Законодательством предусмотрено обязательное прохождение медицинских осмотров работниками определенных профессий. Каковы обязанности работодателя по организации прохождения его работниками медосмотров? Кто обязан оплачивать услуги по проведению медосмотра? Что может и должен сделать работодатель по отношению к работникам, которые не проходят вовремя медосмотр? Каковы гарантии работников на период прохождения медосмотра? Как в учете предприятия отражаются расходы на проведение обязательных медосмотров?
Медосмотры работников: порядок прохождения и трудовые гарантии
В соответствии со статьей 169 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьей 17 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 № 2694-XII (далее — Закон об охране труда) работодатель обязан за свои денежные средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (далее — медосмотр) следующих работников:
• занятых на тяжелых работах;
• занятых на работах с вредными или опасными условиями труда;
• занятых на работах, где имеется необходимость в профессиональном отборе;
• лиц в возрасте до 21 года (обязателен ежегодный медосмотр);
• некоторых других категорий работников.
Кроме того, статьей 191 КЗоТ определено, что все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после предварительного медосмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медосмотру.
Нормативное регулирование проведения обязательных медосмотров
Процедура проведения обязательных медосмотров отдельных работников, общие требования к их проведению установлены Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 № 246 (далее — Порядок № 246). Нормы этого Порядка распространяются на предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, вида экономической деятельности, и их филиалы, другие обособленные подразделения, физических лиц – предпринимателей, использующих наемный труд, (далее — работодатели), учреждения здравоохранения и других субъектов (п. 1.2 Порядка № 246).
Согласно пункту 2.1 Порядка № 246 предварительный (периодический) медосмотр работников проводится:
— учреждениями здравоохранения, отнесенными ко второй, первой, высшей аккредитационной категории по результатам государственной аккредитации согласно Порядку аккредитации учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15.07.97 № 765 (в редакции постановления от 17.12.2012 № 1216);
— специализированными учреждениями здравоохранения, которые имеют право устанавливать окончательный диагноз относительно профессиональных заболеваний, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины от 25.03.2003 № 133;
— высшими медицинскими учебными заведениями III – IV уровней аккредитации, которые имеют кафедры и курсы профессиональных заболеваний, проводят лабораторные, функциональные и другие исследования, оказывают медико-санитарную помощь по специальностям, предусмотренных приложениями 4 и 5 к пункту 2.6 Порядка № 246.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка № 246 предварительный медосмотр проводится при принятии на работу с целью:
— определения состояния здоровья работника и возможности исполнения без ухудшения состояния здоровья профессиональных обязанностей в условиях действия конкретных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
— выявления профессиональных заболеваний (отравлений), возникших ранее при работе на предыдущих производствах, и предупреждения производственно обусловленных и профессиональных заболеваний (отравлений).
Согласно пункту 1.5 Порядка № 246 периодические медосмотры проводятся, в частности, для:
— своевременного выявления ранних признаков острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), общих и производственно обусловленных заболеваний у работников;
— решения вопроса о возможности работника продолжать работу в условиях действия конкретных вредных и опасных производственных факторов и трудового процесса;
— проведения соответствующих оздоровительных мероприятий.
Периодичность проведения медосмотров, специальность врачей, участвующих в их проведении, перечень необходимых лабораторных, функциональных и других исследований, медицинские противопоказания допуска к выполнению работ, связанных с воздействием производственных факторов, определены в Перечне вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительный (периодические) медицинский осмотр работников, приведенном в приложении 4 к пункту 2.6 Порядка № 246 (п. 2.6 Порядка № 246).
Так, например, для работников, которые работают с оловом и его органическими соединениями, установлен обязательный медосмотр 1 раз в год у невропатолога на предмет наличия хронического заболевания ЦНС (пп. 1.24.1 таблицы); для работников, работающих с неорганическими соединениями азота (аммиаком, азотной кислотой, оксидами азота, диоксидом азота), установлен обязательный медосмотр у оториноларинголога, исследование функции внешнего дыхания (ФВД) и общий анализ крови 1 раз в 2 года (п. 1.1 таблицы).
