ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОДЛЕНЫ ДО 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА
Указ Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 26.07.2023 № 452/2023
Первым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока действия военного положения в Украине» от 27.07.2023 № 3275-IX, вступившими в силу 17.08.2023, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины продлен срок действия военного положения в Украине с 05 часов 30 минут 18 августа 2023 года на 90 суток.
Таким образом, военное положение в Украине продлено до 16 ноября 2023 года, соответственно, до этой даты будут действовать все меры, ограничения, налоговые льготы, особенности трудовых отношений, установленные на период действия военного положения, о которых подробно шла речь в статьях нашего журнала за 2022 год. В частности, как минимум, до 16 ноября 2023 года будет действовать Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX.
Вторым Указом Президента, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 27.07.2023 № 3276-IX, вступившими в силу 17.08.2023, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией против Украины и с целью обеспечения обороны государства, поддержания боеспособности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований продлен с 20 мая 2023 года срок проведения общей мобилизации на 90 суток.
Следовательно, общая мобилизация в Украине продлена до 16 ноября 2023 года, соответственно, до этой даты будут проводиться все мероприятия, связанные с призывом (принятием по контракту) на военную службу граждан с сохранением трудовых гарантий работников-военнослужащих, о которых подробно рассказано в ряде статей нашего журнала за 2022 год.
ЧАСТЬ ОТПУСКА В СВЯЗИ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ,
НЕ ИСПОЛЬЗОВАННУЮ ДО РОДОВ, ТЕПЕРЬ МОЖНО
ПЕРЕНОСИТЬ НА ПЕРИОД ПОСЛЕ РОДОВ
Этим документом, вступившим в силу 29.07.2023, в несколько законов внесены изменения, устанавливающие дополнительные особенности предоставления отпуска в связи с беременностью и родами (далее — «декретный» отпуск).
Так, статья 179 Кодекса законов о труде Украины и статья 17 Закона Украины «Об отпусках» дополнена новой частью второй, которой установлено, что по желанию женщины и в случае отсутствия медицинских противопоказаний часть «декретного» отпуска продолжительностью 70 календарных дней, предусмотренная до родов, может быть перенесена и использована женщиной частично или полностью после родов, начиная со дня родов. При этом общая продолжительность «декретного» отпуска не может превышать суммарно 126 календарных дней (140 календарных дней — при рождении двоих и более детей и при осложнении родов).
Абзацы второй и третьей части 1 статьи 18 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV изложены в новых редакциях, содержащих следующие нормы.
Пособие по беременности и родам застрахованному лицу выплачивается за весь период «декретного» отпуска, продолжительность которого составляет 70 календарных дней до родов и 56 (при осложненных родах или рождении двоих и более детей — 70) календарных дней после родов. По желанию женщины и в случае отсутствия медицинских противопоказаний часть отпуска продолжительностью 70 календарных дней, предусмотренная до родов, может быть перенесена и использована женщиной частично или полностью после родов, начиная со дня родов. При этом общая продолжительность отпуска не может превышать суммарно 126 календарных дней (140 календарных дней — в случае рождения двоих и более детей и в случае осложненных родов).
Женщинам, отнесенным к 1–3 категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (далее — женщины–«чернобыльцы»), пособие по беременности и родам выплачивается за весь период «декретного» отпуска, продолжительность которого составляет 90 календарных дней до родов и 90 календарных. дней после родов. По желанию женщины и в случае отсутствия медицинских противопоказаний часть отпуска продолжительностью 90 календарных дней, предусмотренная до родов, может быть перенесена и использована женщиной частично или полностью после родов, начиная со дня родов.
Таким образом, если работница не желает использовать до родов часть «декретного» отпуска, то она может перенести на период, начиная со дня родов, как все 70 календарных дней (для женщин-«чернобыльцев» — 90 календарных дней), так и меньшее количество календарных дней «декретного» отпуска, предоставляемых до родов. Но общая продолжительность «декретного» отпуска по желанию женщины сохраняется — 126 календарных дней (для женщин-«чернобыльцев» — 180 календарных дней). При этом пособие по беременности и родам (далее — «декретные») выплачивается за все использованные дни «декретного» отпуска.
Напомним, что раньше если работница по собственному желанию уходила в «декретный» отпуск не с первого дня оформления (выдачи) листка нетрудоспособности по беременности и родам, а с любого дня позднее, то она теряла часть «декретного» отпуска (часть «декретных»). Теперь такая часть «декретного» отпуска (часть «декретных») утрачиваться не будет, а будет предоставляться работнице по ее желанию после дня родов.
Подробно — см. статью на стр. 10.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 73 КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ УКРАИНЫ,
КОТОРЫМИ ОТКОРРЕКТИРОВАНЫ ПЕРЕЧЕНЬ И ДАТЫ ПРАЗДНИЧНЫХ И НЕРАБОЧИХ ДНЕЙ
Этим Законом (далее — Закон № 3258), вступившим в силу 30.07.2023, внесены изменения в статью 73 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
В результате изменений 7 января уже не является праздничным днем, при этом Рождество Христово является праздничным днем только 25 декабря. Таким образом, в Украине с 30 июля 2023 года установлено 11 праздничных и нерабочих дней в календарном году.
