В условиях вооруженной агрессии против нашей страны особое значение имеет воинский учет граждан Украины, поскольку государство должно знать, каким человеческим ресурсом оно располагает. Законодательство предусматривает ведение воинского учета граждан не только территориальными центрами комплектования и социальной поддержки, но и предприятиями, учреждениями, организациями, заведениями образования и здравоохранения независимо от подчинения и формы собственности. В начале 2023 года вступил в силу новый Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов. Как теперь работодатели должны вести воинский учет военнообязанных? Какие категории граждан подлежат взятию на воинский учет? Необходимо ли при трудоустройстве женщин требовать от них постановки на воинский учет? Кто должен вести воинский учет на предприятии? Как это оплачивается? По каким формам ведется персональный учет военнообязанных на предприятии? Кто проверяет состояние воинского учета на предприятии? Какая ответственность установлена за нарушение правил ведения воинского учета?
Воинский учет военнообязанных на предприятии
Основными нормативно-правовыми актами, устанавливающими механизм и особенности ведения воинского учета граждан Украины, являются:
— Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-ХІІ (далее — Закон № 2232);
— Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.2022 № 1487 (далее — Порядок № 1487, Постановление № 1487).
Постановление № 1487 и утвержденный им Порядок № 1487 вступили в силу 5 января 2023 года и одновременно с этой даты утратило силу постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных» от 07.12.2016 № 921, которым был утвержден указанный в его названии Порядок (далее — Порядок № 921).
Что касается Закона № 2232, то он имеет главу VI «Воинский учет граждан Украины», которая включает статьи 33 – 38, где определены основные правила ведения воинского учета граждан.
Порядок № 1487 определяет механизм организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов (далее — воинский учет) центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, органами военного управления (органами управления), воинскими частями (подразделениями) Вооруженных Сил и других образованных согласно законам Украины военных формирований и правоохранительных органов специального назначения, территориальными центрами комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦКСП), предприятиями, учреждениями и организациями, учебными заведениями, учреждениями здравоохранения независимо от подчинения и формы собственности (далее вместе — предприятия).
Сущность, цель и задачи воинского учета
Согласно пункту 2 Порядка № 1487 воинский учет является составляющей содержания мобилизационной подготовки государства. Он заключается в целенаправленной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по:
— фиксации, накоплению и анализу имеющихся человеческих мобилизационных ресурсов по военно-учетным признакам;
— осуществлению мероприятий по обеспечению выполнения установленных правил воинского учета призывниками, военнообязанными и резервистами;
— подаче сведений (персональных и служебных данных) о призывниках, военнообязанных и резервистах в органы ведения Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 1487 воинский учет ведется с целью определения имеющихся человеческих мобилизационных ресурсов и их накопления для обеспечения полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил Украины (далее — ВСУ), других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов специального назначения (далее — другие военные формирования) личным составом в мирное время и в особый период.
Для обеспечения воинского учета граждан Украины используется Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов (далее — ЕГРПВР), который предназначен для сбора, хранения, обработки и использования данных о призывниках, военнообязанных и резервистах.
Пунктом 4 Порядка № 1487 установлено, что задачами воинского учета являются:
— образование военного резерва человеческих ресурсов, накопление военно-обученных человеческих ресурсов, необходимых для укомплектования ВСУ, других военных формирований в мирное время и в особый период;
— проведение анализа количественного состава и качественного состояния призывников, военнообязанных и резервистов для их эффективного использования в интересах обороны и национальной безопасности государства;
— своевременное оформление военно-учетных документов призывников, военнообязанных и резервистов;
— организация своевременного бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
— обеспечение контроля за состоянием воинского учета в государственных органах, предприятиях, в учреждениях и организациях;
— обеспечение контроля над соблюдением призывниками, военнообязанными и резервистами правил воинского учета;
— обеспечение граждан Украины информацией о выполнении ими воинского долга.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 2232 общее руководство работой, связанной с организацией и ведением воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, контроль за состоянием этой работы в государственных органах (кроме Службы безопасности Украины и Службы внешней разведки Украины), органах местного самоуправления, на предприятиях осуществляет Генеральный штаб ВСУ. Функционирование системы воинского учета обеспечивается органами Министерства обороны Украины (далее — Минобороны), Министерства внутренних дел Украины (далее — МВД), Службы безопасности Украины (далее — СБУ), Службы внешней разведки Украины (далее — СВР), Национальной полиции Украины, Государственного бюро расследований (далее — ГБР), центральными органами исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство военными формированиями, правоохранительными органами специального назначения, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.
Виды воинского учета и органы, которые его ведут
Существует два способа ведения воинского учета: в зависимости от учитываемых лиц и от назначения.
Согласно статье 33 Закона № 2232 воинский учет граждан Украины делится на учет призывников, военнообязанных и резервистов.
Напомним, что в соответствии с частью 9 статьи 1 Закона № 2232:
— призывники — лица, приписанные к призывным участкам;
— военнообязанные — лица, которые пребывают в запасе для комплектования ВСУ и других военных формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства;
— резервисты — лица, которые проходят службу в военном резерве ВСУ, других военных формирований и предназначены для их комплектования в мирное время и в особый период.
