О начислении среднего заработка работнице, которой во время прохождения военной службы по контракту предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами с выплатой «декретных»
Работница предприятия в марте 2018 года заключила контракт на прохождение военной службы на срок 3 года, поэтому предприятие начисляет ей средний заработок (ч. третья ст. 119 КЗоТ). C 22 июля 2019 года этой работнице как военнослужащему воинской частью был предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами с выплатой пособия по беременности и родам за счет государственного бюджета. Должно ли предприятие за время пребывания в таком отпуске начислять работнице средний заработок, учитывая, что она в это время не выполняет обязанности военнослужащего?
Согласно части третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, в которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII (далее — Закон № 2011).
Вышеприведенные нормы предусматривают, что между работником, принятым на военную службу по контракту в особый период, который до сих пор продолжается, и работодателем сохраняются трудовые отношения, а работник только освобождается от выполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы, должности и среднего заработка на срок до окончания особого периода или до дня фактического увольнения.
Частью второй статьи 119 КЗоТ установлено, что работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных, в частности, Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII (далее — Закон о военной службе), предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этим законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24 Закона о военной службе началом прохождения военной службы для граждан, принятых на военную службу по контракту, считается день зачисления в списки личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в порядке, установленном положениями о прохождении военной службы гражданами Украины (ч. 2 ст. 24 Закона о военной службе).
Следовательно, работница предприятия, принятая на военную службу по контракту, имеет статус военнослужащего в период со дня зачисления в списки личного состава воинской части до дня исключения из списков личного состава воинской части.
На период прохождения военной службы гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих обеспечиваются, в частности, в соответствии с Законом № 2011 (ч. 1 ст. 40 Закона о военной службе).
Частью 8 статьи 10-1 Закона № 2011 установлено, что военнослужащим социальные отпуска предоставляются в соответствии с Законом Украины «Об отпусках».
Статьей 17 Закона Украины «Об отпусках» установлено, что на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами продолжительностью до родов — 70 календарных дней, после родов — 56 календарных дней (70 календарных дней — в случае рождения двоих и более детей и в случае осложнения родов), начиная со дня родов.
Согласно пунктам 7–9 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. № 1751 (далее — Порядок № 1751), пособие по беременности и родам (далее — «декретные») назначается и выплачивается женщинам из числа военнослужащих по месту основной службы в размере 100% денежного обеспечения за счет государственного бюджета.
Основанием для назначения «декретных» является выданная лечебно-профилактическим учреждением (далее — ЛПУ) справка установленного образца, заявление матери, а также справка с основного места службы о том, что женщина служит (пп. 1 п. 4 Порядка № 1751).
Таким образом, если у женщины во время прохождения военной службы наступает беременность, что подтверждается справкой, выданной ЛПУ, то отпуск в связи с беременностью и родами (далее — «декретный» отпуск) предоставляется и «декретные» выплачиваются ей как военнослужащему по месту прохождения военной службы за счет государственного бюджета. То есть если на момент наступления права на «декретный» отпуск женщина находится на военной службе (имеет статус военнослужащего), то указанный отпуск ей предоставляет воинская часть, в списки личного состава которой женщина зачислена как военнослужащий.
Во время пребывания в «декретном» отпуске, предоставленном по месту прохождения военной службы, женщина не исключается из списков личного состава воинской части, ее контракт на прохождение военной службы не прерывается, она продолжает находиться на военной службе и считаться освобожденной от выполнения трудовых обязанностей по месту работы в связи с прохождением военной службы по контракту, поэтому за ней сохраняются гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 119 КЗоТ в виде сохранения места работы, должности и среднего заработка на предприятии, до окончания особого периода или до дня фактического увольнения с военной службы (в том числе в связи с окончанием срока действия контракта).
Частью третьей статьи 119 КЗоТ не предусмотрено лишение гарантий, установленных этой частью, работников (женщин), которым во время пребывания на военной службе в особый период воинской частью предоставлен «декретный» отпуск.
Кроме того, часть третья статьи 119 КЗоТ не ставит в зависимость сохранение за работниками гарантий, предусмотренных этой частью, от непосредственного выполнения или невыполнения ими обязанностей военнослужащего в течение определенного времени (в частности, «декретного» отпуска) после принятия (призыва) на военную службу в особый период.
Таким образом, только после фактического увольнения с военной службы или в случае окончания особого периода работница утратит право на гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 119 КЗоТ, и встанет вопрос о дальнейших правоотношениях с ней.
В случае лишения работницы гарантий, предусмотренных частью третьей статьи 119 КЗоТ, во время пребывания ее на военной службе работодатель рискует быть привлеченным к финансовой ответственности.
Напомним, что согласно части 2 статьи 39 Закона о военной службе граждане Украины, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятые на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения, пользуются гарантиями, предусмотренными частями третьей и четвертой статьи 119 КЗоТ.
В соответствии с абзацем пятым части второй статьи 265 КЗоТ работодатели несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных, в частности, Законом о военной службе, — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (в 2019 году — 41 730 грн.).