Кроме того, Законом № 3258 изменены даты двух праздничных дней. Теперь День Украинской Государственности — 15 июля (был 28 июля), а День защитников и защитниц Украины — 1 октября (был 14 октября).
В пояснительной записке к Закону № 3258, где приведены обоснование и цель его принятия, указано, что большинство православных христиан мира празднуют Рождество Христово 25 декабря. Православная церковь Украины 24 мая 2023 года на Архиерейском соборе утвердила полный переход с 1 сентября 2023 года на новый — новоюлианский календарь, по которому живет большинство православных церквей мира и которым, в частности, предусмотрено празднование Рождества Христова 25 декабря, а не 7 января. Изменение даты празднования Рождества Христова обусловливает необходимость перенесения на тринадцать полных календарных дней дат празднования Дня Украинской Государственности (с 28 июля на 15 июля) и Дня защитников и защитниц Украины (с 14 октября на 1 октября).
Напомним, что согласно части 6 статьи 6 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» в период действия военного положения не применяются нормы статьи 73 КЗоТ. Следовательно, в период действия военного положения в сфере отношений, регулируемых трудовым законодательством, нормы статьи 73 КЗоТ не действуют, то есть нет праздничных и нерабочих дней (они являются обычными рабочими или выходными днями).
С 1 АВГУСТА 2023 ГОДА ВОЗОБНОВЛЕНО НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФОВ ЗА НЕУПЛАТУ ЕСВ,
НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОТМЕНЕН МОРАТОРИЙ
НА ПРОВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРОВЕРОК
Этим документом, вступившим в силу 01.08.2023, внесены изменения, в частности, в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) и Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464).
Изменения, внесенные Законом № 3219 в Закон № 2464 касательно единого социального взноса (далее — ЕСВ), заключаются в следующем.
Пункты 9-21 – 9-23 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 изложены в следующей новой редакции:
«9-21. Временно за нарушения, совершенные в период с начала действия военного положения на территории Украины, <…>, до 1 августа 2023 года, штрафные санкции, определенные частью одиннадцатой статьи 25 этого Закона, не применяются.
9-22. Временно, на период с начала действия военного положения на территории Украины, <…>, до 1 августа 2023 года, плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за этот период подлежит списанию.
9-23. Временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, <…>, установить мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса (кроме проверок, связанных с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, и/или проводимых по обращению плательщика единого взноса, и/или предусмотренных подпунктами 1 – 3 подпункта 69.35 пункта 69 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины).
Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, начатые и не завершенные до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий абзацем первым этого пункта, возобновляются на неиспользованный срок.».
Таким образом, мораторий на наложение штрафных санкций, определенных частью 11 статьи 25 Закона № 2464 (в том числе за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату ЕСВ, за неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме отчетности по ЕСВ в составе Налогового расчета) и мораторий на проведение документальных проверок по ЕСВ, действовали только до 1 августа 2023 года, а с этой даты штрафные санкции, определенные частью 11 статьи 25 Закона № 2464, применяются в общем порядке. Документальные проверки по ЕСВ, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий абзацем первым пункта 9-23 раздела VIII Закона № 2464, возобновляются на неиспользованный срок.
Одновременно раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 дополнен пунктом 9-24 следующего содержания:
«9-24. В случае уплаты плательщиком единого взноса в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения требования об уплате недоимки по единому взносу, суммы единого взноса, начисленного по результатам документальных проверок, которые были возобновлены или начаты с 1 августа 2023 года и завершены до дня прекращения или отмена военного положения на территории Украины, <…>, суммы штрафов, предусмотренных этим Законом, которые применены на сумму такого единого взноса, считаются отмененными, а пеня не начисляется.
Суммы единого взноса вместе со штрафом и пеней, определенные в требовании об уплате недоимки по единому взносу и/или решении налогового органа о начислении пени и/или применении штрафов, считаются несогласованными до момента полной уплаты таких сумм, но не более чем в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения требования (решения).
Сроки, определенные статьей 25 этого Закона, применяются с учетом срока, предоставленного плательщику единого взноса для уплаты суммы единого взноса, начисленного по результатам документальных проверок.
Сумма единого взноса, уплаченного в порядке, предусмотренном этим пунктом, не подлежит обжалованию.».
Таким образом, если плательщик ЕСВ по результатам документальной проверки, возобновленной или начатой с 1 августа 2023 года, получил от налогового органа требование об уплате недоимки по ЕСВ и уплатил такую недоимку в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанного требования, то штрафы считаются отмененными, а пеня не начисляется.
Что касается изменений, внесенных в НКУ, то их много, но рассмотрим только главные из них, а именно новшества по проведению налоговых проверок и наложению штрафов за неуплату налоговых обязательств (в том числе НДФЛ и военного сбора).
Сразу отметим, что те нормы подпункта 69.2 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ, которые устанавливали порядок проведения налоговых проверок на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, теперь действуют (действовали) только до 1 августа 2023 года, а с этой даты действуют новые правила проведения налоговых проверок, установленные подпунктом 69.2-1, которым дополнен пункт 69 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Подпункт 69.2-1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ имеет следующую редакцию (извлечение):
«69.2-1. Установить, что временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, <…>, документальные внеплановые проверки проводятся исключительно по обращению плательщика налогов и/или по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок плательщиков налогов, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, плательщиков налогов, осуществляющих деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игорный бизнес), плательщиков налогов, предоставляющих финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14 – 78.1.16, 78.1.21 и 78.1.22 пункта 78.1 статьи 78 этого Кодекса, и/или документальные внеплановые проверки плательщиков налогов, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям.
Документальные и фактические проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасных условий для проведения проверки, а именно безопасного:
доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения таких плательщиков налогов;
доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах плательщиков налогов и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также к финансовой и статистической отчетности в порядке и по основаниям, определенным законом;
проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных.
<…>
Документальные проверки, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий, возобновляются на неиспользованный срок.
Документ, отправленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным плательщику налогов, если он сформирован с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах.».
Таким образом, с 1 августа 2023 года возобновляются документальные проверки, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий. То есть, теперь остается частичный мораторий на проведение внеплановых проверок по отдельным основаниям. При этом вышеприведенные документальные проверки во время военного положения будут проводиться только при наличии безопасных условий для их проведения.
Кроме того, Законом № 3219 пункт 69 подраздела 10 раздела XX НКУ дополнен подпунктами 69.35 – 69.40, которыми установлен порядок проведения документальных плановых проверок, особенности определения срока давности, условия освобождения от уплаты штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и особенности погашения налогового долга, возникшего до 24 февраля 2022 года.
Так, подпунктом 69.35 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ установлено, что временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, в план-график проведения документальных плановых проверок могут быть включены исключительно плательщики налогов, которые:
— осуществляют деятельность в сфере производства и реализации подакцизной продукции;
— осуществляют деятельность в сфере организации и проведения азартных игр в Украине (игорный бизнес);
— предоставляют денежные, платежные услуги.
Согласно подпункту 69.37 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, в случае уплаты плательщиком налогов в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения налогового уведомления-решения (далее — НУР), суммы налогового обязательства, начисленного по результатам документальных проверок, которые были возобновлены или начаты с 1 августа 2023 года и завершены до дня прекращения или отмены военного положения на территории Украины, штрафные (финансовые) санкции (штрафы), начисленные на сумму такого налогового обязательства считаются отмененными, а пеня не начисляется. Сумма денежного обязательства, определенного в НУР, считается несогласованной до момента полной уплаты налогового обязательства, определенного в таком НУР, но не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения плательщиком налогов такого НУР. Сумма налогового обязательства, уплаченного в порядке, предусмотренном этим подпунктом, не подлежит обжалованию.
Временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины в случае самостоятельного исправления плательщиком налогов с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных статьей 50 НКУ, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных пунктом 50.1 статьи 50 НКУ, и пени (пп. 69.38 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ).
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
БРОНИРОВАНИЯ ВОЕННООБЯЗАННЫХ НА ПЕРИОД
МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Этим документом, вступившим в силу 22.07.2023, внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» относительно бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» от 27.01.2023 № 76 (далее — Постановление № 76).
Напомним, что Постановлением № 76 утверждены:
— Порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения;
— Порядок и критерии определения предприятий, учреждений и организаций, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (далее — Порядок № 76).
В Порядке № 76 подпункт 1 пункта 2 изложен в следующей новой редакции:
«1) общая сумма уплаченных налогов, сборов, платежей в государственный и местные бюджеты, кроме таможенных платежей, и сумма уплаченного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в течение отчетного налогового года превышает эквивалент 1,5 млн. евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу Национального банка за тот же период, что подтверждается справкой контролирующего органа, в котором на учете состоит предприятие».
Таким образом, теперь уплаченные суммы ЕСВ учитываются в одном из критериев для определения предприятия критически важным для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период с целью получения права на бронирование работников.
В абзац первый пункта 6 Порядка № 76 внесено дополнение, вследствие чего теперь государственный орган, в который поступило обращение предприятия и который принимает решение об определении такого предприятия критически важным, обязан в срок не более 10 рабочих дней со дня получения обращения предприятия рассмотреть его на соответствие предприятия критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка, и по результатам рассмотрения принять решение о соответствии или несоответствии предприятия указанным критериям.
Изменениями, внесенными в абзац третий пункта 3 Порядка № 76, расширен перечень предприятий, работники которых могут быть забронированы. В этот перечень добавлены предприятия, осуществляющие деятельность в сфере ветеринарной медицины, жилищно-коммунального хозяйства, казенные предприятия пробирного контроля и предприятия, обеспечивающие предоставление услуг и выполнение работ по эксплуатации и комплексному обслуживанию имущества органов государственной власти.