Поскольку у большинства граждан Украины размеры доходов и государственных пенсий, а также средняя продолжительность жизни украинцев являются одними из самых низких в Европе, актуальными становятся негосударственное пенсионное обеспечение и страхование жизни, которые может обеспечить для своих работников работодатель. Каковы особенности негосударственного пенсионного обеспечения? Каков порядок заключения предприятием пенсионного контракта в пользу работника? Как осуществляется страхование жизни? Какие выплаты проводятся страховщиком при добровольном страховании жизни? Каков порядок налогообложения дохода работника в виде уплаченных за него работодателем пенсионных взносов и страховых платежей? Как в учете предприятия отражаются расходы на уплату пенсионных взносов при негосударственном пенсионном обеспечении и страховых платежей при долгосрочном страховании жизни?
Негосударственное пенсионное страхование и страхование жизни работников за счет предприятия
Негосударственное пенсионное страхование и страхование жизни работников могут быть введены на предприятии в составе социального пакета. Хотя оба этих вида страхования подразумевают уплату страховых взносов страховщикам, в том числе работодателем в пользу работников, на самом деле это два совершенно разных вида страхования, при этом отличаются как механизм получения страховых (пенсионных) выплат по ним, так и порядок налогообложения дохода работника в виде уплаченных за него страховых взносов по ним. Поэтому рассмотрим отдельно особенности этих видов страхования и порядок их введения на предприятии, а затем остановимся на налоговых аспектах.
Порядок негосударственного пенсионного страхования
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней:
1) Солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности, субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет денежных средств Пенсионного фонда Украины;
2) Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления денежных средств застрахованных лиц в Накопительном фонде или в соответствующих негосударственных пенсионных фондах и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат;
3) Система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.
Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования. Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.
Граждане Украины могут быть участниками и получать пенсионные выплаты одновременно из разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине.
Из вышеперечисленных трех уровней системы пенсионного обеспечения нас интересует третий — система негосударственного пенсионного обеспечения, которая в Украине была введена с 01.01.2004 г. Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 09.06.2003 г. № 1057-IV (далее — Закон № 1057).
Система негосударственного пенсионного обеспечения — это составная часть системы накопительного пенсионного обеспечения, которая основывается на принципах добровольного участия физических и юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законами, в формировании пенсионных накоплений с целью получения участниками негосударственного пенсионного обеспечения дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат (ч. 1 ст. 2 Закона № 1057).
Таким образом, в отличие от общеобязательного государственного пенсионного страхования, негосударственное пенсионное страхование — дело добровольное (до вступления в силу закона, которым будет введен второй уровень и предусмотрено обязательное негосударственное пенсионное страхование). В нем участвуют только те, кто желает при достижении пенсионного возраста иметь дополнительные пенсионные выплаты к государственной пенсии.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 1057 негосударственное пенсионное страхование могут осуществлять:
- негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ) — путем заключения пенсионного контракта между администратором НПФ и вкладчиком НПФ;
- страховые организации — путем заключения договора страхования пожизненной пенсии с участником НПФ, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника НПФ;
- банки — путем заключения договора об открытии пенсионного депозитного счета для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
НПФ являются неприбыльными организациями, видами деятельности которых может быть исключительно накопление пенсионных взносов в пользу участников НПФ с дальнейшим управлением пенсионными активами, а также осуществление пенсионных выплат своим участникам. НПФ создаются на основании решения учредителя (собрания учредителей) и не имеют целью получение прибыли в пользу единоличного учредителя или для ее последующего распределения между учредителями. Негосударственное пенсионное обеспечение является для НПФ исключительным видом деятельности, при этом осуществление НПФ другой деятельности, не предусмотренной Законом № 1057, запрещается (ст. 1, 6 Закона № 1057).
Физическое лицо, в пользу которого уплачиваются пенсионные взносы в НПФ, является участником НПФ, а юридические и физические лица, которые уплачивают пенсионные взносы в НПФ в пользу его участника согласно условиям пенсионного контракта, считаются вкладчиками НПФ (ст. 1 Закона № 1057).
Участие физлиц в любом НПФ является добровольным, при этом физлицо может быть участником нескольких НПФ по собственному выбору (ч. 1 ст. 7 Закона № 1057).
Вкладчиком НПФ может быть, в частности, работодатель участника НПФ, профсоюз или объединение профсоюзов относительно своих членов (ч. 2 ст. 7 Закона № 1057). Закон не ограничивает количество вкладчиков для одного участника НПФ.
НПФ бывают открытые, корпоративные и профессиональные (ст. 1, ч. 4 ст. 6 Закона № 1057). Открытый НПФ — это НПФ, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы.
Корпоративный НПФ — это НПФ, учредителем которого являются юридическое лицо – работодатель или несколько юридических лиц – работодателей и к которому могут присоединяться другие работодатели-плательщики (этот НПФ создается работодателями для страхования своих работников).
Профессиональный НПФ — это НПФ, учредителем (учредителями) которого могут быть организации работодателей, их объединения, объединения граждан, профсоюзы, их объединения или физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе НПФ. Участниками такого НПФ могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе НПФ, а также физические лица, являющиеся работниками организаций работодателей, их объединений, членами или работниками профсоюзов, их объединений, которые создали такой НПФ.