Воинский учет всех призывников, военнообязанных и резервистов ведется по месту их жительства и в соответствии с объемом и детализацией делится на персонально-качественный, персонально-первичный и персональный. Особенности этих видов учета определены в статье 34 Закона № 2232 и пункте 16 Порядка № 1487 (см. таблицу).
Виды воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов
Виды воинского учета |
Особенности ведения воинского учета |
Персонально-первичный |
Предусматривает учет сведений о призывниках, военнообязанных и резервистах по месту их жительства в соответствующей административно-территориальной единице. В селах и поселках, а также в городах, где отсутствуют соответствующие районные (городские) ТЦКСП, осуществление такого учета возлагается на исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов (органы местного самоуправления). |
Персонально-качественный |
Предусматривает учет сведений (персональных и служебных данных) о призывниках, военнообязанных и резервистах по задекларированному (зарегистрированному) месту жительства, которые обобщаются в учетных документах (личных делах и карточках учета) и вносятся в ЕГРПВР. Ведение этого учета возлагается на соответствующие районные (городские) ТЦКСП. Учет военнообязанных и резервистов СБУ возлагается на Центральное управление или региональные органы СБУ. Учет военнообязанных и резервистов СВР возлагается на соответствующие подразделения СВР. |
Персональный |
Предусматривает учет сведений о призывниках, военнообязанных и резервистах по месту их работы (службы) или обучения и возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий |
Также воинский учет военнообязанных и резервистов по назначению (т. е. в зависимости от того, забронированы они или нет) делится на общий и специальный.
В соответствии со статьей 35 Закона № 2232 и пунктом 17 Порядка № 1487 на общем воинском учете состоят военнообязанные и резервисты, не забронированные за государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями на период мобилизации и на военное время.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, забронированные государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями на период мобилизации и на военное время.1
1 Подробно о бронировании военнообязанных предприятиями идет речь в статье «Бронирование работников во время военного положения» на стр. 80 этого номера.
Лица, которые берутся на воинский учет
В соответствии с пунктом 21 Порядка № 1487 взятию на персонально-первичный и персональный воинский учет в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях подлежат граждане Украины из числа:
— призывников в возрасте от 16 (в год достижения 17-летнего возраста) до 27 лет;
— военнообязанных и резервистов, не достигших предельного возраста пребывания в запасе, в том числе женщин, имеющих медицинскую или фармацевтическую специальность, а также по собственному желанию женщин, имеющих специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, перечень которых утвержден Минобороны.
Взятие граждан на персонально-первичный и персональный воинский учет, а также их исключение с такого учета осуществляется только после взятия (снятия, исключения) указанных граждан на воинский учет (с воинского учета) в соответствующих районных (городских) ТЦКСП, органах СБУ, подразделениях СВР.
Взятие граждан, прибывших с временно оккупированных территорий Украины, на персонально-первичный и персональный воинский учет осуществляется после взятия таких лиц на учет внутренне перемещенных лиц и воинский учет в районных (городских) ТЦКСП.
Взятие на воинский учет, снятие и исключение с воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов в районных (городских) ТЦКСП, органах СБУ, подразделениях СВР осуществляется при их личном присутствии (кроме случаев, когда сведения о них имеются и актуализированы (верифицированы) в ЕГРПВР) при наличии паспорта гражданина Украины и военно-учетных документов. Районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР берут на воинский учет, снимают или исключают с воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, у которых отсутствуют военно-учетные документы, только после восстановления указанных документов (п. 81 Порядка № 1487).
Согласно статье 37 Закона № 2232 взятию на воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов в ТЦКСП, в Центральном управлении или региональных органах СБУ, в соответствующем подразделении СВР подлежат граждане Украины:
1) на воинский учет призывников (кроме СБУ и СВР):
— приписанные к призывным участкам;
— прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) Украины или из-за границы на новое место жительства;
— получившие гражданство Украины и согласно этому Закону подлежащие приписке к призывным участкам;
— уволенные со службы в военном резерве, которые не выполнили обязанности службы в военном резерве в течение сроков первого и второго контрактов, не проходили срочную военную службу и не достигли 27-летнего возраста;
2) на воинский учет военнообязанных:
— уволенные с военной службы в запас;
— прекратившие альтернативную (невоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе»;
— военнообязанные, прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) Украины или из-за границы на новое место жительства;
— уволенные со службы полицейские, лица начальствующего и рядового состава МВД, ГБР, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принятых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты Украины, до прохождения срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, сотрудники Службы судебной охраны, Государственной налоговой службы Украины, Государственной таможенной службы Украины, лица, имеющие специальные звания Бюро экономической безопасности Украины;
— которые получили гражданство Украины и согласно этому Закону подлежат взятию на учет военнообязанных;
— снятые с воинского учета ВСУ, СБУ, СВР соответственно по решению Минобороны, СБУ и СВР;
— которые согласно статье 18 этого Закона освобождены от призыва на срочную военную службу;
— достигшие 27-летнего возраста во время пребывания на воинском учете призывников;
— уволенные со службы в военном резерве и не достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
3) на воинский учет резервистов:
— зачисленные в особый период на службу в военном оперативном резерве;
— заключившие контракт о прохождении службы в военном резерве ВСУ и других военных формирований;
— прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) Украины или из-за границы на новое место жительства.
