С 1 октября 2022 года увеличилась минимальная заработная плата
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 № 1928-IX
Согласно статье 8 Закона о Госбюджете-2022 с 1 октября 2022 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере — 6700 грн.;
— в почасовом размере — 40,46 грн.
Таким образом, с 1 октября 2022 года минимальная заработная плата (далее — МЗП) в месячном размере увеличилась на 200 грн. (6700 – 6500) или на 3,08%, в почасовом размере — на 1,20 грн. (40,46 – 39,26) или на 3,06%.
Учитывая вышеизложенное, с 1 октября 2022 года работникам, которым установлены должностные оклады (оклады, месячные тарифные ставки), за полностью выполненную месячную норму труда работодатели должны выплачивать заработную плату в размере не менее 6700 грн., а работникам, которым установлена почасовая оплата труда, за полностью выполненную часовую норму труда — в размере не менее 40,46 грн. При работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда (далее — «пропорциональная» МЗП).
Если при выполнении месячной (часовой) нормы труда месячная (часовая) заработная плата ниже МЗП в месячном (почасовом) размере (например из-за того, что у работника размер оклада меньше размера МЗП в месячном размере), работнику начисляется доплата до МЗП в месячном (почасовом) размере. Если при работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении в полном объеме месячной (часовой) нормы труда заработная плата за отработанное время ниже «пропорциональной» МЗП, работнику начисляется доплата до «пропорциональной» МЗП (ст. 3-1 Закона Украины «Об оплате труда»).
В связи с увеличением МЗП увеличились и размеры важных для работодателей «взносо-страховых» показателей, которые с 1 октября 2022 года составляют:
• максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), равная 15 размерам МЗП, — 100 500 грн. (15 х 6700 грн.), в январе – сентябре она составляла 97 500 грн. (6500 грн. х 15). Соответственно, максимальная сумма ЕСВ, подлежащая уплате за месяц, теперь составляет 22 110 грн. (100 500 грн. х 22%), в январе – сентябре она составляла 21 450 грн. (97 500 грн. х 22%);
• сумма ЕСВ, которая должна быть уплачена работодателем, если база начисления ЕСВ в месяце по основному месту работы работника не превышает размера МЗП — 1474 грн. (6700 грн. х 22%), в январе – сентябре она составляла 1430 грн. (6500 грн. х 22%);
• размер минимального страхового взноса — 1474 грн. (6700 грн. х 22%), в январе – сентябре этот размер составлял 1430 грн. (6500 грн. х 22%);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «больничных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных» — 220,11 грн. (6700 грн. : 30,44), в январе – сентябре эти показатели составляли 213,53 грн. (6500 грн. : 30,44);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев — 440,21 грн. (6700 грн. х 2 : 30,44), в январе – сентябре она составляла 427,07 грн. (6500 грн. х 2 : 30,44).
В связи с увеличением размера МЗП с 1 октября 2022 года увеличились и размеры штрафов, налагаемых органами Гоструда на работодателей за нарушение законодательства о труде в соответствии с частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины, поскольку они привязаны к размеру МЗП, действующему на момент выявления нарушения.
Размеры важных для работодателей «налоговых» показателей, зависящих от МЗП (в частности, размеры не облагаемой НДФЛ и военным сбором части отдельных доходов, указанных в статьях 164, 165, 170 Налогового кодекса Украины), с 1 октября 2022 года не изменились, поскольку зависят от размера МЗП, установленного на 1 января календарного года.
Обращаем внимание, что увеличение МЗП с 1 октября 2022 года никак не повлияло на размер должностного оклада работника 1 тарифного разряда, в том числе в бюджетной сфере. Как и ранее, для определения размеров должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, продолжает применяться величина 1 тарифного разряда на уровне 2893 грн., введенная еще с 1 декабря 2021 года.
Напомним, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, формируется на основе минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины. Сейчас абзацем четвертым примечания 1 к приложению 1 к постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 установлено следующее:
«Должностные оклады (тарифные ставки) с 1 января 2021 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда — 2670 гривен, с 1 декабря 2021 г. — 2893 гривны».
