Письмо Пенсионного фонда Украины «Об определении минимального размера пособия по беременности и родам застрахованных лиц, работающих у резидента Дия Сити и по совместительству» от 04.05.2023 № 17595-20802/У-03/8-2800/23
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 04.05.2023 № 17595-20802/У-03/8-2800/23
Об определении минимального размера пособия по беременности
и родам застрахованных лиц, работающих у резидента Дия Сити и по совместительству
Рассмотрев Ваше обращение по поводу определения минимального размера пособия по беременности и родам, Пенсионный фонд Украины сообщает.
К вопросу 1.
В соответствии с частью первой статьи 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу, являющемуся работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, в размере заработной платы (дохода) такого лица, с которого фактически уплачены страховые взносы, независимо от страхового стажа.
Частью второй статьи 25 Закона № 1105 предусмотрено, что порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины.
В пункте 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266 (далее — Порядок № 1266), указано, что в порядке, определенном этим пунктом, исчисляется среднедневная сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, являющегося работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, с которой фактически уплачены страховые взносы.
Также абзацем четвертым пункта 2 Порядка № 1266 определено, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц, выплачиваемого работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити, не должна превышать размера заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачены страховые взносы (единый взнос).
В то же время частью второй статьи 19 Закона № 1105 предусмотрено, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не может быть меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.
Следовательно, пособие по беременности и родам исчисляется застрахованному лицу, являющемуся работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, с начисленной в расчетном периоде заработной платы (дохода) такого лица, с которой фактически уплачены страховые взносы, в соответствии с нормами пунктов 2 и 3 Порядка № 1266, и в случае необходимости применяется к сумме пособия, исчисленной на общих основаниях, ограничение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 2 Порядка № 1266. Но, учитывая то, что частью второй статьи 19 Закона № 1105 определен минимальный размер пособия по беременности и родам, то в случае когда размер ограниченного пособия по беременности и родам меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая, окончательный расчет пособия осуществляется из минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.1
1 О выплате пособия по беременности и родам в минимальном размере подробно рассказанов статье «Предоставление отпуска и пособия по беременности и родам» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2023, стр. 32. (Ред.)
К вопросу 2.
Согласно части первой статьи 22 Закона № 1105 страховая выплата в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, другого гражданско-правового договора и по другим основаниям, предусмотренным законом, назначается и осуществляется по основному месту работы (деятельности).
Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в том числе осуществляющим предпринимательскую или иную деятельность и одновременно работающим на условиях трудового договора) предоставляется по основному месту работы (деятельности) или по месту работы по совместительству (найму) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Следовательно, страхователь реализует право застрахованного лица на страховую выплату по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности по совместительству только после предоставления застрахованным лицом мотивированного решения страхователя или уполномоченных им лиц об отказе в назначении страховой выплаты по основному месту работы.
Учитывая то, что частью второй статьи 19 Закона № 1105 предусмотрено, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не может быть меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая, а по основному месту работы застрахованным лицом не реализовано свое право на получение пособия по беременности и родам, реализация права на пособие по беременности и родам по совместительству осуществляется с соблюдением минимального размера пособия по беременности и родам.
Начальник управления страховых выплат и социальных услуг – Светлана ЗАРУБИНА
_____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Во второй части вышеприведенного письма (как и в других своих письмах2) ПФУ продолжает настаивать на том, что работник может получить страховую выплату (в частности, «декретные») только по одному месту работы, в первую очередь, по основному. И только в случае не реализации работником права на страховую выплату по основному месту работы и после предоставления им решения страхователя или уполномоченных им лиц об отказе в назначении страховой выплаты по основному месту работы такая страховая выплата предоставляется по месту работы по совместительству (опять же только по одному из них).
2 См. письма ПФУ от 16.01.2023 № 1468-1025/Я-03/8-2800/23, от 26.01.2023 № 2748-2294/К-03/8-2800/23, от 24.01.2013 № 2371-2159/Я-03/8-2800/23 и от 22.02.2023 № 2800-030401-8/9174 в журнале «Все о труде и зарплате» № 2/2023, стр. 123, 124 и 125, № 3/2023, стр. 114.
Однако после широкой огласки такой позиции ПФУ народными депутатами разработан и уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», которым предусмотрено уточнение нормы абзаца второго части 1 статьи 22 Закона № 1105 касательно права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству (вместо союза «или» возвращается союз «и»). Этот законопроект уже обнародован не только на сайте Верховной Рады Украины, но и на сайте ПФУ. После того как указанный законопроект станет Законом, ПФУ будет вынужден отказаться от своей позиции, которая сейчас основана только на наличии союза «или» в норме абзаца второго части 1 статьи 22 Закона № 1105, но противоречит другим нормам Закона № 1105 и Закона о ЕСВ, о чем мы подробно сообщали.3
3 См. подвопрос «Особенности назначения и выплаты «больничных» совместителям» в статье «Больничные: порядок начисления и выплаты» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2023, стр. 28.