ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОДЛЕНЫ ДО 20 АВГУСТА 2023 ГОДА
Указ Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 01.05.2023 № 255/2023
Первым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока действия военного положения в Украине» от 02.05.2023 № 3057-IX, вступившими в силу 19.05.2023, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины продлен срок действия военного положения в Украине с 05 часов 30 минут 20 мая 2023 года на 90 суток.
Таким образом, военное положение в Украине продлено до 18 августа 2023 года, соответственно, до этой даты будут действовать все меры, ограничения, особенности трудовых отношений, налоговые льготы и т. п., установленные на период действия военного положения, о которых подробно шла речь в ряде статей нашего журнала за 2022 год. В частности, как минимум до 18 августа 2023 года будет действовать Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX.
Вторым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 02.05.2023 № 3058-IX, вступившими в силу 20.05.2023, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией против Украины и с целью обеспечения обороны государства, поддержания боеспособности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований продлен с 20 мая 2023 года срок проведения общей мобилизации на 90 суток.
Следовательно, общая мобилизация в Украине продлена до 18 августа 2023 года, соответственно, до этой даты будут проводиться все мероприятия, связанные с призывом (принятием по контракту) на военную службу граждан с сохранением трудовых гарантий работников-военнослужащих, о которых подробно рассказано в ряде статей нашего журнала за 2022 год.
ДОПОЛНЕН ПЕРЕЧЕНЬ УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН,
ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ПЕРИОД ИСКЛЮЧАЕТСЯ ИЗ РАСЧЕТНОГО ПЕРИОДА
ПРИ НАЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ
Этим документом, вступившим в силу 07.06.2023, внесено изменение в пункт 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266.
Изменением перечень уважительных причин, при наличии которых период исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат («больничных», «декретных» и т. п.), дополнен еще одной уважительной причиной — период, в течение которого работник проходил срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или проходил военную службу по контракту, в частности путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, и за ним не сохранялся работодателем средний заработок за такой период.
Таким образом, для страховых случаев, наступивших начиная с 07.06.2023, из расчетного периода исключается период пребывания работника на военной службе в особый период (в том числе во время действия военного положения), когда за ним не сохранялся средний заработок по месту работы.
Следовательно, среднедневная заработная плата теперь не будет искусственно занижаться при расчете суммы страховых выплат у работников, которые в расчетном периоде находились на военной службе в особый период, и за ними не сохранялся средний заработок по месту работы.
УВЕЛИЧЕНЫ СРОКИ ХРАНЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Этим Законом (далее — Закон № 2970), вступившим в силу 28.04.2023 (за исключением отдельных норм), внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) и другие законодательные акты. В частности, в НКУ в новой редакции изложен пункт 44.3, которым установлены требования к плательщикам налогов по обеспечению хранения документов, указанных в пункте 44.1 НКУ, а именно первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, информации, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Теперь пунктом 44.3 статьи 44 НКУ установлено, в частности, следующее:
«44.3. Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов и информации, определенных пунктом 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение определенных законодательством сроков, но не менее:
44.3.1. 2555 дней — для документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля в соответствии со статьями 39 и 392 этого Кодекса;
44.3.2. 1825 дней — для первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, составляемых лицами, определенными пунктом 133.1 статьи 133, подпунктом 133.2.2 пункта 133.2 и пунктом 133.4 статьи 133 этого Кодекса, а также юридическими лицами, избравшими упрощенную систему налогообложения, за исключением документов, к которым применяется более длительный срок хранения согласно подпункту 44.3.1 этого пункта;
44.3.3. 1095 дней — для других документов, на которые не распространяются требования подпунктов 44.3.1 и 44.3.2 этого пункта;
44.3.4. 1095 дней — для документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, включая разрешительные документы.
Сроки хранения документов и информации, определенные этим пунктом, рассчитываются со дня подачи налоговой отчетности или другой отчетности, предусмотренной этим Кодексом, для составления которой используются указанные документы и/или информация, а в случае ее неподачи — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока подачи такой отчетности, а для документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, — со дня осуществления соответствующей хозяйственной операции (для соответствующих разрешительных документов — со дня окончания срока их действия)».
Таким образом, для плательщиков налогов – резидентов увеличен с трех до пяти лет (с 1095 дней до 1825 дней) срок хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Пунктом 4 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2970 установлено, что новые требования по 1825-дневному минимальному сроку хранения документов, предусмотренные пунктом 44.3 НКУ, применяются к документам, которые разработаны:
— до дня вступления в силу этого Закона, срок хранения которых не закончился на день вступления в силу этого Закона (т. е. не закончился на 28.04.2023);
— начиная со дня вступления в силу этого Закона (т. е. с 28.04.2023);
— лицом, по которому на день вступления в силу этого Закона начата, но не завершена процедура прекращения (ликвидации);
лицом, по которому принято решение о ликвидации после вступления в силу этого Закона.
