С 1 ИЮЛЯ 2022 ГОДА УВЕЛИЧИЛСЯ РАЗМЕР ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 № 1928-IX
Согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2022 с 1 июля 2022 года увеличился размер прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения, который теперь составляет:
- для детей в возрасте до 6 лет — 2201 грн.;
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2744 грн.;
- для трудоспособных лиц — 2600 грн.;
- для лиц, утративших трудоспособность, — 2027 грн.
Для работодателей важен размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), который с 1 июля 2022 года, как отмечено выше, увеличился до 2600 грн. (с 1 декабря 2021 года по 30 июня 2022 года ПМТЛ составлял 2481 грн.).
В связи с этим с 1 июля 2022 года увеличилась до 2600 грн. сумма заработной платы, подлежащая индексации. Часть заработной платы, превышающая ПМТЛ, не индексируется (детально о проведении индексации рассказано в статье «Индексация доходов работников» ВТЗ № 1/2022, стр. 44, а величины прироста индекса потребительских цен для проведения индексации доходов работников в июле см. на стр. 127).
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляет алименты на ребенка в гарантированном минимальном размере (50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста — ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины), то минимальный размер таких алиментов с 1 июля 2022 года составляет:
- для детей в возрасте до 6 лет — 1100,50 грн. (2201 грн. х 50%);
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1372 грн. (2744 грн. х 50%).
Размер всех остальных важных для работодателей «зарплатно-налоговых» показателей, зависящих от ПМТЛ, с 1 июля 2022 года не изменился, поскольку такие показатели зависят от размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года. Например, не изменились размеры минимального должностного оклада (ч. шестая ст. 96 Кодекса законов о труде Украины), налоговой социальной льготы и предельного размера дохода, к которому она применяется (ст. 169 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ), не облагаемой НДФЛ и военным сбором части отдельных доходов (ст. 164, 165, 170 НКУ).
В то же время если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия определено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ, но без привязки к его размеру по состоянию на 1 января (т. е. привязка идет к текущему размеру ПМТЛ), то на таком предприятии минимальный должностной оклад с 1 июля 2022 года должен составлять не менее 2600 грн.
Размер минимальной заработной платы с 1 июля 2022 года не изменился (остался на уровне 6500 грн. в месячном размере и на уровне 39,26 грн. в почасовом размере), поэтому остаются неизменными и все показатели, исчисляемые из размера минимальной заработной платы.
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОДЛЕНЫ ДО 23 АВГУСТА 2022 ГОДА
Указ Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 17.05.2022 № 342/2022
Первым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока действия военного положения в Украине» от 22.05.2022 № 2263-IX, вступившими в силу 23.05.2022, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией против Украины продлен срок действия военного положения в Украине с 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года на срок 90 суток.
Таким образом, военное положение в Украине продлено до 23 августа 2022 года, соответственно, до этой даты будут действовать все меры, ограничения, особенности трудовых отношений, налоговые льготы и т. п., установленные на период действия военного положения, о которых подробно рассказано в статьях «Трудовые отношения, режим работы и оплата труда в условиях военного положения» и «Налогообложение и отражение в отчетности доходов работников в условиях военного положения» ВТЗ № 2/2022, стр. 10 и 60.
Напомним, что первоначально военное положение вводилось с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года на 30 суток, затем оно было продлено сначала до 25 апреля 2022 года, потом — до 25 мая 2022 года.
Вторым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 22.05.2022 № 2264-IX, вступившими в силу 24.05.2022, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией против Украины и с целью обеспечения обороны государства, поддержания боеспособности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований продлен с 25 мая 2022 года срок проведения общей мобилизации на 90 суток.
Следовательно, общая мобилизация в Украине продлена до 23 августа 2022 года, соответственно, до этой даты будут проводиться все мероприятия, связанные с призывом (принятием по контракту) граждан на военную службу, о которых подробно рассказано в статье «Трудовые гарантии работников, призванных на военную службу или принятых в тероборону во время военного положения» ВТЗ № 2/2022, стр. 32.