Кабинет Министров Украины в мирное время планировал пересмотреть должностные оклады в бюджетной сфере с 1 октября 2022 года, но из-за военной агрессии против Украины этого не произошло.
Утвержден порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения
налогоплательщиком налоговых обязанностей во время военного положения
Этот документ (далее — Приказ № 225), вступивший в силу 06.09.2022, принят во исполнение норм подпункта 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) с целью временного, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, подтверждения налогоплательщиками возможности или невозможности своевременного выполнения налоговой обязанности по соблюдению, в частности, сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности.
Приказом № 225 утверждены:
— Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — Порядок № 225);
— Перечень документов, подтверждающих невозможность плательщика налогов — юридического лица, в частности относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в том числе обязанность налогового агента (далее — Перечень № 225 для юрлиц);
— Перечень документов, подтверждающих невозможность плательщика налогов — физического лица, в частности самозанятого лица, своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в том числе обязанность налогового агента (далее — Перечень № 225 для физлиц).
Действие Порядка № 225 распространяется на налогоплательщиков — физических лиц – резидентов Украины, в частности самозанятых лиц, юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющиеся объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов, представлению отчетности, выполнению других обязанностей, предусмотренных НКУ или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.
Приказ № 225 распространяется на налогоплательщиков, которые:
1) сейчас (на момент вступления в силу Приказа № 225) не имеют возможности выполнять налоговые обязанности;
2) не имели возможности выполнять налоговые обязанности в период с 27.05.2022 до вступления в силу Приказа № 225;
3) сейчас имеют возможность выполнять налоговые обязательства, но в дальнейшем во время военного положения могут утратить такую возможность.
В соответствии с пунктом 1 раздела ІІ Порядка № 225 основаниями невозможности выполнения налогоплательщиками — юридическими лицами и их обособленными подразделениями налоговых обязанностей (в том числе обязанностей налоговых агентов) являются:
1) утрата (уничтожение или порча) первичных документов, компьютерного и другого оборудования вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации (далее — РФ);
2) невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ;
3) использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования связано с риском для жизни или здоровья должностного лица налогоплательщика или невозможно в связи с установлением уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом в условиях военного положения запретов и/или ограничений;
4) возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта этилового и их уничтожении в дальнейшем вследствие составления и регистрации акцизных накладных, и/или представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, и/или представления заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными и т. п. (исключительно в части выполнения определенных этим абзацем обязанностей);
5) отсутствие у налогоплательщика других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, сборы, а также вести бухгалтерский учет, составлять и представлять налоговую и финансовую отчетность, отсутствие возможности у собственника назначить таких должностных лиц при отсутствии у такого налогоплательщика объектов налогообложения или показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НКУ, может быть связано со следующими обстоятельствами:
— должностное лицо является одновременно одним из собственников юридического лица при условии, что отсутствие такого собственника (акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие решения о назначении на постоянной или временной основе другого должностного лица;
— юридическое лицо основано на собственности отдельного физического лица, которое одновременно является единственным должностным лицом такого юридического лица.
6) пребывание (налоговый адрес налогоплательщика и/или фактическое нахождение / нахождение производственных мощностей и т. п.) на территории населенного пункта, в котором ведутся военные (боевые) действия, который находится в окружении (блокировании) или временно оккупирован вооруженными формированиями РФ;
7) другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально.
Перечень оснований невозможности выполнения налогоплательщиком – физическим лицом налоговых обязанностей (кроме оснований, установленных подпунктами 102.6.1 – 102.6.5 пункта 102.6 статьи 102 главы 9 раздела II НКУ), приведен в пункте 2 раздела II Порядка № 225.