Деятельность НПФ со стороны государства контролируетНациональная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (далее — Нацфинуслуг) (ч. 2 ст. 67 Закона № 1057).
НПФ использует пенсионные активы исключительно для целей инвестиционной деятельности НПФ (согласно утвержденной инвестиционной декларации), выполнения обязательств перед его участниками (выплата пенсий) и оплаты расходов, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 48 Закона № 1057).
Активами НПФ управляет администратор НПФ (юрлицо – профессиональный администратор, единоличный учредитель корпоративного НПФ, компания по управлению активами) (ст. 21 Закона № 1057).
Выплата пенсий при негосударственном пенсионном обеспечении
Согласно статье 60 Закона № 1057 НПФ могут осуществлять своим участникам:
1) выплату пенсии на определенный срок;
2) одноразовую пенсионную выплату.
Статьей 61 Закона № 1057 определено, что основаниями для осуществления НПФ пенсионных выплат являются:
— достижение участником НПФ пенсионного возраста, определенного в соответствии с этим Законом;
— признание участника НПФ инвалидом;
— критическое состояние здоровья участника НПФ (онкозаболевание, инсульт и т. п.), подтвержденное медицинским заключением;
— выезд участника НПФ на постоянное место жительства за пределы Украины;
— смерть участника НПФ.
Пенсионный возраст, после достижения которого участник НПФ имеет право на получение пенсионной выплаты, определяется по заявлению такого участника, кроме случаев, когда пенсионный возраст определяется пенсионным контрактом в соответствии с законом, устанавливающим обязательность отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан (такой закон еще не принят).
Пенсионный возраст, определяемый участником НПФ, может быть:
— меньше пенсионного возраста, предоставляющего право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, но не более чем на 10 лет, если иное не определено законом;
— больше пенсионного возраста, предоставляющего право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию.
В заявлении участника НПФ, где определяется дата наступления его пенсионного возраста с соблюдением вышеизложенного ограничения, участник НПФ обязан указать вид избранной им пенсионной выплаты. Заявление подается администратору НПФ не позднее чем за 2 месяца до наступления пенсионного возраста, определенного участником НПФ.
Участник НПФ имеет право изменить определенный им пенсионный возраст путем представления об этом заявления администратору НПФ не позднее чем за 15 рабочих дней до наступления определенного им пенсионного возраста.
Выплата пенсии на определенный срок
Статьей 63 Закона № 1057 определено, что выплата пенсии на определенный срок осуществляется администратором НПФ:
1) по желанию участника НПФ, имеющего право на получение пенсионных выплат согласно его заявлению;
2) по требованию участника НПФ (со дня возникновения у него права согласно условиям пенсионного контракта на страхование пожизненной пенсии, если приобретение пожизненного аннуитета может негативно повлиять на размер пенсионных выплат).
Для получения пенсии на определенный срок участник НПФ подает администратору заявление. Пенсия на определенный срок рассчитывается исходя из срока не менее чем 10 лет от начала осуществления первой выплаты.
Выплата пенсий осуществляется на основании договора о выплате пенсии.
Согласно статье 64 Закона № 1057 договор о выплате пенсии на определенный срок заключается в письменной форме и должен содержать, в частности:
- данные НПФ и администратора, осуществляющего выплату пенсии (полное наименование, адрес, банковские реквизиты, дату и номер свидетельства о государственной регистрации);
- данные участника НПФ (паспортные данные и идентификационный номер);
- тарифы административных расходов, связанных с выполнением обязательств по такому договору;
- избранный пенсионный возраст участника НПФ;
- условия, периодичность и продолжительность выплаты пенсии (не менее 10 лет с начала выплат);
- права и обязанности сторон договора;
- ответственность сторон договора за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
- порядок изменения и расторжения договора, а также в этом случае порядок расчета остатка причитающихся участнику НПФ пенсионных денежных средств;
- порядок предоставления информации (выписки по индивидуальному пенсионному счету) участнику НПФ;
- прочие условия (по согласию сторон).
Размеры пенсионных выплат определяются исходя из сумм пенсионных денежных средств, учитываемых на индивидуальном пенсионном счете участника НПФ, продолжительности выплаты и формулы расчета величины пенсии на определенный срок согласно методике, приведенной в Положении об осуществлениидеятельности по администрированию негосударственного пенсионного фонда, утвержденном распоряжением Нацфинуслуг от 03.12.2013 г. № 4400 (далее — Положение № 4400).
В соответствии со статьей 64 и частью 7 статьи 52 Закона № 1057 в начале каждого финансового года лицу, получающему пенсию на определенный срок, обязательно предоставляется выписка с индивидуального пенсионного счета такого лица за счет НПФ. Получатель указанной пенсии имеет право требовать предоставления выписки с его индивидуального пенсионного счета по состоянию на любую дату, но в этом случае такая выписка предоставляется за счет получателя пенсии, кроме случаев, когда она необходима для заключения договора страхования пожизненной пенсии или договора о выплате пенсии на определенный срок. В случае смерти получателя пенсии лицу, имеющему право на получение причитающейся ему суммы пенсионных денежных средств (наследнику), выписка предоставляется бесплатно по состоянию на день смерти получателя пенсии.
Выплата пенсии на определенный срок начинается со дня достижения участником НПФ возраста, определенного в его заявлении, с осуществлением первой выплаты в течение 45 рабочих дней. Отказ или задержка в осуществлении пенсионных выплат запрещается, кроме случаев, предусмотренных законом. В случае отказа или задержки пенсионных выплат участник НПФ имеет право обжаловать действия лиц, которые осуществляют пенсионные выплаты, в Нацфинуслуг или суде. Нарушение сроков осуществления пенсионных выплат является основанием для применения санкций, установленных законом. Пенсионные выплаты из НПФ осуществляются независимо от получения выплаты по общеобязательному государственному пенсионному страхованию или из других источников (ч. 4–6 ст. 61 Закона № 1057).
Нарушение установленного порядка осуществления выплаты пенсии на определенный срок не может быть основанием для какого-либо ограничения права участника НПФ на принадлежащие ему пенсионные денежные средства и пенсионные выплаты (ч. 9 ст. 64 Закона № 1057).
Одноразовая пенсионная выплата
Согласно статье 65 Закона № 1057 пенсионная выплата может осуществляться одноразово по требованию участника НПФ только при наличии его заявления и документов, подтверждающих одно из следующих событий:
- критическое состояние здоровья участника НПФ (онкозаболевание, инсульт и т. п.) или наступление инвалидности участника НПФ, подтвержденные медицинским заключением;
- когда сумма принадлежащих участнику НПФ пенсионных денежных средств на дату наступления его пенсионного возраста не достигает минимального размера суммы пенсионных накоплений, установленного Нацфинуслуг;
- выезд участника НПФ на постоянное место жительства за пределы Украины.
Пенсионная выплата осуществляется одноразово наследникам участника НПФ администратором в случае смерти участника НПФ.
Пенсионная выплата, осуществляемая одноразово, определяется исходя из суммы пенсионных денежных средств, которые учитываются на индивидуальном пенсионном счете участника НПФ на день представления заявления на получение такой выплаты. Одноразовая пенсионная выплата осуществляется в течение 5 рабочих дней после получении соответствующего заявления и необходимых документов. При нарушении этого срока администратор НПФ за собственный счет осуществляет одноразовую пенсионную выплату получателю, а также выплачивает пеню в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины в расчете на 1 день от суммы, которая подлежала выплате, за каждый день просрочки платежа, в порядке, установленном Положением № 4400.
Пожизненные пенсии (пожизненные аннуитеты) выплачиваются участникам НПФ страховыми организациями, с которыми эти участники заключили договор страхования пожизненной пенсии, за счет денежных средств, перечисленных страховой организации (ч. 1 ст. 62 Закона № 1057).
Преимущества негосударственного пенсионного страхования
Закон № 1057 предоставляет ряд преимуществ участникам системы негосударственного пенсионного страхования по сравнению с государственным, в частности:
- самостоятельный выбор пенсионного возраста застрахованным лицом (но не может быть меньше пенсионного возраста, предоставляющего право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, более чем на 10 лет);
- распространение права наследования на накопленные денежные средства;
- право собственности на пенсионные выплаты застрахованного лица независимо от источника уплаты взносов (в т. ч. если работодатель уплачивал пенсионные взносы за работника);
- возможность расторжения пенсионного контракта застрахованным лицом в любой момент и переведения пенсионных денежных средств в другой НПФ (ч. 3 ст. 63 Закона № 1057);
- невозможность необоснованного отказа работодателя от осуществления уплаты пенсионных взносов в НПФ, если он начал их уплату;
- льготы в налогообложении страховых взносов в НПФ для работодателей (см. ниже).
Действия работодателя при введении и выходе из
негосударственного пенсионного страхования работников
Возможность страхования работников в НПФ отражается в разделе «Социальное обеспечение» коллективного договора предприятия (при его отсутствии — в Положении о социальном обеспечении (социальном пакете) работников, утвержденном приказом руководителя предприятия) или трудовых договорах с работниками. Прежде чем застраховать работников в НПФ предприятие должно согласовать с ними все нюансы такого страхования (программу страхования, НПФ, порядок уплаты пенсионных взносов и т. д.). После такого согласования руководитель предприятия издает приказ о страховании работников в НПФ, который должен содержать список подлежащих страхованию работников и условия их страхования. Основанием для издания приказа являются заявления работников с просьбой застраховать их в НПФ и согласие со схемой страхования.
Для страхования своих работников предприятие должно заключить с НПФ пенсионный контракт. Он представляет собой договор между НПФ и его вкладчиком (предприятием), который заключается от имени НПФ его администратором и согласно которому осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение одного участника или нескольких участников НПФ за счет пенсионных взносов такого вкладчика (предприятия) (ч. 1 ст. 55 Закона № 1057).
Предприятие может заключить как общий пенсионный контракт для всех работников, так и индивидуально по каждому работнику. Если предприятие организовывает корпоративный НПФ, то его участниками могут стать все желающие работники предприятия.
Для заключения пенсионного контракта предприятие как вкладчик НПФ должно предоставить НПФ следующую информацию, которая будет отражена в таком контракте:
- сведения о предприятии;
- список застрахованных работников;
- информацию по каждому работнику;
- размер взносов в НПФ (одинаковая сумма для всех работников, процент от зарплаты каждого работника, прогрессивные взносы в зависимости от стажа или прочих условий);
- сроки уплаты взносов в НПФ.
Максимальный размер пенсионных взносов в НПФ не ограничивается, но совет НПФ имеет право установить минимальный размер таких взносов в размере 10% минимальной заработной платы в расчете на один месяц (ч. 2, 5 ст. 50 Закона № 1057).
После заключения с НПФ пенсионного контракта предприятие как вкладчик НПФ должно в порядке и сроки, установленные таким контрактом (обычно ежемесячно — это выгодно с позиции налогообложения), уплачивать пенсионные взносы в НПФ.
Если согласно Закону № 1057 работодатель обязан уплачивать пенсионные взносы в НПФ в пользу своих работников, такой работодатель может прекратить такую уплату только при условии заключения пенсионных контрактов в пользу таких работников с другим НПФ(абз. пятый ч. 8 ст.8 Закона № 1057).
В соответствии с частями 8–10 статьи 8 Закона № 1057 работодатель-плательщик корпоративного НПФ может прекратить уплату пенсионных взносов в такой НПФ путем расторжения всех заключенных им с таким НПФ пенсионных контрактов и договора об участии в НПФ, уведомив Нацфинуслуг и участников НПФ за 6 месяцев до такого расторжения. В случае выхода из состава учредителей корпоративного НПФ одного из учредителей или расторжения работодателем-плательщиком договора об участии в корпоративном НПФ участники такого НПФ, являющиеся работниками этого учредителя или работодателя-плательщика, утрачивают право быть участниками такого корпоративного НПФ. Участники НПФ, являющиеся работниками такого работодателя, в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о выходе их работодателя из числа учредителей или работодателей-плательщиков корпоративного НПФ обязаны подать администратору этого НПФ заявление с указанием нового НПФ или страховой организации, с которой заключен договор страхования пожизненной пенсии, или банка, в котором открыт пенсионный депозитный счет, куда должны быть переданы принадлежащие им пенсионные денежные средства. Договор страхования пожизненной пенсии может быть заключен участником НПФ только в случае достижения таким участником пенсионного возраста, определенного Законом № 1057 (см. выше). Вместе с письменным заявлением участник НПФ обязан предоставить копию пенсионного контракта, заключенного с новым НПФ, или копию договора страхования пожизненной пенсии с выбранной страховой организацией или копию договора об открытии пенсионного депозитного счета. Работники такого работодателя, которые являются участниками накопительной системы пенсионного страхования, подают администратору НПФ — субъекту второго уровня заявление с указанием другого НПФ — субъекта второго уровня и копию пенсионного контракта, заключенного с новым НПФ. По желанию участника НПФ, который является участником накопительной системы пенсионного страхования, или при отсутствии его заявления учтенные на его индивидуальном пенсионном счете денежные средства могут быть переведены в Накопительный пенсионный фонд. При отсутствии заявления участника НПФ и копии заключенного договора с новым НПФ или копии договора страхования пожизненной пенсии с выбранной страховой организацией или копии договора об открытии пенсионного депозитного счета в банке пенсионные денежные средства участника НПФ, кроме участника накопительной системы пенсионного страхования, передаются в другой НПФ по выбору администратора, который передает такие денежные средства с уведомлением об этом такого участника и Нацфинуслуг. Уведомление о переводе денежных средств таких участников в другой НПФ направляется каждому участнику НПФ в течение одного месяца со дня такого перевода и содержит информацию о сумме переведенных денежных средств, реквизитах НПФ и его администратора, а также указание на необходимость заключить пенсионный контракт с НПФ, в который переведены денежные средства.
В случае выхода из состава учредителей или работодателей-плательщиков корпоративного НПФ работодатель обязан уплатить пенсионные взносы по ранее заключенным пенсионным контрактам, которые подлежали уплате до дня предупреждения о выходе из состава учредителей или работодателей-плательщиков указанного НПФ.
В случае прекращения трудовых отношений участника корпоративного НПФ с работодателем-учредителем или работодателем-плательщиком этого НПФ пенсионный контракт, заключенный в пользу такого участника НПФ, расторгается. Этот участник обязан заключить новый пенсионный контракт с другим НПФ или в случае достижения пенсионного возраста заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией или открыть в банке пенсионный депозитный счет. Если участник НПФ не сделал это в течение 3 месяцев со дня прекращения трудовых отношений, пенсионные денежные средства участника подлежат передаче в открытый НПФ, определенный по решению совета такого НПФ. Передача пенсионных денежных средств участника НПФ оплачивается участником НПФ. Но в случае прекращения трудовых отношений согласно пункту 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины расходы на перевод пенсионных денежных средств участника НПФ в другой НПФ, страховую организацию или на пенсионный депозитный счет банка оплачиваются работодателем (ч. 5 ст. 55 Закона № 1057).
Порядок добровольного страхования жизни
Все виды страхования, применяющиеся в Украине, определены Законом Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР (далее — Закон о страховании).
В пунктах 1 и 21-2 части четвертой статьи 6 Закона о страховании, содержащей виды добровольного страхования, указаны:
— страхование жизни;
— страхование жизни и здоровья волонтеров на период предоставления волонтерской помощи.
