Разъяснение Пенсионного фонда Украины «О подаче заявлений-расчетов с 1 января 2023 года» от 22.12.2022
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 22.12.2022
О подаче заявлений-расчетов с 1 января 2023 года
С 1 января 2023 года вступает в силу обновленная редакция Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», согласно которой уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и от несчастного случая будет Пенсионный фонд Украины.1
1 Подробно об обновленной редакции Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» рассказано в статье «Новый Закон о социальном страховании: последствия для работодателей и работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 6/2022, стр. 34. (Ред.)
Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 21 декабря 2022 года № 28-3 «Некоторые вопросы финансирования для осуществления выплат и предоставления социальных услуг, определенных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» определены особенности применения Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет денежных средств Фонда социального страхования Украины, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования от 19 июля 2018 года № 12, на период до принятия правлением Пенсионного фонда Украины нового порядка.
Для получения финансирования для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве страхователь, как и ранее, должен подать заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах страховых выплат по их видам.
Такое заявление-расчет, начиная с 1 января 2023 года, будет подаваться через соответствующий интерфейс в личном электронном кабинете страхователя на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
Возможность формирования и подачи заявлений-расчетов непосредственно из личного электронного кабинета без привлечения дополнительного программного обеспечения будет доступна всем работодателям.
Средства личного кабинета в пункте меню «Заяви-розрахунки» будут предусматривать возможность поиска и пересмотра заявлений-расчетов этого страхователя согласно определенным им критериям — период регистрации листков нетрудоспособности, тип заявления-расчета (по электронным листкам нетрудоспособности); формирование (редактирование) и отправку заявления-расчета в Пенсионный фонд Украины.2 При формировании заявления-расчета используется информация из электронного листка нетрудоспособности и Реестра застрахованных лиц.
Как и раньше, по электронным и бумажным листкам нетрудоспособности будут составляться отдельные заявления-расчеты.
Максимальное количество листков нетрудоспособности в одном заявлении-расчете составит 200 штук с целью улучшения качества обслуживания и ускорения автоматизированной обработки заявлений-расчетов.
В то же время к заявлению-расчету можно будет добавлять комментарии, объяснения и, при необходимости, сканированные копии документов, которые могут быть полезны при принятии решения о финансировании.
Заявления-расчеты по бумажным листкам нетрудоспособности необходимо заполнять в режиме ручного ввода данных с прикреплением сканированных копий бумажных листков нетрудоспособности.
В то же время страхователи, которые по каким-либо причинам не могут пользоваться электронным кабинетом на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины, могут составить заявление-расчет в бумажной форме и подать его в любой отдел обслуживания граждан (сервисный центр).
__________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: К вышеизложенному добавим, что Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) на своем сайте уже сообщил, что работодатели в личном кабинете на веб-портале электронных услуг ПФУ могут формировать электронное заявление-расчет не только на основании информации из электронного листка нетрудоспособности (далее — ЛН), но и на основании данных бумажного ЛН. Для этого в форме заявления-расчета необходимо указать тип ЛН «паперовий», указать его серию и номер и добавить к заявлению-расчету сканированную копию бумажного ЛН (цветную).
В целях упрощения процедуры заполнения информации о ЛН в личном кабинете страхователя на веб-портале электронных услуг ПФУ реализована возможность в автоматическом режиме загружать ЛН, сформированные в программном обеспечении ведения бухгалтерского учета страхователя, в заявление-расчет на веб-портале ПФУ. Для этого на своем сайте ПФУ разместил пошаговый алгоритм такой загрузки (см. ниже разъяснение ПФУ от 17.01.2023), а мы о нем подробно рассказали в статье предыдущего номера журнала.3