Согласно пункту 3 раздела II Порядка № 225 в случае невозможности выполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, в том числе относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, налогоплательщик подает не позднее 30 сентября 2022 года заявление об отсутствии такой возможности вместе с исчерпывающим перечнем документов (копий документов), информации, предусмотренных Перечнем № 225 для юрлиц и Перечнем № 225 для физлиц в налоговый орган.
Заявление должно содержать, в частности: четкое и краткое обоснование оснований для подтверждения невозможности выполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов; какие именно налоговые обязанности не имел / не имеет возможности выполнить налогоплательщик; информацию о налоговых периодах, за которые невозможно выполнить налоговые обязанности, или информацию об обстоятельствах, связанных с совершением военных (боевых) действий, террористическими актами, диверсиями или другими обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), вызванными военной агрессией РФ, временной оккупацией вооруженными формированиями РФ.
Заявление и документы налогоплательщики подают в налоговый орган в электронной форме путем отправки через Электронный кабинет или в бумажной форме путем подачи в налоговый орган по месту налогового адреса или любого сервисного центра налогового органа, или отправки по почте с уведомлением о вручении (п. 8 р. ІІ Порядка № 225).
В случае отсутствия возможности подать вышеуказанные заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию до 30 сентября 2022 года налогоплательщик подает их одновременно с получением возможности выполнения одной из налоговых обязанностей (регистрации налоговой накладной, представления отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т. д.) таким налогоплательщиком, но не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей налогоплательщика (п. 4 р. ІІ Порядка № 225).
Налогоплательщики, в отношении которых налоговым органом принято решение о невозможности своевременного выполнения ими налоговой обязанности, и у которых возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, обязаны уведомить налоговый орган о возобновлении возможности выполнения налоговой обязанности не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей, путем представления уведомления произвольной формы (п. 5 р. ІІ Порядка № 225).
В соответствии с пунктом 6 раздела II Порядка № 225 налогоплательщики, которые выполняли налоговые обязанности, но в связи с военной агрессией РФ утратили возможность выполнять налоговые обязанности, принимают меры, предусмотренные пунктом 3 этого раздела, в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления возможностей налогоплательщика подать в налоговый орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности выполнения налоговых обязанностей.
Согласно пункту 7 раздела ІІ Порядка № 225 налогоплательщики, которые не подали в сроки, установленные пунктами 3 и 4 этого раздела, заявления в произвольной форме и соответствующие документы (копии документов), подтверждающие невозможность выполнения налогового долга, считаются имеющими возможность своевременно выполнить налоговые обязанности.
Налогоплательщики обязаны хранить в течение срока давности, установленного НКУ, оригиналы соответствующих документов, подтверждающих невозможность выполнения налоговой обязанности. По требованию налогового органа налогоплательщики обязаны предъявить оригиналы документов, подтверждающих невозможность выполнения налоговой обязанности.
В соответствии с разделом III Порядка № 225 заявление налогоплательщика в произвольной форме и соответствующие документы (копии документов) рассматриваются налоговым органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения, с возможностью продления срока рассмотрения с учетом срока, предусмотренного для направления предварительного решения. Налогоплательщики предоставляют документ или несколько документов (копию документа или документов), информацию, которые могут быть использованы для подтверждения невозможности выполнения ими своих налоговых обязанностей.
В случае недостаточности документов (копий документов), подтверждающих невозможность выполнения у налогоплательщика налоговых обязанностей, налоговый орган направляет предварительное решение о возможности или невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности (далее — Предварительное решение) по форме, приведенной в приложении к Порядку № 225. Предварительное решение должно быть направлено налогоплательщику не позднее 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения налоговым органом заявления и соответствующих документов (копии документов), информации.
Налогоплательщик может подать в налоговый орган дополнительные документы (копии документов) обоснования / объяснения в подтверждение указанного в заявлении основания (оснований) невозможности выполнения налоговых обязанностей в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения предварительного решения.
Дополнительные документы (копии документов) обоснования / объяснения рассматриваются налоговым органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения.