Напомним, что первоначально проведение общей мобилизации было объявлено с 24 февраля 2022 года в течение 90 суток, но, к сожалению, враг продолжает вооруженную агрессию против Украины.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕСКОЛЬКО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ,
КОТОРЫМИ УСИЛЕНА ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ
Этим документом, вступившим в силу 27.05.2022, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях», Закон Украины «О занятости населения», Закон Украины «О рекламе», Закон Украины «О социальном диалоге в Украине» и Хозяйственный кодекс Украины. Изменения направлены на усиление защиты прав работников, а также на приведение норм отечественного законодательства в соответствие с положениями законодательства Европейского Союза, практикой Международной организации труда.
Изменения касаются нескольких сфер и предусматривают, в частности:
1) в сфере коллективно-договорного регулирования:
— возможность, а не обязательность заключения коллективного договора, а также уже не предусматривается заключение коллективного договора в структурных подразделениях предприятия;
— возможность заключения коллективного договора между физическим лицом, использующим наемный труд, и органом, объединяющим работников этого физического лица;
— обязанность работодателя ознакамливать работников с текстом коллективного договора до начала работы по заключенному трудовому договору, а также в недельный срок после заключения коллективного договора, внесения в него изменений. Субъекты сторон коллективного договора обязаны обеспечить постоянный и беспрепятственный доступ к коллективному договору, возможность его копирования;
— предельный срок действия условий коллективного договора в случае смены собственника, реорганизации юридического лица (обособленного подразделения юридического лица);
— распространение действия отраслевого соглашения на всех работодателей, осуществляющих свою деятельность в соответствующей отрасли/отраслях (виде/видах экономической деятельности), в случае получения соответствующего общего обращения от субъектов сторон этого соглашения, а также в случае, если соглашение заключено центральным органом (органами) исполнительной власти и репрезентативными субъектами сторон/стороны (при заключении соглашения на двусторонней основе), и если соглашение зарегистрировано без замечаний Минэкономики. Порядок распространения действия отраслевого (межотраслевого) соглашения, его отдельных положений утверждается Кабинетом Министров Украины;
2) в сфере трудовых правоотношений:
— определено, что не считается дискриминацией в сфере труда. Лица, которые считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, имеют право обратиться с жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления и их должностным лицам, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и/или в суд;
— установлено, что является необоснованным отказом в принятии на работу. По требованию лица, которому отказано в принятии на работу, работодатель обязан письменно уведомить о причине такого отказа. При этом работодатель имеет право свободного выбора среди кандидатов на занятие рабочего места (должности). Любое прямое или косвенное ограничение трудовых прав при заключении, изменении и прекращении трудового договора не допускается;
— уточнено, что запрещается указывать в рекламе о вакансиях (принятии на работу), и урегулированы некоторые вопросы наложения штрафа за допущенное нарушение в рекламе о вакансиях;
3) в случае массовых увольнений:
— установлено, что массовым увольнением по инициативе работодателя является в течение одного месяца:
— увольнение 10 и более работников у работодателя с численностью работников от 20 до 100;
— увольнение 10 и более процентов работников у работодателя с численностью работников от 101 до 300;
— увольнение 30 и более работников у работодателя с численностью работников от 301 до 1000;
— высвобождение 3 и более процентов работников у работодателя с численностью работников от 1001 и более.
Работодатель должен принимать меры для предотвращения массовых увольнений, в том числе путем проведения консультаций с профсоюзами с целью разработки соответствующих мер, направленных на смягчение их последствий и уменьшение численности уволенных работников. Для этого работодатель в ходе консультаций, но не позднее чем за 3 месяца до даты возможных увольнений, подает выборному органу первичной профсоюзной организации (профсоюзному представителю) уведомление о запланированном массовом увольнении с соответствующей информацией (в письменном виде) о таких мероприятиях.
Подробно — см. статью на стр. 10 этого номера.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 73 КЗОТ, КОТОРЫМИ ВВЕДЕН
НОВЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Этим документом, вступившим в силу 09.06.2022, внесены изменения в часть первую статьи 73 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), которыми введен новый праздничный день 28 июля — День Украинской Государственности, который будем отмечать уже в этом году.
Следовательно, теперь согласно статье 73 КЗоТ в Украине 12 праздничных и нерабочих дней. В то же время в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (см. ВТЗ № 2/2022, стр. 77), вступившего в силу 24 марта 2022 года, в период действия военного положения не применяются нормы статьи 73 КЗоТ (праздничные и нерабочие дни).
Таким образом, в сфере действия трудового законодательства с 24 марта 2022 года и до отмены военного положения праздничные и нерабочие дни отсутствуют. Поэтому в этот период на праздничные и нерабочие дни, установленные статьей 73 КЗоТ, ежегодные отпуска и социальный дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, не продлеваются, и эти дни не исключаются из расчетного периода при исчислении средней заработной платы для начисления отпускных или денежной компенсации за неиспользованные дни отпусков.
Подробно — см. статью на стр. 18 и статью на стр. 40.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ,
КОТОРЫМИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим Законом (далее — Закон № 2260), вступившим в силу 27.05.2022, внесены изменения, в частности, в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ). Основные изменения внесены в пункт 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ.
Так, согласно подпункту 69.1 указанного пункта в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, налогоплательщики освобождаются от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
В случае отсутствия возможности у налогоплательщика по своему филиалу, представительству, обособленному или другому структурному подразделению своевременно выполнить налоговую обязанность по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, такой налогоплательщик освобождается от ответственности, определенной НКУ, в пределах деятельности, осуществляемой через такие филиалы, представительства, обособленные или другие структурные подразделения, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины.
Налогоплательщики, имеющие возможность своевременно выполнять налоговые обязанности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, освобождаются от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, предельный срок выполнения которых приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года до дня вступления в силу Закона № 2260 (т. е. до 27 мая 2022 года) при условии подачи налоговой отчетности до 20 июля 2022 года и уплаты налогов и сборов не позднее 31 июля 2022 года.
Налогоплательщики, в т. ч. по своему филиалу, представительству, обособленному или другому структурному подразделению, у которых возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24 февраля 2022 года до дня возобновления возможности налогоплательщика, освобождаются от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, предусмотренных НКУ, при условии выполнения ими таких налоговых обязанностей, подачи отчетности, уплаты налогов и сборов в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей налогоплательщиков.
В случае самостоятельного исправления налогоплательщиком в налоговых периодах до 25 июля 2022 года с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных статьей 50 НКУ, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных периодах, приходящихся на период действия военного положения такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных пунктом 50.1 статьи 50 НКУ, и пени.
Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1, и перечень документов на подтверждение утверждаются Министерством финансов Украины.
Таким образом, для налогоплательщиков, которые в период с 24 февраля по 27 мая 2022 года не выполняли свои налоговые обязанности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов (в частности, налога на доходы физических лиц, военного сбора), подачи отчетности (в частности, Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса), но имеют возможность своевременно выполнять налоговые обязанности по уплате налогов и сборов, подаче отчетности, установлены предельные сроки подачи налоговой отчетности — до 20 июля 2022 года и уплаты налогов и сборов — не позднее 31 июля 2022 года. Но порядок подтверждения возможности выполнения налогоплательщиком своих налоговых обязанностей должен установить Минфин.
Законом № 2260 в новой редакции изложен подпункт 69.2 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ, устанавливающий порядок проведения проверок налогоплательщиков.
Согласно указанному подпункту налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме:
а) камеральных проверок;
б) документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика и/или по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 НКУ, и/или документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям;
в) фактических проверок.