ГНСУ УТВЕРДИЛА МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ,
ПОЛНОТЫ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДФЛ, ЕСВ И ВОЕННОГО СБОРА
Этим приказом ГНСУ утвердила Методику проведения проверки достоверности, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и военного сбора (далее — Методика). Эта Методика разработана с целью надлежащей организации контрольно-проверочных мероприятий плательщиков налогов – налоговых агентов, обеспечения всестороннего изучения вопроса при проведении документальных проверок. Она предназначена для применения должностными лицами налоговых органов при выполнении ими своих функциональных обязанностей.
Методика содержит информацию о:
— объемах информации, которая должна быть проверена и освещена в материалах проверки;
— способах изложения в материалах проверки фактов и обстоятельств;
— способах обоснования выводов.
Согласно разделу ІІІ Методики целью документальной проверки налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), военного сбора (далее — ВС) и единого социального взноса (далее — ЕСВ) является установление правильности и своевременности их начисления и уплаты (перечисления), а также отражения в учете и отчетности.
Для целей, определенных Методикой, проверкой считается документальная проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты НДФЛ, ВС и ЕСВ. Задание документальной проверки НДФЛ, ВС и ЕСВ: осуществить проверку соблюдения плательщиком налогов законодательных требований, регламентирующих порядок начисления, уплаты, ведения учета и составления отчетности по НДФЛ, ВС и ЕСВ.
Проверка НДФЛ, ВС и ЕСВ предусматривает следующие направления исследования:
— правильность формирования исчисления объекта налогообложения НДФЛ, ВС и базы начисления ЕСВ;
— обоснованность применяемых размеров ЕСВ, ставок НДФЛ и правомерность применения льгот;
— соблюдение требований ведения текущих записей в первичном, аналитическом и синтетическом учете хозяйственных операций, на основании которых начисляются НДФЛ, ВС и ЕСВ;
— достоверность арифметических расчетов сумм налоговых обязательств по НДФЛ, ВС и суммам ЕСВ;
— правильность составления и соблюдение сроков подачи отчетности, Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет);
— реальность отражения остатков задолженности в расчетах с бюджетами по НДФЛ, ВЗ, ЕСВ в учете;
— своевременность и полнота уплаты НДФЛ, ВС и ЕСВ.
Проверке подлежат следующие вопросы:
— правильность определения объекта налогообложения НДФЛ и ВС при начислении (выплате) доходов плательщикам налогов в виде заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг), других выплат физическим лицам (как в денежной, так и не денежной форме);
— правильность применения к объекту налогообложения ставок НДФЛ в зависимости от вида дохода;
— правомерность предоставления налоговой социальной льготы;
— предоставление возвратной финансовой помощи физическим лицам и налогообложение такой помощи в случае установления факта ее невозврата;
— правильность определения базы начисления ЕСВ;
— правильность и правомерность применения размера ЕСВ;
— соблюдение установленных сроков уплаты в бюджеты НДФЛ, ВС и ЕСВ;
— соблюдение требований о пропорциональности уплаты ЕСВ (авансовых платежей) одновременно с выплатой сумм заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется ЕСВ;
— на каких счетах отражается в учете начисление и уплата НДФЛ, ВС и ЕСВ.
Рекомендации работникам налогового органа по проверке вопросов достоверности, полноты начисления, удержания и уплаты в бюджеты НДФЛ и ВС, правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, особенности проверки соблюдения требований к составлению и подаче Налогового расчета приведены в разделе IV Методики, а рекомендации по документированию результатов проведения документальной проверки НДФЛ, ВС и ЕСВ — в разделе V Методики.
ОБНОВЛЕН ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА
О СТАЖИРОВКЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ У РАБОТОДАТЕЛЯ
Этот документ (далее — Постановление № 146) вступил в силу 29.04.2023 одновременно с новой редакцией статьи 29 «Расширение возможностей для повышения конкурентоспособности молодежи» Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости), о нормах которой мы подробно сообщали (см. статью «Новый порядок стимулирования работодателей трудоустраивать безработных» в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2022, стр. 105).
Напомним, что согласно части 1 статьи 29 Закона о занятости с целью приобретения опыта по выполнению профессиональных задач и обязанностей, совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений, изучения и усвоения новых технологий, техники, приобретения дополнительных компетентностей получатели профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования, получившие профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню квалифицированного рабочего, специальность по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста, образовательно-профессиональную степень профессионального младшего бакалавра, степени высшего образования младшего бакалавра или бакалавра и продолжают получать образование на следующем уровне образования, имеют право в свободное от обучения время проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получается образование, у работодателя на условиях, определенных договором о стажировке, срок которой не может превышать 6 месяцев. В случае если в период стажировки лицо выполняет профессиональные работы, работодатель за все работы, выполненные в соответствии с поставленными задачами, осуществляет выплату ему заработной платы согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок. Запись о прохождении стажировки работодатель вносит в трудовую книжку (при наличии), которая в случае отсутствия по требованию работника оформляется согласно законодательству. Сведения о прохождении стажировки вносятся в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минсоцполитики. Порядок заключения договора о стажировке и типовая форма договора о стажировке утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение вышеприведенной нормы Постановлением № 146 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 16.01.2013 № 20 (далее — Постановление № 20), получившее новое название «Об утверждении Порядка заключения договора о стажировке получателей профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования у работодателя и Типовой формы договора о стажировке получателей профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования у работодателя». Одновременно изменены и названия документов, утвержденных Постановлением № 20, а именно им теперь утверждены:
— Порядок заключения договора о стажировке получателей профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования у работодателя (далее — Порядок № 20);
— Типовая форма договора о стажировке получателей профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования у работодателя (далее — Типовая форма договора о стажировке).
Изменения обусловлены приведением норм Постановления № 20 в соответствие с положениями новой редакции статьи 29 Закона о занятости и нормативно-правовых актов в сфере образования.
В пункте 2 Порядка № 20 в новой редакции изложены два термина и введен один новый термин «работодатель», вследствие чего имеем следующие термины:
— руководитель стажировки — ответственный за проведение стажировки работник юридического лица (предприятия, учреждения, организации) или физического лица –предпринимателя, которое в пределах трудовых отношений использует труд физических лиц (ранее руководителем стажировки мог быть работник предприятия, имеющий опыт и стаж работы по соответствующей специальности (квалификации) или профессии (квалификационному уровню) не менее 3 лет);
— работодатель — юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация) или физическое лицо – предприниматель, которое в пределах трудовых отношений использует труд физических лиц;
— стажеры — получатели профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования, которые получили профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню квалифицированного рабочего, специальность по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста, образовательно-профессиональную степень образования младшего бакалавра или бакалавра и продолжают получать образование на следующем уровне образования и проходят стажировку у работодателя по профессии (специальности), по которой получается образование, на определенных договором о стажировке условиях в свободное от обучения время.
Таким образом, теперь стажерами являются получатели соответствующего образования, которые могут проходить стажировку не только у юридических лиц, но у физических лиц – предпринимателей, использующих в пределах трудовых отношений труд физических лиц.
В новой редакции изложены приложение к Порядку № 20, в котором приведена форма заявления стажера к юридическому лицу или физическому лицу – предпринимателю с просьбой принять на стажировку, и Типовая формя договора о стажировке, которая учитывает новые нормы Порядка № 20.
Напомним, что стажеры, которым работодатель начисляет заработную плату во время стажировки, в приложении Д1 к Налоговому расчету отражаются с кодом категории застрахованного лица 69.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК БРОНИРОВАНИЯ ВОЕННООБЯЗАННЫХ
Этим документом (далее — Постановление № 400), вступившим в силу 02.05.2023, внесены изменения в Порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения (далее — Порядок бронирования), утвержденный
постановлением Кабинета Министров Украины от 27.01.2023 № 76 (далее — Постановление № 76), о нормах которого мы подробно сообщали (см. статью «Бронирование работников во время военного положения» в ВТЗ № 2/2023, стр. 80).
Постановлением № 400 установлены предельные сроки подачи, согласования, рассмотрения, принятия решения о списках военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время, и зачисления военнообязанных на специальный воинский учет.
Изменениями, внесенными в пункты 7 – 11 Порядка бронирования, предусмотрено следующее:
— органы государственной власти, другие государственные органы в срок не более 5 рабочих дней со дня получения списка военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время (далее — список) подают его на согласование Генеральному штабу Вооруженных Сил (СБУ), Службе внешней разведки) для их проверки и согласования;
— с целью согласования списки рассматриваются относительно полноты заполнения и наличии обоснований Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, Службой внешней разведки) в срок не более 10 рабочих дней со дня их получения, после чего подаются в Минэкономики;
— после получения от Генерального штаба Вооруженных Сил (СБУ, Службы внешней разведки) согласованных списков Минэкономики в срок не более 5 рабочих дней со дня получения списков принимает решение о бронировании военнообязанных;
— территориальный центр комплектования и социальной поддержки, в котором военнообязанный состоит на воинском учете (соответствующее подразделение Центрального управления и/или региональный орган СБУ, соответствующее подразделение Службы внешней разведки), на основании решения о бронировании военнообязанных в срок не более 5 рабочих дней со дня его получения зачисляет такого военнообязанного на специальный воинский учет.
Таким образом, теперь период от получения государственными органами от работодателей списков на бронирование работников, составляемых согласно нормам Постановления № 76, до зачисления забронированных на специальный воинский учет должен составлять не более 25 рабочих дней.