Призывники, военнообязанные и резервисты после прибытия на новое место жительства обязаны в 7-дневный срок стать на воинский учет и не ранее чем за 3 дня до выбытия с места жительства сняться с указанного учета. В случае декларирования места жительства лица по декларации о месте жительства, поданной в электронной форме средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг (Портала Дия; — Авт.), взятие на воинский учет, снятие с него осуществляются соответствующими районными (городскими) ТЦКСП на основании сведений о призывниках, военнообязанных и резервистах в электронной форме, отправленных органами регистрации через Единую информационную систему МВД в ЕГРПВР (ч. 3 ст. 37 Закона № 2232).
В военное время запрещается выезд призывников, военнообязанных и резервистов с места жительства без разрешения руководителя соответствующего районного (городского) ТЦКСП (военнообязанных и резервистов СБУ, СВР — без разрешения соответствующего руководителя) (ч. 4 ст. 37 Закона № 2232).
Призывники, военнообязанные, резервисты в случае изменения их семейного положения, состояния здоровья, адреса места жительства (пребывания), образования, места работы, должности обязаны лично в 7-дневный срок уведомить о таких изменениях соответствующие органы, где они состоят на воинском учете, в том числе в случаях, определенных Кабинетом Министров Украины, через центры предоставления административных услуг и информационно-телекоммуникационные системы (ч. 11 ст. 38 Закона № 2232).
Вышеуказанные и другие обязанности призывников, военнообязанных и резервистов касательно взятия на воинский учет и во время пребывания на таком учете определены также в Правилах воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, которые приведены в приложении 2 к Порядку № 1487. В частности, военнообязанный должен лично прибыть в районный (городской) ТЦКСП (орган СБУ, СВР) с паспортом гражданина Украины и военно-учетными документами для снятия с воинского учета в случае выбытия за пределы Украины на постоянное место жительства или на срок более 3 месяцев (военнообязанные, выезжающие за границу на срок до 3 месяцев, с воинского учета не снимаются).
Взятие женщин на воинский учет
Согласно части 11 статьи 1 Закона № 2232 женщины, которые пригодны к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту и закончили учреждения профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего или высшего образования и получили медицинскую или фармацевтическую специальность, подлежат взятию на воинский учет военнообязанных.
Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, определенной в перечне, утвержденном Минобороны, и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, кроме указанных в абзаце первом этой части, берутся на воинский учет военнообязанных по их желанию.
Перечнем, о котором идет речь в абзаце втором части 11 статьи 1 Закона № 2232, является Перечень специальностей и/или профессий, родственных соответствующим военно-учетным специальностям, после получения которых женщины берутся на воинский учет военнообязанных, утвержденный приказом Минобороны от 11.10.2021 № 313 (далее — Перечень № 313).
В соответствии с пунктом 50 Порядка № 1487 заведения профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего или высшего образования, осуществляющие подготовку женщин по медицинской или фармацевтической специальности, за два месяца до завершения обучения по соответствующей образовательной (научной) программе подают список таких женщин (приложение 14 к Порядку № 1487) в районные (городские) ТЦКСП, на территории ответственности которых они расположены. Указанные списки являются основанием для оформления женщинам временного удостоверения военнообязанного (без определения степени их пригодности для выполнения воинской обязанности и отметки о взятии на учет) и внесения информации в ЕГРПВР. Выдача временных удостоверений военнообязанного указанным в списках женщинам, получившим образование по медицинской или фармацевтической специальности, осуществляется районным (городским) ТЦКСП, на территории ответственности которого расположены учебные заведения. Срок действия таких удостоверений — 30 суток. Женщины, которым выданы временные удостоверения военнообязанного (со сроком действия 30 суток), должны в 7-дневный срок со дня получения таких удостоверений прибыть в районный (городской) ТЦКСП, на территории ответственности которого задекларировано/зарегистрировано место их жительства, для взятия на воинский учет. Взятие женщин на воинский учет военнообязанных осуществляется после определения их пригодности к военной службе, внесения персональных данных в ЕГРПВР с последующим оформлением соответствующего военно-учетного документа.
Согласно пункту 51 Порядка № 1487 женщины, получившие образование по медицинской или фармацевтической специальности и не состоявшие на воинском учете в соответствующих районных (городских) ТЦКСП (не получившие военно-учетный документ) до утверждения этого Порядка (т. е. до 5 января 2023 года), могут трудоустраиваться как невоеннообязанные до конца 2026 года.
Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий уведомляют соответствующие районные (городские) ТЦКСП о женщинах, работающих в указанных органах, на предприятиях и получивших образование по медицинской или фармацевтической специальности и не состоящих на воинском учете в районных (городских) ТЦКСП. Нетрудоустроенные женщины прибывают самостоятельно в соответствующий районный (городской) ТЦКСП с целью взятия их на воинский учет военнообязанных.
Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, определенной в Перечне № 313, кроме получивших образование по медицинской или фармацевтической специальности, и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на воинский учет военнообязанных по их желанию на общих началах, определенных Порядком № 1487.
Таким образом, только женщины, получившие медицинскую или фармацевтическую специальность после обучения в учреждении профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего или высшего образования, подлежат взятию на воинский учет военнообязанных. Но те из них, которые не состояли на воинском учете в ТЦКСП (не получали военно-учетный документ) до утверждения Порядка № 1487 (т. е. до 5 января 2023 года), могут трудоустраиваться как невоеннообязанные до конца 2026 года. Женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, которая указана в Перечне № 313, берутся на воинский учет военнообязанных по их желанию, а в случае отсутствия такого желания не являются военнообязанными.
Женщины, состоящие на воинском учете, могут быть призваны на военную службу или привлечены для выполнения работ по обеспечению обороны государства в военное время. В мирное время женщины могут быть приняты на военную службу и службу в военном резерве только в добровольном порядке (по контракту) (ч. 12 ст. 1 Закона № 2232).
Лица, которые ведут воинский учет на предприятии
Частью 5 статьи 34 Закона № 2232 установлено, что персональный учет призывников, военнообязанных и резервистов (далее вместе — военнообязанные) предусматривает учет сведений о таких лицах по месту их работы или обучения и возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий.
Согласно пункту 8 Порядка № 1487 организация воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях возлагается на соответствующих руководителей. Обязанности по ведению воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях возлагаются на работников службы персонала, службы управления персоналом (далее — служба персонала).
В случае отсутствия штатной единицы службы персонала обязанности по ведению воинского учета возлагаются на лицо, ведущее учет работников в государственном органе, органе местного самоуправления, на предприятии.
Работники по вопросам мобилизационной работы или мобилизационных подразделений (при наличии) непосредственно организуют работу по бронированию военнообязанных и контролю за состоянием ведения воинского учета.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 1487 для надлежащего функционирования системы воинского учета (обеспечения ее автоматизации с применением ЕГРПВР) определяется количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, в зависимости от количества военнообязанных.
В государственных органах, на предприятиях для ведения воинского учета при наличии на нем:
— от 501 до 2000 военнообязанных — назначается одно лицо;
— от 2001 до 4000 военнообязанных — назначаются два лица;
— от 4001 до 7000 военнообязанных — назначаются три лица, а на каждые последующие от 1 до 3000 военнообязанных — по одному лицу дополнительно.
При наличии на воинском учете менее 500 военнообязанных обязанности по ведению воинского учета возлагаются на лицо службы персонала, которому устанавливается доплата в размере до 50% должностного оклада, а для государственных служащих — в пределах экономии фонда оплаты труда (п. 10 Порядка № 1487).
Согласно пункту 11 Порядка № 1487 общее количество лиц, ответственных за ведение воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях определяется с учетом количества военнообязанных, состоящих на воинском учете по состоянию на 1 января текущего года, с применением вышеприведенных норм пунктов 9 и 10 этого Порядка.
При наличии в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях двоих и более лиц, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.).
Лица, ответственные за ведение воинского учета (кроме государственных служащих), должны отвечать квалификационным требованиям, определенным для инспектора по воинскому учету в соответствии с национальным классификатором ГК 003:2010 «Классификатор профессий».
Напомним, что раздел 3 «Специалисты» Классификатора профессий (далее — КП) содержит должность «инспектор по воинскому учету», имеющую код КП 3439.
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 1487 должностные оклады работников, ответственных за ведение воинского учета, устанавливаются на уровне должностных окладов работников службы персонала, кроме государственных служащих.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия ежегодно до 1 октября определяют необходимость повышения квалификации этих работников. Повышение квалификации лиц, ответственных за ведение воинского учета, осуществляется не реже одного раза в 5 лет. Повышение квалификации лиц, ответственных за ведение воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, осуществляется на договорных началах заведениями образования, осуществляющими образовательную деятельность по повышению квалификации работников и имеющими лицензии на соответствующую деятельность по программам подготовки. Заведения образования, осуществляющие образовательную деятельность по повышению квалификации работников и имеющие лицензии на соответствующую деятельность, каждые два года согласовывают с Генеральным штабом ВСУ программы подготовки.
Пунктом 13 Порядка № 1487 установлено, что государственные органы (кроме СБУ, СВР), органы местного самоуправления, предприятия в 7-дневный срок с даты издания приказа о назначении или увольнении (освобождении) руководителей и других лиц указанных органов, предприятий, ответственных за организацию и ведение воинского учета, уведомляют об этом соответствующие районные (городские) ТЦКПН по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 1487.
Ведение воинского учета на предприятии
Частью второй статьи 24 Кодекса законов о труде Украины установлено, что при заключении трудового договора гражданин обязан представить, в частности, соответствующий военно-учетный документ.
Согласно пункту 20 Порядка № 1487 воинский учет ведется на основании данных паспорта гражданина Украины и военно-учетных документов.
Военно-учетными документами являются:
— для призывников — удостоверение о приписке к призывному участку;
— для военнообязанных — военный билет или временное удостоверение военнообязанного;
— для резервистов — военный билет.
В соответствии с пунктом 34 Порядка № 1487 с целью ведения персонального воинского учета предприятия осуществляют проверку у граждан Украины при принятии на работу наличия военно-учетного документа, определенного в пункте 20 этого Порядка, или отражения в электронной форме информации, содержащейся в таких документах, которые могут предъявляться (предоставляться) с использованием мобильного приложения Портала Дия. Принятие на работу, взятие на персональный воинский учет военнообязанных осуществляется только после взятия их на воинский учет в районных (городских) ТЦКСП, органах СБУ, подразделениях СВР.
Таким образом, работодатель еще до принятия на работу должен проверить у гражданина наличие военно-учетного документа (в бумажном виде или с помощью Портала Дия), а в случае его отсутствия сообщить гражданину о необходимости постановки на воинский учет и получения военно-учетного документа в соответствующем ТЦКСП (органе СБУ, подразделении СВР) или о предоставлении подтверждения снятия (исключения) с воинского учета, например по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на воинском учете (таким подтверждением может быть справка, выданная ТЦКСП, органом СБУ, подразделением СВР).
Женщины, которые не взяты на воинский учет и не желают по собственному желанию стать на воинский учет, но имеют специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, которая указана в Перечне № 313, не являются военнообязанными, поэтому не представляют военно-учетный документ при трудоустройстве.
Женщины, которые имеют медицинскую или фармацевтическую специальность, но по состоянию на 5 января 2023 года не были взяты на воинский учет как военнообязанные, могут трудоустраиваться как невоеннообязанные (т. е. без представления работодателю военно-учетного документа) до конца 2026 года (п. 51 Порядка № 1487).
После принятия на работу на работника оформляется Личная карточка работника по типовой форме № П-2, утвержденной приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 № 495/656. Личная карточка работника содержит раздел II «Сведения о воинском учете», где по военнообязанному указываются сведения о группе учета, категории учета, составе, воинском звании, военно-учетной специальности, пригодности к военной службе, названии ТЦКСП по месту регистрации, названии ТЦКСП по месту фактического жительства, пребывании на специальном учете. Сейчас в Порядке № 1487, в отличие от отмененного Порядка № 921, не идет речь о необходимости и порядке заполнения по военнообязанному раздела II «Сведения о воинском учете» Личной карточки работника. Поэтому не исключено, что в ближайшее время Минобороны предоставит разъяснение о необязательности заполнения этого раздела, или он вообще будет исключен из формы Личной карточки работника соответствующим приказом Госстата и Минобороны, поскольку Порядком № 1487 для предприятий введены другие документы, где должна отражаться информация о персональном воинском учете работников-военнообязанных.
Формирование списков военнообязанных
В отличие от картотеки, которая велась по военнообязанным до 5 января 2023 года, с этой даты введено формирование списков персонального воинского учета и ведомости оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов.
В соответствии с пунктом 33 Порядка № 1487 персональный воинский учет в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях ведется по спискам персонального воинского учета, форма которых приведена в приложении 5 к этому Порядку. Также в приложении 5 приведены перечни информации, которая указывается в учетных записях списка персонального воинского учета в зависимости от группы военнообязанных.
Список персонального воинского учета представляет собой таблицу, имеющую 18 граф, в которых по военнообязанным указываются: порядковый номер; воинское звание; фамилия, имя и отчество (при наличии); число, месяц, год рождения; регистрационный номер учетной записи в ЕГРПВР/регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов; военно-учетная специальность (для рядового, сержантского и старшинского состава — трехзначное кодовое (цифровое) обозначение, для офицеров — шестизначное цифровое обозначение военно-учетной специальности); состав (указывается принадлежность военнообязанного, резервиста к рядовому, сержантскому, старшинскому составу, а для офицера — профиль подготовки (командный, инженерный, технический, юридический, медицинский, ветеринарный, оперативный, административный, оперативно-технический) согласно записям в военно-учетном документе); категория учета (для рядового, сержантского и старшинского состава — категория запаса военнообязанного с учетом опыта военной службы (первая, вторая) согласно записи в военно-учетном документе, а для офицеров — разряд запаса согласно записи в военном билете офицера запаса), военно-учетный документ (серия, номер); сведения об образовании и специальности (серия и номер диплома, свидетельства, сертификата и т. п.); реквизиты паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу (серия (при наличии), номер, кем и когда выдан); адрес задекларированного (зарегистрированного) места жительства; адрес места жительства; наименование ТЦКСП, органа СБУ, подразделения СВР, где состоит на воинском учете; пребывание на специальном учете или номер команды / служба в военном резерве; пригодность к военной службе (для военнообязанных и резервистов рядового, сержантского и старшинского состава указывается заключение военно-врачебной комиссии, графа и пункт соответствующего приказа); семейное положение (женатый/неженатый, замужем/незамужем), фамилия, имя и отчество (при наличии) членов семьи (мужа/жены и детей) и год их рождения; должность, реквизиты акта о назначении на должность / увольнении с должности; реквизиты уведомления о назначении на должность / увольнении с должности.
Согласно пункту 36 Порядка № 1487 списки персонального воинского учета составляются отдельно по следующим группам:
— первая — список персонального воинского учета военнообязанных (резервистов) офицерского состава;
— вторая — список персонального воинского учета военнообязанных (резервистов) рядового, сержантского и старшинского состава;
— третья — список персонального воинского учета военнообязанных и резервистов из числа женщин;
— четвертая — список персонального воинского учета призывников.
