Разъяснение Фонда социального страхования Украины «Относительно оформления и оплаты э-больничных» от 16.09.2021
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 16.09.2021
Относительно оформления и оплаты э-больничных
(Извлечение)
Уже с 1 октября электронные больничные полностью заменят своих бумажных предшественников. В течение следующих двух недель информационные системы, протоколы обмена данными и правила создания медицинских заключений доработают, чтобы учесть ошибки и нюансы, по которым возникали вопросы у врачей, работников и работодателей во время тестового периода.
Поэтому в октябре некоторые действующие сейчас нормы будут модернизированы. Например, изменится срок формирования медзаключения и номер э-больничного.1
1 О новшествах с 01.10.2021 в формировании электронных листков нетрудоспособности подробно рассказано в разделе «Новости законодательства» на стр. 4 этого номера. (Ред.)
Но большинство положений останутся в силе. <…>
Публикуем ответы на самые распространенные вопросы, которые мы получаем от застрахованных лиц и их работодателей, которые еще не освещали в разъяснениях:
Как понять, получил ли работник непроизводственную травму или имел общее заболевание, если ему создан э-больничный с причиной нетрудоспособности «1»?
В электронных больничных причина нетрудоспособности указывается по обновленным кодам — они отличаются от установленных для бумажных листков нетрудоспособности. Если у бумажных больничных для общего заболевания и травмы непроизводственного характера определены два разных кода, то в электронном в обоих случаях указывается код «1 – Тимчасова непрацездатність внаслідок захворювання або травми, що не пов’язані з нещасним випадком на виробництві».
Диагноз — персональные данные работника. Так что выяснять детализированную причину нетрудоспособности не стоит.
Когда в бумажных больничных указано, что работник имел травму непроизводственного характера, работодатели спрашивают у сотрудника объяснения. Необходимо ли это делать в случае э-больничных?
Работодатели брали у работников объяснения обстоятельств травмирования, чтобы правильно назначить материальное обеспечение. Ведь пособие по временной нетрудоспособности не предоставляется, например, в случае получения травмы при совершении уголовного правонарушения, умышленного причинения ущерба своему здоровью, болезни или травмы из-за опьянения и т. д.
Поскольку у э-больничных невозможно определить, имел работник травму или общее заболевание, спрашивать такое объяснение не нужно.
В то же время в э-больничном имеется отметка о признаках алкогольного или наркотического опьянения. Если временная нетрудоспособность работника связана с опьянением, комиссия социального страхования предприятия должна отказать в назначении пособия.
Если работник имеет длительное заболевание, то ему оплатят э-больничный только после выздоровления?
Нет, застрахованному лицу, который долго болеет, Фонд социального страхования Украины оплатит каждый промежуточный э-больничный. Как и в случае бумажных листков, один страховой случай может оформляться несколькими электронными больничными. Они создаются как продолжение первичного и подлежат оплате каждый после своей выдачи.
Однако если бумажный больничный может продлеваться врачом единолично до 15 календарных дней, то медицинские заключения для формирования э-больничных врачи могут создавать самостоятельно на срок до 30 календарных дней. Дальнейшее подтверждение временной нетрудоспособности требует осмотра врачебно-консультативной комиссией (ЛКК).
Ориентировочный срок нетрудоспособности пациента, определенный в э-больничном, должен основываться на индивидуальных показателях состояния здоровья и медицинских протоколах. Если пациент не выздоровит в ориентировочно определенный при осмотре срок, врач сформирует новое медицинское заключение, на основании которого сформируется отдельный, продленный э-больничный.
Поскольку электронный больничный работника становится готовым к оплате только после завершения определенного в нем периода нетрудоспособности, не следует формировать слишком длинные медицинские заключения, если для этого нет весомых оснований.
Многие вопросы, поступающие в ФССУ, касаются функционирования и работы кабинета страхователя на веб-портале Пенсионного фонда Украины. По этим вопросам необходимо обращаться на горячую линию ПФУ: 0-800-503-753.