В приложении 5 к пункту 2.6 Порядка № 246 приведен Перечень работ, для выполнения которых является обязательным предварительный (периодические) медицинский осмотр работников. В него, в частности, включены работа на высоте, верхолазные работы, работы, связанные с подъемом на высоту, работы по обслуживанию подъемных механизмов, все виды подземных работ.
Обязательные медосмотры также проводятся на основании следующих нормативных документов:
— совместного приказа Министерства здравоохранения Украины и Министерства внутренних дел Украины «Об утверждении Положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств» от 31.01.2013 № 65/80 (далее — Положение № 65/80);
Согласно статье 26 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 № 4004-XII (далее — Закон № 4004) статье 21 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-III (далее — Закон № 1645) работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных заведений, объектов коммунально-бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (до принятия на работу) и периодические медосмотры. Обязательные ежегодные медосмотры проходят также лица в возрасте до 21 года.
Внеочередные медосмотры вышеуказанных лиц могут проводиться по требованию главного государственного санитарного врача (например, в случае ухудшения эпидемической ситуации), а также по просьбе работника, если он связывает ухудшение состояния своего здоровья с условиями труда.
Собственники предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за организацию и своевременность прохождения работниками обязательных медосмотров и допуск их к работе без наличия необходимого медицинского заключения.
Обязательным профилактическим медосмотрам подлежат также лица, находившиеся в контакте с больными особо опасными и опасными инфекционными болезнями или бактерионосителями возбудителей этих болезней по месту работы, обучения, отдыха и т. п.; в домашних условиях.
Обязанности работодателя по проведению медосмотров
До начала работы (во время заключения трудового договора) работодатель обязан проинформировать работника под подпись об условиях труда, наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях их влияния на здоровье, о правах работника на соответствующие льготы и компенсации согласно законодательству и коллективному договору. Работнику не может быть предложена работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению (п. 1 ч. первой ст. 29, ч. шестая ст. 24 КЗоТ, п. 3.2 Порядка № 246).
Работодатель исследует рабочие места работников относительно наличия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с гигиенической классификацией труда с целью определения тех категорий работников, которые подлежат предварительному (периодическим) медосмотрам (п. 3.1 Порядка № 246).
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 № 442, а Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — постановлением Министерства труда Украины от 01.09.92 № 41.
Результаты аттестации рабочих мест работодатель передает в отдел гигиены труда соответствующего органа Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — орган Гоструда). Если на предприятии имеются вредные или опасные условия труда, или выполняются работы, требующие профессионального отбора, то до 1 декабря года, предшествующего году, в котором работники обязаны проходить медосмотр, работодатели должны подать органу Гоструда заявку на прохождение медосмотров, штатное расписание (извлечение) и данные лабораторных исследований условий труда.
Органы Гоструда ежегодно согласно заявке работодателя (его представителя), определяют категории работников, подлежащие соответствующим медосмотрам, и до 1 декабря составляют Акт определения категорий работников, подлежащих предварительному (периодическим) медицинскому осмотру, по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 246 (п. 2.2 Порядка № 246).
На основании указанного Акта работодатель в течение месяца составляет поименные списки подлежащих медосмотрам работников (приложение 2 к Порядку № 246) в 4 экземплярах на бумажном и электронном носителях и согласовывает эти списки в органе Гоструда. Один экземпляр списка остается на предприятии (у ответственного за медосмотры лица), второй — направляется учреждению здравоохранения (далее — УЗ), третий — органу Гоструда, четвертый — рабочему органу исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины (далее — Фонд) (п. 2.3 Порядка № 246).
Одновременно работодателю необходимо заключить (своевременно обновить) договор с УЗ, которое будет проводить медосмотр, и предоставить ему список работников, подлежащих предварительному (периодическим) медосмотру. При принятии на работу и в случае перевода на другую тяжелую работу, работу с вредными или опасными условиями труда работодатель должен выдать направление на обязательный предварительный медицинский осмотр работника (далее — направление) по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 246 (п. 2.4 Порядка № 246).
