Индивидуальная налоговая консультация ГНСУ «Относительно уплаты НДФЛ, военного сбора и единого социального взноса с невозвращенных подотчетных денежных средств» от 19.05.2020 г. № 2097/Я/99-00-04-06-03-09/ІПК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 19.05.2020 г. № 2097/Я/99-00-04-06-03-09/ИПК
Относительно уплаты НДФЛ, военного сбора и единого социального взноса
с невозвращенных подотчетных денежных средств
(Извлечение)
Государственная налоговая служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), рассмотрела обращение относительно налогообложения отдельного вида дохода и в пределах компетенции сообщает, что ответ предоставляется с учетом фактических обстоятельств, изложенных в обращении.
Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV НКУ, согласно пп. 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 которого объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.
В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включаются денежные средства, полученные налогоплательщиком на командировку или под отчет и рассчитанные согласно п. 170.9 ст. 170 НКУ (пп. 165.1.11 п. 165.1 ст. 165 НКУ).
Освобождаются от налогообложения военным сбором доходы, которые согласно разделу IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 НКУ (пп. 1.7 п. 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ).
В то же время в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включается сумма излишне израсходованных денежных средств, полученных налогоплательщиком под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с п. 170.9 ст. 170 НКУ (пп. 164.2.11 п. 164.2 ст. 164 НКУ).
Также указанный доход является объектом обложения военным сбором (пп. 1.2 п. 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ).
Порядок налогообложения суммы излишне израсходованных денежных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет, не возвращенной в установленный срок, определен п. 170.9 ст. 170 НКУ.
В соответствии с пп. «б» п. 170.9.1 п. 170.9 ст. 170 НКУ налоговым агентом налогоплательщика при налогообложении суммы, выданной налогоплательщику под отчет и не возвращенной им в течение установленного пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 НКУ срока, является лицо, выдавшее такую сумму под отчет для выполнения отдельных гражданско-правовых действий от имени и за счет лица, которое ее выдало, — в сумме, превышающей сумму фактических расходов налогоплательщика на выполнение таких действий.
Сумма налога, начисленная на сумму такого превышения, удерживается лицом, выдавшим такие денежные средства, за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) налогоплательщика за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих отчетных месяцев до полной уплаты суммы такого налога.
В случае если налогоплательщик прекращает трудовые или гражданско-правовые отношения с лицом, выдавшим такие денежные средства, сумма налога удерживается за счет последней выплаты налогооблагаемого дохода при проведении окончательного расчета, а в случае недостаточности суммы такого дохода непогашенная часть налога включается в налоговое обязательство налогоплательщика по результатам отчетного (налогового) года.
Учитывая изложенное, в случае получения налогоплательщиком – работником от работодателя денежных средств под отчет и не возвращенных им в течение установленного пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 НКУ срока работодатель является налоговым агентом при налогообложении указанной суммы при условии соблюдения всех требований, установленных п. 170.9 ст. 170 Кодекса.
При этом в случае прекращения трудовых или гражданско-правовых отношений с лицом, выдавшим такие денежные средства, и недостаточности суммы дохода работника непогашенная часть налога включается в налоговое обязательство налогоплательщика по результатам отчетного (налогового) года.
Законом Украины от 8 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464) определен перечень плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос), порядок начисления и уплаты единого взноса.
Согласно п. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464 плательщиками единого взноса являются работодатели, в том числе предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам.
Базой начисления единого взноса для работодателей является сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда», и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (п. 1 части первой ст. 7 Закона № 2464).
Таким образом, полученные работником и не возвращенные денежные средства под отчет не являются базой начисления единого взноса.
Во избежание неоднозначного толкования норм налогового законодательства каждый конкретный случай возникновения налоговых отношений следует рассматривать с учетом документов (материалов), которые касаются затронутых вопросов.
Согласно п. 52.2 ст. 52 НКУ индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.