Если налогоплательщик не предоставил дополнительных документов (копий документов), обоснований / объяснений в подтверждение указанного в заявлении основания (оснований) невозможности выполнения налоговых обязанностей, руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) налогового органа принимает решение на основании предварительно поданного налогоплательщиком заявления, документов (копий документов) и информации, которые могут быть использованы для подтверждения возможности или невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.
Обязанность доказывания возможности или невозможности налогоплательщиком своевременно выполнить свою налоговую обязанность возлагается на налоговый орган. Последний устанавливает причинно-следственную связь между обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), произошедшими в результате вооруженной агрессии РФ, непосредственным влиянием таких обстоятельств именно на такого плательщика и возможностью выполнения им налоговой обязанности по состоянию на дату, на которую приходится предельный срок выполнения такой обязанности, и руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) налогового органа принимает мотивированное решение о возможности или невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности по форме, приведенной в приложении к Порядку № 225.
Теперь на воинский учет берутся только женщины, имеющие медицинскую
или фармацевтическую специальность, остальные женщины — по собственному желанию
Первым документом, вступающим в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, часть 11 статьи 1 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-XII (далее — Закон № 2232) изложена в следующей новой редакции:
«11. Женщины, которые пригодны к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту и закончили заведения профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего или высшего образования и получили медицинскую или фармацевтическую специальность, подлежат взятию на воинский учет военнообязанных.
Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную с соответствующей военно-учетной специальностью, определенной в перечне, утвержденном Министерством обороны Украины, и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, кроме указанных в абзаце первом этой части, берутся на воинский учет военнообязанных по их желанию.».
Напомним, что до этого часть 11 статьи 1 Закона № 2232 имела следующую редакцию:
«11. Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную с соответствующей военно-учетной специальностью, определенной в перечне, утвержденном Министерством обороны Украины, и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на воинский учет военнообязанных.».
Таким образом, теперь только женщины, имеющие медицинскую или фармацевтическую специальность, обязательно подлежат взятию на воинский учет военнообязанных. Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную с соответствующей военно-учетной специальностью, берутся на воинский учет военнообязанных по их желанию.
Отметим, что перечнем, о котором идет речь в части 11 статьи 1 Закона № 2232, является Перечень специальностей и/или профессий, родственных с соответствующими военно-учетными специальностями, после получения которых женщины берутся на воинский учет военнообязанных, утвержденный приказом Министерства обороны Украины от 11.10.2021 № 313 (далее — Перечень № 313).
Вторым документом (далее — Приказ № 259), вступившим в силу 23.09.2022, в подпункте 1 пункта 3 приказа Министерства обороны Украины «О внесении изменений в приказ Министерства обороны Украины от 11 октября 2021 года № 313» от 07.02.2022 № 35 (далее — Приказ № 35) слова и цифры «с 01 октября 2022 года» заменены словами и цифрами «с 01 октября 2023 года».
Таким образом, теперь не с 01 октября 2022 года, а с 01 октября 2023 года Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины должен обеспечить взятие женщин на воинский учет военнообязанных согласно Перечню № 313. Но, учитывая обновленную часть 11 статьи 1 Закона № 2232, взятие женщин (кроме тех, которые имеют медицинскую или фармацевтическую специальность) на воинский учет должно осуществляться только по их желанию.
Напомним, что Перечень № 313 первоначально был утвержден приказом Министерства обороны Украины от 11.10.2021 № 313, вступившим в силу 17.12.2021. По сравнению со своим предшественником, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14.10.94 № 711, первоначальный Перечень № 313 включал в разы больше специальностей и профессий (от повара и библиотекаря до ветеринара и маляра), родственных с соответствующими военно-учетными специальностями, после получения которых женщины берутся на воинский учет военнообязанных. Но Приказом № 35 с 01.04.2022 Перечень № 313 был изложен в новой редакции, которая включает меньше специальностей и профессий, но все равно их довольно много — 35 названий родственных специальностей и 76 названий родственных профессий. Сейчас Минобороны готовит очередные изменения в Перечень № 313.