О правомерности установления на период простоя во время карантина оплаты простоя в размере 2/3 минимальной заработной платы
На хозрасчетном предприятии приказом руководителя на период карантина для некоторых подразделений введен простой и всем работникам таких подразделений установлена оплата простоя в размере 2/3 минимальной заработной платы. Правомерно ли устанавливать такую оплату простоя?
Правомерно только для тех работников, у которых оклад меньше минимальной заработной платы.
В соответствии со статьей 34 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.
Частью первой статьи 113 КЗоТ установлено, что время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Вышеприведенная норма о размере оплаты за время простоя, который имел место не по вине работника, является минимальной государственной гарантией в оплате труда (ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР).
Следовательно, если оклад работника превышает размер минимальной заработной платы (далее — МЗП) (т. е. превышает в 2020 году в январе – августе — 4723 грн., в сентябре – декабре — 5000 грн.), то время простоя работника не по его вине (на период карантина) в расчете на месяц должно быть оплачено в размере не ниже 2/3 оклада.
Например, если в августе 2020 года оклад работника составляет 6000 грн. (т. е. больше МЗП, которая в этом месяце составляет 4723 грн.), и в течение всего августа для структурного подразделения работника введен простой, то заработная плата работника в виде оплаты простоя за август должна составлять не менее 2/3 оклада, а именно не менее 4000 грн. (6000 грн. х 2/3). Эта сумма является минимальной государственной гарантией в оплате труда. Начисление в этом случае работнику за август заработной платы в виде оплаты простоя в размере 2/3 минимальной заработной платы, а именно в сумме 3148,67 грн. (4723 грн. х 2/3), является нарушением законодательства об оплате труда, поскольку начисленная сумма оплаты простоя меньше суммы, являющейся минимальной государственной гарантией в оплате труда (3148,67 грн. < 4000 грн.).
Если оклад работника меньше МЗП, то время простоя работника не по его вине (на период карантина) в расчете на месяц может быть оплачено в размере 2/3 МЗП, поскольку в этом случае сумма начисленной заработной платы в виде оплаты простоя превышает сумму, являющуюся минимальной государственной гарантией в оплате труда.
Например, если в сентябре 2020 года оклад работника составляет 4500 грн. (т. е. меньше МЗП, которая в этом месяце составляет 5000 грн.), и в течение всего сентября для структурного подразделения работника введен простой, то заработная плата работника в виде оплаты простоя за сентябрь должна составлять не менее 2/3 оклада, а именно не менее 3000 грн. (4500 грн. х 2/3). Если по решению руководителя предприятия (согласно нормам коллективного договора или другого локального документа предприятия) заработная плата в виде оплаты простоя за сентябрь будет начислена в размере 2/3 МЗП, а именно в сумме 3333,33 грн. (5000 грн. х 2/3), то нарушения не будет, поскольку начисленная сумма оплаты простоя превышает сумму, являющуюся минимальной государственной гарантией в оплате труда (3333,33 грн. > 3000 грн.).
Таким образом, на период простоя не по вине работника работодателем должно быть обеспечено сохранение минимальной государственной гарантии в оплате труда за время простоя, предусмотренной частью первой статьи 113 КЗоТ. Трудовым договором, коллективным договором (другим локальным документом) предприятия, соглашениями могут быть установлены более высокие уровни оплаты за время простоя. Это согласуется с нормами статьи 13 КЗоТ и статьи 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII, согласно которым коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии.