения кода КП:
2213.2 Агроном-инспектор на Аудитор по сертификации (агроном-инспектор);
3119 Диспетчер пожарной связи на Диспетчер Оперативно-спасательной службы гражданской защиты;
5164 Механик-водитель на Механик-водитель (водитель) бронетранспортера;
5164 Наводчик на Наводчик (пулеметчик) бронетранспортера;
5164 Наводчик-оператор на Наводчик-оператор (пулеметчик) бронетранспортера.
Кроме того, абзац третий подраздела 4.3 «Специалисты» Классификатора профессий изложен в следующей новой редакции:
«К этому разделу относятся профессии, требующие образовательной квалификации по уровню профессионального предвысшего образования, начальному уровню (короткому циклу) высшего образования и в отдельных случаях — первому (бакалаврскому) уровню высшего образования».
Таким образом, предприятия в штатном расписании, должностных (рабочих) инструкциях должны привести названия (коды КП) профессиональных названий работ (должностей) в соответствие с обновленным Классификатором профессий.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЮ
КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ЗА ТРУДОУСТРОЙСТВО
ВНУТРЕННЕ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим документом, вступившим в силу 09.06.2023, внесены изменения в Порядок предоставления работодателю компенсации расходов на оплату труда за трудоустройство внутренне перемещенных лиц вследствие проведения боевых действий во время военного положения в Украине, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.2022 № 331 (далее — Порядок № 331).
Так, в пункт 1 Порядка № 331 внесено дополнение, в результате чего в нем теперь указано, что этот Порядок определяет условия, механизм выплаты и порядок использования денежных средств для предоставления работодателю компенсации расходов на оплату труда за каждое трудоустроенное лицо из числа внутренне перемещенных лиц (в частности тех работников, которые получили справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица после трудоустройства) вследствие проведения боевых действий во время военного положения в Украине (далее — компенсация расходов) за счет денежных средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и других источников, не запрещенных законодательством.
Кроме того, пункт 1 Порядка № 331 дополнен двумя абзацами следующего содержания:
«Для целей этого Порядка под термином «внутренне перемещенное лицо» понимается лицо, которое после введения Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64 «О введении военного положения в Украине» военного положения получило справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 г. № 509 «Об учете внутренне перемещенных лиц» (Официальный вестник Украины, 2014 г., № 81, ст. 2296).
Термин «работодатель» употребляется в этом Порядке в значении, приведенном в Налоговом кодексе Украины.».
Напомним, что в соответствии с подпунктом 14.1.222 Налогового кодекса Украины работодатель — юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или самозанятое лицо, которое использует наемный труд физических лиц на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и несет обязанности по выплате им заработной платы, а также начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджет, начислений в фонд оплаты труда, другие обязанности, предусмотренные законами.
Еще одним новшеством является исключение из Порядка № 331 текста «гиг-контракта».
Таким образом, действие Порядка № 331 (предоставление компенсации расходов) распространили на тех работников, которые получили справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица (далее — ВПЛ) после введения военного положения в Украине, в том числе после трудоустройства. При этом компенсация расходов, предусмотренная Порядком № 331, не будет выплачиваться во время военного положения в случае заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами на выполнение работ и/или предоставления услуг, а также в случае трудоустройства резидентом Дия Сити гиг-специалистов по гиг-контракту.
Абзац четвертый пункта 2 Порядка № 331 изложен в новой редакции, согласно которой компенсация расходов предоставляется работодателю, кроме работодателей, являющихся бюджетными учреждениями (за исключением предоставителей социальных услуг), фондами общеобязательного государственного социального страхования, за каждое трудоустроенное лицо на условиях срочного или бессрочного трудового договора (контракта), в частности по совместительству, при условии подачи в установленном законодательством порядке налоговой квартальной отчетности или налоговой годовой отчетности за последний отчетный период на дату подачи заявления на получение компенсации расходов (ранее было — при условии подачи в установленном законодательством порядке налоговой отчетности за IV квартал 2021 г. или годовой отчетности за 2021 год).
Как и раньше, согласно пункту 3 Порядка № 331 компенсация расходов предоставляется в размере 6700 гривен ежемесячно за каждое трудоустроенное ВПЛ, за которое работодателем уплачивается единый социальный взнос (далее — ЕСВ), на период военного времени и в течение 30 календарных дней после его отмены или прекращения. Общая продолжительность компенсации расходов не может превышать двух месяцев со дня трудоустройства лица на условиях, предусмотренных пунктом 2 этого Порядка.
Напомним, что согласно пункту 2 Порядка № 331 компенсация расходов предоставляется работодателю, кроме вышеперечисленных, при следующих условиях:
— работодатель состоит на учете как плательщик ЕСВ;
— размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной законодательством.
Лицо из числа ВПЛ может быть трудоустроено на условиях, определенных Порядком № 331, один раз.
В случае прекращения трудовых отношений, в частности расторжения срочного или бессрочного трудового договора (контракта), в том числе по совместительству, до окончания срока выплаты компенсации расходов, работодатель в течение 5 рабочих дней со дня такого прекращения обязан вернуть сумму неиспользованной компенсации расходов на счет регионального центра занятости. Подлежащая возврату сумма определяется как разность между суммой компенсации расходов (6700 гривен) и ее размером, рассчитанным пропорционально отработанному работником времени на месяц (п. 11 Порядка № 331).