Письмо Государственной налоговой службы Украины «Об исправлении ошибок в Налоговом расчете, допущенных плательщиками, имеющими обособленные подразделения» от 13.07.2021 № 15832/7/99-00-04-03-01-07
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 13.07.2021 № 15832/7/99-00-04-03-01-07
Об исправлении ошибок в Налоговом расчете,
допущенных плательщиками, имеющими обособленные подразделения
(Извлечение)
Департамент налогового администрирования с целью однозначного толкования порядка исправления ошибок в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Расчет) после окончания срока подачи Расчета с типом «Звітний» или «Звітний новий», допущенных плательщиками, имеющими обособленные подразделения, не уполномоченные начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, <…> сообщает следующее.
Законами Украины от 19 сентября 2019 года № 115 <…> и № 116-IX <…> изменен порядок подачи отчетности о начислении единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос), в частности, предусмотрена ежеквартальная подача отчетности о начислении единого взноса в размерах, определенных в соответствии с Законом Украины от 8 июля 2010 года № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464), в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единого налога) в налоговый орган по основному месту учета плательщика единого взноса в сроки и порядке, установленные Налоговым кодексом Украины (далее — Кодекс).
В соответствии с требованиями законов № 115 и № 116 приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2020 № 773 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 13 января 2015 года № 4» (далее — Приказ № 773) утверждены формы Расчета и Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Порядок).
Порядок является нормативно-правовым актом, то есть официальным документом, принятым уполномоченным на это субъектом нормообразования в определенной законом форме и порядке, который устанавливает нормы права для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение, положения которого обязательны для исполнения как плательщиками, так и контролирующим органом.
На сегодня согласно законодательству лица, которые в соответствии с Кодексом имеют статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса обязаны, в частности, подавать в сроки, установленные Кодексом для налогового квартала, Расчет (с разбивкой по месяцам отчетного квартала) в контролирующий орган по основному месту учета.
Отражение плательщиками, имеющими обособленные подразделения, сумм начисленного единого взноса и начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога в Расчете и приложениях к нему различны.
<…>
Подпунктом «б» пункта 176.2 статьи 176 Кодекса и соответственно абзацем вторым пункта 3 раздела II Порядка определено, что в случае, если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, налоговый расчет за такое подразделение подает юридическое лицо в контролирующий орган по основному месту учета.
Соответственно Расчет содержит:
— строку 032 — в которой указывается код Кодификатора по местонахождению плательщика или его обособленного подразделения, если Расчет подается налоговым агентом за его обособленное подразделение.
Эта строка является обязательной для заполнения плательщиком независимо от того, имеет или нет такой плательщик обособленные подразделения.
— строку 033 — указываются данные об обособленном подразделении юридического лица (полное наименование обособленного подразделения), если Расчет подается налоговым агентом за обособленное подразделение.
Эта строка заполняется исключительно налоговыми агентами при подаче Расчета за обособленное подразделение.
При этом следует отметить, что приложения к Расчету, содержащие сведения о суммах начисленного единого взноса, не содержат строк, где указывается код Кодификатора по местонахождению плательщика или его обособленного подразделения, если Расчет подается налоговым агентом за его обособленное подразделение.
Это означает, что при подаче Расчета юридическим лицом (головным предприятием) такой Расчет будет содержать информацию о суммах начисленного единого взноса как по застрахованным лицам головного предприятия, так и по всем застрахованным лицам его структурных подразделений.
При этом при наличии у юридического лица (головного предприятия) обособленного подразделения, которое не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет и не имеет отдельного баланса и самостоятельно не ведет расчеты с застрахованными лицами для уплаты единого взноса на небюджетные счета, такое юридическое лицо, как головное предприятие, в соответствии с требованиями пункта 3 раздела II Порядка заполняет отдельный Расчет за такое обособленное подразделение с указанием в строке 033 полного наименования обособленного подразделения, за которое подается такой Расчет, и приложение 4ДФ «Відомості про суми нарахованого доходу, утриманого та сплаченого податку на доходи фізичних осіб та військового збору» (далее — приложение 4ДФ) по этому подразделению.1
1 Подробно о подаче Налогового расчета за обособленные подразделения рассказано в консультации «О заполнении и подаче Налогового расчета при наличии у предприятия обособленных подразделений» журнала «Все о труде и зарплате» № 12/2020, стр. 109. (Ред.)
Если юридическим лицом (головным предприятием), имеющим обособленные подразделения, подан Расчет с типом «Звітний» или «Звітний новий», который содержал в своем составе только приложения 4ДФ и не содержал приложения относительно сведений о суммах начисленного единого взноса по застрахованным лицам, и в Расчете не заполнена строка 033, этот Расчет идентифицируется как такой, который подан за головное предприятие.
Следует отметить, что поданным и принятым до предельного срока подачи считается Расчет, который принят контролирующим органом и прошел все контроли, в том числе во время загрузки в Реестр страхователей и в Реестр застрахованных лиц, остается в силе во время принятия контролирующим органом следующего Расчета за такой отчетный (налоговый) период (пункт 2 раздела V Порядка).
Порядок проведения корректировок в Расчете регламентирован разделом V Порядка.
Согласно предписаниям пункта 5 раздела V Порядка в случае необходимости проведения корректировок Расчета, в частности, с типом «Звітний» или «Звітний новий» после окончания срока подачи таких Расчетов плательщик подает Расчет с типом «Уточнюючий».
Подытоживая изложенное, если юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения, подан Расчет, содержавший в своем составе только приложения 4ДФ к Расчету с типом «Звітний» или «Звітний новий» и не содержавший приложения со сведениями о суммах начисленного единого взноса по застрахованным лицам, такое юридическое лицо (головное предприятие) подает Расчет с типом «Уточнюючий».2
2 О подаче Налогового расчета с типом «Уточнюючий» подробно рассказано в статье «Исправление ошибок в Налоговом расчете» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 78. (Ред.)
Аналогичный порядок исправления ошибок применяется к плательщикам, которые не имеют обособленных подразделений.
При этом сообщаем, что действующее законодательство не содержит норм об обязанности налоговых органов осуществлять по требованию/просьбе плательщика признание, по своему усмотрению плательщика, действующим или не действующим того или иного поданного им Расчета.
Об исчислении страхового стажа застрахованным лицам
Между Государственной налоговой службой, Пенсионным фондом Украины и Фондом социального страхования Украины составлен ряд протоколов о передаче информации, в которых определен исчерпывающий перечень сведений, которые направляются Государственной налоговой службой Пенсионному фонду Украины и Фонду социального страхования Украины, что позволяет последним выполнять все возложенные на них функции по начислению, исчислению и назначению пенсионных и социальных выплат.
<…> в соответствии с абзацем первым части второй статьи 24 Закона Украины от 9 июля 2003 года № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины в соответствии с требованиями Закона № 2464 по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета.
Учитывая изложенное, вопрос исчисления страхового стажа относится к компетенции территориального органа Пенсионного фонда Украины.
<…>
Директор Департамента налогового администрирования – М. КРИШТОПА