Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде» от 04.12.2019 г. № 1132
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.12.2019 г. № 1132
О внесении изменений в Порядок осуществления государственного контроля
за соблюдением законодательства о труде
Кабинет Министров Украины постановляет:
Внести изменения в Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2019 года № 823 «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» (Официальный вестник Украины, 2019, № 70, ст. 2468), изложив его в редакции, которая прилагается.
Премьер-министр Украины А. ГОНЧАРУК
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров Украины
от 4 декабря 2019 г. № 1132
ПОРЯДОК
осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде
Общие вопросы
1. Этот Порядок определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (в том числе их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения), с учетом особенностей, определенных Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 г. № 1985-IV, Конвенцией Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 г. № 1986-IV и Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон).
Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, кроме мероприятий по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, осуществляются в соответствии с требованиями частей четвертой и пятой статьи 2 Закона.
2. Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов.
Мероприятия контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются инспекторами труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений) (далее — исполнительные органы советов) в форме, определенной абзацем первым этого пункта.
3. Инспекторами труда являются должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, исполнительных органов советов (далее — органы контроля), должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — контрольные полномочия).
Контрольные полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением установленной Минсоцполитики формы, выдаваемым Гоструда и ее территориальными органами.
Основанием для выдачи служебного удостоверения инспектора труда должностному лицу исполнительного органа совета является письмо сельского, поселкового, городского председателя, к которому прилагается карточка учета данных инспектора труда в соответствии с формой, утвержденной Минсоцполитики.
Гоструда обнародует информацию о выданных служебных удостоверениях инспекторов труда.
Служебное удостоверение, по которому не обнародована информация, считается недействительным.
Об утрате служебного удостоверения инспектор труда безотлагательно уведомляет Гоструда.
В случае принятия решения об отмене служебного удостоверения и в случае, когда такое удостоверение испорчено или утрачено, информация о нем из обнародованного перечня удостоверений исключается.
4. Унифицированная форма акта инспекционного посещения, в котором определяется исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих инспектированию, предписания, предупреждения, а также требования инспектора труда утверждаются в установленном порядке и обнародуются на официальном сайте Гоструда.
Порядок уведомительной регистрации инспекционных посещений и решений инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренном пунктом 28 этого Порядка, определяется Гоструда.
Организация и проведение инспекционных посещений
5. Основаниями для осуществления инспекционных посещений являются:
1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;
2) обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4 – 7 этого пункта;
4) решение суда;
5) уведомление должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде относительно неоформления и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений;
6) информация:
Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
ГНС и ее территориальных органов о:
— несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
— факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий;
— факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;
Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:
— работодателях, которые начисляют заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;
— работодателях, у которых в отношении работников отсутствует уведомление о принятии на работу;
— работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
— физических лицах, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
— работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце, который завершился;
— работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
— работодателях, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;
— работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;
7) информация профсоюзных органов о нарушениях прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;
8) поручение Премьер-министра Украины;
9) обращение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
10) запрос народного депутата Украины;
11) невыполнение требований предписания инспектора труда.
Обращение физических лиц, в отношении которых нарушены правила оформления трудовых отношений, работников и работодателей может быть подано через уполномоченного представителя.
Инспекционное посещение или решение инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренное пунктом 28 этого Порядка, подлежит уведомительной регистрации Гоструда или ее территориальным органом до начала их проведения.
Перед регистрацией инспекционного посещения работодателя, по которому в течение предыдущих шести календарных месяцев осуществлялись инспекционные посещения, руководитель органа контроля (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности его проведения.
6. Во время подготовки к проведению инспекционного посещения инспектор труда может получить информацию и/или документы, касающиеся предмета инспекционного посещения, в частности путем проведения анализа имеющейся (доступной) информации о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде.
Документы, полученные при подготовке к проведению инспекционного посещения, которые содержат информацию о нарушении объектом посещения требований законодательства о труде, приобщаются к материалам инспекционного посещения.
7. В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях инспектором труда могут привлекаться (по согласию объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, организаций работодателей и их объединений, государственных органов.
8. При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение, перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии).
9. Продолжительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.
10. Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право:
1) во время проведения инспекционных посещений при наличии оснований, определенных пунктом 5 этого Порядка, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать удостоверенные объектом посещения их копии или извлечения;
3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения, другим лицам, обладающим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создании угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками касательно предмета инспекционного посещения;
6) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;
7) получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и/или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.
11. Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и/или их копий или извлечений из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для выполнения.