Работодатель обязан согласовать план-график проведения медосмотров с УЗ, обеспечить своевременную явку работников на медосмотры и обследования, а также назначить ответственных за организацию медосмотра работников (п.п. 3.3 – 3.5 Порядка № 246).
Кроме того, в соответствии с частью третьей статьи 17 Закона об охране труда, пунктом 3.8 Порядка № 246 работодатель должен обеспечить за свой счет проведение внеочередного медосмотра работников:
— согласно заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;
— по собственной инициативе, если состояние здоровья работника не дает ему возможности выполнять трудовые обязанности.
Водители должны проходить предварительне, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые, а также внеочередные медосмотры согласно нормам Положения № 65/80. Поскольку проведение медосмотров — это вид медицинской практики, требующей получения лицензии, что предусмотрено пунктом 15 части 1 статьи 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII, то предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей могут проводить только лица, имеющие лицензию на медицинскую практику (далее — лицензия). Поэтому, как разъяснил Минздрав в письме от 14.07.2016 № 3.23-Г-5457/7765-зв, проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей на предприятии может осуществляться одним из следующих способов:
— путем заключения предприятием договора с амбулаторно-поликлиническим учреждением (далее — АПУ), имеющим лицензию, согласно которому медуслуги будут предоставляться обособленным структурным подразделением АПУ;
— путем открытия на предприятии медицинского кабинета физическим лицом – предпринимателем, осуществляющим медицинскую практику на основании лицензии;
— путем получения предприятием лицензии и открытия на основании распорядительного документа (приказа руководителя предприятия) медицинского кабинета без образования УЗ, который будет действовать в соответствии с положением о таком кабинете.
Прохождение медосмотра работником
Для прохождения медосмотра работник предъявляет в комиссию по проведению медосмотров УЗ (далее — комиссия) паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность, и Медицинскую карту амбулаторного больного, а при предварительном медосмотре — направление, выданное работодателем (п. 2.10 Порядка № 246).
Работники, для которых являются обязательными наркологические осмотры, должны предоставить комиссии сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра; работники, для которых являются обязательными психиатрические осмотры, — справку о прохождении психиатрического осмотра; работники, занятые на работах, требующих профессионального отбора, — заключение психофизиологической экспертизы (п.п. 2.11 – 2.13 Порядка № 246).
Отдельные лабораторные, функциональные и прочие исследования, проводившиеся во время пребывания работника в стационаре или в период обращения работника за медицинской помощью, могут учитываться при проведении медосмотров, но не более чем за 3 месяца до проведения медосмотра.
Вопрос пригодности к работе конкретного работника в каждом отдельном случае решается индивидуально с учетом особенностей функционального состояния организма, условий труда и результатов дополнительных методов обследования. Каждый врач, участвующий в обследовании пациента, дает заключение относительно состояния здоровья работника, подтверждает его личной подписью и личной печатью, участвует в окончательном обсуждении пригодности обследуемого лица к работе по избранной профессии (п. 2.15 Порядка № 246).
В соответствии с пунктом 2.16 Порядка № 246 результаты предварительного (периодических) медосмотра работников и заключение комиссии о состоянии здоровья вносятся в Карточку работника, подлежащего предварительному (периодическим) медицинскому осмотру, форма которой приведена в приложении 7 к Порядку № 246 (далее — Карточка), и в Медицинскую карточку амбулаторного больного (форма 025/о — утверждена приказом Министерства здравоохранения Украины от 14.02.2012 № 110).
Карточка работника содержит конфиденциальную информацию о здоровье работника, хранится в УЗ, проводившем медосмотр (а не на предприятии или у работника), и предоставляется комиссии во время проведения медосмотров. На основании Карточки комиссией выдается работнику медицинская справка о прохождении предварительного (периодического) медицинского осмотра работника по форме, приведенной в приложении 8 к Порядку № 246.
В случае изменения места работы Карточка выдается работнику под подпись для прохождения медосмотра по новому месту работы. Копия Карточки работника хранится в архиве УЗ, проводившего медосмотр на основании заключенного договора с работодателем, в течение 15 лет после увольнения работника.