В пунктах 5 и 17 части первой статьи 7 Закона о страховании, содержащей виды обязательного страхования, указаны:
— страхование жизни и здоровья специалистов ветеринарной медицины;
— страхование финансовой ответственности, жизни и здоровья временного администратора, ликвидатора финансового учреждения и работников центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику (в настоящее время — Министерство финансов Украины), которые определены им для решения вопросов участия государства в капитализации банка.
Добровольное страхование жизни может быть введено для работников по решению работодателя как одно из мероприятий социального обеспечения (в составе социального пакета), предусмотренного коллективным договором, а обязательное страхование жизни в вышеуказанных случаях осуществляется за счет денежных средств соответствующих организаций и учреждений, которые финансируются, как правило, из государственного бюджета. Ниже рассмотрим особенности добровольного страхования жизни работников, которое осуществляют работодатели за счет собственных денежных средств.
Прежде чем заключать договор страхования жизни в пользу работников (застрахованных лиц) со страховщиком (страховой компанией), работодателю (страхователю) необходимо убедиться, что страховщик имеет право предоставлять такой вид страхования (имеет соответствующую лицензию), поскольку к страховщикам, осуществляющим страхование жизни, законодательством установлены повышенные требования (размер уставного фонда, нормативный запас платежеспособности, величина страховых резервов и т. д.). При этом страховщики, которые получили лицензию на страхование жизни (их называют «лайфовыми» страховыми компаниями от англ. life — жизнь), не имеют права заниматься другими видами страхования (ст. 38 Закона о страховании).
Об общих правилах заключения договора страхования, обязанностях и правах страховщиков, страхователей и застрахованных лиц, установленных Законом о страховании, а также о внутренних документах, которые должен иметь работодатель на предприятии для страхования работников, и документах, которые он должен представить как страхователь страховщику для заключения с ним договора страхования в пользу работников, мы подробно рассказали в статье предыдущего номера, поэтому на указанных вопросах останавливаться не будем. Ниже рассмотрим только те законодательные нормы, которые устанавливают особые правила для такого вида страхования как страхование жизни и определяют, что оно собой представляет.
В соответствии с частью шестой статьи 6 Закона о страховании и пунктом 3.1 Характеристики и классификационных признаков видов добровольного страхования, утвержденных распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 09.07.2010 г. № 565, страхование жизни — это вид личного страхования, по которому предметом договора страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного лица. Этот вид страхования предусматривает обязанность страховщика (страховой компании) за установленную договором страхования плату (страховой взнос, страховой платеж, страховую премию) осуществить страховую выплату по договору страхования в размере страховой суммы, ее части и/или в виде регулярных последовательных выплат обусловленных в договоре страхования сумм (аннуитета) в случае смерти застрахованного лица, а также, если это предусмотрено договором страхования, в случае дожития застрахованного лица до окончания срока действия договора страхования и/или достижения застрахованным лицом определенного договором возраста.
В случае если при наступлении страхового случая предусмотрены регулярные последовательные пожизненные страховые выплаты (страхование пожизненной пенсии), обязательно необходимо предусмотреть в договоре страхования риск смерти застрахованного лица в течение периода между началом действия договора страхования и первой страховой выплатой из числа пожизненных страховых выплат. В других случаях предусматривать риск смерти застрахованного лица необходимо обязательно в течение всего срока действия договора страхования.
Условия добровольного страхования жизни могут также дополнительно предусматривать страхование на случай временной утраты застрахованным лицом трудоспособности, установления ему инвалидности или получения им травматических повреждений и/или функциональных расстройств здоровья, предусмотренных договором страхования, или смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая либо болезни, которые произошли с ним во время действия договора страхования.
Согласно статье 9 Закона о страховании страховые выплаты по договору страхования жизни осуществляются в размере страховой суммы (денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан провести выплату при наступлении страхового случая) либо ее части и (или) в виде регулярных, последовательных выплат обусловленных в договоре страхования сумм (аннуитета). Договором страхования жизни обязательно предусматривается увеличение размера страховой суммы и (или) размера страховых выплат на суммы (бонусы), определяемые страховщиком один раз в год по результатам полученного инвестиционного дохода от размещения денежных средств резервов по страхованию жизни, а также может быть предусмотрено увеличение размера страховой суммы и (или) размера страховых выплат на суммы (бонусы), которые определяются страховщиком один раз в год по другим финансовым результатам его деятельности (участие в прибылях страховщика).
В случае неуплаты страхователем (предприятием) очередного страхового взноса в размере и в сроки, предусмотренные правилами и договором страхования жизни, таким договором может быть предусмотрено право страховщика в одностороннем порядке уменьшить (редуцировать) размер страховой суммы и (или) страховых выплат.
Договором страхования жизни может быть предусмотрена индексация (изменение) по официальному индексу инфляции размера страховой суммы и (или) страховых выплат в течение действия договора страхования жизни при условии соответствующей индексации (изменения) размера страхового платежа (страхового взноса, страховой премии). Порядок и условия индексации определяются правилами и договором страхования.
В соответствии со статьей 28 Закона о страховании в случае досрочного прекращения действия договора страхования жизни страховщик выплачивает страхователю выкупную сумму, которая является имущественным правом страхователя по договору страхования жизни. Если требование страховщика обусловлено невыполнением страхователем условий договора страхования, страхователю возвращается выкупная сумма (сумма, которая выплачивается страховщиком в случае досрочного прекращения действия договора страхования жизни и рассчитывается математически на день прекращения указанного договора в зависимости от периода, в течение которого действовал договор страхования жизни, по установленной методике).
Налогообложение и учет страховых платежей
В целях налогообложения страхование жизни делится на долгосрочное и прочее.
Согласно подпункту 14.1.52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) договор долгосрочного страхования жизни — договор страхования жизни на срок 5 и более лет, который предусматривает страховую выплату одноразово или в виде аннуитета, если застрахованное лицо дожило до окончания срока действия договора страхования или события, предусмотренного в договоре страхования, или достигло возраста, определенного договором. Такой договор не может предусматривать частичных выплат в течение первых 5 лет его действия, кроме тех, которые осуществляются в случае наступления страховых случаев, связанных со смертью или болезнью застрахованного лица либо несчастным случаем, что привело к установлению застрахованному лицу инвалидности I или II группы или установлению инвалидности лицу, не достигшему 18-летнего возраста. При этом налогоплательщик — работодатель не может быть выгодоприобретателем по таким договорам страхования жизни.
Соответственно, все остальные договоры страхования жизни, которые не отвечают вышеприведенным требованиям (например, заключаются на срок менее 5 лет или предусматривают любые частичные выплаты в течение первых 5 лет его действия), в целях налогообложения не считаются договорами долгосрочного страхования жизни.
НДФЛ и военный сбор
Согласно подпункту «в» пп. 164.2.16 НКУ в налогооблагаемый доход налогоплательщика (работника) включается, т. е. подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС), сумма пенсионных взносов в пределах негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с законом (т. е. Законом № 1057), страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), в том числе по договорам добровольного медицинского страхования и по договору страхования дополнительной пенсии,взносов на пенсионные вклады, взносов в фонд банковского управления, уплаченная любым лицом – резидентом за налогоплательщика или в его пользу, кроме сумм, которые уплачиваются работодателем-резидентом за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика (работника), если такая сумма:
— не превышает 15% начисленной этим работодателем суммы заработной платы налогоплательщику (работнику) в течение каждого отчетного налогового месяца, за который уплачивается пенсионный взнос, взносы в фонды банковского управления;
— не более 2,5 размера минимальной заработной платы, установленной законом о госбюджете на соответствующий год, в расчете за месяц по совокупности таких взносов (далее — «необлагаемые» взносы).
Таким образом, суммы страховых взносов, которые уплачиваются работодателем за свой счет по договорам долгосрочного страхования жизни, облагаются НДФЛ и ВС, а суммы пенсионных взносов, которые уплачиваются работодателем за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в пользу работника не облагаются НДФЛ и военным сбором, если такая сумма:
— не превышает 15% начисленной этим работодателем суммы заработной платы работнику в течение каждого отчетного налогового месяца, за который уплачивается пенсионный взнос в НПФ;
— не превышает 2,5 размера минимальной заработной платы в расчете за месяц по совокупности «необлагаемых» взносов.
Размер минимальной заработной платы необходимо использовать тот, который установлен законом о госбюджете в месяце, в котором уплачивается пенсионный взнос.
Учитывая изложенное, для того чтобы сумма пенсионного взноса, уплаченного работодателем в пользу работника по договору негосударственного пенсионного страхования, не облагалась НДФЛ и ВС, она не должна превышать 15% от начисленной ему в течение месяца заработной платы, при этом общий размер «необлагаемых» взносов в расчете за месяц не должен превышать в 2019 году 10 432,50 грн. (2,5 х 4173 грн.), в 2020 году — 11 807,50 грн. (2,5 х 4723 грн.).
Если сумма взноса, уплаченного работодателем в пользу работника по договору негосударственного пенсионного страхования, превышает 15% от начисленной ему в течение этого месяца заработной платы, или общий размер «необлагаемых» в расчете за месяц превышает 2,5 размера минимальной заработной платы, то сумма превышения является налогооблагаемым доходом, т. е. подлежит обложению НДФЛ и ВС (пп. 164.2.16НКУ).
Если работодатель осуществляет в пользу работника страхование жизни (независимо от его вида и размера платежей), то доход работника в виде стоимости такого страхования подлежит обложению НДФЛ и ВС (пп. 164.2.16НКУ).
По аналогии с уплатой страховых взносов страховой компании в рамках добровольного медицинского страхования, когда «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ), по мнению ГФСУ, не применяется (работник не получает от страховой компании «натуральный» доход), то и при уплате страховых взносов страховой компании в рамках добровольного страхования жизни, а также при наличии налогооблагаемых пенсионных взносов (суммы превышения ограничения) «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ) не применяется (работник получает не «натуральный» доход, а денежные выплаты от страховой компании и НПФ).
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ доход работника в виде сумм уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного страхования, которые облагаются НДФЛ и ВС, и сумм уплаченных страховых взносов по договору добровольного страхования жизни (абзац первый пп. 164.2.16 НКУ) отражается с признаком дохода «124». Доход работника в виде сумм уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного страхования, которые не облагаются НДФЛ и ВС (пп. «в» пп. 164.2.16 НКУ), в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ отражается с признаком дохода «125».
При выплате работнику налогооблагаемого дохода в виде сумм уплаченных в НПФ пенсионных взносов или страховых взносов страховой компании по договору долгосрочного страхования жизни, предприятие, как налоговый агент, обязано уплатить в бюджет НДФЛ и ВС в день выплаты такого дохода, т. е. в день перечисления пенсионного взноса в НПФ или страхового взноса страховой компании (пп. 168.1.2 НКУ). Суммы НДФЛ и ВС работодатель по согласованию с работником удерживает из любого (в т. ч. налогооблагаемого) дохода работника.
Если работник самостоятельно заключил договор страхования жизни со страховой компанией или договорнегосударственного пенсионного страхования с НПФ, при этом по заявлению работника работодатель при выплате ему заработной платы ее часть перечисляет в НПФ в виде пенсионного взноса или страховой компании в виде страхового взноса, то НДФЛ и ВС с таких сумм работодателем не уплачиваются.
Обращаем внимание, что согласно пункту 164.6 НКУ при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная, в частности, на сумму единого социального взноса (далее — ЕСВ), страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, в соответствии с законом за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.
Касательно приведенной нормы необходимо учитывать, что в настоящее время, как отмечено выше, обязательного негосударственного пенсионного обеспечения в Украине нет (не принят соответствующий закон), поэтому обязательных страховых взносов в НПФ тоже нет. Уменьшение базы обложения НДФЛ на сумму пенсионных взносов, которые работодатели добровольно уплачивают в НПФ в пользу работников, нормами НКУ не предусмотрено.
Единый социальный взнос
Согласно пункту 3.5 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5), взносы предприятий согласно договорам добровольного пенсионного страхования (в т. ч. негосударственного) работников не относятся к фонду оплаты труда (далее — ФОТ).
Кроме того, платеж согласно договору добровольного пенсионного страхования указан в пункте 2 раздела ІІ Перечня видов выплат, осуществляемых за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 г. № 1170 (далее — Перечень № 1170).
Таким образом, с пенсионных взносов, которые уплачиваются работодателем в НПФ в пользу работника, ЕСВ не уплачивается.
Что касается добровольного страхования жизни работников, то в соответствии с подпунктом 2.3.4 Инструкции № 5 расходы в размере страховых взносов предприятий (кроме случаев, указанных в п. 3.5 этой Инструкции) в пользу работников, связанных с добровольным страхованием (личным, страхованием имущества), относятся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ. Указанные суммы включаются в ФОТ в том месяце, когда осуществляются перечисления страховой компании. В Перечне № 1170 платеж по добровольному страхованию жизни не указан.
Следовательно, страховые платежи, уплаченные работодателями в пользу работников согласно договорам страхования жизни, подлежат обложению ЕСВ. Об этом сообщил и Пенсионный фонд Украины в письме от 26.08.2011 г. № 17928/03-20.
Бухгалтерский и налоговый учет
Объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ) или международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСБО), на разницы, возникающие в соответствии с положениями раздела ІІІ НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). По расходам работодателей на негосударственное пенсионное страхование и страхование жизни работников НКУ разниц не устанавливает.
Таким образом, в налоговом учете операции по уплате пенсионных взносов на негосударственное пенсионное страхование и страховых взносов на страхование жизни работников отражаются в том же порядке, что и в бухгалтерском учете.
Пунктом 21 П(С)БУ 16 «Расходы» определено, что расходы операционной деятельности включают такой элемент как отчисления на социальные мероприятия. В состав последних включаются, в частности, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия (п. 24 П(С)БУ 16).
Следовательно, расходы на негосударственное пенсионное страхование и страхование жизни работников в бухгалтерском учете включаются в расходы и отражаются на счетах в зависимости от категорий работников или в составе прочих операционных расходов. В случае перечисления предприятием пенсионных взносов в НПФ и страховых взносов страховой компании за длительный период (год и более) такие расходы относятся к расходам будущих периодов (счет 39) с последующим их списанием на соответствующие расходы.
Расчеты со страховыми организациями по индивидуальному страхованию персонала предприятия отражаются на субсчете 654 «По индивидуальному страхованию».
Что касается налога на добавленную стоимость (далее — НДС), то согласно подпункту 196.1.3 НКУ операции предоставления услуг по страхованию лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности согласно закону, предоставления услуг по негосударственному пенсионному обеспечению не являются объектом обложения НДС.
ПРИМЕР
Отражение в учете перечисления взносов на
негосударственное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни работников
В декабре 2019 года предприятие заключило с НПФ договор негосударственного пенсионного страхования, а со страховой компанией — договор долгосрочного страхования жизни одного из своих работников. Согласно указанным договорам с января по декабрь 2020 года предприятие перечисляет ежемесячно в пользу работника 1500 грн. в НПФ и 1300 грн. страховой компании. В январе 2020 года заработная плата работника составляет 9500 грн.
Определим, не превышает ли в январе 2020 года размер ежемесячного пенсионного взноса в НПФ по работнику установленные ограничения в целях обложения НДФЛ и ВС.
15% заработной платы работника: 9500 грн. х 15% = 1425 грн.
Хотя размер пенсионного взноса не превышает 2,5 размера минимальной заработной платы в расчете на месяц (2,5 х 4723 грн. = 11 807,50 грн.), сумма ежемесячного пенсионного взноса в НПФ на 75 грн. (1500 – 1425) превышает одно из установленных НКУ ограничений — 15% заработной платы за месяц, поэтому из суммы превышения (75 грн.) удерживаются НДФЛ и ВС. Сумма страхового взноса, уплачиваемого согласно договору страхования жизни (1300 грн.), в полном объеме облагается ЕСВ, НДФЛ и ВС.
При перечислении взносов в НПФ и страховой компании НДФЛ и ВС уплачиваются предприятием сначала за свой счет, а затем на основании договоренности с работником сумма, равная уплаченным НДФЛ и ВС, удерживается из налогооблагаемого дохода работника — его заработной платы.
В бухгалтерском учете предприятия операции перечисления пенсионного взноса в НПФ и страхового взноса страховой компании отражаются следующим образом:
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
Д-т | К-т | |||
1 | Перечислены пенсионный взнос в НПФ и страховой взнос страховой компании: 1500 + 1300 | 654 | 311 | 2800,00 |
2 | Отнесена сумма взносов к расходам | 949 | 654 | 2800,00 |
3 | Начислен ЕСВ на сумму страхового взноса страховой компании: 1300 х 22% | 92 | 651 | 286,00 |
4 | Отражен налогооблагаемый доход работника (часть пенсионного взноса и страховой взнос): 75 + 1300 | 949 | 663 | 1375,00 |
5 | Начислен НДФЛ на сумму налогооблагаемого дохода: 1375 х 18% | 663 | 641/ндфл | 247,50 |
6 | Начислен ВС на сумму налогооблагаемого дохода: 1375 х 1,5% | 663 | 642/вс | 20,63 |
7 | Перечислен ЕСВ | 651 | 311 | 286,00 |
8 | Перечислен НДФЛ | 641/ндфл | 311 | 247,50 |
9 | Перечислен ВС | 642/вс | 311 | 20,63 |
10 | Удержаны из заработной платы работника суммы НДФЛ и ВС: 247,50 + 20,63 | 661 | 663 | 268,13 |
Налоговые последствия расторжения работодателем договоров
негосударственного пенсионного страхование и добровольного страхования жизни
Согласно абзацу первому статьи 123-1 НКУ если договор долгосрочного страхования жизни (см. пп. 14.1.52 НКУ) или договор страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения (см. пп. 14.1.116 НКУ) в частности, договор страхования дополнительной пенсии (см. пп. 14.1.52-2 НКУ), в течение первых 5 лет его действия расторгается по любым причинам, кроме случая, предусмотренного абзацем четвертым этой статьи (см. ниже), до окончания минимального срока его действия или до наступления соответствующего страхового случая, установленных этим НКУ и другим законодательством (в частности, Законом о страховании, Законом № 1057), в результате чего происходит частичная страховая выплата, выплата выкупной суммы или полное прекращение обязательств страховщика по такому договору перед таким налогоплательщиком или нарушаются другие требования, установленные НКУ к таким договорам (т. е. требования, указанные в подпунктах 14.1.52, 14.1.52-2, 14.1.116 НКУ), то налогоплательщик – страхователь, который признал в бухгалтерском учете расходы, обязан увеличить финансовый результат до налогообложения отчетного периода на сумму таких предварительно уплаченных платежей, взносов, премий с начислением пени в размере 120% учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на конец отчетного периода, в котором произошло расторжение договора или такой договор перестал отвечать требованиям, предусмотренным НКУ.
Абзацем вторым статьи 123-1 НКУ установлено, что налоговые обязательства страховщика в связи с обстоятельствами, указанными в абзаце первом этой статьи, за период до конца отчетного периода, в котором произошло расторжение договора долгосрочного страхования жизни или договора страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, договора страхования дополнительной пенсии, или такой договор перестал отвечать требованиям, предусмотренным НКУ, корректировке не подлежат.
Штрафные санкции за занижение объекта налогообложения по налогу на прибыль в случаях, определенных этой статьей, как к страховщику, так и к налогоплательщику (страхователю) не применяются.
Согласно абзацу четвертому статьи 123-1 НКУ договор долгосрочного страхования жизни или договор страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, договор страхования дополнительной пенсии, в котором страхователем является работодатель, может предусматривать:
— замену страхователя (работодателя) на нового страхователя, которым может быть либо новый работодатель, либо застрахованное лицо, в случае увольнения застрахованного лица;
— замену страховщика на нового страховщика.
При этом такая замена страхователя (страховщика) должна подтверждаться трехсторонним соглашением между страхователем (страховщиком), новым страхователем (страховщиком) и застрахованным лицом.
Таким образом, корректировка финансового результата, предусмотренная в статье 123-1 НКУ, применяется к договору страхования жизни и договору негосударственного пенсионного обеспечения в случаях, если в результате прекращения трудовых отношений между работодателем и работником договор перестал отвечать требованиям, предусмотренным статьей 14 НКУ (например, был досрочно расторгнут в течение первых 5 лет из-за увольнения работника без замены страхователя).