12. Инспекторам труда запрещается:
1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам денежных средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их дальнейшей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;
3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;
4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
5) разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию или информацию о производственных процессах, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих должностных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после увольнения с должности;
6) разглашать источник любой жалобы, доведенной до их сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;
7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;
8) проводить инспекционное посещение свыше сроков, определенных пунктом 9 этого Порядка.
13. Во время проведения инспекционного посещения объект посещения имеет право:
1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
2) получать копию направления на проведение инспекционного посещения;
3) не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:
отсутствия служебного удостоверения;
когда на официальном веб-сайте Гоструда не обнародована унифицированная форма акта инспекционного посещения;
4) требовать прекращения инспекционного посещения в случае превышения определенного пунктом 9 этого Порядка максимального срока осуществления такого мероприятия;
5) представлять в письменной форме свои объяснения, замечания к акту инспекционного посещения;
6) требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) перед подачей акта инспекционного посещения для подписи объектом посещения или уполномоченным им должностным лицом;
7) перед подписанием акта инспекционного посещения быть проинформированным о своих правах и обязанностях;
8) требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;
9) требовать неразглашения коммерческой тайны или конфиденциальной информации объекта посещения;
10) обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия инспектора труда;
11) получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений во время проведения инспекционных посещений;
12) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;
13) обжаловать в соответствии с пунктом 26 этого Порядка предписание и/или требование инспектора труда.
14. В случае создания объектом посещения препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения, в частности непредоставление по письменному требованию инспектора труда информации, необходимой для проведения инспекционного посещения; препятствование в реализации других прав, предусмотренных пунктом 10 этого Порядка), отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по местонахождению (адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, других документах, которые стали основанием для проведения посещения), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, превышения сроков проведения инспекционного посещения, определенных пунктом 9 этого Порядка, составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения с указанием соответствующих оснований, который в случае возможности подписывается объектом посещения или другим уполномоченным им лицом.
15. Копия акта, указанного в пункте 14 этого Порядка, направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечению присутствия объекта посещения по своему местонахождению.
Составление акта инспекционного посещения, предписания
и принятие решений по результатам инспекционного посещения
16. По результатам инспекционного посещения составляются акт инспекционного посещения (далее — акт) и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде — предписание по их устранению и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде.
17. Акт составляется в последний день инспекционного посещения в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, его проводившем, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.
Один экземпляр акта остается у объекта посещения.
Второй экземпляр акта остается у инспектора труда.
18. Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.
Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней после дня подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.
19. Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер и дата составления акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.
20. Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения.
21. Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.
Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, проводившим инспекционное посещение, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.
Один экземпляр предписания остается у объекта посещения.
22. Состояние выполнения предписания проверяется после окончания указанного в нем срока выполнения. Если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, проводится инспекционное посещение по основанию, приведенному в подпункте 8 пункта 5 этого Порядка.
23. В случае отказа объекта посещения или уполномоченного им лица от подписания или в случае невозможности личного вручения акта и/или предписания акт и предписание составляются одновременно в трех экземплярах.
В случае отказа объекта посещения подписать акт инспектор труда вносит в такой акт соответствующую запись.
Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, заказным письмом с описью документов в нем и уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения.
Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.
В случае непоступления в течение семи рабочих дней после дня отправления объекту посещения подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде,
обжалование предписания или требования инспектора труда
24. При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения, по результатам которого вносит предписание и принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.
25. Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения.
26. Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в десятидневный и однодневный срок с даты их получения у руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.
В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано у Председателя или заместителя Председателя Гоструда.
Представление в установленный срок жалобы временно прекращает выполнение предписания или требования инспектора труда.
Жалоба рассматривается в 30-дневный срок после дня ее поступления, если иное не установлено законом.
На время рассмотрения жалобы решением руководителя или заместителя органа контроля проведение инспекционного посещения останавливается.
По результатам рассмотрения жалоб предписания, требования инспектора труда могут быть отменены полностью или в отдельной части.
Обеспечение объекта посещения и его работников информацией и консультациями
о наиболее эффективных способах соблюдения законодательства о труде
27. С целью предотвращения нарушений законодательства о труде работодатели могут инициировать проведение инспекторами труда регулярных информационно-разъяснительных кампаний о наиболее эффективных способах соблюдения норм законодательства о труде по вопросам оформления трудовых отношений, защиты и восстановления трудовых прав работников.
28. Инспектор труда самостоятельно принимает решение о необходимости посещения работодателя с целью информирования его и работников о наиболее эффективных способах соблюдения законодательства по вопросам оформления трудовых отношений, мониторинга состояния его соблюдения.