По результатам периодических медосмотров (в течение месяца после их окончания) комиссия оформляет Заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра работников (далее — Заключительный акт) по форме, приведенной в приложении 9 к Порядку № 246, который составляется в 6 экземплярах — один экземпляр остается в УЗ, проводившем медосмотр, остальные предоставляются работодателю, представителю профсоюзной организации или уполномоченному работниками лицу, профпатологу, органу Гоструда, рабочему органу исполнительной дирекции Фонда (п. 2.17 Порядка № 246).
Результаты медосмотра могут быть обжалованы работодателем или гражданином в УЗ высшего уровня или в судебном порядке (п. 2.27 Порядка № 246).
На основании Заключительного акта, срок хранения которого 5 лет (п. 2.20 Порядка № 246), работодатель принимает решение о допуске работников к работе.
Кроме того, работодатель должен обеспечить в полном объеме оздоровительные мероприятия, указанные в Заключительном акте, и устранить причины, приведшие к профессиональным заболеваниям или отравлениям (п. 3.7 Порядка № 246).
Последствия непрохождения работником медосмотра
На основании Заключительного акта и результатов медосмотра работодатель информирует работников о возможности (невозможности) продолжать работу по профессии. Тех работников, которые не прошли в установленный срок медосмотр, работодатель отстраняет от работы, а тех, кому работа согласно медицинскому заключению противопоказана по состоянию здоровья, работодатель не допускает к работе (п.п. 2.21, 3.6 Порядка № 246).
Поскольку прохождение медосмотров является обязанностью работника, то согласно статье 46 КЗоТ работодатель имеет право отстранить работника от работы в случае его отказа или уклонения от обязательных медосмотров.
Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы (ч. вторая ст. 17 Закона об охране труда, ч. пятая ст. 26 Закона № 4004, ч. седьмая ст. 21 Закона № 1645, п. 3.9 Порядка № 246).
Несовершеннолетних работодатель принимает на работу только после предварительного медосмотра (п. 3.10 Порядка № 246).
Гарантии для работников
Согласно части четвертой статьи 17 Закона об охране труда и пункту 2.21 Порядка № 246 за время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Статьей 123 КЗоТ также определено, что за время нахождения в медицинском учреждении на обследовании за работниками, обязанными проходить такое обследование (статьи 169, 191 КЗоТ), сохраняется средний заработок по месту работы.
Средний заработок за время прохождения медосмотра, подтвержденное медицинской справкой УЗ, исчисляется согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100, исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы.1
Оплате по среднему заработку подлежат не только приходящиеся на время прохождения медосмотра рабочие дни (часы) по графику работы работника, но и выходные дни работника, в которые он проходил медосмотр. Это объясняется тем, что вышеприведенные нормы статьи 17 Закона об охране труда и статьи 123 КЗоТ не предусматривают, что средний заработок сохраняется только в течение рабочих дней (часов). Следовательно, если медосмотр проводится в выходные дни работника, за ним должен сохраняться средний заработок.2
2 См. консультации «Начисление среднего заработка работнику за день прохождения медицинского осмотра по вызову военкомата, который пришелся на время пребывания в отпуске и на выходной день по графику работы работника» и «О сохранении среднего заработка, если работница проходила медосмотр в выходной день сразу после отпуска по уходу за ребенком» специалистов Минэкономики и Минсоцполитики, в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2020, стр. 108, и № 11/2017, стр. 85.
Оплата медосмотров
Как отмечалось выше, работодатель за счет собственных денежных средств обеспечивает проведение обязательных предварительного и периодических медосмотров работников (ст. 169 КЗоТ, ст. 17 Закона об охране труда, ст. 21 Закону № 1645, п.п. 2.5, 3.8 Порядка № 246). Стоимость проведения медосмотров работников устанавливается в договоре с УЗ.
Обращаем внимание, что гражданин, желающий трудоустроиться и относящийся к категории лиц, которые обязаны проходить предварительный медосмотр, должен пройти такой медосмотр до принятия на работу. То есть на момент прохождения предварительного медосмотра гражданин является не работником, а только претендентом на трудоустройство. И только после получения результатов медосмотра работодатель принимает решение, заключать или нет трудовой договор с претендентом на трудоустройство.3 Однако законодательство этот нюанс почему-то не учитывает и обязывает работодателя оплачивать предварительный медосмотр гражданина несмотря на то, что претендент может так и не стать работником у этого работодателя.