Сведения по военнообязанным, которым выданы мобилизационные распоряжения, выделяются в каждой группе по соответствующим командам — в последовательности роста нумерации команд. Лица, проходящие службу в военном резерве, учитываются как военнообязанные, которым выданы мобилизационные распоряжения.
К спискам каждой группы формируется дело, где хранятся копии военно-учетных документов военнообязанных. В отдельном деле хранятся копии военно-учетных документов граждан, не достигших предельного возраста пребывания в запасе и исключенных с воинского учета районными (городскими) ТЦКСП, органами СБУ, подразделениями СВР (п.п. 37, 38 Порядка № 1487).
Информация о численности призывников, военнообязанных и резервистов вносится в ведомость оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов (далее — ведомость оперативного учета), форма которой приведена в приложении 12 к Порядку № 1487. Эта ведомость хранится вместе со списками персонального воинского учета.
Списки персонального воинского учета, а также ведомость оперативного учета ведутся в электронных и/или бумажных формах (п. 39 Порядка № 1487).
Ежегодно до 25 января (по состоянию на 1 января) списки персонального воинского учета подписываются руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, а также лицом, ответственным за ведение воинского учета. Указанные списки вместе с ведомостью оперативного учета регистрируются в установленном порядке в службе делопроизводства таких органов, предприятий (п. 40 Порядка № 1487).
В случае принятия на работу (обучение) военнообязанных информация о них в 5-дневный срок вносится в списки персонального воинского учета и ведомость оперативного учета (п. 41 Порядка № 1487).
В случае увольнения с работы, завершения обучения (отчисления из заведения образования) военнообязанных информация об их увольнении в 5-дневный срок вносится в списки персонального воинского учета, а также в ведомость оперативного учета (п. 42 Порядка № 1487).
Сведения о военнообязанных, забронированных на период мобилизации и на военное время, выделяются в списках персонального воинского учета военнообязанных (п. 43 Порядка № 1487).
Военнообязанные и резервисты в течение 7 дней со дня достижения предельного возраста пребывания в запасе направляются руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР для исключения с воинского учета. На основании отметки районного (городского) ТЦКСП, органа СБУ, подразделения СВР в военно-учетном документе об исключении военнообязанного и резервиста с воинского учета в соответствующей графе списков персонального воинского учета делается отметка «Исключен с воинского учета» (п. 35 Порядка № 1487).
Сведения о лицах, исключенных с персонального воинского учета, хранятся в таких списках до конца текущего года с отражением соответствующей информации об их численности в ведомости оперативного учета (п. 44 Порядка № 1487).
Сверка учетных данных списков военнообязанных
В соответствии с пунктом 45 Порядка № 1487 сверка учетных данных списков персонального воинского учета с их военно-учетными документами осуществляется в соответствии с графиком сверки, утвержденным руководителями соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий. При сверке проверяются наличие и состояние военно-учетных документов военнообязанных.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия в 5-дневный срок со дня проведения сверки вносят в списки персонального воинского учета изменения учетных данных, выявленные во время их сверки, и отправляют ежемесячно до 5 числа в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР уведомление об изменении учетных данных (при наличии).
Согласно пункту 46 Порядка № 1487 сверка данных списков персонального воинского учета военнообязанных, работающих (обучающихся) в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, с учетными данными документов районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР, на территории ответственности которых они находятся, осуществляется в соответствии с графиком сверки, утвержденным распоряжением председателя соответствующей районной, районной в г. Киеве госадминистрации, городского председателя.
Лица, ответственные за ведение воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в определенные графиком сверки сроки прибывают в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР для проведения сверки данных списков персонального воинского учета (копий их военно-учетных документов) с учетными документами районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР.
Сверка данных списков персонального воинского учета военнообязанных, работающих (обучающихся) в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, с учетными данными документов районных (городских) ТЦКСП, расположенных на территории других административно-территориальных единиц, осуществляется путем отправки в двух экземплярах выписок из списков персонального воинского учета, а также копий военно-учетных документов в такие районные (городские) ТЦКСП.
После осуществления сверки с учетными данными районных (городских) ТЦКСП один экземпляр выписки из списков персонального воинского учета возвращается в государственный орган, орган местного самоуправления, на предприятие с отметкой районного (городского) ТЦКСП «сверено __ _________ 20__ года» (указывается дата), подписью должностного лица, осуществившего сверку, и гербовой печатью. Результаты сверки вносятся в журнал учета результатов проверок.
Обязанности предприятий по ведению воинского учета
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона № 2232 государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия обязаны в 7-дневный срок уведомить соответствующие районные (городские) ТЦКСП, Центральное управление или региональные органы СБУ, соответствующее подразделение СВР о принятии на работу (обучение) и увольнении с работы (обучения) военнообязанных.
Согласно пункту 34 Порядка № 1487 в целях ведения персонального воинского учета государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия осуществляют:
— проверку у граждан Украины при принятии на работу (обучение) наличия военно-учетного документа (см. выше);
— доведение до военнообязанных правил воинского учета под личную подпись при принятии на работу (обучение);
— отправку в 7-дневный срок со дня издания приказа о принятии на работу (обучение), увольнении с работы, завершении обучения (отчислении из учебного заведения) в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР уведомлений об изменении учетных данных военнообязанных (приложение 4 к Порядку № 1487);
— оповещение по требованию районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР военнообязанных об их вызове в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР и обеспечение их своевременного прибытия;
— подачу в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР по их требованию сведений о военнообязанных, персональный воинский учет которых они ведут;
— проведение соответствующей разъяснительной работы среди военнообязанных по выполнению правил воинского учета;
— обеспечение полноты и достоверности учетных данных, вносимых в списки персонального воинского учета;
— взаимодействие с соответствующими районными (городскими) ТЦКСП, органами СБУ, подразделениями СВР относительно сроков и способов сверки данных списков персонального воинского учета, внесения соответствующих изменений в них, а также оповещения военнообязанных;
— периодическую сверку списков персонального воинского учета с записями в их военно-учетных документах. Не реже одного раза в год проводят сверку данных списков персонального воинского учета с учетными документами соответствующих районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР, в которых они состоят на воинском учете;
— внесение в 5-дневный срок со дня подачи соответствующих документов (или отражения в электронной форме информации, содержащейся в таких документах, которые могут предъявляться (предоставляться) с использованием мобильного приложения Портала Дия) изменений в списки персонального воинского учета относительно фамилии, имени и отчества (при наличии), реквизитов паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Украины для выезда за границу, адреса задекларированного/зарегистрированного места жительства, адреса места фактического проживания, семейного положения, образования, места работы и должности и отправка ежемесячно до 5 числа в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР уведомлений об изменении таких учетных данных;
— составление и подача ежегодно до 1 декабря в соответствующие районные (городские) ТЦКСП списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам (приложение 6 к Порядку № 1487);
— прием от военнообязанных под подпись в бланках расписок (приложение 7 к Порядку № 1487) их военно-учетных документов для подачи таких документов в соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР с целью их сверки с учетными данными, а также оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
— оформление документов, необходимых для бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
— постоянный контроль за выполнением должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий требований Порядка № 1487, а военнообязанными — правил воинского учета;
— постоянное информирование соответствующих районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР о должностных лицах государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, нарушающих требования Порядка № 1487, а также о военнообязанных, нарушающих правила воинского учета, для привлечения их к ответственности согласно закону;
— ведение и хранение журнала учета результатов проверки (приложение 9 к Порядку № 1487).
Обращаем внимание, что ни в Законе № 2232, ни в Порядке № 1487 не идет речь о необходимости ведения физическими лицами – предпринимателями, имеющими наемных работников, воинского учета военнообязанных. Однако Генеральный штаб ВСУ и Минобороны настаивают на том, что физические лица – предприниматели, оформляющие трудовые отношения с работниками-военнообязанными, должны вести воинский учет военнообязанных (письмо Генштаба ВСУ от 27.09.2017 № 321/5989 и письмо Минобороны 13.11.2017 № 321/7065).
Учет и хранение документов воинского учета, штампов, книг и журналов учета результатов проверки осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией по документированию управленческой информации в электронной форме и организации работы с электронными документами в делопроизводстве, электронному межведомственному обмену, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17.01.2018 № 55 (п. 88 Порядка № 1487).
Обязанности предприятий по обеспечению прибытия военнообязанных по вызову в ТЦКСП
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона № 2232 государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия обязаны по требованию ТЦКСП, Центрального управления или региональных органов СБУ, соответствующего подразделения СВР оповестить призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в ТЦКСП, Центральное управление или региональный орган СБУ, соответствующее подразделение СВР Украины, обеспечить их своевременное прибытие по этому вызову.
Согласно пункту 47 Порядка № 1487 в случае получения распоряжений районных (городских) ТЦКСП, органов СБУ, подразделений СВР (приложение 13, для призывников — приложение 17 к Положению о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятии призывников на военную службу по контракту, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 21.03.2002 № 352) об оповещении военнообязанных об их вызове в районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР руководители (председатели) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий обязаны:
— издать приказ (распоряжение) об оповещении военнообязанных, довести его до сведения таких лиц под личную подпись в части, касающейся их прибытия в соответствующий районный (городской) ТЦКСП, орган СБУ, подразделение СВР в определенные им сроки, и отправить копию приказа (распоряжения) в 3-дневный срок в соответствующий районный (городской) ТЦКСП, орган СБУ, подразделение СВР;
— вручить военнообязанным повестки о явке по вызову в районный (городской) ТЦКСП, орган СБУ, подразделение СВР (при наличии);
— письменно уведомить с предоставлением выписок из приказов (распоряжений) соответствующие районные (городские) ТЦКСП, органы СБУ, подразделения СВР о лицах из числа военнообязанных, которые временно нетрудоспособны, находятся в отпуске или в командировке;
— обеспечить осуществление контроля за результатами оповещения и прибытием призывников, военнообязанных и резервистов в соответствующий районный (городской) ТЦКСП, орган СБУ, подразделение СВР.
