Письмо Минэкономики «Об увольнении беременной женщины при ликвидации предприятия» от 04.05.2021 г. № 4712-06/26166-07
МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ТОРГОВЛИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 04.05.2021 г. № 4712-06/26166-07
Об увольнении беременной женщины при ликвидации предприятия
(Извлечение)
Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины рассмотрело письмо <….> о применении норм законодательства о труде и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.
Согласно статье 49-2 КЗоТ о предстоящем увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников персонально предупреждают не позднее чем за два месяца.
Также статьей 44 КЗоТ предусмотрено, что при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в частности, в пункте 1 части первой статьи 40 КЗоТ, работнику выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка.
Вместе с тем следует отметить, что согласно части третьей статьи 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая статьи 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, при ликвидации предприятия беременная женщина может быть уволена в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 40 КЗоТ с последующим трудоустройством.
Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92 г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров» не может быть признано, что собственник или уполномоченный им орган выполнил эту обязанность по трудоустройству, если работнице не была предоставлена на том же или на другом предприятии (в учреждении, организации) другая работа или предложена работа, от которой она отказалась по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья).
Одновременно сообщаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, они имеют информационный характер и не устанавливают правовых норм.
<…>
Заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины по вопросам цифрового развития, цифровых преобразований и цифровизации – Игорь ДЯДЮРА
_________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Вопрос увольнения льготных категорий женщин, указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ (далее — «льготная» женщина), неоднократно рассматривался на страницах нашего издания. Все ясно, если имеется возможность трудоустроить «льготную» женщину на другое предприятие — в этом случае оформляется увольнение по переводу на другое предприятие (по п. 5 ст. 36 КЗоТ) без выплаты выходного пособия. Но ни в вышеприведенном письме Минэкономики, ни в ряде писем Минсоцполитики на эту тему, к сожалению, нет ответа на вопрос, кто и каким образом должен трудоустраивать «льготную» женщину, если предприятие полностью ликвидируется (без правопреемников), а трудоустроить «льготную» женщину у другого работодателя нет возможности (особенно сейчас в «карантинный» период).
Предположим, что собственник принял решение о ликвидации предприятия (юридического лица). Все работники были предупреждены за два месяца о предстоящем увольнении по пункту 1 части первой статьи 40 КЗоТ (далее — увольнение по п. 1 ст. 40 КЗоТ) и через два месяца все были уволены по этому основанию с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка1, в том числе была уволена «льготная» (беременная) женщина. Сразу же собственник подал документы государственному регистратору о прекращении юридического лица. Через месяц юридическое лицо было прекращено. Возникают вопросы: есть ли нарушения в действиях собственника (работодателя), который уволил без трудоустройства «льготную» женщину, и если есть, то как устранить такое нарушение (трудоустроить «льготную» женщину) и/или привлечь виновных к ответственности?
1 Подробно о денежном расчете с работником при увольнении, в т. ч. о выплате выходного пособия, рассказано в статье «Денежный расчет с работником при увольнении (часть 1)» журнала «Все о труде и зарплате» № 8/2020, стр. 79.
По мнению Минэкономики, при ликвидации предприятия беременная женщина может быть уволена по п. 1 ст. 40 КЗоТ с последующим трудоустройством.
Констатация того, что в случае ликвидации предприятия всех работников, в том числе «льготную» женщину при отсутствии возможности для ее перевода, необходимо уволить именно по п. 1 ст. 40 КЗоТ с выплатой выходного пособия, ни у кого сомнений не вызывает (других оснований для увольнения быть не может). Но ни в КЗоТ, ни в письме Минэкономики не разъяснено, кто именно и в течение какого времени должен трудоустроить уволенную «льготную» женщину, если предприятие сразу после этого ликвидируется (юридическое лицо прекращается).
Проблема в том, что после ликвидации предприятия (прекращения юридического лица) уже нет ни предприятия (юридического лица) – бывшего работодателя, ни должностных лиц такого предприятия (юридического лица). Следовательно, невозможно найти лиц, которые обязаны (могут) устранить нарушение и трудоустроить уволенную «льготную» женщину, и, соответственно, невозможно кого-то привлечь к ответственности за такое нарушение.
Теоретически «льготная» женщина может за защитой своих прав обратиться в Гоструда, должностные лица которой согласно пункту 1 части первой статьи 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) уполномочены составлять протоколы при наличии нарушений трудового законодательства, предусмотренных частями первой и второй статьи 41 КоАП (в том числе в случае увольнения работодателем «льготной» женщины), с последующей передачей протокола в суд, поскольку именно суды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой – второй статьи 41 КоАП и привлекают к административной ответственности виновное должностное лицо (ст. 222 КоАП). Но будет ли в нашем случае найдено виновное должностное лицо и будет ли оно привлечено к административной ответственности? Скорее всего, в этой ситуации Гоструда даже протокол составлять не будет (нет должностного лица, на которое можно его составить).
Таким образом, в вышерассмотренной ситуации нарушение есть (увольнение ликвидируемым работодателем «льготной» женщины без последующего ее трудоустройства), а механизма устранения такого нарушения нет. Для того чтобы норма части третьей статьи 184 КЗоТ не носила декларативный характер, было бы лучше, если бы законодатель внес в нее изменения, которыми установил, что в случае полной ликвидации предприятия (без правопреемника) допускается увольнение «льготных» женщин в случае невозможности их трудоустройства на другое предприятие.