Разъяснение Государственной службы Украины по вопросам труда «Относительно размеров штрафов за нарушение законодательства о труде и процедуры их наложения» от 06.02.2020 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 06.02.2020 г.
Относительно размеров штрафов за нарушение
законодательства о труде и процедуры их наложения
Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-ІХ, вступившим в силу 02.02.2020 г., внесены изменения в статью 265 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины). Эти изменения предусматривают изменение подхода к процедуре наложения финансовых санкций и изменение их размеров.
Так, фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов в соответствии с абзацем вторым части второй статьи 265 КЗоТ Украины влечет за собой штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (до внесения изменений размер составлял 30 минимальных зарплат), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение.
Предусмотрена дополнительная ответственность в случае совершения нарушения, предусмотренного абзацем вторым части второй статьи 265 КЗоТ Украины, повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения — в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Уменьшен размер штрафа за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда с десяти размеров минимальной заработной платы до двух за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», предусматривает штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение.
Недопущение к проведению контрольного мероприятия по выявлению неоформленных трудовых отношений предусматривает штраф в шестнадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.
За нарушение прочих требований законодательства о труде предусмотрен штраф за каждое такое нарушение в размере минимальной заработной платы и дополнен ответственностью за повторное совершение нарушения в двукратном размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение.
Изменения также предусматривают возможность уменьшения расходов на уплату штрафов в случае уплаты юридическим лицом или физическим лицом – предпринимателем, использующим наемный труд, 50 процентов размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде.
В случае выполнения предписания центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и устранения выявленных нарушений, предусмотренных абзацами четвертым – шестым, девятым части второй статьи 265 КЗоТ Украины, в определенные предписанием сроки меры по привлечению к ответственности не применяются.
Меры по привлечению к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного абзацами вторым, третьим, седьмым, восьмым, десятым части второй статьи 265 КЗоТ Украины, применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений.
В связи с указанными изменениями Государственная служба Украины по вопросам труда обращает внимание на следующее.
В соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
При рассмотрении дел о наложении штрафных санкций в соответствии с частью второй статьи 265 КЗоТ Украины необходимо учитывать принятое Конституционным Судом Украины решение по делу № 1-7/99 от 09.02.1999 г. по конституционному обращению Национального банка Украины относительно официального толкования положения части первой статьи 58 Конституции Украины.
Согласно указанному решению «в Конституции Украины статья 58 содержится в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», в котором закреплены конституционные права, свободы и обязанности прежде всего человека и гражданина и их гарантии. Об этом свидетельствует как название этого раздела, так и системный анализ содержания его статей и части второй статьи 3 Конституции Украины.»
Таким образом, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положение части первой статьи 58 Конституции Украины об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов в случаях, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, касается только человека и гражданина (физического лица) и не распространяется на юридических лиц.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Украины к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом или не вытекает из сути отношений.
В связи с этим, привлечение к ответственности за нарушение законодательства о труде должно осуществляться в соответствии с редакцией части второй статьи 265 КЗоТ Украины, которая действовала на день выявления нарушения (подписания акта инспекционного посещения).
Положения новой редакции статьи 265 КЗоТ Украины о частичной уплате штрафа, изменении его размера, а также предупреждении применяются к нарушениям, выявленным после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины».
Относительно составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частями первой – четвертой и седьмой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), в отношении физического лица – предпринимателя, который использует наемный труд и является плательщиком единого налога первой – третьей группы, следует отметить следующее.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена статьей 41 КоАП. Следовательно, частью второй статьи 265 КЗоТ Украины и частью третьей статьи 41 КоАП предусмотрена ответственность для физических лиц – предпринимателей, которые используют наемный труд, в виде штрафа за нарушение законодательства о труде.
Штраф по части второй статьи 265 КЗоТ Украины является финансовой санкцией, которая накладывается постановлением уполномоченного должностного лица Гоструда, что может быть обжаловано в судебном порядке, а штраф по статье 41 КоАП является административной ответственностью и накладывается согласно решению суда по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, до утверждения в установленном порядке формы предупреждения финансовые санкции, предусмотренные абзацами вторым и шестым части второй статьи 265 КЗоТ Украины, не применяются, что не исключает обязанности инспектора труда направлять протокол об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
О проведении инспекционных посещений по обращениям граждан,
поступивших на рассмотрение в органы местного самоуправления.
Частью первой статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877) предусмотрено, что одним из оснований для проведения внеплановых мероприятий является обращение физического лица (физических лиц) о нарушениях, повлекших ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии). Внеплановое мероприятие в таком случае осуществляется исключительно по согласованию центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в соответствующей сфере государственного надзора (контроля), или соответствующего государственного коллегиального органа.
Таким образом, в случае поступления в органы местного самоуправления (далее — ОМС) обращения работника о нарушении в отношении него законодательства о труде по вопросам, отнесенным к полномочиям ОМС, кроме вопросов выявления неоформленных трудовых отношений, для проведения инспекционного посещения необходимо согласование Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
Для получения такого согласования ОМС направляет копию обращения работника с сопроводительным письмом в территориальный орган Гоструда, который в свою очередь в установленном порядке направляет это обращение в Гоструда. В случае получения согласования, оно направляется в территориальный орган Гоструда для передачи ОМС.
Согласование на проведение инспекционного посещения по обращению работника предоставляется только в случае, если работник обращается о нарушении своих личных трудовых прав.
Также отмечаем, что инспекционные посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений проводятся в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 г. № 823 с изменениями. Инспекционные посещения по другим вопросам проводятся в порядке, установленном Законом № 877.