Разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда «Об установлении условий оплаты труда работникам, ведущим воинский учет на предприятии» от 07.07.2023
ВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 07.07.2023
Об установлении условий оплаты труда работникам,
ведущим воинский учет на предприятии
Законодательными актами, регулирующими вопросы оплаты труда, в частности установления доплаты за ведение воинского учета, особенности регулирования вопросов оплаты труда в период действия военного положения, являются:
1. Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15 марта 2022 года № 2136-IX (далее — Закон № 2136).
2. Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
3. Закон Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР (далее — Закон № 108/95).
4. Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25 марта 1992 года № 2232-XII (далее — Закон № 2232).
5. Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 2022 г. № 1487 (далее — Порядок № 1487).
Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 12 мая 2015 года № 389-VIII, действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом № 2136. Этот Закон действует исключительно в течение периода военного положения и утрачивает силу со дня его прекращения или отмены, кроме части четвертой ст. 13 и ст. 15 Закона № 2136.
Согласно части третьей статьи 1 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированных этим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 2136 заработная плата выплачивается работнику/це на условиях, определенных трудовым договором.
Условия трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Запрещается принуждение работника к заключению трудового договора, содержащего условия, в отношении которых между работником/цей и работодателем не достигнуто взаимное согласие (статья 9 КЗоТ).
Работники имеют право на оплату своего труда в соответствии с актами законодательства и коллективным договором на основании заключенного трудового договора (статья 21 Закона № 108/95).
Субъекты организации оплаты труда не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по оплате труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами (статья 22 Закона № 108/95).
Следует учесть, что на период действия военного положения Законом № 2136 установлены следующие особенности регулирования трудовых отношений, касающиеся и условий оплаты труда:
• в период действия военного положения стороны по согласию определяют форму трудового договора (ч. 1 ст. 2 Закона № 2136);
• уведомление работника об изменении существенных условий труда и изменении условий оплаты труда, предусмотренных частью третьей статьи 32 и статьей 103 КЗоТ, осуществляется не позднее, чем до введения таких условий (ч. 2 ст. 3 Закона № 2136). Норма Закона № 2136 в части, касающейся статьи 103 КЗоТ, согласно которой работодатель в одностороннем порядке может изменить условия оплаты труда в сторону ухудшения без уведомления работника за 2 месяца до таких изменений, действует с 19.07.2022 года;
• стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, уведомлений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран по соглашению между работодателем и работником (ч. 2 ст. 7 Закона № 2136);
• на период военного положения действие отдельных положений коллективного договора может быть остановлено по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона № 2136).
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы или обучения возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности.
Согласно требованиям статьи 141 КЗоТ руководитель в пределах предоставленных полномочий обязан правильно организовать труд работников, на которых в частности возлагаются обязанности по ведению воинского учета, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта.
Воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов ведется в соответствии с Порядком № 1487.
Согласно пункту 9 Порядка № 1487 для надлежащего функционирования системы воинского учета (обеспечения ее автоматизации с применением Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов) определяется количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, с учетом следующих норм:
1) в районных (городских) территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, в частности в обособленных отделах, а также в Центральном управлении или региональных органах СБУ, подразделениях Службы внешней разведки (далее — органы СБУ, подразделения Службы внешней разведки), при наличии пребывания на воинском учете:
— до 1500 призывников, военнообязанных и резервистов — один человек;
— от 1500 до 3000 призывников, военнообязанных и резервистов — два человека;
— более 3000 призывников, военнообязанных и резервистов — три человека, а на каждые следующие 3000 призывников, военнообязанных и резервистов — по одному человеку дополнительно;
2) в органах местного самоуправления при наличии на воинском учете:
— от 501 до 1000 призывников, военнообязанных и резервистов — один человек;
— от 1001 до 2000 призывников, военнообязанных и резервистов — два человека, а на каждые следующие 1000 призывников, военнообязанных и резервистов — по одному человеку дополнительно;
3) в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях при наличии на воинском учете:
— от 501 до 2000 призывников, военнообязанных и резервистов — один человек;
— от 2001 до 4000 призывников, военнообязанных и резервистов — два человека;
— от 4001 до 7000 призывников, военнообязанных и резервистов — три человека, а на каждые следующие от 1 до 3000 призывников, военнообязанных и резервистов — по одному человеку дополнительно.
При наличии на воинском учете менее 500 призывников, военнообязанных и резервистов обязанности по ведению воинского учета возлагаются на лицо службы персонала, которому устанавливается доплата в размере до 50 процентов должностного оклада, а для государственных служащих — в пределах экономии фонда оплаты труда (пункт 10 Порядка № 1487).
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 1487 должностные оклады работников, ответственных за ведение воинского учета, устанавливаются на уровне должностных окладов работников службы персонала, кроме государственных служащих.
Таким образом, конкретный размер оплаты труда работников за выполнение обязанностей по ведению воинского учета должен определяться сторонами в трудовом договоре с учетом соответствующих положений Порядка № 1487:
• на уровне должностных окладов работников службы персонала, с учетом норм коллективных соглашений и коллективного договора относительно системы оплаты труда и порядка установления размера должностных окладов, если последние не были приостановлены работодателем. В случае приостановления норм коллективного договора стороной работодателя новые условия оплаты труда должны устанавливаться с соблюдением требований статьи 15 Закона № 108/95;
• при наличии на воинском учете менее 500 работников — размер доплаты устанавливается по взаимному согласию сторон трудового договора с соблюдением норм, если таковые предусмотрены, коллективных соглашений и коллективного договора. При этом ограничение по доплате (до 50 %) не является обязательным, например для частных предприятий, которые могут устанавливать в пределах своих полномочий и за счет собственных денежных средств более высокие размеры доплаты.
Правовой основой для установления доплаты за ведение воинского учета на условиях совмещения профессий (должностей) и за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника является статья 105 КЗоТ. Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
Возложение дополнительных обязанностей на работника по сравнению с условиями ранее заключенного трудового договора возможно исключительно с согласия работника.
Следует отметить, что в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности (ч. 3 ст. 32 КЗоТ). Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других — работники должны быть уведомлены не позднее, чем до введения таких условий.
Работодатель имеет право изменить условия оплаты труда в сторону ухудшения, например размер доплаты за ведение воинского учета и когда это непосредственно не вызвано изменениями в организации труда (статья 103 КЗоТ).
В этом случае работодатель также должен уведомить работника/цу об изменениях до того, как он (она) начнет выполнять работу в новых условиях.
Работодатель, его должностные лица не имеют права принуждать работника/цу к заключению трудового договора, содержащего условия, в отношении которых между работником/цей и работодателем не достигнуто взаимного согласия (статья 9 КЗоТ).
Если предыдущие существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник/ца не согласен/на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по п. 6 ст. 36 КЗоТ (ч. 4 ст. 32 КЗоТ). Согласно ст. 44 КЗоТ при увольнении на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ работнику/це выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка.