Разъяснение Государственной службы Украины по вопросам труда «О подтверждении права на дополнительный отпуск работникам, имеющим детей» от 23.06.2023
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 23.06.2023
О подтверждении права на дополнительный отпуск работникам, имеющим детей
(Извлечение)
<…>
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения равных возможностей матери и отца в уходе за ребенком», вступившим в силу 09.05.2021, внесены изменения в часть первую статьи 19 Закона Украины «Об отпусках» (далее — Закон), а именно слова «Женщине, которая работает и имеет» заменены словами «Один из родителей, которые имеют», слова «которая усыновила» — словами «которые усыновили», а слова «матери лица с инвалидностью» — словами «матери (отца) лица с инвалидностью».
Согласно части первой статьи 19 Закона одному из родителей, которые имеют двоих или более детей в возрасте до 15 лет, или ребенка с инвалидностью, или которые усыновили ребенка, матери (отцу) лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, одинокой матери, отцу ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, воспитывающему их без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, взявшему под опеку ребенка или лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, или одному из приемных родителей предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней (статья 73 Кодекса законов о труде Украины).
При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.
Учитывая изложенное, со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения равных возможностей матери и отца в уходе за ребенком» законодательством о труде предусмотрено предоставление дополнительного отпуска одному из родителей, имеющих детей, и не установлены требования по отработке рабочих дней работником в отчетном периоде для получения такого отпуска.
Частью седьмой статьи 20 Закона определено, что дополнительные отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, предоставляются свыше ежегодных отпусков, предусмотренных статьями 6, 7 и 8 этого Закона, а также свыше ежегодных отпусков, установленных другими законами и нормативно-правовыми актами, и переносятся на другой период или продолжаются в порядке, определенном статьей 11 этого Закона.
Согласно части первой статьи 24 Закона в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы.
Таким образом, приобретение права на получение вышеуказанного отпуска наступает с первого дня календарного года при условии, что другой из родителей в текущем календарном году не воспользовался своим правом на такой отпуск. В случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация, в том числе за не использованные дни дополнительного социального отпуска, предусмотренного статьей 19 Закона, при условии, что другой родитель в текущем календарном году не воспользовался своим правом на такой отпуск.
Поскольку действующим законодательством не определен конкретный перечень документов, которые следует предъявить одному из родителей для подтверждения того, что он не воспользовался правом на дополнительный социальный отпуск, работодателю может быть предоставлен любой надлежаще оформленный и удостоверенный в установленном порядке документ, в котором подтверждается, что другому из родителей ребенка не предоставлялся такой социальный отпуск.1
1 Детально о предоставлении социального дополнительного отпуска на детей рассказано в статье «Дополнительный отпуск работникам, имеющим детей» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2022, стр. 56. (Ред.)
<…>
Вместе с тем сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, имеют лишь информационный характер и не устанавливают правовых норм.