Требования законодательства о моратории (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), не применяются.
В случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно НКУ, законам, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 112.8.9 НКУ.
Напомним, что согласно подпункту 112.8.9 НКУ совершение деяния (действия или бездействия) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) является обстоятельствами, освобождающими от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений и нарушения другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Следовательно, если налогоплательщик докажет, что он не выполнил свои налоговые обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), то ответственности можно избежать.
Из пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ исключен подпункт 69.26, которым было установлено, что на период действия военного, чрезвычайного положения налогоплательщики имеют право подавать в контролирующий орган налоговую декларацию и другие документы в бумажной форме.
Таким образом, налогоплательщики, которые обязаны подавать налоговую отчетность в электронном виде, с 27 мая 2022 года уже не могут подавать налоговую отчетность и другие документы в бумажной форме.
ПЕРЕНЕСЕНА ПРЕДЕЛЬНАЯ ДАТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БУМАЖНЫХ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И РАЗРЕШЕНО
ИХ РАСПЕЧАТЫВАТЬ НА БЕЛОМ ЛИСТЕ БУМАГИ
Этими двумя приказами, вступившими в силу соответственно 15.04.2022 и 03.05.2022, внесены изменения в приказ Министерства здравоохранения Украины «Некоторые вопросы формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности и проведения их проверки» от 01.06.2021 № 1066 (далее — Приказ № 1066).
Так, изменениями, внесенными в пункт 6 Приказа № 1066, предельная дата полного перехода на электронные листки нетрудоспособности перенесена с 1 мая 2022 года на 1 января 2023 года.
Теперь согласно пункту 8 Приказа № 1066 бумажные листки нетрудоспособности (далее — ЛН) могут выдаваться только в случаях:
1) продолжения и закрытия ЛН, выданных лицам до 01 октября 2021 года;
2) истечения срока, в течение которого лечащий врач может внести изменения в медицинское заключение о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения (далее — РМЗ). В таком случае решение о выдаче ЛН принимает врачебно-консультативная комиссия (далее — ВКК) учреждения здравоохранения, а при ее отсутствии руководитель учреждения;
3) застрахованному лицу в течение 2 месяцев со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении ребенка — на основании этого свидетельства и решения суда об усыновлении ребенка;
4) возникновения технических проблем (ошибок) при передаче данных между Электронным реестром листков нетрудоспособности (далее — ЭРЛН) и РМЗ, которые приводят к невозможности формирования электронного ЛН в ЭРЛН более чем в течение 7 дней с даты создания медицинского заключения о временной нетрудоспособности — до устранения таких проблем (ошибок);
5) остановки в условиях военного положения доступа пользователей электронной системы здравоохранения к центральной базе данных электронной системы здравоохранения;
6) нарушения сроков обращения пациента для продолжения случая временной нетрудоспособности, если это нарушение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного, чрезвычайного положения, а также при условии, что на дату обращения за медицинской и/или реабилитационной помощью пациент остается нетрудоспособным в соответствии с результатами проведенной экспертизы временной нетрудоспособности и заключением лечащего врача о временной нетрудоспособности указанного пациента. В таком случае решение о выдаче ЛН как продолжение ранее выданного с даты, следующей за датой завершения периода нетрудоспособности, удостоверенного ранее выданным ЛН, принимает ВКК учреждения здравоохранения, а при ее отсутствии руководитель учреждения.
В бланке ЛН, который выдается в вышеуказанных случаях как продолжение электронного ЛН, указывается номер продолжаемого ЛН.
Приказ № 1066 также дополнен новым пунктом 8-1, которым установлено, что на период действия военного положения и в течение 3 месяцев со дня его прекращения или отмены:
— в случае отсутствия в учреждении здравоохранения бланков ЛН и невозможности их получения разрешается по решению руководителя учреждения здравоохранения выдача ЛН, распечатанных на белом листе бумаги по форме, утвержденной для бумажного ЛН. При этом в строке, где указывается серия бланка, указывается ЕГРПОУ учреждения здравоохранения, а где номер бланка — порядковый номер записи в Журнале регистрации листков нетрудоспособности;
— ЛН, выданный в вышеуказанном порядке (т. е. распечатанный на белом листе бумаги), считается документом, который подтверждает факт временной нетрудоспособности и приравнивается к ЛН, выданному на бланке.
Фонд социального страхования Украины разъяснил, что при работе с распечатанным бланком ЛН работодатель выполняет все свои функции, предусмотренные для работы с бумажными ЛН, в частности, рассматривает его в комиссии по социальному страхованию, заполняет обратную сторону (которая может быть также распечатана страхователем самостоятельно в случае, если врач выдал только лицевую сторону), оплачивает первые 5 дней нетрудоспособности при необходимости, а также формирует заявление-расчет. При формировании заявления-расчета следует проставлять ЕГРПОУ учреждения здравоохранения и порядковый номер записи в Журнале регистрации ЛН в колонку 8 «Номер» формы заявления-расчета, игнорируя колонку 7 «Серія» в таком формате: ХХХХХХХХ-YYYY, где ХХХХХХХХ — ЕГРПОУ учреждения здравоохранения, а YYYY — порядковый номер записи в Журнале регистрации ЛН. При этом количество символов для этого поля не ограничивается, поскольку невозможно спрогнозировать количество записей в журнале и какой порядковый номер будет присвоен ЛН. Оформление временной нетрудоспособности распечатанным ЛН не повлияет на сроки и возможность получения пособия от Фонда — назначение и выплата денежных средств осуществляются на общих основаниях.
УТВЕРЖДЕНА ФОРМА ВЫПИСКИ ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЕСТРА
ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ
МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОСОБИЕ ПО Э-БОЛЬНИЧНОМУ
Этим постановлением, вступившим в силу 31.05.2022, утверждена форма выписки из Электронного реестра листков нетрудоспособности (далее — ЭРЛН). Форма выписки из ЭРЛН утверждена с учетом положений Порядка организации ведения Электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.04.2019 № 328 (далее — Порядок № 328).
Напомним, что согласно пункту 16 Порядка № 328 информация из ЭРЛН предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины в бумажной форме как выписка из ЭРЛН.
В соответствии с пунктом 18 Порядка № 328 сведения из ЭРЛН формируются с помощью программных средств его ведения с обязательным присвоением индексного номера, фиксацией даты и времени их формирования в виде выписки.
В форме выписки указываются, в частности:
— данные о застрахованном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол, РНУКПН (при наличии));
— информация об электронном листке нетрудоспособности (номер, даты регистрации, открытия и закрытия листка нетрудоспособности, статус, категория медицинского заключения, номер случая нетрудоспособности, отметка о загранице, отметка о связи медицинского заключения с профессиональной деятельностью, признак алкогольного/наркотического опьянения);
— сведения о нарушении режима лечения (в частности, дата и вид нарушения режима лечения);
— сведения о страхователе (код ЕГРПОУ/РНУКПН; фамилия, имя, отчество (при наличии) и/или наименование страхователя; признак основного места работы (да/нет); номер случая нетрудоспособности);
— сведения о медицинском учреждении, физическом лице – предпринимателе, имеющем лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, которыми сформировано медицинское заключение о временной нетрудоспособности, или орган опеки и попечительства, которым внесены сведения об усыновлении (номер случая нетрудоспособности, номер листка нетрудоспособности, номер медицинского заключения, код ЕГРПОУ/РНУКПН, наименование медицинского учреждения и/или фамилия, имя, отчество (при наличии)).
Фонд социального страхования Украины предоставил разъяснение о возможности получения пособия по э-больничному на основании выписки из ЭРЛН.
Разъяснение ФССУ — на стр. 125 этого номера.