Проверки предприятий по ведению воинского учета
Согласно пункту 78 Порядка № 1487 областные, Киевский городской ТЦКСП в пределах своих полномочий проводят ежегодно во взаимодействии с областной, Киевской городской госадминистрацией в соответствии с утвержденными распоряжением председателя областной, Киевской городской госадминистрации планами проверку состояния воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, районных, районных в г. Киеве госадминистрациях, на предприятиях, находящихся на территории административно-территориальной единицы (кроме СБУ, СВР), и составляют по результатам проверки акты, которые в 20-дневный срок со дня окончания проверки отправляют в государственные органы, органы местного самоуправления, районные, районные в г. Киеве госадминистрации, на предприятия, а также в оперативные, районные (городские) ТЦКСП для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверок заносятся в журналы учета результатов проверок.
Согласно пункту 79 Порядка № 1487 районные (городские) ТЦКСП проводят ежегодно в соответствии с утвержденными распоряжениями председателей соответствующих районных, районных в г. Киеве госадминистраций, городских председателей планами проверки состояния организации и ведения воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях (кроме СБУ и СВР) и составляют по результатам проверки акты, которые в 20-дневный срок со дня окончания проверки отправляют в государственные органы, на предприятия, которые проверялись, а также в областные, Киевский городской ТЦКСП для реагирования и принятия мер согласно законодательству. Результаты проверок заносятся в журналы учета результатов проверок (приложение 9 к Порядку № 1487) и журнал учета проверок состояния воинского учета ТЦКСП (приложение 30 к Порядку № 1487), который после окончания хранится 7 лет.
Районные (городские) ТЦКСП в соответствии с планами, утвержденными распоряжениями председателей соответствующих районных, районных в г. Киеве госадминистраций, городских председателей, ежегодно (в том числе внепланово) проверяют состояние воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, где работают военнообязанные, которые забронированы за этими органами, предприятиями на период мобилизации и на военное время, а также военнообязанные, которым выданы мобилизационные распоряжения. Остальные государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия проверяются один раз в 4 года (п. 80 Порядка № 1487).
Проверка состояния организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов проводится по вопросам, определенным в приложении 31 к Порядку № 1487. Вопросы проверки доводятся государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, которые включены в соответствующие планы проверки, не позднее чем за 10 дней до ее начала (п. 82 Порядка № 1487).
В случае невозможности выполнения соответствующих планов по проверке состояния организации и ведения воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях вследствие обстоятельств непреодолимой силы проводится документальная проверка путем отправки в такие органы, предприятия письменных запросов по получению информации, перечень которой определен пунктом 17 приложения 31 к Порядку № 1487. По результатам документальной проверки составляются акты, которые в 30-дневный срок со дня получения ответов на письменные запросы отправляются государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, а также соответствующим органам военного управления ВСУ для реагирования и принятия мер согласно законодательству (п. 83 Порядка № 1487).
Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, на которых проведена проверка состояния воинского учета, организуют и обеспечивают устранение выявленных недостатков. О принятых мерах и устранении недостатков указанные руководители информируют в 30-дневный срок со дня получения результатов проверки руководителя органа, проводившего проверку (п. 86 Порядка № 1487).
Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, в частности, за неподачу в районные (городские) ТЦКСП списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, за принятие на работу призывников, военнообязанных и резервистов, не состоящих на воинском учете, необеспечение оповещения призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в районный (городской) ТЦКСП, орган СБУ, подразделение СВР, препятствование их своевременной явке на сборные пункты, призывные участки, несвоевременную подачу документов, необходимых для ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, и неподачу сведений о таких лицах несут ответственность согласно закону (п. 87 Порядка № 1487).
Ответственность должностных лиц и военнообязанных за нарушение правил воинского учета
За нарушение правил ведения воинского учета для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий установлена административная ответственность, а для призывников, военнообязанных, резервистов — административная и уголовная ответственность.
Поскольку ведение воинского учета предусмотрено Законом № 2232, который относится к законодательству об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, то за нарушение правил ведения воинского учета как за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации статьей 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 200 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг) (от 3400 до 5100 грн.). Повторное в течение года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 нмдг (от 5100 до 8500 грн.).
Напомним, что в настоящее время продолжает действовать особый период, который согласно статье 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII включает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Согласно статье 210 КоАП нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета влечет наложение штрафа от 30 до 50 нмдг (от 510 до 850 грн.). Повторное в течение года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период, влечет наложение штрафа от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.).
В соответствии со статьей 211 КоАП порча или небрежное хранение призывниками, военнообязанными и резервистами военно-учетных документов (удостоверений о приписке к призывным участкам, военных билетов, временных удостоверений военнообязанных), что повлекло их утрату, влечет наложение штрафа от 30 до 50 нмдг (от 510 до 850 грн.). Повторное в течение года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период, влечет наложение штрафа от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.).
Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением призывниками, военнообязанными и резервистами, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий правил воинского учета, законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, а также порчей или небрежным хранением военно-учетных документов, повлекших их утрату (кроме правонарушений, совершенных военнообязанными и резервистами, находящимися в запасе СБУ, СВР), рассматривают и налагают штрафы областные, Киевский городской, районные (городские) ТЦКСП (п.п. 78, 79 Порядка № 1487, ст. 235 КоАП).
Согласно статье 337 Уголовного кодекса Украины уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от воинского учета после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем ТЦКСП, руководителями соответствующих органов СБУ, соответствующих подразделений СВР, наказывается штрафом от 300 до 500 нмдг (от 5100 до 8500 грн.) или исправительными работами на срок до одного года.