3 См. разъяснение ГУ Гоструда в Одесской области от 20.05.2021 на стр. 125 этого номера.
Учет расходов на проведение медосмотров
Согласно части пятой статьи 19 Закона об охране труда суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, использующего наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, который утверждается Кабинетом Министров Украины. Во исполнение этой нормы принято постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня мероприятий и средств по охране труда» от 27.06.2003 № 994 (далее — Постановление № 994), которым утвержден Перечень мероприятий и средств по охране труда (далее — Перечень № 994).
В пункте 7 Перечня № 994 указано такое мероприятие как проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медосмотра лиц в возрасте до 21 года.
Пунктом 2 Постановления № 994 установлено, что расходы на охрану труда формируются с учетом требований национальных П(С)БУ или МСФО, а также других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, при этом объем и источники финансирования расходов на охрану труда определяются в коллективном договоре или соглашении.
Пунктом 15.8 НП(С)БУ 16 «Расходы» установлено, что расходы на охрану труда включаются в состав общепроизводственных расходов.
Следовательно, расходы работодателя в виде оплаты УЗ стоимости проведения обязательных медосмотров, т. е. тех, которые предусмотрены законодательством, как расходы на охрану труда в бухгалтерском (налоговом) учете предприятия включаются в расходы и отражаются на счете 91 «Общепроизводственные расходы».
Указанные расходы должны быть подтверждены первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета (акты предоставленных услуг УЗ по проведению медосмотров и т. п.).
Поскольку расходы на проведение обязательных медосмотров работников в случаях, предусмотренных законодательством, являются расходами предприятия, то со стоимости медосмотра налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военный сбор не уплачиваются (абз. второй пп. «б» пп. 164.2.17, пп. 165.1.19, 165.1.49 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ), но такой доход отражается в приложении 4ДФ к Налоговому расчету с признаком дохода «143».4
4 См. ИНК ГФСУ от 22.12.2017 № 3121/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 27.09.2017 № 2056/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и письмо ГФСУ от 14.04.2017 № 8055/6/99-99-13-02-03-15 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 3/2018, стр. 99, № 11/2017, стор. 118, и № 8/2017, стр. 107, а также ИНК ГФСУ от 20.12.2017 № 3060/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и письмо ГНАУ от 07.06.2004 № 4465/6/17-3116.
Если работодатель компенсирует работнику документально подтвержденную стоимость прохождения обязательного медосмотра, которую работник предварительно оплатил за собственные средства, то сумму этой компенсации нет оснований рассматривать как облагаемый НДФЛ и военным сбором доход такого работника.
Если же работодатель оплачивает за работника (компенсирует ему) стоимость медосмотра, который не является обязательным согласно законодательству, то стоимость такого медосмотра как дополнительное благо облагается НДФЛ и военным сбором на основании подпункта «г» пп. 164.2.17 НКУ (суммы денежного возмещения любых расходов плательщика налога) и отражается в приложении 4ДФ к Налоговому расчету с признаком дохода «126».4
4 См. ИНК ГФСУ от 22.12.2017 № 3121/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 27.09.2017 № 2056/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и письмо ГФСУ от 14.04.2017 № 8055/6/99-99-13-02-03-15 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 3/2018, стр. 99, № 11/2017, стор. 118, и № 8/2017, стр. 107, а также ИНК ГФСУ от 20.12.2017 № 3060/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и письмо ГНАУ от 07.06.2004 № 4465/6/17-3116.
Что касается единого социального взноса (далее — ЕСВ), то учитывая, что Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5, стоимость медосмотра не отнесена к фонду оплаты труда, а также то, что работник не может использовать для личных нужд (нужд членов своей семьи) оплаченную работодателем стоимость медосмотра5, то нет оснований считать ее фондом оплаты труда и базой начисления ЕСВ.
5 См. также письмо Госстата от 08.06.2016 № 09.4-12/147-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 118.